рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Палестино–израильский конфликт в контексте истории

Наряду с тремя религиозными партиями (Шас, Национально-религиозная партия, Объединенный фронт Торы) большую роль внутри третьей силы стали играть две «русские» партии. Их сторонники занимают весьма жесткие националистические позиции. Как только Барак выразил готовность пойти на территориальные уступки, касающиеся Иерусалима, его коалицию покинули: Шас, Национально-религиозная партия, партия Щаранского. Таким образом, существенным ограничителем для Барака всегда была позиция религиозных организаций и «русских», не позволявших ему идти на сколько-нибудь серьезные уступки Арафату. Барак не мог не провести некую «красную черту» в отношении тех уступок, на которые он был согласен пойти в вопросе об Иерусалиме[66].

Политические лидеры Израиля вынуждены строить свою политику, кроме прочего, и с учетом мнения арабских избирателей. Арабы составляют 12,5 % израильского электората. Их голоса в 1999 году помогли Эхуду Бараку добиться премьерского поста. На последующих выборах, несмотря на призывы Эхуда Барака к израильским арабам отдать за него голоса, палестинские экстремистские группировки «Хамас» и «Хезболла» призывали их либо бойкотировать выборгл, либо поддержать Шарона. Они исходили из того, что при Шароне Израиль лишится западной поддержки и проведением более жесткой политики объединит всех противников Израиля. «Шарон заставит всех арабов стать на путь борьбы, а не ограничивать себя лишь мирными переговорами», — заявил глава политбюро «Хамаса» Халед Мишаль.

6 февраля 2001 года на выборах премьер-министра в Израиле победил Ариэль Шарон - правый политик, который не раз высказывался против ближневосточного мирного урегулирования в соответствии с соглашениями подписанными в Осло.

Ариэль Шейнерман (который станет известным под именем Ариэль Шарон) родился в 1928 году в еврейском поселении Кфар Малале в семье выходцев из Российской империи. Как и все жители Палестины, он страдал от произвола правивших там британцев. Уже в 14 лет Шарон стал сотрудничать с подпольной еврейской организацией «Хагана», ставившей целью освобождение Палестины. Однако он не собирался посвящать свою  жизнь борьбе и по примеру отца учился на агронома. После провозглашения в 1948 году Государства Израиль Шарон бросил учебу и ушел на первую войну с арабами. Был тяжело ранен в бою под Латруном. Оправившись от ранения, хотел продолжить учебу, но командование убедило его остаться в армии. Он сформировал бригаду 101 — спецподразделение, занимавшееся карательными операциями, и начал тотальную борьбу с врагами Израиля.

В Синайской кампании 1956 года Шарон командовал парашютной бригадой. После войны отправился учиться в Британию в военный  колледж. Но мирная жизнь продолжалась недолго — Шарон вернулся и в 1958 году принял командование пехотной бригадой. В 1967 году, во время Шестидневной войны, танковая бригада под командованием генерала Шарона захватила форт Абу-Агейла — один из центров египетской обороны. Шарон стал одним из самых уважаемых военных в стране. Его назначили командующим Южным военным округом. В 1970 году Шарону поручили подавить палестинский мятеж в недавно захваченной Израилем Газе. За жестокие методы борьбы с палестинцами он получил прозвище Бульдозер. В 1973 году во время войны Судного  дня Шарон во главе  143-й бронетанковой дивизии буквально спас Израиль от поражения — переправился через Суэцкий канал и приблизился к Каиру.

Ариэль Шарон стал депутатом кнессета в 1977 году. Блестящий военный, известный политик, один из основателей партии «Ликуд», для палестинцев, однако, он человек, стоящий за убийством ливанской христианской милицией сотен беженцев в лагерях Сабра и Шатила в зоне израильского контроля в Ливане. После рейда израильской армии в Ливан в 1982 году и резни в лагерях беженцев Сабра и Шатила Шарона, в ту пору министра обороны, стали называть Мясником.

