|
Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делубанков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Функции общего регулирования деятельности банков возложены на ЦБ. Это регулирование призвано обеспечивать:1. - устойчивость работы и укрепление фин. положения банка,2. - ориентацию и стимулировании деят-ти банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач эк-ки и повышения благосостояния общества;3. - научную орг-цию денежного обращения в народном хозяйстве. При этом со стороны ЦБ используются в первую очередь эк-кие методы управления и затем административные. С учётом складывающейся ситуации в экономике ЦБ регулирует деятельность банков посредством использования такого комплекса экономических мер, как: - изменение норм обязательных резервов, размещаемых банками в ЦБ; - изменение V кредитов выдаваемых ЦБ банкам, а также %-ставок по кредитам; - проведение операций с ценными бумагами и валютой. Для этих целей ЦБ издал инструкция № 1.. В соответствие с этими нормативными документами ЦБ образует резервный фонд кредитной системы РФ. В данный фонд сдаются: - временно свободные средства на расчётных, текущих счетах, а также внесённые во вклады и депозиты пред- ями, орг-циями и гражданами. Не включаются в состав этих средств кредиты других банков. Фонд создан для того, чтобы своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлечённых средств. ЦБ, изменяет нормы обязательных резервов.. Резервируемая часть - по вкладам д/в - 16, по срочным вкладам - 10-14%. Экономическое воздействие ЦБ на банки может осуществляться посредством предоставления в их распоряжение централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хоз.субъектам. Если кредитные ресурсы отд. банков недостаточны, а получения кредитов у других банков исчерпаны, ЦБ может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБ оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую банками по отношению к своим заёмщикам. Для регулирования деятельности банков ЦБ может использовать и административные методы. При нарушении кредитной организ-ей нормативных актов, предписаний ЦБ вправе: 1. Взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от размера оплаченного УК 2. Потребовать от кред. орг-ции осущ-ния мероприятий по фин. оздоровлению кред-ой орг-ции, в т. ч.: изменения структуры активов, замены руководителей , реорганизации кредитной организации (назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев, отозвать лицензию на осуществление банковских операций ). Банковский надзор преследует 2 цели: 1.защиту вкладчиков банка от возможных потерь; 2.- поддержание стабильности на финан. рынке посредством предотвращения системных рисков. При осуществлении ЦБ функции надзора и контроля за деятельностью банков в его задачи входят: - выдача лицензий на банковскую деятельность; - проверка отчетности , предоставляемой банками; - ревизии на местах; - контроль за соблюдением норм банковских операций. Региональные финансы: состав и роль в организации рыночных отношений. (25) Гос. финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально- культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Гос. финансы включают в себя фед-ые и рег-ые финансы. В состав гос. финансов включаются: бюджеты разных уровней гос-ого управления, внебюджетные фонды, госкредит, финансы госпредприятий. Самостоятельной частью бюджетной системы РФ как суверенного государства являются местные бюджеты.. За счёт местных бюджетов обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение; крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и соци- альной инфраструктуры. Местные бюджеты имеют многочисленные источники доходов: - отчисления от налогов вышестоящего уровня; - часть налога на имущество предприятий; - налог на имущество физ. лиц; - налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; - земельный налог; - госпошлина и др. Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные и валютные фонды. Средства этих фондов формируются за счёт: а) добровольных вносов и пожертвований граждан, предприятий учреждений и орг-ций на соотв-щие цели ; б) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование прир. ресурсов; в) суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы г) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством. Средства внебюджетного и валютного фондов находятся на спецсчетах, открываемых местной администрацией, изъятию не подлежат и расходуются с целевым назначением. Расходы местных бюджетов осуществляются за счёт их доходов и субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня. Гос. кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам гос. власти для обеспечения финансирования гос. расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юр.- и физлиц осуществляется путём продажи на фин.рынке облигаций, казначейских обязательств и др. видов гос. цб. (выпуск и продажа облигаций местных органов власти). В последнее время местные бюджеты развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными предприятиями, созданию тер-ой инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ. (26) Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны. Финансовые отношения, складывающиеся у гос-ва с пред-ями, орг-ями, учр-ями и населением, называются бюджетными. Гос.бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юр. и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, нужд обороны и гос. управления. Сущность гос. бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.С помощью распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегос. потребностей. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и эффективно ли они используются. Бюджет используется в качестве инструмента гос. регулирования экономики, стимулирования производительных и социальных процессов. В новых условиях хозяйствования необходимо изменить направление вложения бюджетных средств. Большое значение приобретают гос.