рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Палестино–израильский конфликт в контексте истории

Двенадцатое. Не вполне сло­жилось современное понятие «ре­гион» в контексте проблематики ближневосточного мирного уре­гулирования. Это в немалой сте­пени связано с характером и объе­мом озабоченностей каждой из сторон конфликта7[91]. В последние годы, в особенности после пред­ставления президентом Д ж. Бушем своего проекта «Большого (Расширенного) Ближнего Востока», усилилась тенденция расшири­тельного толкования рамок ре­гиона.

Инициатива президента США была озвучена в марте 2004 г. и представлена членам «восьмер­ки» крупнейших индустриаль­ных стран мира в июне 2004 г. Это предложение базируется на ряде принципов, включающих расширение демократических ос­нов и повышение эффективнос­ти управления в странах регио­на, создание качественно новых возможностей для обмена ин­формацией, устранение торго­вых барьеров, открытие рынков и т.п. Логика этой инициативы основывается также на призна­нии в целом, безусловно, пра­вильного положения о тесней­шей взаимосвязи процессов, происходящих в странах, «тра­диционно» причисляемых к Ближнему Востоку, и государст­вах, территориально прилегаю­щих к этому району мира.

Следует отметить, что геогра­фическое и политическое поня­тие региона «Ближнего Востока» имеет почти столетнюю исто­рию, его содержание неодно­кратно менялось и уточнялось. Ряд специалистов придержива­ются мнения, что впервые тако­го рода термин был использован английским генералом Томасом Гордоном в начале XX в. при изучении возможных угроз бри­танским интересам в регионе со стороны царской России, в том числе в контексте функциониро­вания транспортного коридора между Великобританией и Ин­дией. Другие считают, что это понятие было введено в оборот после опубликования в 1902 г. американским военным деяте­лем Альфредом Маханом статьи «Персидский залив и междуна­родные отношения»[92]8.

Вопрос о территориальных рамках ближневосточного реги­она обстоятельно рассматривал­ся в 1992 - 1996 гг. рабочей группой по контролю за воору­жениями и региональной безо­пасности (в ряде мероприятий принимал участие автор). Уже в то время преобладало мнение о необходимости «расширитель­ного»   толкования   региона Ближнего Востока - с включени­ем в него всех стран - членов ЛАГ, Израиля, а также Турции. Ряд экспертов высказывались за то, чтобы к региону был «при­числен» также и Иран. Были на­работки, касающиеся органичес­кой связи - в контексте вопро­сов безопасности - Ближнего Востока, Средиземноморья, бас­сейна Красного моря, а также Юго-Западной Азии. После со­бытий сентября 2001 г., развер­тывания борьбы против между­народного терроризма вопрос о взаимообусловленности и взаи­мозависимости событий в этих районах мира стал еще более ак­туальным

В одной из недавних публи­каций - монографии «Нефть и вода - к созданию системы безо­пасности в Персидском заливе» специальный раздел был посвя­щен проблематике «Большого Ближнего Востока»[93]9. Один из основных выводов авторов рабо­ты заключался в том, что концепция географических рамок Ближнего Востока неизбежно будет претерпевать изменения, в том числе вследствие того, что сам регион находится в стадии глубокой эволюции[94]10.

Вышеуказанные причины - в большей или меньшей степени -обусловили отсутствие всеобъ­емлющего решения арабо-израильского конфликта, хотя на ряде направлений мирных пре­образований в регионе были до­стигнуты реальные позитивные подвижки.