Двадцать лет спустя в сентябре 2002 года Ариэль Шарон, уже премьер-министр Израиля, в сопровождении телохранителей появился на Храмовой горе в Иерусалиме - святом месте и для иудеев, и для мусульман. Многие политики считают, что именно со столкновений палестинцев с телохранителями Шарона и начался нынешний виток интифады, унесший жизни более тысячи человек, в большинстве своем палестинцев[67].

Про арабский и палестинский «терроризм» говорят многие, однако про террор со стороны израильтян знают гораздо меньше. Тем не менее, он существует. Еврейская террористическая организация «Ках» (что на иврите означает «только так») и ее дочерняя организация Кахане Хай (на иврите «Кахане жив») были основаны американским радикальным и ортодоксальным раввином Мепром Кахане. Декларируемая цель этих организаций — изгнать всех арабов из Израиля, включить в территорию Израиля Западный берег и часть Иордании, установить теократическую форму правления со строгим выполнением всех иудейских религиозных предписаний. Обе организации были признаны израильским правительством террористическими в 1994 году.

Свои идеи «Кахане Хай» распространяет посредством интернета, радио и печатной продукции. Идеология «Ках» и «Кахане Хай» заключается в следующем: евреи - избранный, особый народ, который

живет на святой земле - родине еврейского народа. Принятие Торы отделяет еврейский народ от всего остального мира. Все евреи независимо от их местожительства должны помогать друг другу. Всех арабов необходимо изгнать из Израиля. Территориальные уступки арабам . неприемлемы. Израильский контроль над Иерусалимом не подлежит обсуждению. «Ках» и «Кахане Хай» организовали множество террористических актов: совершили вооруженное нападение на палестинцев, организовали погром в православной церкви в Иерусалиме, убийство израильского премьер-министра, расстрел арабов в мечети Аль-Ибрахиме, организовали взрыв М Тель-Авиве около французского посольства и т.д. и т.п.[68]1

Хорошо известна своими крайними методами борьбы Шин Бет, служба безопасности Израиля, (по первым буквам, Ш и Б, слов «служба безопасности» или Шабак). Именно Шин Бет находится на переднем крае тайных операций против палестинских боевиков. Организация располагает обширной сетью информаторов из числа палестинцев и играет ключевую роль в осуществлении политики целенаправленной ликвидации тех, кого Израиль подозревает в террористической деятельности. Один из департаментов Шин Бет отвечает за антитеррористические операции против палестинских и других арабских террористов. В составе этого департамента действует секретный отряд, более известный под названием «Мистаарвим», ведущий борьбу против участников интифады - палестинского восстания.

Репутация Шин Бет, как и разведки Моссад, оказалась несколько подпорченной в результате ряда скандалов двух последних десятилетий, а также методов допросов, которыми пользовалась Шин Бет, особенно в отношении палестинцев. Правозащитные организации утверждали, что многие из тех, кто попадал в руки Шин Бет, погибали или оказывались парализованными.

Существенное значение в ситуации арабо-израильского конфликта принадлежит религии. Религия в регионе остается активной силой, воздействующей на идейно-политическую жизнь общества, на всю атмосферу политической борьбы, а в ряде случаев и на состояние межгосударственных отношений. Религия в странах региона — реально существующий и долгосрочный фактор, накладывающий отпечаток на все процессы.

Довольно часто значительный конфликтный потенциал приписывается исламу. Так, И. Фадеева считает, что конфликт, как неизбежный фактор политического процесса в мусульманском мире нельзя рассматривать в отрыве от многовековых традиций. Враждебное отношение многих мусульман к культурным ценностям и политике Запада за прошедшее время не уменьшилось. Логика самого Мухаммеда состояла в широко распространенной тогда, а во многих регионах мира и по сей день, дихотомии: «свой-чужой». Последний всегда враг. На этой дихотомии мира основана доктрина джихада и политика режимов стран Ближнего Востока. Наиболее ортодоксальные исламские правоведы и богословы считают, что джихад — одна из высших религиозных обязанностей мусульман, ибо конечная цель ислама — гегемония в глобальном масштабе.[69]

Обитаемая земля поделена на владения ислама (дар аль-ислам) и другие земли (дар аль-харб). Между этими мирами существует (почти всегда) вооруженное противостояние. Ислам разрешает перемирие с неверными, однако, это — временный мир. Методы решения конфликтов мало используют компромисс и взаимные уступки.

