рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная юстиция (шпаргалка)

государственного управления.

Многие ученые связывают формирование административной юстиции в России

именно с концом 80-х. Принятие вышеупомянутых законов выдвигает функцию

суда как органа обеспечения законности в сфере управления на передний план

и позволяет говорить о контроле суда за осуществлением административными

органами властных полномочий в целях защиты гражданских прав. Оценивая

историю развития судебного контроля за законностью в сфере государственного

управления в нашей стране можно сделать вывод, что теория и практика

судебного контроля пошла по пути постепенного расширения компетенции общих

судов.

14. Постсоветский этап развития административной юстиции

В постсоветское время объем судебного контроля в сфере государственного

управления был кардинальным образом расширен в связи с принятием 27 апреля

1993 года Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

права и свободы граждан". В закон были внесены 14.12.95 г. изменения и

дополнения, его основные положения включены в ГПК РСФСР.

Данный закон закрепляет широкий перечень действий и решений, как

коллегиальных так и единоличных, которые могут быть подвергнуты судебному

контролю:

1. Действия и решения, которые нарушают права и свободы граждан;

2. Которыми созданы препятствия для их осуществления;

3. На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он

привлечен к ответственности

Обжаловать можно и бездействие. Жалоба рассматривается по правилам

гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных

законом.(ст: 6 Закона) Гражданин, доказывает лишь факт нарушения своих

прав, а принявший оспариваемое решение орган должен документально доказать

законность обжалуемых действий или решений (ч. 2 ст. 6 Закона).

В ГПК РСФСР (ст. ст. 231-244) выделено производство по делам, , вытекающим

из административно-правовых отношений. Это, в частности, жалобы на

неправильности в списках избирателей, на действия государственных органов,

общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы

граждан, дела о взыскании недоимки по налогам и т.д.

К подведомственности арбитражных судов отнесены споры, которые возникают

как из гражданских, так и из административных и иных отношений. В частности

ст. 22 АПК РФ относит признание недействительным ненормативных актов

государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов не

соответствующих законам, иным нормативным правовым актам и нарушающих права

и законные интересы организаций и лиц. Необходимо иметь в виду, что дела о

признании недействительными некоторых индивидуальных актов : ненормативных

актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального

Собрания РФ, Правительства РФ подсудны Высшему Арбитражному суду РФ (ст.

24 АПК РФ).

Статья 23.1 КоАП РФ регламентирует компетенцию арбитражных судо по решению

административных деликтов , с участием юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О мировых судьях в РФ" мировой судья

дассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенных к их

компетенции Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Система административной юстиции состоит из: гарнизонных судов, районных

судов, мировых судей, судей арбитражных судов.

Подводя итог сказанному, следует заметить, что современное состояние

нормативной базы административной юстиции вряд ли можно признать

удовлетворительной в связи с её значительной разрозненностью. До сих пор не

регламентирована в едином акте процедура рассмотрения административных дел.

15. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ.

Система принципов и направление ее развития.

Латинское слово principium- основа, первоначало. Они являются руководящими

началами процессуальной деятельности. Учеными предложено много определений

этого понятия. Остановимся на следующем: принципами административного

судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные

законодательством основные исходные положения, определяющие сущность

организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об

административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из

административных правоотношений.

Рассмотрим основные свойства принципов :

1. Нормативность. Ни одна правовая идея или доктрина не может быть

принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип - это

требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи,

доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением

В.Т. Томина, утверждавшего , что "правовые принципы опережают развитие

закона". Отсутствие в нашей стране единого административного

процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах

административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах

этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы

административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР,

КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные

в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные

начала процесса, национального языка).

2. Регулятивность. Принципы - правила поведения, но правила наиболее

высокой степени обобщённости. Они определяют собой построение

административной юстиции, её устои, фундамент, выражают степень её

демократизма.

