рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная юстиция (шпаргалка)

по административным делам

Административная юстиция как отрасль законодательства

В качестве одного из отличительных признаков самостоятельности отрасли

права справедливо называют особую систему законодательства По мнению

большинства ученых законодательство у нас почти не развито Действительно

кроме беспрерывно обновляемого Кодекса об административных правонарушениях

иного кодифицированного акта нет Однако в последние годы ситуация меняется

Конституции 1993 г впервые установила, что судебная власть осуществляется в

том числе и посредством административного судопроизводства Эта же формула

воспроизведена в п 3 ст 1 Федерального конституционного закона от 31 12 96

г "О судебной системе Российской Федерации" А ст 26 названного Закона

предусматривает возможность учреждения специализированных федеральных судов

по рассмотрению гражданских и административных дел Объем судебного контроля

в сфере государственного управления был кардинальным образом расширен в

связи с принятием 27 апреля 1993 г Закона РФ "Об обжаловании в суд действий

и решений, нарушающих права и свободы, граждан" Эта редакция была не удачна

и 14 12 95 г в закон были внесены дополнения и изменения Его основные

положения включены в ГПК РСФСР Совершенно очевидно, что этого

законодательного материала недостаточно Вопрос о принятии административно-

процессуального кодекса давно обсуждается учеными Однако до настоящего

времени единства в определении содержания и структуры этого акта нет Во

всяком случае проект нового Кодекса об административных правонарушениях,

принятый в первом чтении Государственной Думой 20 июня 1997 г сохранил

сочетание материальных и процессуальных норм как и в действующем КоАП

Следует согласиться с точкой зрения проф Тихомирова о том, что необходимо

принятие Федерального закона "Об административной юстиции", обновление

соответствующих разделов КоАП и после апробирования судебной практикой

создание Кодекса административного судопроизводства, впитывающего все

процессуальные нормы, разбросанные в разных правовых актах, развивающего и

упорядочивающего их Лишь тогда можно будет говорить о полноценности

административной юстиции как отрасль права и отрасль, опирающейся на

самостоятельное законодательство Характерно, что во многих государствах

принимаются специальные законы о судебном контроле за административными

органами Так, в Хорватии с 1991 г действует Акт об административных спорах,

в Эстонии - Закон об административной процедуре , в Польше есть Кодекс

административной процедуры, в Румынии -3акон 1990 г об административных

процедурах и т. д. Понятно что этот опыт поучителен и может быть воспринят

нашим законодателем

Административная юстиция как наука

Научная разработка проблем административного судопроизводства закладывалась

еще русскими учеными административистами Проф Коркунов Н М , проф

Ивановский В В , Корф С А изучали это явление Их исследования создали

основу для развития концепции административного судопроизводства Разработка

этой проблемы в советской юридической науке было явно недостаточной

Значительный вклад в теорию вопроса внесли такие ученые как к ю н Салищева

Н Г, д ю н Чечот Д М, д ю н Сорокин В Д Следует заметить, что зачастую эти

исследования были идеологизированы, однако отрицать их научное значение

было бы неверно Одним из результатом такого рода исследований было принятие

уже упоминавшегося Закона о судебном обжаловании Большой вклад в теорию

этого вопроса вносят исследования проф Тихомирова, проф Бахраха, проф

Хаманевой, к ю н Салищевой , проф Вельского и др исследователей

Административная юстиция как учебная дисциплина

Изучаемый нами курс абсолютно новый В научных кругах еще только

высказываются пожелания по его включению в учебный план Очевидны трудности

с которыми мы столкнемся Прежде всего это отсутствие полной нормативной

базы этой отрасли правд. Однако уяснение сущности административной юстиции,

уяснение основных институтов этой отрасли права

представляется весьма важным именно при подготовке юридических кадров

Место административной юстиции в системе российского права

Традиционно административно-процессуальные нормы включались в нормативно-

правовые акты, содержащие материальные нормы административного права В

юридической литературе высказывалась точка зрения об их слитости В

настоящее время их отличие представляется несомненным Специфика

административно-процессуальных отношений позволяет утверждать о

самостоятельности формирующейся отрасли права - административной юстиции

Это право характеризуется своим публичным характером Оно с одной стороны

испытывает сильнейшее влияние со стороны конституционного,

административного права, судоустройства и тд, а с другой стороны

самостоятельно обеспечивает реализацию конституционных положений Так, ст46

К РФ устанавливает, что решения и действия (бездействия) д л лиц| и органов

могут быть обжалованы в суд" Роль права административной юстиции в таком

случае состоит в том, чтобы урегулировать процессуальный порядок подачи и

рассмотрения таких жалоб, чтобы этот порядок был максимально эффективным В

значительной степени это уже сделано в Законе "О порядке обжалования в суде

действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 04 93 г