Культура диалога не является сильной стороной ислама, что способствует появлению радикальных исламистских течений и террористических группировок. В большинстве арабских государств власть принадлежит тому, кто взял верх. В отличие от демократических процедур по западному образцу исламские нормы не смогли твердо установить ненасильственный механизм и контроль передачи власти. Власть в большинстве мусульманских стран единолична и имеет диктаторские полномочия.

Длительный арабо-израильский конфликт объединяет и сплачивает мусульманские страны, по крайней мере, на уровне политической риторики и лозунгов. То, что западным посредникам представляется компромиссом, арабами воспринимается как вынужденное временное отступление, за которым должен следовать непременный реванш. В их представлении мир сам по себе как таковой не является безусловным благом. Арабо-израильский конфликт — это конфликт постиндустриальных наций с народами, «застрявшими» на доиндустриальной стадии. Как и в прежние эпохи для многих мусульман война с «неверными» — высшая доблесть. Детям с измальства прививаются идеалы джахида, матери шахидов гордятся ими, а их семьи пользуются большим почетом. Для ислама наступательная война в принципе не считается недозволенным методом решения мелсдународных конфликтов, что нашло отражение в доктрине джихада[70].

Присущий Западу исторический оптимизм, порожденный успехами в социальной, политической, а также экономической сферах, в мусульманском мире не находит отклика. В трактовке многих приверженцев радикального исламского толка конфликт •— это форма борьбы божественных и темных сил, правды с неправдой. Западная секуляристская стратегия разрешения конфликтов для них непонятна и неприемлема. Для мусульман «свой» — всегда прав, «чужой» — виновен уже в силу принадлежности к другой конфликтующей стороне.

Поскольку нормы ислама поощряют рождаемость в арабских семьях, там преобладают многодетные семьи, большинство из которых имеют чрезвычайно низкий жизненный уровень. В этих условиях молодежь не получает ни образования, ни рабочей квалификации и остается невостребованной. Создается питательная среда для радикального ислама, которая взращивает банды террористов, расползающихся по всему миру, многие становятся людьми-камикадзе. Исламские экстремисты Ближнего Востока мечтают о халифате с шариатскими нормами и мировом господстве. В усиливающейся политической, экономической и культурной экспансии Запада мусульманский мир видит угрозу самим основам своего бытия[71]1.

Однако достаточно остро проблема религиозной ортодоксии стоит и в израильском обществе. Большое значение принадлежит противостоянию ультра-ортодоксальных израильтян и сторонников светского государства. Часть граждан Израиля ведет современный образ жизни, близкий к европейскому или американскому, другие живут на Святой Земле в ожидании прихода Мессии. Некоторые ультра-ортодоксы даже считают, что государственная власть Израиля не имеет права на существование, и не признают ее полномочий. Напряженность в отношениях между этими группами во многом определяет израильскую политику, в том числе, и в отношении мирного процесса.

В условиях религиозной нетерпимости арабо-израильские отношения порой приобретают характер «войны на истощение». По мнению многих обозревателей, цель израильтян ясна — убедить силовыми методами палестинцев в необходимости принятия израильских условий мира, цель палестинцев — создать атмосферу, при которой присутствие поселенцев на палестинских территориях станет невыносимым и израильтяне примут мирные предложения палестинцев. Генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса призвал арабов готовиться к самому худшему сценарию[72]2. И этот момент не заставил себя долго ждать. Палестинская сторона провела серию террористических актов арабами-смертниками во время еврейского праздника Песах. Террористические акты были совершены также в Иерусалиме, Хайфе, Тель-Авиве и Эфрате.