В целом, как представляется, к сегодняшнему дню удалось ре­шить те «блоки» ближневосточ­ного кризиса, которые относи­тельно легко поддавались стра­тегии «размежевания», в том числе территориального (мир­ные договоры между Египтом и Израилем, Иорданией и Израи­лем). Но данный метод выявил свою ограниченность в тех слу­чаях, когда достижение такого рода размежевания является крайне сложным делом. Это прежде всего относится к ключе­вой проблеме ближневосточного урегулирования - палестино-из-раильскому конфликту

На протяжении многих лет противостояния выдвигались де­сятки планов построения отно­шений между палестинцами и израильтянами. Несмотря на все их разнообразие, можно свести эти предложения всего лишь к четырем принципиальным схе­мам:

- сохранение израильской ок­купации палестинских земель;

- создание на землях, оккупи­рованных в 1967 г. (сектор Газа, Западный берег р. Иордан), ор­ганов палестинского админист­ративного самоуправления (ав­тономии) с весьма ограниченны­ми прерогативами - при оставле­нии за Израилем полномочий в сфере внешних связей, обороны и ряде других областей;

- создание на указанных тер­риториях «палестинского райо­на» как части конфедеративного объединения в составе либо Иордании, либо Израиля;

- независимое палестинское государство со столицей в Вос­точном Иерусалиме.

В Израиле различные поли­тические силы по-разному виде­ли решение палестинской про­блемы. Многие не верили в способность палестинского образо­вания - в любой его форме и, тем более, в виде суверенного государства - мирно сосущество­вать с Израилем без предъявле­ния палестинцами все новых и новых требований, в том числе территориального порядка. С другой стороны, израильтяне, принадлежавшие к самым раз­личным партиям и группам, схо­дились во мнении, что нахожде­ние в пределах территории Из­раиля все возрастающего коли­чества арабов-палестинцев мо­жет привести к созданию внутри страны мощной «пятой колон­ны», которая со временем будет «подавлять» евреев своей чис­ленностью. С учетом этих опа­сений, начиная с середины 1970-х гг., большинство израиль­ских политиков стали склонять­ся к формуле предоставления палестинцам - естественно, по результатам неспешных и обсто­ятельных переговоров - «ограни­ченного самоуправления», дру­гими словами - проживания вне территориальных рамок собст­венно Израиля, но под плотным «присмотром» последнего. Кон­сервативные элементы при этом подчеркивали   «целесообраз­ность» использования - в качест­ве решающего козыря для торга с палестинцами - наличие в ру­ках Израиля оккупированных земель.

Что касается палестинцев, то их политическое руководство в лице ООП всегда декларировало свою приверженность только од­ному варианту решения палес­тинской проблемы - созданию независимого палестинского го­сударства.

На деле развитие событий ве­ло к реализации схемы создания ограниченной автономии палес­тинцев. Все попытки «продви­нуть» переговорный процесс к рассмотрению ключевых и, вмес­те с тем, наиболее сложных во­просов палестино-израильского урегулирования - определение «конечных» модальностей палес­тинского государственного обра­зования, параметров территори­ального размежевания, решение проблемы беженцев, судьбы Иерусалима, в том числе «рас­пределения» суверенитета над святыми местами, - так ничего до сих пор и не дали.

В последние годы камнем преткновения стали вопросы обеспечения безопасности. При том создался запутанный клу­бок взаимных претензий и тре­бований. Израильтяне добива­лись - в качестве предваритель­ного условия для начала серьез­ного разговора по вопросам «су­щества» урегулирования - пол­ного прекращения терактов про­тив мирного населения своей страны. Палестинские радикалы говорили, что эти теракты - не­избежное следствие сохраняю­щейся оккупации палестинских земель. Официальное руководст­во ООП и Палестинской нацио­нальной администрации акции террористического   характера осуждало, но, вместе с тем, при­знавало «резонность» доводов в отношении «первичности» про­блемы  вывода  израильских войск с оккупированных терри­торий. Таким образом, мирные переговоры между палестинцами и израильтянами «буксовали», не двигались в сторону достиже­ния какой-либо реальной рацио­нальной отметки.

В этих условиях премьер-ми­нистр Израиля А.Шарон пошел на «одностороннее размежева­ние» с палестинцами с целью со­здания таким путем более безо­пасного климата для Израиля по периметру границы с палестин­ской автономией[95].

«Одностороннее размежева­ние», по-видимому, призвано было дать импульс палестино-израильскому урегулированию в условиях, когда двусторон­ние переговоры, даже допол­ненные усилиями международ­ных посредников, не давали результатов[96].