Несколько иная связь у права административной юстиции и административного

права Отсутствие кодифицированного 'процессуального акта, неразвитость

административно-процессуального законодательства позволяет некоторым

авторам отрицать существование административной юстиции В русской

дореволюционной и современной юридической литературе весьма распространена

т зрения о том, что административная юстиция как компактна» совокупности

административно-процессуальных норм представляет собой обособившуюся часть

административного праваЗ Так, профессор Вельский КС, определяя предмет

администрати'в юго права неоднократно отмечал, что право административной

юстиции - необходимая и самотоятельная часть административного права

Наверное эта точка зрения имеет под собой веские основания, хочется лишь

заметить, что любое процессуальное право отвечает нa вопрос как надо

защищать определенные процессуальные блага, в отличии от права

материального, определяющего что необходимо защищать Различающийся предмет

правового регулирования, метод правового регулирования позволяет все же

считать самостоятельной формирующуюся отрасль права - право

административной юстиции, являющейся основой административного

судбпроизводства

Связь права административной юстиции с конституционным, гражданским и

уголовным судопроизводством

Право административной юстиции, гражданско-процессуальное , уголовно-

процессуальное, конституционное право тесно связаны хотя бы потому, что

именно их основе реализуется правосудие Более того нормативная

неразработанность правовой основы административной юстиции позволяет

обнаружить некоторые административно-

процессуальные институты в нормах гражданско-процессуальногр, арбитражно-

процессуального законодательства Следует отметить, что различные фррмы

правосудия (гражданское, уголовное, административное, конституционное

судопроизводртво) имеют больше общего чем различия Комплексный подход к их

изучению обогатил бы каждую из них Этот подход в теоретическом плане не нов

Еще в начале XX века Ник Ник Полянский, энциклопедически образованный

ученый, юрист первым обосновал концепцию" "судебного права" Суть ее состоит

в том что судоустройство, уголовное и гражданское судопроизводство,

являющиеся отдельными отраслями права, объединяются в более широкую

комплексную отрасль права Причем, в рамках этой отрасли они сохраняют свою

самостоятельность и специфические черты, но связываются непосредственным

отношением каждой из них к правосудию Казалось бы в этой формуле нет места

административной юстиции Во всяком случае авторы работы "Проблемы судебного

права"4, вышедшей в свет в 1983 году утверждали, что можно было бы говорить

о б административно-процессуальном праве как части судебного права, если бы

для указанного в Конституции того времени обжалования в суд действий

должностных лиц и рассмотрения таких дел был установлен порядок отличный от

гражданско-процессуального Но законодательство тех лет предусматривало лишь

две формы осуществления правосудия уголовное и гражданское Именно поэтому

авторы упомянутой работы называли административно-процессуальное право

формирующимся С того времени прошло 15 лет Законодательство, как и сама

Россия, претерпела значительные изменения Созданы конституционные основания

для постановки административного судопроизводства в один ряд с

конституционным, уголовным и гражданским процессами. Н,а основе теории

судебного права можно провести сравнительное исследование принципов,,

институтов и отдельных норм административного, конституционного, уголовного

ц гражданского судопроизводства, что поможет устранить пробелы в

законодательстве, выявить пути совершенствования правосудия в России

5, Общее понятие юридического процесса

Для того, чтобы, уяснить сущность, особенности административного процесса

необходимо определить общее понятие юридического процесса Изначальный рмысл

латинского слова procesus- продвижение Это подчеркивает динамику этого

явление Однако такого понимания недостаточно для уяснения сущность,

содержания юридического процесса Теорию юридического процесса в нашем праве

активно разрабатывал проф Грошенев и его научная школа Юридический процесс

эти ученые определяют как комплексную систему правовых форм деятельности

уполномоченных органов государства, должностных лиц , а также

заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов

права Следует уточнить что следует понимать под термином "форма

деятельности" Совокупность этих требований вызывает определенную форму Это

совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на

достижение определенного результата Определенность данных требований

обеспечивается соответствующими санкциями, преследующими цель

принудительного прекращения неправомерной юридической деятельности (отказ в

принятии заявления, прекращение соответствующего юридического производства

и т п. ) Например, в соответствии со п 3 ст 30 КоАП РФ жалоба на

постановление по делу об административном правонарушении может быть подана

в течение 10 дней со дня вынесения постановления Невыполнение этого

требования может привести к утрате этого права (права на жалобу) и

непринятию жалобы органом, рассматривающим ее Правовая форма в той, или

иной степени присуща любой юридически значимой деятельности и служит одной

из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения (т е

реализации) юридических норм

Чаще всего юридический процесс рассматривают как правоприменительный

Вспомним, что правоприменением называют наиболее активную форму реализации

права, когда компетентный орган государства осуществляет свои властные

полномочия и принимает решения обязательные для органов и лиц, которым они

адресованы

Однако, в современной правовой науке юридический процесс трактуется и в

более широком смысле и связывается не только с правоприменением , но и с

правотворчеством Действительно правотворческий процесс представляет собой

порядок, осуществления

юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию

нормативного акта. Т е существует две точки зрения Процесс как

правоприменительный и процесс как правотворческий. Нетрудно заметить что

правотворческий процесс, так же как административный, уголовный и

гражданский процессы, он носит официальный характер. Возникает вопрос

правомерно ли употреблять термин "процесс" применительно к правотворческой

процедуре? Это вопрос является дискуссионным. Многие ученые проф Недбайло

П.Е., проф. Горшенев В.М. ,А.С Пиголкин полагают что это возможно, несмотря

на то, что процессуальные отношения в области правосудия и процедурные

отношения в области правотворчества не являются явлениями одноплоскостными.

Сторонники широкого подхода к определению юридического процесса,

обосновывают свою концепцию необходимостью тщательной регламентации

деятельности органов государства по рассмотрению и разрешению многообразных

индивидуальных дел положительного характера. Понятно, что речь идет о

регламентации и приданию высокого значения соблюдению предписанных законом

форм в различных сферах государственной и общественной деятельности

Действительно, правотворчество есть создание права, которое проходит в

официальных рамках, и оно тоже не может не быть нормативнр

регламентировано. Значит, и правосудие, и правотворческий процесс

объединяет то, что они представляют собой юридически регламентированную

процедуру, комплекс действий, предусмотренных законодательством. Такая

точка зрения на природу юридического процесса безусловно имеет право на

существование. Однако следуя ей можно придти к выводу что везде, где

усматривается упорядоченная процедура деятельности усматривается

"юридический процесс", везде, где правом установлена форма совершения

действий, усматривается "юридическая процессуальная форма", т е вроде бы

можно говорить о юридическом процессе. Эта концепция оказал значительное

влияние на определение сущности административного процесса как отдельного

вида юридического процесса Следует все же признать, что полностью разделить

эту концепцию трудно. Её коренным недостатком является безмерное расширение

понятий процессуального права, процессуальной формы, процессуальной

деятельности. Действительно, следуя ей под понятие юридического процесса

подпадают совершенно разные по своему существу, характеру, назначению

явления принятие нормативного акта; выдача лицензии, разрешение спора,

прием руководителем учреждения сотрудников и посетителей, выдача лицензий,

защита в ученом совете диссертаций на соискание ученой степени, принятие

законов. Все это с точки зрения сторонников вышеприведенной концепции

рассматривается как юридический процесс и облекается в юридически

процессуальную форму. Следует видимо согласиться с проф. С.С. Алексеевым в

утверждении : "Объединение всех видов юридических процедур под рубрикой

"процесс" приводит к обескровливанию, выхолащиванию этог богатого и

содержательного понятия".

6. Особенности юридического процесса и его виды

С учетом сказанного точнее было бы рассматривать юридический процесс именно

как правоприменительный или юрисдикционный. Изучая проблемы

административного судопроизводства, мы будем опираться именно на такое

классическое понимание природы юридического процесса. Рассмотрим какими

общими свойствами обладает юридический процесс.

Во-первых, процесс - это выражение государственно-властной деятельности

Иначе говоря , процесс - это специфический способ осуществления

государственной власти. Вы помните, что в соответствии со ст. 10

Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения

на законодательную, исполнительную и судебную В соответствии С ч.2 ст. 118

"Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства". Именно поэтому

судопроизводство по уголовным или гражданским делам традиционно считались

синонимами соответствующего процесса Полагаю, что для отождествления

административной юстиции {административного судопроизводства) с

административным процессом существуют конституционные и логические

основания. Далее мы подробно остановимся на этом

Во-вторых, процесс - это динамическое понятие, означающее совокупность

развивающихся в определенной последовательности процессуальных действий

Указанные

действия совершают государственные органы, а также иные участники процесса

Такая точка зрения нашла сторонников среди процессуалистов как в области

уголовного, так и в области гражданского и административного процессов

Между тем в юридической литературе высказывались и иные более узкие подходы

к определению содержания процесса Так, проф М А Чельцов ( уг процесс)

