рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Банковская система России: пути развития

 

3. ПРОГНОЗЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1 Последствия  вступления в ВТО для российской банковской системы

Прежде всего, вкратце суммируем положительные и отрицательные последствия вступления в ВТО для российской экономики в целом. Среди положительных последствий вступления можно назвать следующие:

1. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;

2. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

3. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

4. Международное сотрудничество на общепринятых условиях, переход на международные стандарты финансовой отчетности, международные принципы ведения бизнеса.

Надо сказать, что положительные последствия носят в основном довольно расплывчатый характер, неизвестно, как извлечь из них реальную пользу для России и в частности, для ее банковского сектора.

К основным же противоречиям, которые обязательно возникнут при вступлении России в ВТО, можно отнести следующие.

1. ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо. К тому же структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта.

2. Расширение доступа на отечественный рынок импортных товаров и услуг, что способно существенно обострить конкуренцию по многим позициям на внутреннем рынке, к чему российская экономика пока не готова.

3. Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.

4. Присоединение России к клубу организованных участников мировой торговли не способно устранить в полной мере имеющиеся торговые противоречия и напряженности с ее основными контрагентами. Вступление в  ВТО не гарантирует отмену применения против наших товаров антидемпинговых мер.

5. Вступление в ВТО приведет к уменьшению поступлений в государственный бюджет России.

6. Возможное повышению внутренних цен на топливно-сырьевые товары и, как результат, рост производственных издержек и снижение конкурентных преимуществ обрабатывающих отраслей промышленности.

7. И, наконец, к вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т. е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании,  без  чего переговоры идут во многом на ощупь. [19]

По вопросу последствий вступления в ВТО для российской банковской системы специалисты расходятся во мнениях. Меньшинство считает, что вступление в ВТО никак не отразится на банковской системе страны: реальные ограничения для доступа на российский рынок банковских услуг отсутствуют уже сейчас и более привлекательным он не станет. Другие придерживаются того мнения, что резко возросшая конкуренция будет стимулировать развитие национальной банковской системы, то есть последствия будут благоприятны. Большинство же склонно считать, что данный процесс негативно скажется на российских банках: необходимо защищать российский рынок банковских услуг, принимать меры, препятствующие возникновению проблем и способные сгладить негативные последствия данного процесса.

Итак, что же положительного можно извлечь из вступления в ВТО для российской банковской системы?

Открытие национального рынка для иностранных банков позволяет:

– повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков. Рабочая группа по ВТО Европейского делового клуба считает, что ко времени присоединения России к ВТО доля иностранного капитала в банковском секторе должна быть увеличена до 30%, а после 5-летнего периода – до 50%;

– повысить конкуренцию в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг;

– повысить имидж, открытость и инвестиционную привлекательность России;

– создать условия для сокращения оттока капитала за рубеж и возвращения какой-то его части;

– использовать передовые банковские технологии;

– осуществлять инвестиции в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков.

Ряд представителей отечественного крупного бизнеса приветствуют проникновение зарубежного банковского капитала, так как он способствует получению крупных инвестиций в масштабах, намного превышающих возможности отечественных банков. Однако, у данного явления, конечно, имеются и негативные последствия.

При анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО необходимо учитывать системные риски как минимум четырех порядков:

1. Непосредственно прямые риски собственно банковской системы (описаны ниже).

2. Риски второго порядка, возникающие при либерализации других секторов экономики ("риски от клиентов"). Например, российские банки могут вложить средства в какую-то отрасль экономики или отдельное предприятие, а они могут не выдержать конкуренции, оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства. При сырьевой ориентированности российского экспорта, огромном износе производственных фондов – эти риски весьма значительны.

3. Риски третьего порядка – "социальные", но также влияющие на банковскую систему. Двух видов: а) возможный рост безработицы и необходимость затрат на социальные компенсации; б) необходимость повышения затрат на заработную плату в соответствии со стандартами, чтобы избежать обвинений в демпинге. Как следствие, возможное падение конкурентоспособности российских товаров.

4. Риски четвертого порядка – "экологические". Развитые государства, члены ВТО, смогут также при необходимости использовать этот инструмент, потребовав от нас соблюдения экологических производственных стандартов. [4]

По мнению специалистов, прямые риски банковской системы при вступлении в ВТО могут заключаться в следующем:

1. Риск оттока капитала. Иностранные банки хотя и будут регулироваться российскими банковскими требованиями, но в политике размещения ресурсов будут руководствоваться, прежде всего, собственными интересами, которые будут учитывать в первую очередь национальные интересы своей страны. Существует вполне обоснованный риск, что средства, привлеченные на российском рынке, будут размещаться за рубежом. Такая ситуация  наблюдается уже сегодня. Например, на 28 банков, подконтрольных нерезидентам в РФ, приходится 10% банковских активов. Активы среднего банка этой группы почти в 6 раз превышают активы среднего российского банка. В анализе их деятельности   отчетливо превалирует специализация, связанная с оттоком капитала. Чистые иностранные активы составляют 45% активов этой банковской группы, что гораздо выше среднебанковского уровня (18%) Доля же кредитов реальному сектору составляет всего 27% против 40% в среднем по банкам РФ. Зато депозиты физических лиц за 9 месяцев 2001 года выросли более чем на 70%, что выше, чем в 2 раза средних темпов прироста по банковской системе;

2. Риск сравнительной потери деловой репутации.