В Иерусалиме волнения вспыхнули в связи с намерением еврейских экстремистов заложить первый камень в основание нового храма в Иерусалиме. Символическая акция прошла близ третьей по значению святыни мусульман после Мекки и Медины — мечети Аль-Акса и Наскального купола. Однако привезенный для закладки блок был увезен властями Иерусалима. Начальник полиции Иерусалима Мики Леви заявил, что евреи имеют право только молиться у «Стены плача», и он сделает все, чтобы не допустить массовых столкновений и актов насилия. В свою очередь муфтий Иерусалима шейх Акрама Сабри призвал всех палестинцев собраться у мечети Аль-Акса, чтобы помешать израильтянам заложить основание храма. Израильтяне дали приказ армии не допускать манифестантов в Иерусалим. Тем не менее, несколько сот палестинцев сумели проникнуть в мечеть Аль-Акса. Всего в этом районе собрались десятки тысяч арабов. Они закидали камнями религиозных евреев, молившихся у стены плача. Полиция взяла штурмом комплекс мечети Аль-Акса, рассеяла палестинцев и эвакуировала евреев. В конце концов израильские полицейские и военнослужащие покинули Храмовую гору в Иерусалиме после призыва исламского хранителя горы — шейха Мухаммеда Хусейна, заверившего израильский власти в том, что воинствующие мусульмане уйдут оттуда[73].

В результате подобных действий десятки людей погибли и около сотни получили ранения. Израильтяне объявили о начале операции «Защитная стена». Цель операции израильской армии, найти и наказать всех тех, кто причастен к террористическим актам. Израиль заявил, что не намерен выводить войска из палестинских городов, пока не будут достигнуты условия по ликвидации виновников террора. Израиль потерял доверие к Арафату, на котором лежит полная ответственность за кровавые события и под чьей эгидой продолжается террор, следствием чего явился захват резиденции Ясера Арафата. Премьер-министр Израиля

Шарон заявил, что добиться прекращения огня можно только искоренением террора. Ясир Арафат был изолирован израильтянами в своей резиденции[74]

На почве обострения взаимоотношений между национально-этническими и религиозными группами в мире происходит большая часть бурных конфликтов, вооруженных столкновений и войн. Они создают угрозу безопасности и стабильности не только в регионах, но и мировой системы в целом.

2.2.Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта

Прошло 15 лет с того вре­мени, когда усилиями СССР и США при актив­ном участии ряда стран ближне­восточного региона на «финиш­ную прямую» вышла подготовка международной конференции по урегулированию арабо-израиль-ского конфликта.Бакланов А.в своих многочисленных работах по палестино – изральскогму конфликту выделил критерии для урегулирования этого конфликта на наш взгляд они перспективны. Перечислим их и проанализируем.  Он считает, международная конференция, прошедшая в Мадриде 31 октяб­ря - 1 ноября 1991 г., казалось бы, действительно создавала уни­кальный механизм для разработ­ки «формулы» мира. Однако вплоть до сегодняшнего дня так и не удалось преодолеть арабо-израильские противоречия, в том числе на ключевом - палестино-израильском направлении.[75]

Проведены десятки междуна­родных и региональных фору­мов по тематике ближневосточ­ного урегулирования, но реше­ний, которые удовлетворяли бы трем основополагающим крите­риям - взаимная приемлемость, комплексный общерегиональ­ный характер, выполнимость -до сих пор найти не удалось. У каждой из конфликтующих сто­рон есть соответствующие дово­ды, аргументы в пользу своей позиции. Вместе с тем, за деся­тилетия противостояния нако­пились «обиды» и претензии друг к другу, что делает пока не­возможным создание в регионе климата доверия. Ситуация усу­губляется и тем, что в ближне­восточных государствах сформировалась мощная прослойка населения, «приспособившаяся» к условиям конфронтации и, бо­лее того, в ряде случаев умело извлекающая из состояния пер­манентной напряженности опре­деленные политические и иные дивиденды.

