рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Лизинг в России

Франция, Бельгия и Италия придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга), другие же (Великобритания, Ирландия, Голландия, а также США) строят взаимоотношения исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные как для одной, так и для другой правовой системы.

В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизингового соглашения является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион); в то же время в Великобритании и США опцион не является условием лизинга, где в соглашении предусматривается аренда-продажа. При этом, например, в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами.

Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т. е. договор лизинга, как таковой, определяется не по экономическим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам.

В Великобритании и Франции многие соглашения трактуются как лизинговые; а в Германии они могут отвечать понятию сделки в рассрочку. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона (права выкупа по остаточной цене), относятся к сделкам кредит-аренда, причем такое различие имеет принципиальное значение, поскольку сделки типа кредит-аренда регулируются государством другими методами.

Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.

Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической функцией банков (Италия, Франция), государственные органы не только регулируют банковскую деятельность, но и осуществляют контроль над лизингом. В Великобритании, Германии банки контролируют лишь за ту часть лизинговых операций, которая проводится подведомственными им структурами. Во Франции вся лизинговая деятельность строго регулируется со стороны государства наравне с банками. В других странах управление лизинговой деятельностью по сравнению с банковскими операциями значительно упрощено.

Законодательствами Италии, США, Франции предусмотрены специальные требования к лизинговому механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством, о собственнике имущества, передаваемого в лизинг, и др.

В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается.

Как показывает опыт, специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы. Наиболее благоприятные условия для лизингового рынка созданы в Великобритании, Германии, Ирландии, Норвегии, США. Так, например, в Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке. В результате Ирландия стала мировым центром лизинга самолетов, в стране функционирует Международный центр по оказанию финансовых услуг и др.

Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством. Комитетом по международной стандартизации бухучета (JASC) разработаны стандарты по учету лизинга, которые приняты Бельгией, Великобританией, Грецией, Ирландией, Нидерландами, США, Японией и другими странами. В их основу положен принцип экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, однако некоторые страны Западной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и Организация европейского лизинга придерживаются юридическо- го права на владение имуществом, передаваемым в лизинг. Из-за различий владения имуществом отличаются и системы бухгалтерского учета и методы начисления амортизации и налогов, поскольку, согласно экономической концепции, имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, а согласно юридической - на балансе лизингодателя.

Заключение лизингового соглашения на длительный срок позволяет возмещать стоимость имущества, а также обеспечивает возможность для опциона. Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги.

Далее рассмотрим более подробно особенности развития лизинга в разных странах.

США

На долю США, где лизинг появился в 50-х гг., в то время приходилась половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. Уже в 1986 г. в лизинг было поставлено оборудования на 85 млрд долл., что составило более 20% всех инвестиций в оборудование в стране. Одной из причин быстрого развития лизинга в США явились налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционные льготы (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Однако право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым Министерством финансов США для аренды. В число таких требований входили:

- продолжительность лизинга - не менее 30 лет;

- лизинг не должен означать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной (например, за 1 долл.);

- лизинг не предполагает графика платежей «по нисходящей» (что свидетельствовало бы об использовании лизинга в целях ухода от налогов);

- лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли;

- при рассмотрении возможности продления договора лизинга должна учитываться реальная рыночная стоимость оборудования.

До 1977 г. фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому фирмы, уже обремененные солидными долгами, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности и подлинные размеры кредитной задолженности. В 1976 г. Департаментом стандартизации финансового учета было издано постановление, обязывавшее учитывать такие финансовые сделки, как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью указанного постановления было разграничить «подлинный лизинг» и фактическую покупку с использованием лизинга. В постановлении фиксировалось, что:

- право собственности по окончании сделки переходит к арендатору;

- лизинговая сделка позволяет купить оборудование по завершении сделки по цене ниже рыночной;

- срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы арендуемого оборудования;

- текущая стоимость лизинговых платежей (без стоимости страхования, расходов на управление, налогов) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

В тех случаях, когда сделка отвечала хотя бы одному из этих условий, имущество учитывалось на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассиве («Обязательства по финансовому лизингу»).