Важным фактором конкурирующего превосходства является и деловая репутация. При прочих равных условиях (процентных ставках, тарифах, качеству обслуживания) еще долгое время, например, швейцарский банк будет для потребителя банковских услуг более привлекательным, нежели его российский коллега. Потому что за швейцарским банком – несколько столетий безупречной работы, а у российских банков – 4 кризиса за последние 10 лет;

3. Риск утраты влияния по использованию механизмов перераспределения средств в социальные и жизненно-важные отрасли.

Показателен пример Польши. Из 62 частных коммерческих банков 44 прямо или косвенно принадлежит иностранцам. Иностранные инвесторы контролируют почти 79% капитала и 68% активов всего польского сектора. На них приходится 72% совокупных кредитов и 64% депозитов.

Развитие сельскохозяйственных отраслей, когда-то славившихся своей продукцией, практически приостановлено. Однако западные банки не спешат вкладывать туда свои инвестиции, поскольку они не выгодны их государствам, которые поставляют в Польшу свою сельскохозяйственную продукцию;

4. Возрастание валютных рисков. Чем больше иностранной валюты в стране, тем выше степень подверженности колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям;

5. Риск сокращения занятости в банковской сфере, прежде всего высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных банков.

6. Глобальный риск потери самостоятельности денежно-кредитной системы, утрата национального суверенитета в банковской отрасли, что несет в себе угрозу национальной безопасности.

Известно, что коммерческие банки являются неэмиссионным источником генерирования денег в экономику благодаря действию известного эффекта мультипликативного расширения депозитов. С учетом этого фактора банковская система производит 40% всех денег в экономике, а 60% приходится на эмиссионный центр –  Банк России. Эта функция мультипликативного расширения рублевой денежной массы – принадлежит исключительно отечественным коммерческим банкам.

В развитых странах, имеющих свободно конвертируемую валюту, это показатель намного больше за счет включения в производство "их" денег экономик других, прежде всего развивающихся стран. Основной объем операций в России иностранный банк будет производить в свободно конвертируемой валюте, что будет означать расширение денежной массы за счет валютной составляющей. В этом не было бы ничего страшного, если бы рубль был конвертируемой валютой. Но пока это не так, более сильная валюта будет уничтожать слабую. Нехватка рублей в экономике будет компенсироваться эмиссионным центром, неизбежно будет расти инфляция, а курс рубля будет падать. В стране-доноре все будет наоборот: валюта этой страны будет укрепляться, инфляция снижаться. Этот механизм хорошо известен, но он замалчивается, когда говорят, что надо широко открыть двери для иностранных банков.

3.2 Прогнозы развития регионального банковского сектора после присоединения к ВТО

Сегодня никто не может однозначно сказать, как скажется присоединение России к Всемирной торговой организации на региональном уровне. Никто не может точно спрогнозировать дальнейший путь развития экономики региона, а вместе с ней и банковского сектора. Попробуем представить в каких направлениях возможно дальнейшее движение банков Свердловской области.

Конечно, в банковском секторе региона произойдут определенные изменения и прежде всего институциональные.

Выделим 2 основных варианта развития событий с точки зрения экспансии на областной рынок банковских услуг инорегиональных (иностранных) кредитных организаций:

–  со вступлением в ВТО в региональный банковский сектор придут одна или несколько иностранных кредитных организаций;

–  иностранные банки сосредоточатся в Москве и Санкт-Петербурге, а столичные банки, не выдержав конкуренции, начнут проникать на региональный рынок.

Согласно первому сценарию после вступления России в ВТО произойдет открытие национального рынка, снизятся политические риски, и начнется процесс экспансии иностранных банков в нашу страну. Не останутся без внимания и регионы России – открытие инобанков будет происходить не только в Центре, но и в субъектах Федерации. Развитие событий по данному сценарию возможно, но маловероятно. Попробуем разобраться, почему.