Вместе с тем, как представля­ется, метод «односторонних» шагов должен быть дополнен другими «новациями». Все бо­лее очевидной становится целе­сообразность формирования со­вершенно новой стратегии поис­ков «формулы безопасности» на палестинских и израильских землях. По нашему убеждению, настал момент, когда, наконец, стоит признать ограниченность попыток «поделить» все «со­ставляющие» функционирова­ния властных структур на край­не ограниченной территории па­лестино-израильского противо­стояния. Требуется дополнить линию на  «размежевание» стратегией «синтеза» усилий сторон и поиска общих схем бе­зопасности и мирного переуст­ройства[97].

В этом контексте попытаемся выделить основные «сферы» двустороннего палестино-израильского взаимодействия.

На наш взгляд, к ним можно было бы отнести следующие проблемные блоки: территори­альный вопрос; обеспечение вну­тренней безопасности и стабиль­ности; экономическая и финан­совая сферы; проблема бежен­цев; вопросы обороны и между­народных отношений; проблема Иерусалима, включая вопросы доступа к святым местам.

На сегодняшний день первые три проблемы - территориаль­ная, безопасности и экономичес­кое положение на палестинских землях и в Израиле - должны рассматриваться в качестве пер­воочередных. При этом нельзя не признать, что все попытки найти компромиссное решение этих проблем зашли в тупик. Это относится в первую очередь к территориальному вопросу. Такой результат в чем-то зако­номерен. Чего можно ожидать, если предлагавшиеся до сих пор варианты создания палестинско­го «государственного образова­ния» представляли собой объе­динение в некую общность «лос­кутных» квази-муниципалитетов (Западный берег реки Иордан), территория которых имеет во многом искусственную границу с участками, находящимися под израильским управлением?

С учетом реального развития событий последних лет особое значение имеет проблематика безопасности. Именно этот во­прос сейчас ставят во главу угла израильтяне. Обеспечение безо­пасности   оказалось   самым «трудным» элементом в перего­ворных усилиях сторон, а также международных посредников.

По нашему мнению, нужно ставить вопрос о создании своего рода «единого пространства безо­пасности» на всех палестинских и израильских землях. В рамках осуществления такой концепции требуется создание достаточно сильных и авторитетных органов совместного мониторинга ситуа­ции и принятия решений как зако­нодательного, так и оперативно-распорядительного характера. В практическом плане нужно будет наладить эффективную систему совместных практических меро­приятий (проведение совместного патрулирования и т.п.).

Что касается эконо­мической сферы, то и здесь следует признать наличие исторически сложившейся тесней­шей связи и переплете­ния интересов Израиля и палестинцев, в том числе, проживаю­щих на территориях ПНА. Так, благополучие палестинского на­селения - жителей сектора Газа и Западного берега реки Иордан во многом зависит от возможно­стей обеспечения их постоянной работой на территории Израиля. Для израильтян же территории ПНА - это не только располо­женный в непосредственной близости рынок сбыта товаров, но и своего рода «испытатель­ный стенд» их способностей вза­имодействовать с арабами в эко­номической сфере. Следует от­метить, что на новом «витке» развития событий может ока­заться востребованным план формирования единого экономи­ческого союза двух государств -еврейского и арабского, - как это было предусмотрено резолюцией № 181 ГА ООН от 29 ноября 1947 г. Как известно, данная ре­золюция предусматривала такие меры, как создание таможенного союза, введение единой валюты на территории обоих государств, совместные экономические про­екты, использование на недис­криминационной основе транс­портных коммуникаций, портов и аэродромов, доступ к вод­ным и энергетическим ресурсам и т.п.