3. Аксиоматичность. Принципы процесса обладают верховенством по отношению к

другим нормам административного судопроизводства. Все иные нормы

административной юстиции обусловлены принципами процесса. Содержание

отдельных норм не может противоречить принципам. В этом отношении принципы

- аксиомы административной юстиции.

4. Ненарушимость. Поскольку принципы выражают собой устои административной

юстиции, их нарушение всегда влечет отмену правового акта, оспаривание

совершенного процессуального действия, при котором было допущено нарушение.

Нарушение других норм не всегда влечет за собой подобные последствия.

5. Универсальность. Действие принципов распространяется на все стадии

административного процесса. Поэтому трудно согласиться с учеными, которые

считают возможным выделять принципы для отдельных стадий.

Значение принципов:

1. В них выражена сущность административного судопроизводства

2. Служат гарантией достижения целей административного судопроизводства.

3. По зрелости и реальности принципов можно судить о демократичности

административной юстиции.

4. Принципы указывают на направление дальнейшего развития законодательства

об административном судопроизводстве.

Система и классификация принципов административного судопроизводства.

Направления их развития В юридической литературе выделяются различные

основания классификации принципов. Для принципов характерна качественная

определенность (каждый принцип самостоятелен

и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация

одного принципа

служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины

обеспечивает

реализацию принципа andi partem - недопустимости принимать во внимание

доводы только

одной стороны.

Представление о системе принципов дает их классификация, т.е. объединение в

однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой

классификации

является рациональность:

1. Судоустройственые принципы.

Определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану Интересов личности и общества в административном

судопроизводстве.(напр., принцип публичности , равенства всех перед

законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок деятельности суда при разрешении административного

спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение принципов на закрепленные в Конституции и в

отраслевом

законодательстве.

2.Деление принципов на общие для всего правосудия и на принципы

судопроизводства по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности : некоторые действуют во

всех стадиях, а некоторые главным образом в суде - гласность,

состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по

их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна,

и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же

эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов

административного судопроизводства на современном этапе развития нашего

общества.

16. Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда

(судоустройственные принципы)

1. Независимость судебной власти и судей.

Данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ : "Государственная власть

в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную

и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны". Развивая это положение, Закон о статусе судей в ст.1

определяет, что судебная власть в РФ принадлежит только судам, она

"самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной

властей".

Этот принцип означает, что, разрешая в судебном заседании административные

дела (т.е. конфликты в сфере административного права), суд выступает как

нейтральный по отношению к участникам спора и независимый орган судебной

власти. В связи с этим нельзя считать суд обычным правоохранительным

органом.

Свое развитие этот принцип получает и в положении о независимости судей.

Ст. 120 Конституции РФ провозглашает : "Судьи независимы и подчиняются

только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при

рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа

закону, принимает решение в соответствии с законом. ФКЗ "О судебной

системе" дополняет это требование тем, что при несоответствии акта

государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции

РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанным принципам и нормам международного права,

международному договору РФ, Конституции (уставу) субъекта РФ, закону

субъекта РФ, суд принимает решения в соответствии с правовыми положениями,

имеющими наибольшую юридическую силу. (ст. 5 ФКЗ). Незаконное вмешательство

в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону. УК РФ

в ряде статей устанавливает ответственность за незаконное вмешательство в

деятельность судей : 1). Ст. 294 Воспрепятствование осуществлению

правосудия; 2). Ст. 295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего

правосудие или предварительное расследование. Наказание по этой статье

предусматривает лишение свободы от 12 до 20 лет либо смертной казнью либо

пожизненным лишением свободы; 3). Ст. 296 Угроза или насильственные

действия в связи с осуществлением правосудия; 4) Ст. 297 Неуважение к суду;

5). Ст. 298 Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя.

Ст. 17.3 КоАП РФ: неисполнение распоряжений судьи о прекращении действий,

нарушающих установленные в суде правила. Ст. 17.5 КоАП РФ:

воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явку в суд

народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Ст. 7 ГПК РСФСР: при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и

народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Ст. 5 АПК РФ:

при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы,

подчиняются только Конституции РФ н федеральному закону.