инвестиции в прогрессивные отрасли эк-ки, в обеспечение стратегических направлений её развития. Через налоги, налоговые льготы, V и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, ускоренному обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в произ-во научно-технич. достижений, повышению рентабельности. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований. Расходы госбюджета. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: 1) по своей роли в процессе воспроизводства: - затраты, связанные с финансированием материального производства; - затраты на содержание непроизводственной сферы; 2) по функциональному назначению:- расходы на финансирование народного хозяйства; - на социально-культурные мероприятия; - оборона страны; - содержание аппарата управления; - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; - фундаментальные исследования и НТ; - расходы по обслуживанию госдолга. Расходы бывают текущие (з/п, закупка товаров и услуг, платежи по гос.долгу) и капитальные (вложения в строительство, ремонт, ОФ). Налоговая система и её структура. Налоговая политика. (27) Налоговая система - это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система является одним из важнейших рычагов, регулирующих фин. взаимоотношения предприятия с гос-вом в условиях перехода к рыночному хозяйству. Структура налоговой системы определяется социально- экономическим устройством общества. Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. В основу их классификации положены разные принципы: 1) По использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определённое назначение и обычно формируют внебюджетные фонды. 2) В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает налоги бывают: федеральные, налоги субъектов федерации, местные. 3) По объектам обложения налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф. Принципы построения налоговой системы: - равномерность - жёсткое обложение для богатых и щадящее для бедных; - определённость - т.е. плательщик должен точно знать место, время, способ и сумму платежа; - удобство - упростить акт уплаты налога; - экономность - расходы по сбору налогов должны быть минимальными; - однократность обложения одного и того же объекта за определённый срок; - стабильность налоговой системы в течение длительного времени и т.д. Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогов и является составной частью фин. политики. Задачи налоговой политики: 1) Обеспечение гос-ва фин. ресурсами; 2) Создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; 3) Сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. 3 типа налоговой политики: 1. Политика максимальных налогов - характеризуется принципом “взять всё, что можно”. При этом возникает ситуация, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. 2. Политика разумных доходов - способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Но поступления в гос. уменьшаются. 3. Политика достаточно высокого уровня обложения при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Для РФ характерно сочетание второго и третьего типов. Методы денежно-кредитного регулирования экономики. (28) Ден.-кред-ая политика ЦБ, направлена либо на стимулирование денежно- кредитной эмиссии - кредитная экспансия, т. е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых “перегревами” конъюнктуры - кредитная рестрикция. Достижение этих целей происходит с помощью нескольких методов денежно-кредитного регулирования: I. Установление верхнего и нижнего пределов денежной массы, находящейся в обращении. Введение таких пределов позволяет контролировать пропорции воспроизводства общественного продукта и предпринимательскую активность рыночных хоз.структур. В РФ возникла уникальная система централизованного регулирования денежного обращения, разработанная отечественными экономистами. Эта система основывается на кассовом планировании оборота наличных денег рыночных хоз.структур и банковских органов. 1) На первом этапе предприятия и организации представляют заявки на наличные деньги (кассовые заявки) в обслуживающий банк. 2) На втором этапе низовые банки и их вышестоящие звенья на основе кассовых заявок предприятий составляют свои кассовые программы, в которых отражается потребность в наличных денежных средствах в зоне их деятельности. Эти программы представляются в ЦБ; 3) На третьем этапе ЦБ составляет сводную программу кассовых оборотов низовых банков и их обеспечения ресурсами эмиссионного фонда. Эта программа является составной частью рефинансирования банков; 4) На четвёртом этапе местным банкам сообщаются выделенные им эмиссионные ресурсы ЦБ; 5) На пятом этапе осуществляется территориальное управление кассовыми оборотами низовых банков с перераспределением свободных денежных средств между отдельными краями, областями, республиками и регионами. Опыт РФ показал, что составление кассовых программ позволяет банкам контролировать состояние денежного обращения, подготовиться к операциям с наличными деньгами и не допускать задержек их выдачи. II. Установление фиксированных %-ставок по кредитам для комбанков. Изменение %-ставок либо расширяет, либо сжимает денежный рынок, что оказывает соответствующее воздействие на товаропроизводящие отрасли народного хозяйства. Как правило, снижение %- ставок вызывает рост деловой активности, оживление производства и продвижения товаров на целевые рынки. Повышение ставок приводит к противоположному экономическому эффекту. Комбинирование %-ставок позволяет ЦБ управлять ценами на кредит и эффективно использовать его для развития национальной экономики. Ставка рефинансирования ЦБ 25%. III. Установление норм обязательного резервирования на счетах в ЦБ. Резервированные части оборотных капиталов КБ позволяет ограничить эмиссию новых денег и при необходимости оказывать кредитную помощь банкам, испытывающим временные фин.