В целом, на наш взгляд, есть и необходимость, и возмож­ность достижения компромис­сов на основе создания общих «зон ответственности» сторон в указанных выше сферах палестино-израильского взаимодейст­вия - территориальной, безопас­ности и экономики. Причем, тут нащупывается компромисс и в том, что касается «качества» размена. Израильтяне заинтере­сованы в обеспечении надежно функционирующего «пространства безопасности» на всех тер­риториях, где находятся изра­ильтяне, а палестинцы - в сво­бодном доступе рабочей силы в Израиль. Обе стороны выигры­вают от объединения усилий в указанных сферах. При этом ре­шаются и другие вопросы, на­пример, создания благоприятно­го инвестиционного климата и условий для налаживания общерегинального экономического сотрудничества[98].

Вышеуказанные причины - в большей или меньшей степени -обусловили отсутствие всеобъ­емлющего решения арабо-израильского конфликта, хотя на ряде направлений мирных пре­образований в регионе были до­стигнуты реальные позитивные подвижки.

В целом, как представляется, к сегодняшнему дню удалось ре­шить те «блоки» ближневосточ­ного кризиса, которые относи­тельно легко поддавались стра­тегии «размежевания», в том числе территориального (мир­ные договоры между Египтом и Израилем, Иорданией и Израи­лем). Но данный метод выявил свою ограниченность в тех слу­чаях, когда достижение такого рода размежевания является крайне сложным делом. Это прежде всего относится к ключе­вой проблеме ближневосточного урегулирования - палестино-из-раильскому конфликту..

На протяжении многих лет противостояния выдвигались де­сятки планов построения отно­шений между палестинцами и израильтянами. Несмотря на все их разнообразие, можно свести эти предложения всего лишь к четырем принципиальным схе­мам:

- сохранение израильской ок­купации палестинских земель;

- создание на землях, оккупи­рованных в 1967 г. (сектор Газа, Западный берег р. Иордан), ор­ганов палестинского админист­ративного самоуправления (ав­тономии) с весьма ограниченны­ми прерогативами - при оставле­нии за Израилем полномочий в сфере внешних связей, обороны и ряде других областей;

- создание на указанных тер­риториях «палестинского райо­на» как части конфедеративного объединения в составе либо Иордании, либо Израиля;

- независимое палестинское государство со столицей в Вос­точном Иерусалиме[99].


Глава 3..Перспективы урегулирования палестино – израильского конфликта

Мирное урегулирование конфликта можно достичь, считает Дмитриев Е. Об этом он пишет, что следствием войны Соеди­ненных Штатов против Ирака и оккупации терри­тории этой страны войсками американо-британской коалиции и их союзников стало значитель­ное расширение зоны американ­ского военного присутствия на Ближнем Востоке. Теперь эта зона простирается от границ Аф­ганистана и бывших советских республик Средней Азии, Кавка­за- Персидского залива до границ Сирии. В военно-стратеги­ческом отношении ряд арабских государств Ближнего Востока -Сирия, Ливан, Иордания, Сау­довская Аравия - оказались как бы в тисках двух стратегических союзников - Соединенных Шта­тов и Израиля: на юге - со сто­роны американской армии, оккупирующей Ирак и контролирующий Персидский залив[100]

Каковы же перспективы по­литического урегулирования палестино-израильского конфлик­та в свете новой геополитичес­кой ситуации в регионе Ближне­го Востока, по мнению Дмитриев Е. Точкой отсчета для поисков ответа на этот вопрос может стать дата 13 сентября 1993 г. В этот день на зеленой лужайке перед Белым домом в Вашингтоне премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и Махмуд Аббас /Абу Мазен/, занимавший тогда пост генерального секрета­ря Организации освобождения Палестины (ООП), в присутст­вии представителей коспонсоров Мадридской конференции США и России - подписали сов­местный документ: «Декларацию принципов о временных мерах организации самоуправления», о которой говорилось выше.

 Дальнейшие палестино-израильские перего­воры и подписание ряда так на­зываемых промежуточных со­глашений (Каир - 1994 г., Таба -1995 г. и др.) должны были при­вести к завершению переходно­го периода (к апрелю 1999 г.) и достижению взаимной догово­ренности об окончательном ста­тусе палестинской государствен­ности.

Однако к этому сроку сторо­нам не удалось достигнуть такой договоренности, переговоры бы­ли прерваны из-за разногласий по ряду принципиальных вопро­сов: территориальному разграни­чению между Израилем и буду­щим палестинским государст­вом, статусу Иерусалима, судьбы еврейских поселений, возвраще­нию палестинских беженцев к своим очагам. В конце апреля 1999 г. палестинское руководст­во, учитывая парламентские вы­боры в Израиле в мае 1999 г., а также мнение коспонсоров мир­ного процесса на Ближнем Вос­токе - Соединенных Штатов и России, приняло решение отло­жить провозглашение палестин­ского государства на более позд­ний период.

В июне 1999 г. в результате парламентских выборов в Изра­иле к власти пришло правитель­ство Эхуда Барака, которому удалось несколько реанимиро­вать зашедший было в тупик мирный процесс. Чуть позже, 5 сентября 1999 г., в египетском городе Шарм аш-Шейх был под­писан палестино-израильский Меморандум о поэтапном пре­творении обязательств сторон по ранее подписанным, но не вы­полненным соглашениям, а так­же о возобновлении переговоров об окончательном статусе палес­тинских территорий2. Такие  переговоры действительно возоб­новились при встрече Э.Барака и Я.Арафата, состоявшейся по инициативе и патронаже амери­канского президента Клинтона в июле 2000 г. в Кэмп-Дэвиде. При обсуждении на этой встрече проблемы «окончательного ста­туса» палестинских территорий правительство Э.Барака согла­шалось с передачей под кон­троль будущего палестинского государства на Западном берегу и секторе Газа до 90% террито­рии при сохранении за Израи­лем крупных еврейских поселе­ний на Западном берегу[101].

Во время палестино-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде также наметились подвижки в сторону сближения позиций сто­рон и в вопросах статуса Иеру­салима, судьбы палестинских бе­женцев и еврейских поселений. Но все же окончательно разно­гласия между представителями Израиля и ООП на этих перего­ворах, в первую очередь, относи­тельно схемы территориального разделения между Израилем и палестинцами и в отношении Иерусалима тогда преодолеть не удалось действия противни­ков мирного урегулирования палестино-израильского конфлик­та, особенно среди израильских поселенцев. Последние обвиня­ли правительство Э.Барака в якобы слишком больших «ус­тупках» Израиля палестинцам. В то же время множились выступ­ления протеста арабского насе­ления Западного берега и секто­ра Газа против продолжавшейся израильской оккупации. Причем нередко эти выступления сопро­вождались актами насилия: обст­релами еврейских поселений, взрывами в местах сосредоточе­ния людей и другими акциями, совершавшимися по большей ча­сти боевиками из радикальных исламских группировок экстре­мистского толка - ХАМАС и «Исламский джихад»[102].

Накал страстей еще более возрос после неожиданного мар­ша 28 сентября 2001 г. группы депутатов израильского парла­мента от оппозиционных партий правого блока «Ликуд» во главе с генералом А.Шароном к распо­ложенной в арабской восточной части Иерусалима Храмовой го­ре, в пределы святыни всех мусульман - мечети Аль-Акса[103]4. Мусульмане всего арабского и исламского мира расценили этот шаг как прямой —удар по религиозным чувствам, как провокацию, направленную на подрыв мирного процесса, на таи чтобы не допустить создания нового палестинского го­сударства со столицей в Иерусалиме. Уже на следующий день - 29 сентября 2001 г. - воз­мущение мусульман, пришедших на пятнич­ную молитву в мечеть Аль-Акса, вылилось в стихийное восстание, вскоре распространив­шееся на всю террито­рию Палестинской Ав­тономии. Начался но­вый виток палестин­ской интифады, на­званной «Интифадой аль-Акса».

В феврале 2001 г. в до крайности наэлект­ризованной обстанов­ке, связанной с восста­нием палестинского на­селения на оккупиро­ванных территориях, в Израиле   состоялись внеочередные выборы в Кнессет (парламент). Они принесли по­беду блоку «Ликуд». 26 февраля 2001 г. лидер этого блока Ариэль Шарон был избран новым пре­мьер-министром Израиля.