Великобритания

В Великобритании лизинг получил развитие только после 1970 г., то есть после введения системы налоговых льгот. Компании могли вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для компаний с высокой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами лишь в конце отчетного года, а потому, произведя инвестиции в начале года, до получения выгод от этих льгот ей приходилось ждать некоторое время. Однако если компания продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец года наступал раньше), то косвенные выгоды можно было получить быстрее. Налоговая инвестиционная льгота не была безвозмездной, она возвращалась обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее представляла собой беспроцентную ссуду, равную 52% стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В 1984 г. английское правительство объявило, что «корпоративный» налог (corporate tax) будет снижен с 52 до 35% к апрелю 1986 г. Изменения происходили постепенно, и ценность этой льготы с понижением ставки налога значительно уменьшилась, следовательно, сократилась стоимость покупки и лизинга, но он продолжает занимать важное место в экономике Великобритании.

Так как «корпоративный» налог сокращался постепенно, изменения не сразу сказались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Так, в течение первого года арендные платежи не облагаются налогом. Это очень выгодно для лизингополучателей продукции.


Франция

Во Франции, где лизинг получил большое распространение, чаще употребляется термин credit-bail (кредит-аренда). Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 г., а Закон о лизинге был принят в 1966 г. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступку прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки).

Лизинг недвижимости также регламентируется Законом 1966 г. В 1967 г. во Франции были созданы общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ), имевшие форму акционерных компаний. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: часть прибыли не облагается налогом, возможно применение ускоренной амортизации и т.д.

В настоящее время в стране развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического и крупного промышленного оборудования.

Италия

Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 г. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает более 50 компаний. Так, крупнейшая итальянская лизинговая группа «Локафит» передает в лизинг землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты и т.д.). При этом группой были созданы совместные фирмы в Германии, Франции, США, Испании, Китае, Венгрии и других странах.

В Италии законодательно закреплены налоговые льготы по лизингу для общественных организаций, также определенные льготы предусмотрены при проведении лизинговых операций в некоторых отраслях экономики.


Япония

Century Leasing System - первая лизинговая компания в Японии, которая была создана в 1969 г. и оплаченный капитал которой составил 584 млн иен. В состав акционеров компании вошли коммерческие банки, торговые и страховые компании. Century Leasing System имела филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании.

Германия

В Германии лизинг считают не столько альтернативой продажам, сколько одной из наиболее эффективных форм реализации оборудования, техники, автомобилей. Статистика свидетельствует, что в течение нескольких последних лет передаваемое в лизинг имущество его непосредственными производителями увеличивается в среднем на 6%. К примеру, лидеры автомобильного рынка «Мерседес», «Фольксваген», «БМВ» и «Опель» являются учредителями ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многие страны мира, а также поставку оборудования для новых заводов, производящих автомобили различных моделей.

Основная масса лизинговых инвестиций в Германии осуществляется компаниями, входящими в состав Национальной федеративной ассоциации лизинговых компаний. Уставный капитал более половины лизинговых компаний Германии составляет в среднем 5 млн евро и более чем у трети - свыше 5 млн евро, что позволяет привлекать кредитные ресурсы в размере сотен миллионов евро. Однако высокая результативность присуща не только крупным лизинговым фирмам: каждая шестая лизинговая компания создавалась с уставным капиталом от 25 тыс. до 500 тыс. евро.

Чехия

Чешский лизинг занимает одну из ведущих позиций в рамках лизинговых рынков посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы как по объему стоимости заключенных лизинговых сделок, так и с точки зрения уровня разработки и качества предлагаемых лизинговых услуг. По объему новых заключенных сделок лизинговый рынок Чехии опережает даже ряд развитых рынков и Западной Европы, в том числе датский, норвежский, финский, греческий и португальский.