затруднения.. Расчёт нормы обязательных резервов проводится на основе привлечённых ресурсов банка, т.е. остатков денежных средств на счетах текущих, срочных и сберегательных вкладов (по счетам д/в 16% , по срочным от 31 до 90 дн. 13%, св. 90 дн. - 10%, по счетам в валюте - 5%). IV. Использование части эмиссионных фондов ЦБ для покупки облигаций госзаймов и прямого покрытия дефицита бюджета. ЦБ выполняет функцию кассового обслуживания бюджета и становится кассиром государства. Посредством проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при покупке цб) или уменьшается (при продаже цб) V собственных резервов КБ в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. V. Покупка золота и инвалюты для регулирования платёжного баланса и курса Rb. ЦБ является главным депозитарием золото-валютных резеровов страны. Центробанку разрешено проводить валютные интервенции для воздействия на курс Rb и на суммарный спрос и предложение денег. При ухудшении платёжного баланса ЦБ прибегает к валютным интервенциям на ММВБ, поддерживая таким образом валютный коридор. Сущность и функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. (30) Сущность денег заключается в том, что это специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная ф-ция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве 3 свойств: - всеобщей непосредственной обмениваемости; - кристаллизации меновой стоимости; - материализации всеобщего рабочего времени. Функции денег. 1) Как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. 2) Как средства обращения. Товарное обращение включает два изменения форм стоимости: продажу одного товара и куплю другого. В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене 2 товаров: Т-Д-Т. 3) Как средства образования Сокровищ, накоплений и сбережений. 4) Как средства платежа возникла в связи с развитием кредитных отношений в капиталистическом хозяйстве. В этой функции деньги используются при продаже товаров в кредит и при выплате з/п рабочим и служащим. 5) Мировые деньги. Мировые деньги служат: всеобщим платёжным средством, всеобщим покупательным средством, материализацией общественного богатства. Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса - совокупный объём покупательных и платёжных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Для анализа количественных изменений денежного обращения на определённую дату и за определённый период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объёма денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты): М1 = наличные в обращении (банкноты, монеты) и ср-ва на текущих банк-их счетах; М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до 4 лет); М3 = M2 + сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях; М4 = М3 + депозитные сертификаты крупных коммерческих банков. Для расчёта совокупной денежной массы в РФ используются следующие агрегаты: М0 = наличные; М1 = М0 + расчётные, текущие и прочие счета (расчётные, специальные счета, счета капвложений, аккредитивы и чековые счета, бюджетные, профсоюзные счета) + вклады в коммерческих банках + депозиты д/в в Сбербанке; М2 = М1 + срочные вклады в Сбербанке; М3=М2 + депозитные сертификаты и облигации госзаймов. Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика показывает, что равновесие наступает при М2>M1 и оно укрепляется при M2+M3>М1. На денежную массу влияют 2 фактора: 1) Количество денежной массы определяется государством - эмитентом денег. 2) Скорость оборота денег - интенсивность движения денег при выполнении ими функций обращения и платежа. На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные факторы, т.е. структура платёжного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций, уровень %-ставок, использование электронных денег в расчётах. Денежная система: понятие и элементы. (31) Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем: 1.Системы металлического обращения, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги (вексель, акцептованный вексель, чек, кредитная карточка) разменны на металл. 2. Системы обращения кредитных и бумажных денег - золото вытеснено из оборота. В зависимости от размена знаков стоимости на золото различают золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный (обмен на валюту страны, производящей обмен своих дензнаков на золотые монеты или слитки) стандарты. Современная денежная система включает элементы: 1) Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров 2) Официальный Масштаб цен утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. 3) Виды денег, являющихся законным платёжным средством - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги и монета. 4) Эмиссионная система в развитых капстранах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монеты - казначействами в соответствии с эмиссионным законодательством. 5) Государственный или кредитный аппарат - в различных странах осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Денежная система РФ функционирует в соответствие с Федеральным законом о ЦБ РФ от 12.04.1995г., определившим правовые ее основы. Официальной денежной единицей РФ является рубль. Соотношение между рублем и драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам устанавливает ЦБ и публикуется в печати. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает ЦБ. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране. Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами ЦБ, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБ. Система безналичных расчётов. Её роль, элементы. Формы б/н-расчётов. (32) Безналичные расчёты - это расчёты, осуществляемые между физ. и юр. лицами без применения наличных денег путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя. Безналичные расчеты нашли широкое применение в развитии банковской системы. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |