рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь

К отрицательным момен­там новой системы взимания НДС следует отнести то, что налоговая база увеличивает­ся на суммы, полученные в порядке частичной оплаты за реализованный товар; за реа­лизованный товар сверх цены реализации; поступающих в виде санкций за нарушение условий договора. То есть го­сударство облагает все пос­тупления на предприятия не­зависимо от их источников.

Что касается льгот по НДС, то они в целом сохрани­лись и во многом соответ­ствуют российским. Эти льго­ты распространяются на то­вары и услуги, предоставляе­мые конечным потребителям. Плюс к ранее существовав­шим льготам от НДС осво­бождаются отдельные опера­ции, осуществляемые банка­ми и небанковскими финан­совыми организациями (пре­доставление кредитов, прив­лечение денежных средств, обращение валюты, обслужи­вание клиентов); предприя­тия игорного бизнеса по ока­занию услуг, связанных с азартной игрой; услуг, по страхованию, сострахованию и перестрахованию.

Что же касается ставок налога, то вводятся три став­ки НДС. Нулевая ставка при­меняется к экспортируемым товарам, строительным и транспортным услугам, услу­гам, связанным с экспортом товаров, услугам по тран­спортировке товаров транзи­том через территорию РБ. Предполагается, что нулевая ставка должна стимулировать экспорт товаров.

По ставке 10%, так же как и в России, облагаются продо­вольственные товары и товары для детей, некоторые услуги, оказываемые населению, при условии реализации этих това­ров и услуг на территории РБ и при ведении раздельного уче­та. По ставке 20% облагаются все прочие товары (услуги, ра­боты), оборот по которым не освобождается от налогообло­жения.

Сроки уплаты налога и представления налоговой декларации (расчета) оста­лись прежними, то есть не позднее 22-го и 20-го чисел месяца, следующего за от­четным. Но при этом если сумма НДС составляет от 3.000 до 5.000 минимальных зарплат в месяц, то налог уп­лачивается ежедекадно, а если более 5.000 зарплат в месяц — то 6 раз в месяц (5-го, 10-го, 15-го, 20-го, 25-го и последнего числа меся­ца)./5/

Следует дополнить, что налогообложение со страна­ми СНГ определяется двусто­ронними договорами, а при их отсутствии – Президентом РБ.

В целом закон следует рассматривать как положи­тельный факт, свидетельству­ющий об упрощении налого­вой системы РБ и приведении ее к мировым стандартам.

Таким образом, переход Беларуси на новый порядок исчисления налога на добавленную стоимость явился довольно сложной процедурой, требующей изменения системы бухгалтерского учета и отчетности, переобучения бухгалтеров и введения новой документации. Вместе с тем, в последующем он упростит расчеты, обеспечит реальность исчисления и налогообложения добавленной стоимости на всех этапах ее образования.

Итак, перед Республикой Беларусь стоит сложная задача разработки эф­фективной налоговой политики и построения справедливой налоговой систе­мы, способствующей развитию рыночных отношений. Следует отметить, что осуществление этой задачи весьма затруднено и потребует не одного года усердной и кропотливой работы, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличе­ния поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для уве­личения возможностей инвестирования.  Кроме того, налоговые законы должны быть законами прямого действия  и одинаково трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами.

Минимизация бюрократических процессов, «затрат труда» и материальных ресурсов по взиманию налогов является одним из важнейших критериев в формировании налоговых систем эко­номически развитых государств. Руководствуясь этим крите­рием, в Республике Беларусь целесообразно было бы пересмот­реть процедуру уплаты налогов и представления налоговой отчетности. Их периодичность должна соответ­ствовать объемам платежей и дифференцироваться от ежемесячных до годовых сроков сдачи налоговых деклараций и пере­числений платежей в бюджет.

Подытоживая главу, следует отметить, что налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным закон­ным основанием для отчуждения собственности юридических и фи­зических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. Равенство налогоплатель­щиков перед законом выступает как экономическое равенство, ког­да за основу размеров налоговых изъятий принимается фактичес­кая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юридических и физических лиц оставляет им свободу действий за пределами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система Республики Беларусь на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления. Это привело увеличению налоговой нагрузки на приоритетные для республики трудоемкие отрасли национальной экономики.

Главные недостатки белорусской налоговой системы можно свести к следующим позициям:

·  налоговая система Беларуси перегружена большим количество налогов и платежей;

·  многократное обложение разными налогами одной  и той же базы, в     частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики; законодательно закреплено неправильное формирование издержек производства, в которые включено более десяти видов налогов платежей, составляющих почти 10% их объема;

·  использование системы целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

·  налоговая система имеет многочисленные несистематизированные и малоэффективные налоговые льготы;

·  существует доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;

·  регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти; роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Проведенный анализ показывает, что налоговая система Рес­публики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание кос­венной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уро­вень изъятий доходов, неравномерность распределения налогово­го бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недо­статочно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с дру­гой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономи­ческих условий. Стабильными остаются лишь налоговые тради­ции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осу­ществ­ляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать от­правным пунктом при проведении налоговой политики.

