рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Связь экономической истории с историей экономической политики

В 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала, которые существовали в стране 40 лет. После отмены валютных ограничений вывоз частного капитала из страны стал расти более быстрыми темпами, чем в 60-е гг. Только за 1979-1981 гг. экспорт капитала составил 11,3 млрд ф.с, в начале 80-х гг. среднегодовой размер внешних инвестиций частного капитала составил около 3,5 млрд. ф.с. Основная часть английского капитала направлялась в развитые страны: США, Канаду, страны Европейского Экономического Сообщества. Поощрялись вложения иностранного капитала и в свою экономику. Ведущее место среди иностранных инвесторов занимали американские компании.

Успешно развивается и сельское хозяйство, в котором занято 2% населения страны. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем механизации и производительности, дает 80% всего необходимого стране продовольствия. Проводятся мероприятия по усилению интенсификации земледелия, стимулированию развития сельскохозяйственной науки, селекции высокоурожайных сортов растений. Характерной чертой аграрного развития Великобритании 80-х гг. было сращивание аграрного и промышленного капитала путем интенсивной интеграции. В это время сельскохозяйственное производство росло в среднем на 3% в год.

В настоящее время Великобритания сохраняет лидирующие позиции по ряду важнейших экономических показателей. Так, она находится на 2-м месте в мире по объему заграничных инвестиций, на 4-м месте - по доле экспорта, на 5-м - по объему промышленного производства.

8.4. Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы

Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы, являются составной частью радикального обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах.

В 1990 г. в целом определился курс в направлении западной демократии; рыночных отношений через приватизацию госсектора и поощрение частного предпринимательства. Данный курс во всех странах сопровождается нарастанием кризисных явлений. Глубина экономического спада в странах восточно-европейского региона выражается в сокращении валового национального продукта в 1990-1992 гг.: в Болгарии почти вдвое, Румынии - на 1/3, Венгрии и Чехословакии - на 1/4, Польше - на 1/5. Еще более масштабным было падение промышленного производства, которое в Болгарии и Румынии уменьшилось более чем вдвое, Венгрии и Чехословакии -на 1/3, Польше - почти на 1/4.

Рыночная трансформация привела к росту безработицы (более 5,5 млн. чел. к концу 1992 г.), обострению проблемы бедности, имущественному расслоению, росту преступности и другим негативным явлениям.

К настоящему времени четко определились различные варианты формирования рыночной экономики, которые содержат как общие, так и специфические черты и принципы, обусловленные различными историческими и национальными условиями этих стран.

В восточно-европейском регионе раньше других на путь реформ встала Венгрия, которая приступила к преобразованиям в 1968 г., хотя решения о хозяйственной реформе принимались еще в 1966 г. Тогда утверждалось, что основной чертой хозяйственного механизма должна стать органическая связь централизованного планового управления с активной ролью товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства. Однако попытка совместить эти противоречивые начала не привела к желаемым результатам. Поэтому с 80-х гг. наряду с созданием рынка потребительских товаров был взят курс на формирование рынка факторов производства, ценных бумаг, иностранной валюты. Таким образом, рыночными отношениями охватывалась все более широкая сфера общественного воспроизводства. Возрастала доля частного капитала. В 1987 г. в этом секторе произведено 7% национального дохода. В промышленности были разрешены частные хозяйства и фирмы с наймом 500 человек. Развивались различные формы мелких предприятий. К 1983 г. таких предприятий в Венгрии образовалось свыше 3500.

Банкам разрешалось выпускать облигации и акции, определенная доля которых могла приобретаться населением. Таким образом, формировался акционерный капитал и рынок ценных бумаг. Одновременно - это один из путей приватизации собственности.

В последующие годы происходит постепенное расширение производства в частном секторе. Увеличилось и кооперативное хозяйство при одновременном сокращении доли государственных предприятий.

Несмотря на то, что венгерская реформа началась раньше, существенных изменений для общества она не дала. В 1987-1988 гг. практически не увеличился объем валового национального продукта. В начале 80-х гг. в Венгрии произошла либерализация цен, что определило долговременный рост цен всех уровней. В 1988 г. по сравнению с предыдущим цены промышленности увеличились на 4%, розничные - на 15,7%. В этих условиях правительство проводит жесткую финансовую политику и к концу 1991 г. добивается некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен.

В сравнении с другими странами, проводящими реформы, в Венгрии антиинфляционная политика принесла более ощутимые результаты: приток иностранного капитала, рыночные преобразования, эффективные меры против неперспективных предприятий. В 1991 г. был принят закон о банкротствах, который устанавливал процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий. Заметно выросла доля негосударственного сектора, которая превысила по стоимости государственный. На частный сектор приходилось 1/3 ВНП и около 20% занятых. В целом завершилось создание законодательных основ рыночной экономики, ее инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов и т.д.).

Однако продолжал сокращаться объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета (в 1993 г. примерно 7% ВНП). Росла безработица, которая составила 12% от трудоспособного населения. К 1994 г. страна миновала стадию спада, но окончательный поворот к подъему в экономике не наступил. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в Польше. Экономическая реформа началась в 1982 г. с принятия большого количества законов после введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было стабилизировать экономику. Однако усиление несбалансированности и инфляции, проявившееся в ходе реформ, привело к смене правительства и победе “Солидарности”. Новое правительство начало форсировать переход к рыночным отношениям. С конца 1989 г. были приняты меры по созданию равновесия на рынке путем отказа государства от контроля за ценами с одновременным ограничением роста заработной платы трудящихся.

В трансформации социалистического общества Польша обратилась к “шоковой терапии”. В начале 1990 г. здесь были отпущены цены на 90% видов продукции и услуг. Инфляция в этот период составляла 250%. В этих условиях польское правительство обратилось к жесткой денежно-финансовой политике. В результате наметилась тенденция снижения инфляции. Во втором полугодии 1991 г. цены увеличились лишь на 5-6% в месяц против 69% в январе 1990 г.

Сокращение производства в промышленности - на 24% по сравнению с 1989 г., трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, снижение реальных доходов населения, принудительная приватизация лишь осложняли положение в экономике. Положение усугубляла огромная внешняя задолженность, которая составила 89 млрд. долл. Чтобы погасить задолженность, власти вынуждены были идти на новые займы. Экономические трудности подтолкнули правительство к тому, чтобы весной 1990 г. повысить ставку процента за кредит до 50%, а во второй половине года - до 70-80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Во втором полугодии 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33 трлн. злотых. Политика приватизации шла медленно и нерешительно. То небольшое число приватизированных предприятий не изменило экономическую деятельность, численность работающих, объем производства, в итоге средняя рентабельность этих предприятий снизилась с 20-40% до 8%.

В целом стабилизационная программа помогла сократить инфляцию с 640% в 1989 г. до 35% в 1993 г. Доля частного капитала в совокупном ВНП увеличилась за 1989-1993 гг. с 28 до 50%.

Положение в Чехословакии до 1990 г. было относительно стабильным. Здесь наблюдается рост национального дохода примерно на 3% в год. Правительство принимало ряд мер, касающихся урегулирования капитального строительства, снижения материальных затрат, развития фондов заработной платы, повышения сбалансированности внешней и внутренней торговли.

В 1988 г. были реализованы реформы, направленные на повышение самостоятельности промышленных объектов и их ответственности за эффективное развитие. Началась перестройка центральных органов, что привело к сокращению аппарата на 20%. В 1989 г. правительство страны принимает курс на свободный рынок и плюрализм форм собственности. Уже в сентябре 1990 г. было зарегистрировано 339 тысяч частных предприятий.

Однако объём промышленного производства сократился за первый квартал 1990 г. на 3,7%. Розничная торговля, напротив, увеличилась на 8,2% при росте розничных цен на 7,2%.

В Чехословакии на начальном этапе реформ 70% государственных предприятий были неплатежеспособными, их задолженность составляла 80 млрд. крон. Правительство практиковало кредитование лишь рентабельных и военных предприятий. Для этих целей было выделено 1,2 млрд. крон. Ставка процента за кредит оставалась низкой – в 1991 г. 25%.

Освобождение цен началось в январе 1991 г. Сначала розничные цены выросли на 50%, а затем - еще на 9%. Вариант проводимой в Чехословакии реформы отличался сбалансированностью и последовательностью, чему способствовали высокий исходный уровень экономического развития и насыщенность внутреннего рынка. Здесь отмечается минимальный уровень инфляции, почти не сократилась реальная заработная плата.

Но с 1993 г. распад федерации усилил кризисные явления. Только за 1 квартал 1993 г. промышленное производство в Чехии упало на 8%, на треть снизился Экспорт. Экономика Словакии имеет худшие стартовые возможности. В 1993 г. снижение ВНП составляет 5%. Традиционная привязка к восточному рынку осложняет ситуацию. Разработанная правительством программа на ближайшее время содержит 5 приоритетных направлений: энергетика, малотоннажная химия, деревообработка, экология, туризм.

Югославия - страна, где реформы начались одновременно с реформой в СССР: в 1965 г. В дальнейшем она в качестве основных ориентиров имела курс на повышение самостоятельности входящих в нее республик и отдельных предприятий. Здесь была создана система самоуправления, что привело в конце 70-х гг. к заметным диспропорциям регионального и отраслевого характера, росту внешней задолженности. Свободное ценообразование и отсутствие государственного контроля за ценами вызвали высокий уровень инфляции. Неравномерность развития была одним из факторов роста нестабильности в республиках Югославии. Это создавало опасность ее разделения.

С 1989 г. в стране ведется курс на создание нового социализма, основанного на рыночной экономике, разнообразии форм собственности и политическом плюрализме. В 1989 г. инфляция в стране составила 2665% по показателю роста розничных цен. С 1 января 1990 г. вводятся меры по снижению инфляции: замораживание заработной платы, свобода цен, либерализация импорта, введение конвертируемого динара путем его деноминации. И уже к апрелю 1990 г. прекратился рост цен, наблюдалось некоторое оживление в производстве.

Достаточно трудно оценить процесс реформ в Румынии. По официальным данным начала 1989 г. он протекал успешно, рост национального дохода составил 3,2%, производительность труда повысилась на 2%. После свержения Чаушеску в 1990 г. правительство проводит ряд реформ: сокращается количество централизованно распределяемой продукции, более гибкой стала система плановых показателей, проведена либерализация цен. В 1992 г. сокращение ВНП, промышленности и сельского хозяйства здесь было самым резким. Сохранить производство удалось лишь за счет внешних кредитов.

В Болгарии в 90-х гг. правительство сделало ставку на быстрое внедрение рыночных отношений. С целью смягчения последствий “шоковой терапии” оно предложило вариант сочетания быстрого с постепенным реформированием экономики. Главное в этой программе - переход от централизованного планирования к экономическим отношениям, основанным на многообразии форм собственности и хозяйствования. Предполагалось, что свободное ценообразование должно пройти в два этапа в сочетании с мерами по контролю за инфляцией. Большое внимание уделено экономии государственного бюджета при ограничении роста доходов населения. Предусматривалось сокращение импорта и увеличение экспорта. Государственное регулирование экономики осуществлялось косвенными методами с помощью бюджета, налогов, отчислений, таможенных пошлин, кредитов, капиталовложений и т.д. В целях снижения уровня инфляции (в 1991 г. 600%) правительство проводит монетаристскую концепцию. В 1991 г. был утвержден курс на государственную помощь предприятиям, государственную гарантию кредитов.

Итак, выделим наиболее важные черты в реформировании экономического строя стран Восточной Европы. В радикальном обновлении социально-экономической системы решающая роль принадлежит государству. Обозначился переход от административно-командного управления к гибкому экономическому регулированию, определению сфер государственного и рыночного регулирования в процессе становления рынка.

Безусловны общие принципы в подходе к трансформации бывших социалистических стран: приватизация, демонополизация, формирование экономики открытого типа, финансовая стабильность и т.д.

Важнейшей задачей начального этапа реформирования явилась макроэкономическая стабилизация, позволяющая сгладить действия инфляции, установить сбалансированность бюджета, конвертируе­мость национальной валюты, создать условия для конкурентных экономических отношений. Для этого применялись непопулярные меры: либерализация цен, ограничение доходов населения и предприятий, сокращение кредита, повышение процентных ставок кредита, уменьшение централизованных дотаций, военных, управленческих расходов.

В основу финансовой политики был положен курс на реформирование бюджетной, банковской, налоговой систем, ограничение кредита. Развитие рыночных отношений предполагает введение новых видов налогов. Одним из них стал налог на добавленную стоимость. Другим - общий подоходный налог вместо налога на зарплату.

Реформы в странах Восточной Европы сопровождаются глубоким спадом производства. Причинами являются: разрушение социалистической системы хозяйствования, незавершенность реформирования экономики, разрушение хозяйственных связей между социалистическими странами. Программы реформ направлены на создание рыночных отношений и включают сокращение государственного сектора в хозяйстве. Проводятся приватизация государственных предприятий и развитие частного сектора. Приватизация осуществляется с помощью различных институтов - фондов, холдингов, инвестиционных компаний. Она требует законодательного оформления и поддержки соответствующих органов. Однако пока приватизация зачастую сводится к передаче государственной собственности бюрократическим силам, укрепляющим свои позиции.

Развитие свободного предпринимательства осложняется монополизмом государства и отдельных хозяйствующих субъектов. Решение проблемы демонополизации сопряжено с осуществлением целого ряда мер, в т.ч. с активизацией притока иностранного капитала и либерализацией импорта.

Развитие современного рынка требует также решения проблем во внешнеэкономической области, создания открытой экономики. Реформы, проводимые в странах Восточной Европы, пока не дали значительных позитивных перемен в экономике и других сферах общественной жизни.

8.5, Реформы экономики в странах Азии

Формирование хозяйственного механизма в странах Азии происходило в условиях и формах, близких к СССР. Существенной чертой такой структуры являлась сильная позиция государственно-партийного аппарата в общественном воспроизводстве, т.е. командно-административная система.

В середине 60-х гг. начали появляться признаки несоответствия этой системы требованиям развития производительных сил, что отражалось в замедлении темпов экономического роста и снижении эффективности. В 1970-1980-е гг. становится очевидным неспособность такой системы решать экономические проблемы стран.

Процесс реформ в экономической жизни каждой из стран имеет различия, но при этом можно говорить и об общих направлениях деятельности новых правительств. Среди них: устранение бюджетных дефицитов, отмена или сокращение дотаций убыточным предприятиям, сдерживание инфляционных процессов, улучшение отраслевой и производственной структуры народного хозяйства, повышение эффективности экономики в целом. Основой радикальных преобразований становятся изменения в отношениях собственности.

Важнейшей особенностью реформ в странах Азии является то, что они начались с перестройки в экономике без изменений в политической и идеологической сферах. Инициатором преобразований выступали старые структуры управления, усиливалась роль государственно-партийного аппарата. Это объясняется национальными особенностями развития стран Азии. На общественные отношения большое влияние оказывали методы централизованного правления в сочетании с общинными и религиозными традициями. Своеобразно трактовалась и идея социализма, в частности, его коллективистские начала. Нельзя не учитывать и длительный период войн, противостояния империализму, что также поддерживало устойчивость организационных структур, основанных на социалистической идеологии.

Итак, множественность моделей выхода из кризисных ситуаций, преодоления социально-экономических трудностей на современном этапе являет собой образец гибкого маневрирования и приспособления к сложным условиям воспроизводства, выработки эффективного “синтеза” рыночного механизма и государственного регулирования.

8.6. Украинский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования

Важной особенностью периода до 1989 г. следует считать массированную атаку на так называемую “командно-административную систему” под различными политическими лозунгами. В результате этой борьбы возникла ситуация хозяйственного безвластия, приведшая в конечном итоге к распаду СССР.

16 июля 1990 г. Верховный Совет Украины принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 г. одобрил Акт провозглашения независимости Украины. 28 июня 1996 г. была принята Конституция Украины.

После августа 1991 г. был выбран монетаристский путь реформы в шоковом варианте, основанный на попытке достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращения дефицита бюджета и удорожания кредита. Предполагалось, что быстрый переход к свободным рыночным отношениям автоматически создаст стимулы для структурной перестройки и преодоления кризиса.

Избранный правительством путь на практике оказал негативное влияние на народное хозяйство, усугубил кризис, умножил невзгоды широких слоев населения. За 1991-1996 гг. валовой внутренний продукт сократился почти в три раза, промышленное производство - больше чем наполовину, продукция сельского хозяйства - на одну треть, производство многих видов питания - на две трети.

Падение производства, нарушение хозяйственных связей приобрели обвальный характер. Полный крах потерпела инвестиционная политика. Капитальные вложения в народное хозяйство сократились почти в 4 раза. Втрое сократилось жилищное строительство, откатившись к уровню 1951 г.

В 1995 г. производство угля сократилось на 20%, переработки нефти - на 14%, производство машин и станков - на 30%, автомобилей - на 37% и т.д.

Когда отрицательные последствия реформы стали проявляться наиболее явно, предпринимается попытка форсировать приватизацию и разгосударствление на основе акционирования, что осложнило и экономическую, и политическую ситуацию. Развал СССР привел к разрушению налаженных производственных связей, что усугубилось войной цен, которые и так возросли примерно в 32 раза. Развал “рублевой” зоны привел к гиперинфляции. Уровень инфляции составил 2200%.

Спад производства в украинской промышленности, начавшийся в 1990 г., продолжался вплоть до 1996 г. Общее падение производства за 1990-1995 гг., согласно официальным данным, составило 48% (см. табл.1, и 2.). Падение производства в различной степени затронуло отдельные отрасли.

Таблица 1. Динамика объемов производства в отраслях промышленности (1990=100)

1991 1992 1993 1994 1995
Вся промышленность, 95 89 82 60 52
в том числе:
электроэнергетика 96 90 85 74 70
топливная промышленность 89 76 59 49 44
черная металлургия 88 80 61 43 40

химическая и нефтехимическая

промышленность

93 81 61 45 40
лесная и деревообрабатывающая 102 104 100,7 68 54

промышленность строительных

материалов

101 98 83 52 37
легкая промышленность 97 103 89 47 31
пищевая промышленность, 87 75 65 53 46

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.