рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Связь экономической истории с историей экономической политики

Таким образом, опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.


Контрольные вопросы

1. Перечислите причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

2.Что было теоретической основой программы “Новый курс” Рузвельта?

3. Перечислите основные мероприятия “Нового курса”.

4. В чем сущность общественных работ?

5. Какие меры были приняты для повышения цен на сельскохозяйственную продукцию в США ?

6. Цель экономической политики фашизм.

7. В чем сущность плана экономии Дж. Мэя?

8. Основные мероприятия программы Народного фронта Франции.


7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

7.1. Экономические итоги Второй мировой войны

Забвение, а порой и прямое попрание условий Версальского мирного договора после Первой мировой войны, всемирное западное и американское содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новой мировой войне. Вторая мировая война (1939-1945 гг), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами - Германией, Италией, Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой.

В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель Первой мировой войны.

В тяжелом экономическом положении оказались почти страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Произошел разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовложений. Ощущался дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, вели к сужению аграрного сектора.

Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свои потребности, к примеру, в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке на 30%, сале и масле примерно на 15%, жидком топливе и мясе - только на 10%.

Лишь США, находясь в географическом удалении от основных театров военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста: алюминиевая промышленность - в 6 раз, самолетостроение - в 16, производство каучука - в 400 раз и т.д. В результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира.

В этих условиях США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы так называемого “восстановления и развития” Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем, Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959 гг.).

7.2. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы

План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Летом того же года на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. В плане Маршалла не участвовали СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Финляндия.

В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, военных разрушениях, восстановительных работах, сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.

Почти год потребовался для принятия американским конгрессом в апреле 1948 г. “Закона о помощи иностранным государствам. Оказание экономической “помощи” осуществлялось на основе сторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них - отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.

За 4 года выполнения плана (1948-1951) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем 6 лее 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран - Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. За первый год реализации плана Маршалла ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл., Англия - 1,324 млрд. долл., Франция - 1,13 млрд. долл., Италия - 0,704 млрд. долл. 70% всей помощи составили поставки продовольствия и топлива.

Главный смысл плана Маршалла заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.

Источники финансирования этапов плана Маршалла были такими. Все поставки разделили на три основных вида. Первый объединял продукты питания, топливо, одежду. Поскольку большинство стран не могли оплатить в долларах соответствующие поставки, основная часть их шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь местная валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а, следовательно, и темпов инфляции, для наращивания производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, уголь, оборудование, транспорт. Тем самым оказывалось противодействие инфляции в потребительском секторе экономики.

Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.

Третий вид поставок - сырье, сельскохозяйственная техника и запчасти, промышленные товары финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.

Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ позволили за 1947-1950 гг. в странах Западной Европы увеличить производство калийных удобрений на 65%, стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%. Экспорт западноевропейских стран за 1948-1952 гг. вырос на 49 пунктов, а в США и Канаде - на 60. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукциии. Оказывалась также и американская военная помощь странам Западной Европы, что способствовало расколу послевоенной Европы.


7.3. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ

На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающей выглядела немецкая действительность тех лет. Разрушенные города, уничтоженные бомбардировками или демонтированные фабрики и заводы, отброшенное на несколько десятков лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов. Карточная система. Спекуляция... Об уровне обеспечения предметами первой необходимости говорят следующие данные. После войны на душу населения приходилась одна тарелка в пять лет, пара ботинок - в двенадцать лет, костюм - в пятьдесят лет т.д. Фактически страна производила едва ли половину продукции от выпуска 1936 г.

Государственный долг гитлеровского правительства катастрофически возрос с 27.,2 млрд. марок в конце 1938 г. до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции страны, т.е. почти в 15 раз. Впятеро возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Инфляция приближалась к 600% своего довоенного уровня. Усилия, направленные на сокращение величины денег, бывших в обращении, карточной системы, снижение государственного долга за счет увеличения налогов и “замораживания” наличных счетов в банках, давали противоположный эффект. Снижался интерес к деньгам. Косвенно поддерживалось натуральное хозяйство. Товарообменные сделки между производителями стали охватывать даже оплату труда. Элементы натуроплаты вводились наряду с официальной денежной оплатой в систему использования рабочей силы, транспорта, в сферу обслуживания.

Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на один млрд. долл. ежегодно. Они же предлагали вывезти до 20 млн. немцев, обреченных на голодную смерть.

Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни. В стране одновременно функционировало несколько экономических порядков. Центральное управление и планирование было представлено двумя системами - оккупационных властей и немецких органов самоуправления. Официальную организацию экономики дополнял “черный рынок”.

Опасаясь возникновения эпидемий и волнений в народе, оккупационные власти в 1946 г. перевели предприятия на самоокупаемость, сохраняя лимитирование немецкого производства и внешней торговли. В это тяжелое время весьма весомой оказалась помощь США, предоставленная Германии по плану Маршалла.

Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) - директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963-1966гг.

В книге “Благосостояние для всех” (1957 г.) Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в создании “социального рыночного хозяйства”, повышении покупательской способности населения, сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличении дохода. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство.

Денежная реформа произошла 21 июня 1948 г., когда наутро рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый получал по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще 20. Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина обменивалась позже в соотношении 1:20.

Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции. Обязательства банков бывшего Рейха аннулировались. Новый эмиссионный банк - Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Фактически в один день, используя военную диктатуру оккупационной власти, Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег.

Через три дня после денежной реформы последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Было упразднено административное распределение ресурсов и контроль над ценами.

Буквально на глазах исчез “черный рынок”, магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась. Цены выросли всего на несколько процентов. Росла заработная плата за счет повышения производительности труда, увеличившейся на одну треть за год.

Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. На свободу предпринимательства были направлены кредитная и налоговая политика.

Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения, можно наметить определенные фазы ее реализации.

Первый период восстановления хозяйства (1948-1949 гг.) прошел под знаком денежной и ценовой реформ, повышения ставок зарплаты с учетом роста производительности труда и производства.

Второй этап - 1950 г. - поднялся среднегодовой уровень занятости.

Третий этап - 1952 г. - прекращение роста цен и развитие социального рыночного хозяйства.

Четвертый этап - (1953-1954 гг.) - при растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим зарплате цены не росли, а стабилизировались, что вело к благосостоянию для всех.

К середине 50-х гг. ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов. ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Она выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. К началу 60-х гг. на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС (“Общего рынка”).

7.4. Экономическая политика голлизма во Франции

Период послевоенного восстановления народного хозяйства во Франции пройден весьма быстро. 1949-1953 гг. были отмечены некоторым оживлением экономики, в основе которого лежала военно-инфляционная конъюнктура как результат колониальных войн Франции в Африке, Индокитае и расходов по линии НАТО. С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. Причем по темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, продиктованное возросшей конкуренцией со стороны ведущих стран. Другой не менее важной причиной стало осознание хозяйственными и правительственными кругами бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, опоры на ростовщичество. В новых условиях инвестиции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Этот процесс ускорялся быстрыми темпами технического прогресса. Львиная доля капитальных вложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,5 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 возрос более чем в 2 раза.

Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела, чему способствовали правительственные мероприятия. Для Франции была характерна высокая степень государственного участия в экономической жизни. В 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационной производства и выработки электроэнергии, 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских компаний.

В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13% продукции, не говоря уже о государственной собственности, размещенной в национализированных депозитных банках, во Французском банке, в страховых обществах.

Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 г., когда был создан специальный орган - Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана страны (1947-1953) были модернизация государственного сектора и восстановления хозяйства. Задачей второго плана (1954-1957) стало укрепление конкурентоспособности частных фирм. Переход от протекционизма к “открытой экономике” был провозглашен третьим планом (1958-1961). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг) провозглашалась политика промышленной переориентации.

Экономическая политика, проводимая во Франции, получила название “дирижизма”, отличительные черты которой: прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, планирование.

После войны Франция продолжает колониальные войны, которые она ведет на протяжении двух десятилетий (1939-1962). На волне недовольства 4-летней войной в Алжире к власти приходит социалист Ги Молль (1905-1975). Его правительство предоставило независимость колониям Франции - Тунису и Марокко, что вызвало политический кризис. Готовился государственный переворот. Франция оказалась под угрозой гражданской войны. В этот момент на авансцену выходит де Голль, его власть была в состоянии примирить армию, арабов и французов, восстановить величие Франции на международной арене. 21 декабря 1958 г. де Голль был избран главой государства на 7-летний срок.

Голлистам потребовалось 4 года на решение острейших проблем бывших колониальных владений. Голлистская экономическая политика получила название “индустриального императива”. Это была последовательная и жесткая линия государства, направленная на всемерное поощрение промышленной экспансии Франции. Она основывалась на поощрении развития всех отраслей национальной промышленности, при этом внимание государства сосредотачивалось на задаче структурной перестройки промышленности пол влиянием НТП. В результате быстрыми темпами развивались автомобильная, авиационная, атомная, химическая отрасли промышленности. Развивалось производство пластмасс, вычислительной техники, радиоэлектроники и т.д.

Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятых в сельском хозяйстве населения страны составляла 27%, то в 1968 г. она снизилась на 15%. При этом сильно возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

В 60-е годы производство на внешний рынок росло в 1,2 раза быстрее, чем личное потребление. Главным направлением экспортной политики становится “Общий рынок”, где на конец 60-х годов сосредоточилось 28% французских капиталов от всех размещенных за рубежом. Удельный вес торговой продукции, ранее составлявший в экспорте страны 20-25%, повысился за 60-е годы до 40%. К середине 60-х гг. исчез внешнеторговый дефицит Франции.

Правительство поощряет деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Так формируются ведущие отраслевые монополии в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов. Ведущей формой монополистических объединений Франции становится финансовая группа, представляющая объединение самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга.

Одним из важных направлений экономической политики голлизма было оздоровление финансовой системы. Сразу после прихода к власти ими был взят курс на возвращение “бежавших” из страны капиталов, на создание условий, при которых владельцы золотых и инвалютных сбережений охотно продадут часть их государству. В 50-е годы наметилась тенденция возвращения капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. В 1958 г. был осуществлен внутренний заем, который обеспечил казне 294 млн. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. В результате государство смогло скупить 150 т золота на сумму 190 млн. долл. или 77 млрд. франков, что позволило перейти к решению задачи укрепления национальной валюты.

Процесс финансовой стабилизации был немыслимым без сокращения бюджетных расходов. В результате правительство в конце 50-х гг. урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным предприятиям.

В январе 1960 г. вводится новая денежная единица - новый франк, равный 100 старым.

Экономическая политика голлизма вывела страну из экономического кризиса 50-х гг. с наименьшими потерями и сделала значительный шаг в модернизации экономики страны. В результате Франция вернула себе одно из ведущих мест в мире и сделала шаг к экономической интеграции. Экономической политике голлизма, основанной на необходимости вмешательства государства в хозяйственную жизнь, пришла на смену либеральная концепция экономического развития.

7.5. “Обратный курс” Дж.Доджа - К.Шоупа в Японии

Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Война унесла жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Восстановление осуществлялось медленно. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%.

В отличие от стран Западной Европы Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл., что равнялось вливаниям в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после Второй мировой войны.

В Японии проводилась приватизация предприятий, поскольку военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Поэтому в первые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Существовали и черный рынок, и инфляция. Причем ее размеры были чрезвычайными - к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня. Даже денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс.

Программа “обратный курс” получила свое название из-за следующих событий. Первоначально в послевоенный период США предполагали опереться на гоминдановский Китай. Но поскольку осуществить такое намерение не удалось, США изменили направление своих действий. Цель “обратного курса” состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в “мастерскую Азии”.

Программа “обратного курса” была разработана представителями американского монополистического капитала Дж.Доджем и К.Шоупом.

Реформированию в годы оккупации (1946-1952) подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предстояло демилитаризовать и демократизировать Японию, осуществить переход от тотального контроля к рыночной экономике.

Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу, т.е. холдингов (1947-1948), державших акции закрытых концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Из-под контроля холдингов таким образом вышло много фирм, благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. В 1947 г. был издан антимонопольный закон о закреплении картельных соглашений и создании жестких монопольных структур. Это значит, что были запрещены холдинги, введен контроль над слиянием фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.

Послевоенные преобразования включали земельную реформу 1947-1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались до 1 га. Так как происходила гиперинфляция, то реальная ценность выкупных сумм падала. К 1950 г. к крестьянам перешло 80% арендной земли. Таким образом, в Японии была перераспределена земельная собственность и сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство (помещики) как класс перестало существовать. С этого времени в Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка и высвободила значительные трудовые ресурсы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.