В структуре ассортимента на лизинговом рынке доминирующим стал лизинг легковых автомобилей. Он является движущей силой чешского лизинга, причем не только с точки зрения количества, но также с точки зрения шкалы предлагаемых лизинговых продуктов и дополнительных услуг. Значительной на лизинговом рынке является также доля лизинга грузовых автомобилей (около четверти рынка автотранспорта).

Ведущее место на чешском лизинговом рынке занимает финансовый лизинг, являясь средством реализации инвестиций (инвестиции в форме лизинга составляют около 30% от общего объема инвестиций). Спрос на лизинговые услуги более зависит от необходимости управления финансовыми потоками торговых обществ, чем от заинтересованности заказчиков в рациональном и несложном управлении имущества, предоставленного в лизинг.

На лизинговом рынке Чехии продолжает повышаться роль дочерних обществ банков, а также лизинговых обществ крупных производителей и импортеров.

Тенденции развития чешского лизинга подтверждают, что в экономическом развитии страны он играет довольно значительную роль, став неотъемлемой частью рыночной экономики и относительно стабильным сегментом финансового рынка Чехии.

Польша

В Польше лизинговые операции начали активно развиваться с конца 80-х гг., когда появился первый закон о прямых иностранных инвестициях в стране. Уже в 1998 г. пятнадцать крупнейших лизинговых компаний Польши сдали в долгосрочную аренду оборудование общей стоимостью 1,1 млрд долл., таким образом, на 58% был превзойден уровень 1997 г. В настоящее время рост лизингового рынка Польши составляет около 10% в год.


2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России

 

В 2005 г. лизинг продемонстрировал значительные и даже неожиданные темпы роста. Казалось бы, чем больше становится объем рынка, тем меньше прирост в процентном выражении. Однако создается впечатление, что ежегодные темпы прироста рынка лизинга более 50% в течение послекризисных лет были лишь разминкой, а настоящий рост только начинается. Рынок вступает в новую фазу развития: когда правовое поле относительно устоялось, технологии сделок отработаны, накопилась арбитражная практика, выросло поколение специалистов по лизингу. На смену пионерам-первопроходцам лизингового бизнеса приходят российские и международные компании-тяжеловесы.

В 2005 г. объем всего российского рынка лизинга составил 10 млрд. долл. Выручка лизинговых компаний за год составила несколько меньшую сумму - 4 млрд. долл. по всему рынку. За год суммарная стоимость новых сделок выросла на 79% (за 2004 г. - на 71%), а объем выручки - на 82%, за 2004 г.- на 57%.

Таким образом, темпы роста лизинговых компаний опережают практически все основные секторы финансовой системы страны и существенно превосходят темп роста экономики в целом. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России.

Россия становится одной из ведущих лизинговых стран; если по итогам 2004 г. в мировом рейтинге она заняла 11-е место, то по результатам 2005 г., она вошла в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию.

В 2001 г. доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, к 2005 г. эти цифры выросли в 2,5 раза, достигнув 1,3 и 8,2% соответственно.

Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал главным каналом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.

Подтверждением роли лизинга в экономике страны стал тот факт, что лизинг, хотя и косвенно, оказался включен в приоритетные национальные проекты. Основным оператором по реализации приоритетного нацпроекта «Развитие АПК» стало ОАО «Росагролизинг». В соответствии с главной задачей этого проекта - развитием молочного животноводства _ «Росагролизинг» передает в лизинг племенной скот и животноводческие комплексы. Выбор именно лизинга как основного финансового механизма реализации нацпроекта неслучаен: данный финансовый инструмент уже доказал свою высокую надежность и гарантию контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Основной тенденцией рынка лизинга в 2005 г. было явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление, неприятное для каждого лизингодателя в отдельности, способствовало заметному оживлению всего рынка в целом. Главным событием года стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский «Arval» (при BNP Paribas) и латвийский «Парекс Лизинг».