полагал, что уголовный процесс - это лишь деятельность органов государства,

г е следователя, прокурора и суда, направленная на достижение

постановленной перед ними цели Валентин Дмитриевич Сорокин в работе

"Административно-процессуальное право" так же отмечал, что юридический

процесс вообще и каждый вид процесса -гражданский, уголовный и

административный - представляют собой деятельность государственно -

властных органов Ценность такого представления в том, что она подчеркивает

публичные начала процесса Однако следование ей приведет к выводу , что

действия обвиняемого, лица, привлекаемого к административной

ответственности, защитника, эксперта стороны по гражданскому делу как будто

не входят в содержание процесса Но можно ли представить процесс, в котором

эти лица не выполняют активных действий, а являются лишь объектами действий

других ? Такая картина не соответствует фактическому положению дел и

умаляет права участников процесса Не вызывает сомнений, что в процессе

реализуется правовой статус его участников Именно поэтому в содержание

процесса следует включать действия не только государственных органов, но и

иных участников процесса Многие ученые сводят содержание процесса к

складывающимся в результате деятельности его участников процессуальным

отношениям С этим трудно согласиться, т к в процессе исчезает его движущая

пружина, процесс развивается как бы сам из себя Подобная теория (процесс

как юридическое отношение) была известна дореволюционной русской

процессуальной науке, но подверглась заслуженной критике Таким образом

правоотношение - это не содержание, а форма процесса, а его содержание -

деятельность органов государства, действия участников

В-третьих, процесс это всегда деятельность по совершению операций с нормами

права, те при помощи специальных юридических правил процессуальных норм

можно установить юридический состав, установить, например, факт наличия

либо отсутствия преступления или административного правонарушения Можно

сказать, что юридический процесс - это всегда разбирательство, рассмотрение

определенного юридического дела Обычно в качестве юридического дела

рассматривают либо правонарушение, либо спор о праве Юридическая природа

таких дел состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут

определенные юридические последствия Например, в соответствии со ст 2 КоАП

РФ под административным правонарушением следует понимать противоправное,

виновное действие или бездействие, которое посягает на охраняемые законом

объекты и влечет наступление административной ответственности

В-четвертых, результатом процессуальной деятельности является юридически

властное решение, которое обязательно оформляется в соответствующих

процессуальных документах К их числу относятся приговоры, решения суда,

различного рода постановления и определения судьи, следователя ,

дознавателя и тд Эти процессуальные документы без которых не бывает

юридического процесса, они выполняют роль своеобразных юридических фактов,

определяющих динамику юридического процесса, движение развитие рассмотрения

дела с момента его поступления в производство юрисдикционных органов до

окончательного установления юридических последствий

В-пятых, юридическому процессу присуще наличие последовательно сменяющихся

стадий Стадии не просто следуют одна за другой - в каждой из них при

определенных условиях может быть проведена проверка правильности действий

совершенных в предыдущей стадии Так, в судебном заседании обязательно

анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства

Следует помнить, что в каждой стадии юридического процесса обязательны

следующие компоненты

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены

действия, объединяемые в той или иной стадии ,

б) специфический состав действий,

в) юридические документы , в которых отражаются и закрепляются итоги

совершенных в данной стадии юридических действий

Таковы особенности юридического процесса

Рассмотрим виды правоприменительного юридического процесса по отраслевому

признаку Традиционно в системе российского права выделяли две

процессуальные отрасли гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное

право, регулирующие соответственно гражданское и уголовное судопроизводство

Эти отрасли были вами уже изучены Еще в 1949 году проф С С Студеникин

обосновал существование административно-процессуального права Многие ученые

соглашались с тем, что рассмотрение судами дел об административных

правонарушениях, дел, вытекающих из административно-правовых отношений,

является административным судопроизводством Однако утверждалось, что сфера

применения административно-процессуальны норм еще недостаточна, кроме того

законодательные акты 80-х предусматривали осуществление правосудия только

путем рассмотрения судами гражданских и уголовных дел Таким образом не

оставалось места ни для административно-процессуального права ни для

административного судопроизводства Об этом писали авторы монографии

"Проблемы судебного права" Причем, ученые обосновано утверждали, что

рассмотрение судом в публичных заседаниях дел по жалобам граждан или

организаций на нарушение их прав государственным органом или должностным

лицом является осуществлением правосудия и ничем иным Сегодня изменилась

законодательная база, Конституцией закреплено, что административное

судопроизводство -одно из средств осуществления судебной власти в России К

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.