Как представляется, в настоя­щее время остро ощущается по­требность в критическом ретро­спективном анализе ситуации в ближневосточном мирном про­цессе под углом зрения выработ­ки рекомендаций, касающихся путей преодоления создавшихся тупиков и «завалов». При этом необходимо принимать во вни­мание, что расширяющийся «на­бор» конфликтных и кризисных ситуаций на Ближнем Востоке отражает тот факт, что стратегия и тактика действий как располо­женных здесь стран, так и меж­дународного сообщества в це­лом в ключевых блоках регио­нальной безопасности не прино­сят желаемых результатов. Крайне слаб и «прогностичес­кий элемент». Это со всей на­глядностью продемонстрировала победа радикальной группиров­ки ХАМАС на выборах в Палес­тинской национальной автоно­мии (ПНА) в январе 2006 г.[76]

Можно было бы следующим образом резюмировать основные факторы и причины, обусловив­шие создание такого рода ситуа­ции.

Первое. Международно-пра­вовые основы ближневосточно­го мирного процесса, следует признать, излишне «лаконичны» и «эластичны».

Мадридской конференцией 1991 г., инициирование к миру между Израилем, были основаны лишь резолюцией № 338 СБ ООН.

В преамбуле резолюция под­черкивается «неприемлемость захвата территории военным пу­тем» и говорится о необхомо­сти работать в направлении ус­тановления «справедливого и прочного мира», при котором «каждое из государств региона могло бы жить в безопасности».

Статья 1 резолюции опреде­ляла два основных принципа, которых необходимо было при­держиваться при осуществлении мер, призванных гарантировать мир на Ближнем Востоке: вывод израильских вооруженных сил с «оккупированных в ходе послед­него конфликта территорий» и отказ от всех претензий или си­туаций, связанных с состоянием воины, уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической не­зависимости каждого из госу­дарств региона и их права жить в мире в безопасных и признан­ных границах без угрозы приме­нения силы или силовых акций[77].

Статья 2 подтверждала необ­ходимость обеспечения гарантий свободы мореплавания через международные водные пути в регионе и достижения справед­ливого решения проблемы бе­женцев. В ней также говорилось о недопущении нарушения тер­риториальной целостности и по­литической независимости каж­дого государства региона путем принятия соответствующих мер, включая создание демилитаризо­ванных зон.

В момент принятия резолю­ции казалось, что острота поло­жения на Ближнем Востоке, не­обходимость возобновления ра­боты Суэцкого канала, успешное достижение великими держава­ми компромисса по резолюции № 242 СБ ООН обеспечат до­статочно быстрое продвижение к урегулированию на Ближнем Востоке. Но этого не случилось.

Арабские государства были настроены на то, что междуна­родное сообщество будет «дожи­мать» Израиль настаивать на практическом выполнении тре­бований резолюции № 242 в ча­сти, касающейся вывода изра­ильских войск с оккупирован­ных территорий. Однако, как вскоре стало совершенно оче­видно, это не могло произойти с учетом жесткой позиции Израи­ля, который был склонен рас­сматривать оккупированные в ходе конфликта земли в качест­ве «козырей» для очень «обстоя­тельного» и неспешного - сори­ентированного на достижение устойчивого мира в масштабах всего региона - разговора. При этом, по мысли израильтян, главное внимание должно было быть уделено вопросам обеспе­чения безопасности. Они настаи­вали на том, чтобы уже на на­чальном этапе переговоров были четко и ясно решены вопросы, связанные с формированием «условий мира» и вхождения Израиля в региональную систе­му государств отнюдь не в каче­стве «вражеской страны»[78].

Резолюция № 338 была еди­ногласно принята Советом Безо­пасности 22 октября 1973 г. По следам «октябрьской войны» -крупномасштабных столкнове­ний сил арабов с израильтянами.