Следует сказать, что до сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: число лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. К наиболее крупным универсальным компаниям относятся «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили».

Но высокие темпы роста рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными. Привлекательность российского лизинга оказалась столь велика, что некоторые решили именно с него начать свое продвижение. Если компании «ИНГ Лизинг» и «Arval» (BNP Paribas) созданы на базе относительно давно работающих в России иностранных банков, то «ФБ Лизинг» и финансовая группа Uni Credit, стоящая за «Локат Лизинг Руссия», решили начать бизнес здесь именно с лизинговых компаний. Это неудивительно, ведь лизинг во всем мире считается одним из наиболее надежных финансовых инструментов.

Веру в надежность лизинга было решено подкрепить эффективным менеджментом. Руководители обеих компаний хорошо известны в России. Новые компании заявляют амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн. долл., «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд. долл. уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с нуля до 55 млн. долл. и заняв 26-е место в нашем рейтинге. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто- и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет продолжать расти.

На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 г. о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговые компании «Камаз» и «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»), Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на рынок лизинга.

Высокая конкуренция на рынке лизинга иллюстрируется значением индекса Херфиндаля-Хиршмана. Его значение составляет 0,03. То есть компаний на рынке достаточно много, и доля каждой из них не очень высока.

Для российского рынка лизинга по показателю объема новых сделок суммарная доля 10% крупнейших компаний составляет около 50% рынка. По сравнению с рынками лизинга европейских стран такой уровень концентрации невысок.

Так, 75% российского рынка лизинга принадлежит 61 компании, в то время как в Европе количество компаний, на чью долю приходится 75% рынка лизинга, - от 2 до 33 компаний, в зависимости от страны. В среднем в развитых странах Европы 75% рынка приходится лишь на 11 компаний.

Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать новые рыночные ниши. И многие в этом заметно преуспели. Если раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005 г. он появился в ассортименте многих лизинговых компаний (см. рис. 2). От традиционного для России финансового лизинга он отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект лизинга не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочны, чем финансового.

Рис. 2. Стоимость новых сделок оперативного лизинга


Оперативный лизинг имеет определенную и довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые 2-3 года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например, в строительстве или в сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге.

Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях лизинговых компаний (рис.3).

Рис. 3. Стоимость новых сделок возвратного лизинга

В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду. Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.

Высокая конкуренция ведет к расширению региональных сетей лизинговых компаний. О тенденции развития бизнеса в регионах говорит сокращение доли московских офисов лизинговых компаний в общем их количестве и увеличение их доли в других регионах. Так, по количеству офисов лизинговых компаний Москва все же остается на 1-м месте (18% от общего количества). Незначительно отстает Приволжский федеральный округ, на который приходится 17,7% офисов. Довольно равномерно распределены центральные офисы и филиалы лизинговых компаний по другим регионам России.

Рейтинг городов по количеству центральных офисов лизинговых компаний и их филиалов выглядит следующим образом: 1-е место занимает Москва - 68; 2-е - Санкт-Петербург - 33; 3-е и 4-е - Екатеринбург и Самара - 13; 5-7-е - Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск -12; 8-е - Воронеж -10; 9-е и 10-е - Краснодар и Ярославль - 9; 11-14-е Волгоград, Н. Новгород, Ставрополь, Тюмень - 8; 15-17-е - Иркутск, Казань, Пермь - 7.

И последние места в рейтинге занимают 37 городов, имеющих по одному офису или филиалу. Среди них Барнаул, Брянск, Курск, Орел, Череповец и другие.

2005 г. был отмечен структурными сдвигами на рынке - как по сегментам рынка, так и по положению ведущих компаний в рейтинге. В лидеры вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом, в сумме значительно опережающие остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент наиболее привлекателен для лизингодателей: в нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное средство обеспечения сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, двигаются в более сложные и рискованные ниши.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.