рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная юстиция (шпаргалка)

Административная юстиция (шпаргалка)

Вопросы для студентов ЮИ ТГУ для подготовки к экзамену по курсу

"Административная юстиция"

1 Предмет курса Общая характеристика административной юстиции

2 Правовые основы административной юстиции

3 Методы учебной дисциплины

4 Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства,

наука, учебная дисциплина Место права административной юстиции в системе

российского права

5 Общее понятие юридического процесса

6 Особенности юридического процесса и его виды

7 Понятие административного процесса как вида юридического процесса

8 Административная юрисдикция

9 Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия

10 Сущность административной юстиции Виды административного

судопроизводства.

11 Проблемы развития административной юстиции в России

12 Система административной юстиции в России в конце 19 начале 20 столетия

13 Система административной юстиции в послеоктябрьской России

14 Постсоветский этап развития административной юстиции

15 Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ

Система принципов и направления ее развития

16 Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда

17 Принципы, обеспечивающие охрану интересов общества и личности

18 Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении

административного дела

19 Круг административных дел, подведомственный судам общей юрисдикции

20 Круг административных дел, подведомственный арбитражным судам

21 Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ

22 Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об

административном правонарушении

23 Суд как субъект административной юстиции Процессуальное положение

должностного лица, уполномоченного на составление протокола об

административном правонарушении, процессуальное положение прокурора

24 Процессуальное положение лица, привлекаемого к административной

ответственности,

25 Процессуальное положение адвоката,

26 Потерпевший и его процессуальное положение,

27 Законные представители, свидетель, эксперт, переводчик и их

процессуальное положение,

28 Методологические основы доказывания по делу об административных

правонарушениях

29 Предмет и пределы доказывания по делу об административных

правонарушениях

30 Структура предмета доказывания по делу об административных

правонарушениях

31 Понятие доказывания по делу об административных правонарушениях

32 Структура процесса доказывания по делу об административных

правонарушениях

33 Субъекты доказывания Обязанность доказывания по делу об административных

правонарушениях

34 Понятие доказательства по делу об административных правонарушениях

35 Классификация доказательств по делу об административных правонарушениях

36 Виды доказательств по делу об административных правонарушениях

37 Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных

отношений

38 Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных

правонарушениях

39 Порядок и особенности исполнения решения суда по административным делам

40 Обжалование и опротестование судебных решений по административным делам

41 Административная юстиция стран континентальной системы права

42 Административная юстиция стран англосаксонской системы права

1. Предмет курса. Общая характеристика административной юстиции (нормы,

эффективность правосудия, история, современная административная юстиция)

Проблема взаимоотношений гражданина с властью и его структурами занимало

человеческое общество с незапамятных времен Не случайно человеческое

общество знает громадное число теоретических доктрин, пытавшихся так или

иначе объяснить существо отношений между человеком , с одной стороны, и

государством и его органами с другой Многие видные мыслители размышляли над

способами ограничения государственного произвола Так постепенно родилась

идея "правового государства" Юридический анализ этого термина и введение

его в оборот сделаны впервые Робертом фон Молем - имперским министром

юстиции Германии (1832 г) Известный русский юрист В Гессен в работе "О

правовом государстве" дал следующее определение "Правовым, называется

государство, которое признает обязательным для себя, как правительства,

создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы Правовое

государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и

судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и

над ним" Я напоминаю вам признаки правового государства, которые ранее вами

изучались С некоторыми вариациями их можно свести к следующим

1 В правовом государстве твердо проводится верховенство закона

2 В правовом государстве реализуется принцип единства права и закона (т.е.

любой нормативно-правовой акт не только по форме, но и по смыслу и

содержанию должен быть правовым)

3 Правовое государство осуществляет концепцию разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную

4 Правовое государство гарантирует субъективные права гражданина по

отношению к органам государства, в т ч и административным органам

Нас более всего интересует последний признак Всегда существовала проблема

как ограничить произвол государственной власти, как сохранить права

человека Гарантия субъективных прав обеспечивается в том числе возможностью

граждан использовать судебную форму защиты против любых действий

административных органов Насколько гарантированны эти субъективные прав,

настолько государство правовое Это привело проф Чечота к обоснованному

выводу, ( что административная юстиция является непременной принадлежностью

правового государства

Что же такое административная юстиция ?

