рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Связь экономической истории с историей экономической политики

3. Восстановление сельского хозяйства. В начале 1933 г. принят закон о восстановлении сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

• сокращение посевных площадей и поголовья скота, за что фермеры получали компенсацию и премию, льготы по налогообложению;

• меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.;

• инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., продажа разорившихся ферм с аукциона прекратилась.

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице, оказывалась помощь больным и инвалидам.

На втором этапе проведения “Нового курса” увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. - 4,9, а в 1938 г. - еще 5 млрд, долл. Оказывалась помощь не только крупному фермерству, но низкодоходным хозяйствам. Все эти меры способствовали выходу страны из кризиса.

Оценивая “Новый курс”, мы должны, прежде всего, отметь то, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли вверх. В результате “Нового курса” в США укрепились позиции крупной буржуазии, концентрация производства и капитала усиливалась.

В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.


6.3. Экономическая политика фашистской Германии

Сильнейшее потрясение капиталистического мира, происшедшее в 1929-1933 гг., глубоко и серьезно поразило германскую экономику. Это объясняется, прежде всего, ее зависимостью от иностранного капитала. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство в Германии упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. 68 тыс. промышленных предприятий потерпели крах. Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. Усилилось национально-освободительное движение в колониях. На 60% сократилась внешняя торговля. Вновь обесценилась валюта, произошел крах ряда крупных банков. В 1932 г. имелось 8 млн. полностью и частично безработных. Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции - фашизм. "Экономический кризис германского капитализма породил крах политической системы Веймарской республики. Монополистическая буржуазия не смогла больше господствовать при помощи старых парламентских методов. Ее руководители, склоняясь к мысли о необходимости военной диктатуры, все чаще обращали взоры на фашистское движение. Именно они в большей степени способствовали приходу фашистов к власти".

Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких промышленников. Г.Стиннес, Ф.Тиссен, владельцы угольных копей Рура и др. выдавали огромные денежные суммы фашистской партии. Так, глава концерна “Тиссен АГ” финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г, В конце 20-х годов Гитлер сотрудничал уже со стальными королями Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я.Щахт. Через его посредничество нацисты расширили свои контакты с другими крупными промышленниками Германии, в частности, с Фликом, внесшим в так называемый “фонд Гиммлера”, из которого финансировался захват власти нацистами, 100 тыс. марок. Он же подписал и пресловутое письмо, в котором группа немецких промышленников просила президента Германии фон Гиндербурга (1847-1934) назначить Гитлера канцлером Германии. Промышленники Рура отчисляли в кассу нацистской партии по 5 пфеннингов с каждой проданной тонны угля.

Были покровители нацистской партии и среди американцев: Рокфеллер, Морган, Ламо и др. В 1930 г. вложения США в германскую экономику достигли 5% национального дохода. В 1931 г. настоянию президента Гувера прекратились выплаты Германией репараций. В то же время Нью-Йоркская биржа повысила курс акций фирм, имевших вложения в германскую экономику.

30 января 1933 г. по прямому требованию финансовых воротил президент Гиндербург передал реальную власть Гитлеру, назначив его рейхсканцлером. Фашизм в Германии смог прийти к власти благодаря поддержке германского и иностранного (в особенности американского) финансового капитала. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление экономики, чему способствовал ее перевод на военные рельсы. Главным содержанием экономической политики фашизма стала милитаризация Германии. Военные расходы в 1933-1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья, продовольствия, денежные средства передавались руки военных. В ряде соседних стран развернули работу фили; германских фирм.

Внутренний и внешний курс фашизма был связан с подготовкой Второй мировой войны. Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и начал открытое перевооружение страны: в апреле 1933 г. создал министерство авиации, марте 1935 г. ввел всеобщую воинскую повинность. В июне 1935 был заключен англо-германский морской договор, по которому Германия строит свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот - 45% от тоннажа британского флота. С 1934 г. восстановлено колониальное ведомство. Монополии Великобритании, Франции, США финансировали Германию, снабжали ее сырьем, помогали оснащению армии.

Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы, поставив во главе крупных капиталистов. Происходит сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами. Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства.

Поскольку одной из хозяйственных задач Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов, налаживалось производство синтетических материалов: искусственного каучука, бензина, пластмасс, химическою волокна. Сырье закупалось в США, Великобритании, Франции.

Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 всех инвестиций. В итоге тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризисный ее уровень в 1934 г. на 50%. Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место занимает машиностроение, дававшее около 25% промышленной продукции. Накануне Второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства.


Данные об общественных инвестициях в Германии, млн. рм. Брутто

Инвестиции

Год

1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938
На военные цели 620 720 3300 5150 9000 10850 15500

На транспорт

805 1238 1694 1876 2144 2400 3376

На управление

800 810 1200 1400 1400 1420 1200
В жилищное строительство 150 185 275 220 175 200 250

Из таблицы видно, что с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз. Их удельный вес поднялся с 26 до 76%. Расходы на транспорт увеличились в 4 раза, управление - в 1,5 раза, на жилищное строительство - в 1,7 раза.

Государственный сектор в экономике Германии занимает значительное место. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд., а в 1939 г. - 17 млрд. рейхсмарок. В марте 1936 г. по данным имперского статистического управления в Германии насчитывалось 1085 общественных предприятий. Из них 61 было собственностью империи, 57 - собственностью земель, 25 – собственностью ганзейских городов, 291 - собственностью общин и союзов, 142 - совместная собственность империи и общин. 30% предприятий составляли акционерные общества, 64,4% - общества ограниченной ответственностью и 4,2% - общества частного права.

В целях подготовки к войне осуществлялось государственно-монополистическое регулирование и сельского хозяйства. Каждый крестьянин превращался в “солдата фронта питания”, обязан есть не то, что ему хотелось, а то, что ему диктовали руководители Имперского сословия по продовольствию - главный орган государства по регулированию сельскохозяйственной продукции.


6.4. План экономии английского банкира Дж.Мэя

Экономический кризис 1929 - 1933 гг., поразив ведущие стран мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, увеличилась безработица - в 1932 году она охватила 30-35% всех рабочих.

Однако в Великобритании кризис начался позднее, чем в других странах, - в конце 1930 г., хотя первые симптомы появились в начале того же года. Министерство финансов, чтобы найти дополнительные доходы, увеличило прямые налоги, включая подоходный, из косвенных был увеличен только один - на пиво. К весне 1931 г. финансовое положение страны ухудшилось. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны.

Следует отметить, что целью банкиров и правительства не было увеличение занятости или спасение промышленности, они хотели просто исправить дисбаланс бюджета, торговли и кредита. Это происходило потому, что тогда в период экономического кризиса единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных финансовых условий, хотя в это время уже высказывались новые идеи о вмешательстве государства в экономику. Новый ход экономической мысли не был еще полностью разработан, а сам Кейнс еще анализировал основания для некоторых положений своей концепции, он еще открыто не защищал несбалансированный бюджет и имел мало поддержки среди коллег.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций под руководством финансиста Дж Мэя была создана королевская Комиссия по национальной экономии, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором предрекался дефицит бюджета в 120 млн. фунтов стерлингов в год.

Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или в те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов.

Поскольку доклад Комиссии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

В целом регулирование государственных расходов во время депрессии оказало стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в конце 1931 г. (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован, и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству и в самой Великобритании, и за границей.

Кроме осуществления политики экономии, правительство Макдональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Большое число стран (Скандинавия, Япония и Др.) последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. Конечно, большинство стран отреагировало соответственно, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, т.к. Великобритания также ввела протекционизм. В 1931-1932 г. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых товаров: Великобританию. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно отразилось на английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. В стране цены оставались стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., цены возросли: среднем лишь на 10%. Доверие к фунту почти восстановлено, вклады начали возвращаться в английские банки. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса, концу 1932 г. в экономике наблюдались уже первые признаки оздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

6.5     Экономическая политика французского правительства Национального фронта

Мировой экономический кризис носил затяжной характер во Франции и резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Правительство Народного фронта создает программу выхода из кризиса, главной задачей которой было удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром - Французским банком. Другое экономической положение программы - требование создания национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест за счет снижения пенсионной барьера, организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, реформы системы налогообложения и др.

В мае 1936 г. началось общенациональное движение за осуществление программы Народного фронта. Его пик пришелся на конец мая - начало июня этого года, когда в забастовках принимало участие около 2 млн. человек. Правительство столкнулось с острой проблемой дефицита государственного бюджета. Непомерные расходы на социальные выплаты заставили пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по гражданам страны. Усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства. Несмотря на существенное сокращение расходов из бюджета, состояние финансов ухудшалось, что вынудило прибегнуть к новой девальвации франка. Правительство вводит более высокий налог на капитал, превышающий 150 тыс. франков, увеличивает налоги на так называемые привилегированные предприятия, облагает налогами сверхприбыли предприятий, работающих на оборону страны, устанавливает контроль за валютными операциями, импортом и т.п.

В социально-экономической политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен контроль над Французским банком, проведена частичная национализация военной промышленности. В 1937 г. государство стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Национальное зерновое бюро, покупавшее у крестьян зерно по твердым ценам. Осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике правительством Народного фронта был принят закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.