Закон не только провозглашает принцип независимости судебной власти, но и

устанавливает гарантии этого принципа. Гарантии непосредственно

предусмотрены законом. Так, ст. 9 ФЗ "О статусе судей" устанавливает:

"Независимость судей обеспечивается :

• предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, запретом под

угрозой ответственности незаконного вмешательства в деятельность по

осуществлению правосудия;

• особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (по

решению органов судейского сообщества)

• несменяемость судей, неограниченность их полномочий.

• неприкосновенностью судьи;

• предоставлением судье за счет государства материального и социального

обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Осуществление правосудия только судом.

Этот принцип закреплен в ст. 118 Конституции РФ и тесно связан с принципом

независимости судебной власти. Создание специализированных судов по

рассмотрению административных дел в порядке, регламентированном ст. 26 ФКЗ

"О судебной системе РФ" полнее бы способствовало реализации этого принципа.

3. Назначаемость и несменяемость судей.

Российское законодательство пошло по пути назначения судей либо высшим

должностным лицом страны - Президентом, либо по его представлению верхней

палатой парламента -Советом Федерации. Так, согласно ст. 128 Конституции

РФ, судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ

назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а судьи других

федеральных судов - Президентом в порядке, установленном законом. Этот

порядок в основных чертах установлен ФКЗ "О судебной системе РФ".

Мировые судьи, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об

административных правонарушениях, назначаются (избираются) на должность

представительным органом субъекта федерации, либо избираются на должность

населением соответствующего судебного участка сроком не более чем на 5 лет.

17. Принципы, обеспечивающие охрану интересов личности и общества в

административном судопроизводстве

1. Принцип публичности.

Административное судопроизводство осуществляется в публичных интересах, то

есть в интересах всего общества, включая интересы каждого конкретного

человека, пострадавшего от административного правонарушения либо от

незаконного управленческого акта. Ст. 46 Конституции РФ - каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия

(бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд. Именно государство в лице своих органов и по своей

инициативе обязано вести преследование лиц, посягающих на интересы граждан

и государства —? схожесть, с уголовным процессом. Принцип публичности

присущ и гражданскому процессу: именно на государственный орган возложена

обязанность вести производство по делу за государственный счет,

обеспечивать сторонам возможность беспрепятственно пользоваться

процессуальными правами и исполнять соответствующие обязанности. Таким

образом принцип публичности - это обеспечение защиты государственных

интересов. Это выражается в полномочиях субъекта административной

юрисдикции: производство по делу осуществляется за государственный счет,

включая возмещение расходов по явке в суд. Согласно ст. 25.14 КоАП РФ :

"Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику, понятому

возмещаются расходы, понесенные в связи с явкой в суд". Статья 24.7 КоАП РФ

дает понятие и порядок компенсации издержек по делу об административном

правонарушении: издержки по делу об административном правонарушении,

совершенным физическим лицом, относятся на счет средств федерального

бюджета, если этот состав предусмотрен КоАПом РФ.

2. Государственный язык судопроизводства.

Согласно ст. 68 Конституции РФ "Государственным языком РФ на всей её

территории является русский язык. Республики могут устанавливать свои

государственные языки".

Ст. 26 Конституции РФ "Каждый имеет право пользоваться родным языком".

ФКЗ "О судебной системе РФ" в ст. 10 закрепляет, что "Судопроизводство и

делопроизводство в Конституционном суде РФ, ВАС РФ, Верховном С РФ, других

арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном

языке РФ." В этой же норме закреплено, что судопроизводство и

делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на

русском языке либо на государственном языке республики, на территории

которой находится суд. Реализация этого принципа - важная гарантия прав

личности в административном судопроизводстве. В соответствии со статьей

24.2 КоАП РФ разбирательство осуществляется на русском языке, но возможно

использование государственного языка республики. Участвующим в деле лицам,

не владеющим языком, обеспечивается право знакомиться со всеми материалами

дела, делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном

языке и пользоваться услугами переводчика.