С этого времени преобладаю­щей чертой во взаимоотношени­ях палестинцев и израильтян вновь стало вооруженное про­тивостояние. Всю Палестину, включая территорию Израиля и Палестинской Автономии, за­хлестнула волна насилия и кро­вопролития. Причем, если со стороны палестинцев акты наси­лия - взрывы на военных и гражданских объектах, нападения на еврейских поселенцев и т.п. были в большинстве случа­ев делом рук отдельных некон­тролируемых властями палес­тинской администрации сторон­ников движения ХАМАС и «Исламский джихад», то со сто­роны израильтян они носили характер санкционированных и спланированных израильским правительством вооруженных операций израильской армии и полиции, нацеленных на унич­тожение не только отдельных лидеров экстремистских груп­пировок, но и официальных уч­реждений и деятелей админист­рации Палестинской Автономии[104].

Об этом свидетельствует такие факты, как практика периодических вторжений израильской армии на территорию Автономии  под предлогом необходимости уничтожения «террористов»,  например, оккупация в апреле  2001 г. части территории сектора Газа в районах городов Рафах и Хан-Юнис, где расположены лагеря палестинских беженцев и последующие неодно­кратные вторжения израильской армии в эти районы в 2003-2005 гг., разрушение израиль­ской авиацией международного аэропорта и морского порта в Газе, обстрелы домов и других гражданских объектов в Газе и в городах на Западном берегу -Дженине, Рамалле, захват блокпостов палестинской полиции, блокада штаб-квартиры главы палестинской Автономии Ясира Аафата в Рамалле, запрещение передвижения палестинцев с территории Автономии в Изра­иль, строительство так называе­мой «заградительной стены», от­деляющей часть оккупированной -территории Автономии - Западного берега и Газы от Израиля. Кульминация вооруженного противостояния израильтян и палестинцев в 2002-2003 гг., когда теракты шахидов - смертни­ков из исламских организаций ХАМАС и «Исламский джи­хад», с одной стороны, и так на­зываемые «акции возмездия» израильской армии, с другой, приобрели особенно частый и ожесточенный характер. При этом главными жертвами проти­востояния было гражданское на­селение.

Как сообщалось в ноте посто­янного представителя Иордан­ского Хашимитского Королевст­ва при ООН на имя Генерально­го секретаря от 4 августа 2003 г., только в период с сентября 2000 г. по июль 2006 г. было убито более 2800 палестинцев и более 800 израильтян, тысячи человек получили ранения5. «Большинство жертв в Израиле было вызвано террористически­ми нападениями на израильтян, совершенными различными па­лестинскими террористическими группировками»[105]6. В то же время большое число жертв среди па­лестинского гражданского на­селения явилось результатом операций израильской армии, в том числе превентивных ударов и практики целенаправленных убийств лиц, подозреваемых в террористичес­кой деятельности в палестин­ских районах»[106]7. В ряде палес­тинских городов в результате столкновений между израиль­ской армией и палестинскими боевиками были разрушены це­лые жилые кварталы. Особенно пострадал город Рафах на юге сектора Газа. В ходе вторжения израильской армии в район Бейт-Ханун и Бейт-Лахия в се­верной части сектора Газа в мае-июне 2003 г. было уничтожено более тысячи дунамов сельско­хозяйственных угодий и были разрушены или повреждены до­ма и объекты инфраструктуры8.

По данным спецслужб Изра­иля, за четыре года «Интифады аль-Акса», приходящихся на пе­риод пребывания у власти пра­вительства Шарона, погибли 1034 израильтянина и иностран­ца и около 5600 человек получи­ли ранения. Палестинцы прове­ли 138 терактов-самоубийств, восемь из которых совершили женщины. В то же время, по словам пресс-секретаря израиль­ской правозащитной организа­ции «Бецелем» Ноама Хофште-тера, за эти годы погибли 3160 палестинцев. Помимо этого, из­раильская армия разрушила бо­лее 4800 домов палестинцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.