Существуют определенные виды банковских услуг, международная торговля которыми сопряжена со значительными трудностями. Примером является оказание кредитно-расчетных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса. В развитых странах эту нишу заполняют малые и средние банки, пользующиеся определенной поддержкой государства (льготное рефинансирование, дифференциация требований минимального собственного капитала в зависимости от количества обслуживаемых жителей). Работа с малым бизнесом и населением, проживающим в небольших городках, не выгодна для крупных (национальных) банков ввиду малого объема сделок по сравнению с трансакционными издержками банка и расходами на создание филиалов. Малые банки имеют личные связи со своими клиентами, могут достаточно адекватно оценить их кредитоспособность и ход их дел. Кроме того, малые банки не имеют активов, связанных с большими и рискованными инвестициями. Как известно, в России после кризиса 1998 года наиболее сильно пострадали большие национальные банки, имевшие крупные пакеты ГКО в своих активах. Мелкие местные банки, напротив, оказались более жизнеспособными и августовский кризис на них повлиял только косвенно, а именно через изменение положения их клиентов и условий внешней среды.

Поскольку малые иностранные банки специализируются на своей территории, то проникнуть на российский рынок могут только крупные банки. Эти банки, в свою очередь, обладают заинтересованностью в крупных проектах, то есть они, вероятнее всего, не будут вытеснять местные российские банки. Так как большинство банков Свердловской области можно отнести к категории малых и средних (по российским меркам), то вступление в ВТО не вызовет притока иностранных конкурентов в их рыночную нишу.

Сегодняшнее положение дел подтверждает этот тезис. Из 128 иностранных банков, имевших на 1 октября 2002 г. лицензию на право банковской деятельности в России, 88 относятся к г. Москве, то есть претендуют на статус крупных национальных банков. [25]

Однако существуют и исключения. Например, в Свердловской области действует филиал иностранного КМБ-банка, который специализируется на кредитовании малого бизнеса и получает положительную прибыль от этих операций. Он занимает достаточно большую часть этого сегмента рынка, что можно объяснить только пассивностью местных банков, которые не могут своевременно определять прибыльные ниши и активно их осваивать. Есть и другие иностранные банки, могущие составить конкуренцию региональным в секторе ритейла. К ним относятся, например, "Райффайзенбанк Австрия" и Bank Societe Generale Vostok.

Спектр услуг, предлагаемых российскими банками, незначительно отстает от предложения иностранцев (возможно, за исключением различных типов кредитных услуг). Российские банки даже имеют преимущество в осуществлении операций для своих клиентов в обход налогового и валютного законодательства.

Недостатком в коротком периоде и преимуществом в длительном для иностранных банков является их строгая приверженность букве закона, чем, вероятно, не всегда отличаются российские банки.

Существует не так много сфер, привлекательных для иностранных банков. Эти банки занимаются в основном обслуживанием западных клиентов и ограниченными инвестиционными проектами.

Отсутствие макроэкономической стабильности и значительные риски снижают привлекательность российского рынка для иностранных банков. С этой точки зрения, представляется маловероятным какое-либо их проникновение в Свердловскую область.

Более правдоподобно следующее: иностранные банки будут проникать в Россию для того, чтобы захватить развивающийся рынок, когда на нем еще нет значительной конкуренции. Сейчас в России удельный вес банковских активов по отношению к ВВП приблизительно составляет всего 22%. В Великобритании данный показатель - 65%, в Польше - 49%. Это как раз говорит о наличии свободного пространства на рынке банковских услуг в России. После внедрения на российский рынок иностранные банки могут получить выгоды от обладания рыночной властью при условии экономического роста в России.

Из анализа пространственного расположения банков с иностранными инвестициями можно сделать вывод, что Уральский федеральный округ (в том числе Свердловская область) не находится на первом месте среди приоритетов иностранных банков. Следовательно, существуют причины предполагать, что при освоении российского рынка иностранными банками дело дойдет до Свердловской области не в первую очередь и будет существовать определенный временной промежуток для адаптации свердловских банков к либерализации сектора финансовых услуг.

Наиболее вероятным выглядит второй вариант развития событий: в Свердловской области не открывается иностранных банков, однако в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге наблюдается приток инобанков, банки начинают ощущать давление иностранных конкурентов, следствием чего становится перевод бизнеса на периферию. Данный сценарий кажется всё более реальным в связи с недавними событиями: смена собственников Уралсибсоцбанка (ныне МДМ-банк-Урал), продажа Уралпромстройбанка питерскому Промстройбанку. Складывается впечатление, что московские банковские структуры уже сегодня задумались о завтрашнем дне и начали принимать конкретные меры по выживанию.

Попробуем представить, что может измениться в результате прихода на рынок банковских услуг Свердловской области иностранного банка (банков) или, что более вероятно, московских банков.

Влияние прихода "посторонних" банков на банковский сектор Свердловской области во многом зависит от того, какая рыночная структура сложилась в этом секторе.

В случае достаточно конкурентной рыночной среды либерализация вряд ли может существенно повлиять на ее характеристики. Напротив, в случае, когда рыночная структура характеризуется высоким уровнем монопольной власти, либерализация в банковском секторе может вызвать существенное снижение цены банковских услуг и соответствующие изменения рыночной структуры банковского сектора. В табл. 3.1 приведены основные показатели рыночной власти банковского сектора России и Свердловской области.

Таблица 3.1

Показатели рыночной власти банковской системы Свердловской области и России*

Показатель Банки Свердловской области 9 крупнейших российских банков по объему чистых активов
Балансовая прибыль на собственный капитал, среднеарифметическая 0,1801 0,0797
Балансовая прибыль на собственный капитал, средневзвешенная по активам 0,1599 0,0748

Источник: Региональные экономические аспекты присоединения России к соглашениям ВТО: Свердловская область. Бюллетень Института прикладных исследований, Екатеринбург.– 2002.– Выпуск 1

Рыночная структура банковского сектора в Свердловской области (за исключением крупных иногородних банков) не может быть отнесена ни к высококонкурентной, ни к монопольной. Можно предположить, что наиболее близкой стандартной рыночной структурой такого рода может быть квазиконкурентный рынок. Его главные особенности: присутствие небольшого числа фирм, поведение которых ориентировано на установление цены услуг, дающей только нормальную прибыль.

Рыночная среда местных свердловских банков более конкурентна, чем ниша крупных национальных банков. 17%-ая рентабельность собственного капитала банков Свердловской области (без учета вмененных издержек) не может служить сигналом для иностранных банков о хороших перспективах на банковском рынке.

Иностранные банки не могут рассматриваться как элемент, способный значительно усилить конкуренцию в Свердловской области, поскольку конкуренция уже существует. Тем не менее, можно существенно укрепить стабильность и надежность финансовой системы за счет развития в Свердловской области рынков и институтов (например, таких, как страховые и пенсионные фонды и т.д.), которые смогли бы конкурировать с банками за возможность управления сбережениями в экономике.

Более привлекательным рынок банковских услуг Свердловской области является для банков Центра.

Для того, чтобы выяснить, какие последствия ожидают банки Свердловской области и что им следует предпринять, чтобы успешно конкурировать с иностранными или столичными банками, проведем SWOT-анализ. Его результаты должны помочь нам ответить на следующие вопросы:

–  какими возможностями обладают региональные банки?

–  какие опасности для них наиболее реальны?

–  какие имеются конкурентные преимущества и как использовать их с наибольшей отдачей?

–  и, наконец, какие имеются слабые стороны деятельности, и как их можно минимизировать?

Итак, сильные стороны региональных банков – это хорошее знание местного клиента, его потребностей, высокая скорость принятия решений и обработки информации, наличие долговременных партнерских связей.

Слабые стороны – невысокая репутация, часто не имеют доступа к современным западным технологиям и «ноу-хау», не обладают достаточными средствами для кредитования крупных проектов.

Возможности – с одной стороны, наращивать капитал, либо укрупняться, чтобы составить конкуренцию столичным банкам; с другой стороны – специализироваться, позиционировать себя как банк для определенного круга клиентов, осваивать новые виды работы в секторе ритейла.

Угрозы – попытки московских или иностранных банков проникнуть в розничную нишу.

Следующий этап SWOT-анализа – построение SWOT-матрицы, которая представлена в прил. 3.

После того, как мы определили основные сильные стороны, слабые стороны, угрозы и возможности региональных  банков, определим степень влияния каждого из этих факторов. Для этого построим матрицу, в которой степень влияния фактора обозначена коэффициентом от 1 до 5, где 1 обозначает самую слабую степень влияния, а 5 – самую сильную. Данная матрица представлена в прил. 4.

Поскольку главной угрозой для банков является проникновение в их нишу, следует рассмотреть сферы, в которых развернется основная конкуренция.

Кредитование предприятий. Российские банки в настоящее время не могут полностью удовлетворить инвестиционный спрос предпринимателей, поэтому иностранные банки просто удовлетворят избыточный спрос. Однако могут произойти и более глубокие структурные изменения: иностранные банки будут специализироваться на кредитовании крупных проектов (предоставлении "длинных денег"), а российские банки - на краткосрочных операциях по финансированию оборотного капитала предприятий. Развитие событий по данному сценарию может произойти и с приходом "москвичей", чьи финансовые возможности гораздо шире возможностей региональных банков.

Схемы работы иностранных банков с российскими предприятиями будут различны. Какая-то часть российских предприятий, в основном, крупные экспортеры, будут работать с ними напрямую. Иностранные банки вряд ли будут открывать свои филиалы в небольших населенных пунктах, поэтому, скорее всего, они будут договариваться с отечественными банками о трансляции через них своих денежных средств. Пока этим занимаются только некоммерческие банки, например, Европейский банк реконструкции и развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.