3. Равенство всех перед законом и судом.

Конституция РФ в ст. 19 закрепляет общее положение: все равны перед законом

и судом. Ст. 123 К РФ трансформирует это общее положение так:

судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия

сторон. Еще более конкретно эта мысль изложена в ст. 7 ФКЗ "О судебной

системе РФ": 1. Все равны перед законом и судом. 2. Суды не отдают

предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по

признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной,

языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным

федеральным законом основаниям. Согласно КоАП РФ юридические лица подлежат

административной ответственности независимо от местонахождения,

организационно-правовой формы и других обстоятельств. Из всего этого

следует, что четкое определение прав и обязанностей каждого участника

процесса и формирование гарантий равенства прав участников

административного судопроизводства. Определенной гарантией равенства прав

участников административного судопроизводства, реализуемого арбитражным

судом, является требование ст. 53 АПК РФ, в соответствии с которой при

рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных

органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность

доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных

актов, возлагается на орган, принявший акт. Таким образом властный субъект

уравнивается в правах с подчиненным ему субъектом, будучи вынужденным

доказать обоснованность своего управленческого решения.

18. Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении

административного дела.

1. Принцип законности.

Этот принцип тесно связан с принципом публичности. Он означает безусловное

и точное исполнение и применение законов и основанных на них правовых актов

судом, а также всеми уполномоченными на то органами и должностными лицами

при рассмотрении административного дела. Ст. 6.1 КоАП РФ порядок

судопроизводства по административным делам является однотипным для

однотипных категорий дел. Принцип "разрешено все, что не запрещено законом"

не распространяется на органы государства, ведущие процесс: они жестко

связаны кругом своих полномочий и процессуальной формой (см. п. 2 ст. 1.6

КоАП РФ). Следует отметить, что и иные участники процесса: граждане,

привлекаемые к административной ответственности, обжалующие неправомерный

управленческий акт, юридические лица также должны действовать только в

рамках закона. Доказательства, полученные с нарушением процессуальной

формы, недопустимы.

2. Принцип состязательности.

Для суда этот принцип проявляется в том, что, принимая решение, он не

связан позициями

сторон. Следование этому принципу означает необходимость соблюдения важного

правила, которое выражается в формуле "audiatur et altero pars" -

обязанность соответствующего органа выслушать обе стороны процесса. Иными

словами сторонам в споре дается равная возможность высказать свое мнение по

поводу всех обстоятельств дела, исследовании доказательств, требовать

вызова свидетелей, проведения экспертизы, то есть им предоставляется равная

возможность пользоваться своими процессуальными правами и обязанностями.

Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ: судопроизводство осуществляется на

основе состязательности и равноправия сторон. Развернутое разъяснение

содержания этого принципа дано в УПК РФ: предварительное слушание и

производство в суде присяжных основывается на принципе состязательности.

При этом обеспечивается равенство прав сторон, которым суд, сохраняя

объективность и беспристрастность, создает условия для всестороннего и

полного исследования обстоятельств дела.

3. Принцип всестороннего, полного и объективного исследования всех

обстоятельств дела (принцип материальной истины)

Требование установления истины относится к основным требованиям,

предъявляемым к правосудию законом. Сущность этого принципа состоит в

установлении действительного состояния отношений сторон, всех обстоятельств

дела. Нормативное закрепление этот принцип нашел в ст. 24.1 КоАП РФ, ст.

14, 115 ГПК, т.е. может быть выведен из этих норм. Так согласно ст. 24.1

КоАП РФ: задачами производства по делам об административных правонарушениях

являются своевременное, всестороннее, полное, объективное и своевременное

выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с

законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также

выявление причин и условий, способствовавших совершению административных

правонарушений.

Всесторонность исследования - это изучение всех существенных черт события,

то есть всех элементов предмета доказывания. Полнота исследования - это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.