Этот документ еще более ла­коничный,   чем   резолюция № 242. В нем содержался при­зыв (пункт 1) ко всем сторонам немедленно прекратить военные действия и оставаться на пози­циях, которые они занимали к моменту принятия резолюции.

Далее (пункт 2) резолюция призывала все заинтересованные стороны незамедлительно после прекращения военных действий начать выполнение всех положе­ний резолюции № 242 СБ ООН.

Наконец, в пункте 3 говори­лось о том, что все заинтересо­ванные стороны должны были немедленно и одновременно с прекращением огня начать пере­говоры под соответствующей эгидой в целях установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке[79].

Что касается других докумен­тов ООН (помимо резолюций № 242 и № 338), они, естест­венно, имеют существенное по­литическое значение. Вместе с тем, эти документы не были упо­мянуты прямо в «мандате» на переговоры, который был сфор­мулирован в Мадриде.

Таким образом, «докумен­тальная база» ближневосточно­го мирного процесса содержит лишь самые общие ориентиры. Поэтому далеко не случайно, что «основополагающие» принципы по-разному толкуются заинтере­сованными сторонами, и это, ко­нечно, не может не осложнять движение к урегулированию.

Второе. Организационные модальности мирного процесса неоднократно менялись, при этом так и не удалось найти их оптимального варианта.

Если брать предысторию мир­ного процесса, то стоит особо от­метить, что в середине - конце 1970-х гг. Египет и Израиль при активном американском посред­ничестве сумели выйти на заклю­чение мирного договора (Кэмп-Дэвид, 1979 г.). Вместе с тем, этот успех имел ограниченный, чисто двусторонний характер и не привел в то время к « коммулятивному» эффекту, на что рас­считывали его сторонники.

Более эффективным и все­объемлющим обещал стать мад­ридский переговорный процесс. В Мадриде под сопредседательством («коспонсорстве») нашей страны и США в присутствии представителей ООН были «за­пущены» так называемые дву­сторонние «треки» (переговоры израильтян с палестино-иорданской, впоследствии раздельных - палестинской и иорданской, а также с сирийской и ливанской делегациями).

«Формула» мирного процесса на Ближнем Востоке, согласо­ванная в 1991 г. в испанской сто­лице, предполагала сочетание пленарных заседаний конфе­ренции и двусторонних «тре­ков». При этом ряд делегаций (в том числе, советская) исходили из того, что пленарный формат имеет своего рода приоритет и именно в ходе пленарных заседа­ний будут утверждаться догово­ренности, достигнутые в резуль­тате прямых двусторонних кон­тактов и переговоров[80].

Помимо этого, в январе 1992 г. в Москве было иниции­ровано многостороннее «изме­рение» ближневосточного мир­ного процесса. Были созданы пять рабочих групп: по контро­лю над вооружениями и региона­льной безопасности (РГКВРБ), по беженцам, по водным ресур­сам, экономическому развитию, проблемам окружающей среды. Многостороннее   направление призвано было решать очень важную задачу - искать развязки наиболее  крупных  проблем общерегионального масштаба. Предполагалось, что благодаря «объединяющему» моменту в ра­боте  многосторонних  групп именно в этом формате удастся (причем, скорее, чем на двусто­ронних направлениях) преодо­леть психологический барьер от­чуждения между арабами и изра­ильтянами, создать климат вза­имного доверия.

К мероприятиям в рамках многосторонних переговоров был привлечен ряд стран Евро­пы, а также Канада, Япония, Китай. Это позволяло весьма эффективно использовать опыт и возможности различных го­сударств в целях нахождения оптимальных путей решения проблем регионального мас­штаба.

Сирия и Ливан не участвова­ли в многосторонних перегово­рах. Они настаивали на том, что первоначально следует добиться значимого продвижения на дву­сторонних направлениях, в пер­вую очередь, в том, что касается      прекращения израильской окку­пации арабских земель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.