В самом общем виде право административной юстиции или "административно-

исковое право" как определял его известный русский ученый административист

НМ Коркунов - это совокупность административно -процессуальных норм,

регламентирующих судебный порядок разрешения споров между гражданами либо

юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти с

другой, возникающее в определенной сфере сфере государственного управления

Нормы этого права преимущественно административно-процессуальные Они

регулируют общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении

споров, где одной из сторон является обязательный участник - орган

государственной власти, должностного лица, органа мсу.государственного

служащего и муниципального служащего Таким образом можно определить предмет

формирующейся отрасли права - права административной юстиции, составляющей

основу административному судопроизводству Предметом отрасли права

административной юстиции являются общественные отношения, складывающиеся

при судебном разрешении споров, возникающих в особой сфере - сфере

государственного управления, где одной из обязательных сторон является

орган государственной власти

В связи с разрозненностью административно-процессуальных норм, отсутствием

единого административно-процессуального кодекса трудно говорить о строгой

системе права административной юстиции Это все споры с органами

государственной власти, мсу и другие как в судах общей юрисдикции, так и в

арбитражных судах и других Наблюдается единство процесса как в суде общей

юрисдикции, так и в судах арбитражной системы Попробуем очертить круг

вопросов, с которыми мы столкнемся при изучении курса Нам предстоит изучить

ряд правовых институтов институт жалобы или институт административного

иска, институт

производства по делам об административных правонарушениях; уяснить принципы

административной юстиции; получить представление о доказывании по

административному делу, исследовать понятие доказательства и ряд других

важных вопросов.

В связи с изложенным попытаемся дать определение предмета науки

административной юстиции. Это прежде всего административно-процессуальное

право в статике; практика применения процессуального законодательства,

перспективы его развития исторический опыт его развития в России и

зарубежных странах.

2. Правовые основы административной юстиции

К ним относятся нормативные акты, в которых содержатся общие и конкретные

правила, определяющие порядок административно-процессуальной деятельности

1. Прежде всего это Конституция РФ 12.12 93 г. Впервые в ч.2 ст. 118 К.

закреплено, что "судебная власть осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства". Эта норма дала безусловное основание поставить вопрос о

наличии в российском праве самостоятельной отрасли - административного

судопроизводства и необходимости принятия административно-процессуального

кодекса. Административное судопроизводство один из способ осуществления

правосудия Обращаю ваше внимание на ряд общих положений Конституции,

которые имеют отношение к административному судопроизводству. Так, ст. 19

Конституции РФ закрепила, "Все равны перед законом". Это положение

исключительно важно как для правосудия в целом, так и для административного

судопроизводства в частности, т к лишь в судебном споре с субъектом власти

гражданин или юридическое лицо является равноправной стороной.

Следует отметить и,п. 1,2 ст.46 К.РФ в соответствии с которой "Каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия

(бездействия) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд" Обращаю ваше внимание, что некоторые из конституционных

норм носят чисто процессуальный характер и вы наверняка их изучали в курсах

уголовного и гражданского процессов. Напомню некоторые из них ч 1 ст. 123

"Разбирательство во всех судах открытое", ч3 ст. 123 "Судопроизводство

осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон"

2. Следующий нормативный акт, являющийся правовой основой административной

юстиции - это ФКЗ "О судебной системе РФ" от 31 12 96 г №1-ФКЗ.Ч.3 ст.1

этого закона фактически воспроизводит,ч.2 ст 118 К РФ. Важное значение для

административной юстиции имеет ст.26 упомянутого закона, в которой

предусмотрена возможность создания специализированных судов по рассмотрению

административных дел Почему это важно? Дело в том, что многие ученые .

административисты связывают существование административной юстиции лишь с

наличием специальных административных судов Это приводит их к выводу, что в

России отсутствует административная юстиция Так, д.ю н Якуба О М. д.ю.н.

Хаманева полагают, что Лишь "специальные административные трибуналы

образуют в точном смысле слова систему административной юстиции" 1 С этой

точкой зрения трудно согласиться Конечно создание системы' административных

судов безусловно необходимо, однако и сегодня мы можем констатировать

наличие административной юстиции. Другое дело, что правовые нормы, которые

её регламентируют весьма разрознены и могут содержаться : в

кодифицированных правовых актах других отраслей права

3. К правовым основам административной юстиции относится федеральный закон

"О мировых судьях в РФ" от 17.12.98 г., который действует с 22.12.98 г С

момента вступления его в силу дела об административных правонарушениях

должны рассматриваться мировыми судьями (п.9 ст.З ФЗ). К комптенции мировых

судей относятся разрешение некоторых дел об административных

правонарушениях. Понятно, что до назначения на должность мировых судей дела

, относящиеся к их компетенции рассматриваются районными судами (ч.2 ст. 12

ФЗ)

4. К правовым основам административной юстиции относится КоАП РФ, в котором

сосредоточены правовые нормы, регламентирующие институт административного

правонарушения, закрепляются принципы административного судопроизводства,

определены особенности доказывания.

5 К правовым основам административной юстиции относится и ФЗ "Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

от 27 04 93 г с изменениями от 14 12 95 г Этот нормативный акт на основе

ст. 46 Конституции РФ, разработал правовой механизм ее реализации (всего 9

статей)

6 К правовым основам административной юстиции относятся главы с 23 по 26

ГПК РФ, регламентирующие производства по делам, возникающим из публичных

отношений Категории

По заявлениям граждан, организаций, прокурора по оспариванию нормативно-

правовых актов

Об оспаривании решений и действий (бездействия) органов власти, органов

мсу, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

По заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

Иные дела, возникающие из публичных отношений

7 К правовым основам административной юстиции относится и нормы Арбитражно-

процессуального кодекса Так, ст. 29 АПК определяет, что к

подведомственности арбитражных судов относятся разрешение экономических

споров, вытекающих из Административных правоотношений и иных публичных

отношений К числу последних относятся в частности признание

недействительными ненормативных актов государственных органов, органов

местного самоуправления и иных органов не соответствующих законам и иным

нормативно правовым актам, нарушающих права и законные интересы организаций

и граждан В дальнейшем мы подробно изучим круг административных дел,

рассматриваемых арбитражными судами

8 К правовым основам административной юстиции относится безусловно и ФКЗ "О

Конституционном суде Р.Ф", поскольку регламентирует порядок разрешения

споров о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Совета

Федерации, Государственной думы, актов Правительства нарушающих

конституционные права и свободы граждан

9 К правовым основам административной юстиции относится административно-

процессуальные акты субъектов РФ Очевидно, что нормы субъектов РФ являются

источниками административного судопроизводства, поскольку в соответствии с

п "к" ст 72 Конституции РФ "административно-процессуальное законодательство

находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ Обращаю ваше внимание на

то, что в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 1 10 98 г

"законодатель субъекта РФ, устанавливая административную ответственность за

те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений,

регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет

совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона" 2

Очевидно, что это правило применимо и к административно-процессуальным

актам субъекта РФ

Завершая изложение вопроса о правовых основах административного

судопроизводства, необходимо обратить внимание на одну важную проблему

Нетрудно заметить, что административно-процессуальные нормы весьма

разрознены Вопрос о принятии единого административно-процессуального

кодекса неоднократно исследовался в юридической литературе На сегодняшний

день представляется бесспорной необходимость создания специального

механизма, административного судопроизводства Существует несколько

интересных предложений по решению этой задачи Так, на состоявшихся в

феврале 1998 г в Институте государства и права РАН "Лазаревских чтениях"

(Борис Михайлович Лазарев -ученый, юрист, внесший огромный вклад в развитие

науки административного права) к ю н Н Г Салищева , говоря о специфике дел

об административных правонарушениях, пришла к выводу и необходимости

специального процессуального регулирования либо в качестве самостоятельного

процессуального раздела КоАП (как и сейчас), либо в качестве

самостоятельного Административно-процессуального кодекса по делам об

административных правонарушениях Она также предположила, что такой кодекс

должен учитывать специфику административно-процессуальных норм,

регулирующих общественные отношения, возникающие при разрешении спора, где

одной из сторон является юридическое лицо, а другой орган государственного

управления Поскольку право административной юстиции не ограничивается лишь

институтом, регламентирующим производство по делам об

административных правонарушениях, то НГ Салищева вносит предложение о

разработке Федерального Закона "Об административном судопроизводстве по

делам, вытекающим из административно-правовых отношений" Следует однако

заметить, что создание единого кодифицированного акта, позволяющего

выделить общие черты административной юстиции такие как принципы,

участники, доказательства, доказывание и тд, а также учитывающие

особенности различных дел, составляющих предмет административной юстиции,

было бы предпочтительней Представляется весьма убедительной позиция проф

Тихомирова о следующей системе административно-процессуального

законодательства на федеральном уровне

а) Основы административно-процессуального законодательства

б) Основы административного судопроизводства ( участники, процессуальные

действия) или возможно Кодекс административного судопроизводства

в) Закон об административных судах

3. Методы науки административная юстиция

Наука административного судопроизводства активно использует общенаучные и

специальные методы Метод науки - это приемы, способы, которые используются

для познания своего предмета Основной метод, который используется - это

метод материалистической диалектики

Под этим углом зрения все явления правовой действительности в том числе и

связанные с разрешением судами административно-правовых споров изучаются с

точки зрения их изменения и развития Широко используется системный метод

Этот метод, состоящий в том, что административно-процессуальное право и

административная юстиция рассматриваются не как простое множество

элементов, а их организованная, упорядоченная совокупность особенно

актуален в изучаемой науке, т.к. проблема систематизации административно-

процессуального права до настоящего времени не разрешена Закономерно

возрастает роль метода сравнительного правоведения Особенно это актуально

для нашего курса Зарубежные страны накопили многолетний опыт

функционирования административной юстиции Достоинства и недостатки правовых

институтов России трудно установить без сравнения их с аналогичными

институтами других стран

Важным представляется и метод правового моделирования Суть его заключается

в том, что между различными правовыми явлениями имеется определенное

сходство, а потому зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с

достаточной степенью точности судить о других Наиболее ярко

проиллюстрировать действие этого метода можно на следующем примере Если

рассматривать правосудие как единую в своей основе отрасль государственной

деятельности, то сравнительное исследование более разработанных с

теоретической и практической точек зрения институтов уголовного и

гражданского судопроизводства поможет уяснить и сформировать менее

изученную отрасль права - административную юстицию

4 Адм. Юст. как отрасль прайа, отрасль законодательства, наука, учебная

дисциплина. Место права административной юстиции в системе российского

права.

Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства,

наука, учебная дисциплина.

Формирование и функционирование административной юстиции началось задолго

до конституционного закрепления новой отрасли права - административного

судопроизводства Она как отрасль права находится в стадий становления Это в

немалой степени связано с неразработанностью законодательства в этой

области, отсутствием кодифицированных актов, регламентирующих

административное судопроизводство Можно было бы согласиться с мнением проф

Вельского о том, что право административной юстиции представляет собой

подотрасль административного права Следует однако заметить, что с

преодолением правового вакуума в этой сфере можно будет с полной

уверенностью говорить о самостоятельности этой отрасли права В настоящее

время право административной юстиции следует рассматривать как

формирующуюся отрасль права Право, как известно, не случайное и не

хаотичное нагромождение норм, не механическая их масса, а строго

согласованная и взаимосвязанная целостная система , в которой нормы

выстраиваются в определенном порядке

С учетом сказанного право административной юстиции как отрасль права

(подотрасль) представляет собой систему правовых норм, регулирующих

качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в

процессе рассмотрения и разрешения судом в особой процессуальной форме

споров, возникающих в сфере административного управления, между

административным органом с одной стороны и гражданином или организацией с

другой Право административной юстиции имеет своим предметом публичные

общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения

между их субъектами Обязательными участниками этих отношений выступает суд

а также административный орган Именно суду принадлежат полномочия по

разрешению дел о законности либо незаконности административного акта , а

также принятию мер к отмене либо исправлению незакономерного

административного акта Право административной юстиции состоит из правовых

институтов Напомним, что правовой институт представляет собой относительно

обособленный элемент Главное назначение правового института состоит в том,

чтобы в пределах, данного вида общественных отношений обеспечить

относительно законченное регулирование Таким образом можно говорить о том,

что право административной юстиции включает правовые институты принципов

административного судопроизводства, его стадий, видов различных производств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.