Разгосударствление собственности, снятие с государства обя­зательств по финансовому обеспечению отраслей национального хозяйства позволит освободить государственный бюджет от зна­чительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налого­вой системы связывается с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платежеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных на­логоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды, во-вторых, создать условия расширения налоговой базы, в-тре­тьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, что­бы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений пла­тежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов Основ­ной целью на этом этапе является воздействие налогового меха­низма на стабилизацию экономики.

Одновременно должны закладываться основы налогового сти­мулиро­вания структурной перестройки экономики с привлечени­ем отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.

Задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономи­ки на базе научно-технического прогресса, увеличения экспорт­ного потенциала респуб­лики требуют переориентации на их ре­шение всего хозяйственного меха­низма, и прежде всего налого­вой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воз­действие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расши­рение малого и среднего бизнеса, оживление предприни­мательской инициа­тивы. В этой связи назрела необходимость ре­формирования налоговой сис­темы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

Помимо фискальных целей в Налоговом кодексе заклады­ваются функции, регулирующие и стимулирующие развитие при­оритетных для государства отраслей экономики и отдельных про­изводств. Таким образом, Налоговый кодекс выполняет роль важ­нейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованно­сти, которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1997  год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №10, 1997, с.4-12.

2.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1998  год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №3, 1998 с.2-8.

3.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1999 год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №10, 1999, с.2-10.

4.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2000 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №8, 2000, с. 2-8.

5.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2001 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №4, 2001, с. 4-15

6.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2002 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №4, 2002, с. 1-9

7.  Василевская Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999.

8.  Государственный бюджет / Под общ. ред. М. И. Ткачук. – Мн.: Выш. шк., 1995.

9.  Доходы – за квадрильон // Белорусский рынок, №6, 2000, с. 20.

10.  Доходы и расходы // Белорусский рынок, №35, 1999, с. 10.

11.  Жук А. В новый год с новым НДС // Белорусский рынок, № 49, 1999,     с. 9.

12.  Каникулы по бедности // Белорусский рынок, №13, 2000, с. 3.

13.  Концепция реформирования налоговой системы республики в 1997-1998 г.г. // Национальная экономическая газета №24, 1996, с.13.

14.  Лобкович Э. И. «Основы экономическое теории». Мн.: 1995.

15.  Налоги / Под ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000.

16.  Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./Под общ. Ред. В. А. Гюрджан.- Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002.

17.  Национальная экономическая газета, № 4, 18.01.2002.

18.  Национальная экономическая газета, № 16, 01.03.2002.

19.  НДС аукнулся // Белорусский рынок, №13, 2000, с. 1.

20.  Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы // Национальная экономическая газета, № 44, 1996, с. 5-12.

21.  Планов громадье // Белорусский рынок, №8, 2000, с. 9.

22.  Проблемы маркетинга и менеджмента в условиях трансформации экономики. – Мн.: БГЭУ, 1998.

23.  Пушкарева В. Н. История финансовой мысли и политики налогов – Инфа. - М, 1996.

24.  Радомский В. Бюджетные страдания // Национальная экономическая газета, №8, 1998, с. 4-6.

25.  Разумов А. Фонды заявлены, но вряд ли будут созданы в нынешнем году // Белорусский рынок, №15, с. 25.

26.  Сорокина Т. В. Концептуальные подходы к формированию межбюджетных отношений // Вестник экономического университета,  №2, 1998, с. 17-32.

27.  Сорокина Т. В. Расходы бюджета: проблемы обоснования и эффективности // Финансы, учет, аудит,  №2, 2000, с. 18-25.

28.  Статистический сборник.

29.  Тележников В. Местные налоги: чего ожидать завтра? // Национальная экономическая газета №12, 1997, с.2-3.

30.  Теория финансов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш. шк., 1997.

31.  Уточнения для “изыскателей” // Белорусский рынок, №39, 1999, с. 7.

32.  Финансы. Под.ред. В.М.Радионовой. М.: Финансы и статистика,1994

33.  Ханкевич Л. А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: МИЦ РИВШ БГУ, 1999.

34.  Цели могут оказаться недостижимыми // Белорусский рынок, №6, 2000, с. 12.

35.  Шмарловская Г. А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования. – Мн.: БГЭУ, 1996.

36.  Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / Под ред. Л. К. Злотникова, В. М. Шлындикова. – Мн.: Бестпринт, 1999.


Приложение 1


Приложение 2

Консолидированный бюджет Республики Беларусь

на 2002 год (тыс. рублей)

(Составлена на основании законодательных актов Республики Беларусь)

Доходы 2000 год отчет 2001 2002 год
В соответствии с Законом РБ «О бюджете РБ на 2001 год» Уточненный план на 2001 год
Текущие доходы 2545401547,3 4714872935,0 4828732998,4 5979802575,4
Текущие налоговые доходы 2433567614,0 4518386892,1 4616185521,9 5643187477,4
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 111833933,3 196486042,9 212547476,5 336615098,0
Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи 33461339,2 108673426,9 109534333,3 149176136,0
Доходы свободных экономических зон 12293859,3 3185000,0 3185000,0 18075000,0
Итого доходов 2591156745,8 4826731361,9 4941452331,7 6147053711,4
Доходы государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов 589874266,6 971455159,1 1027101030,0 1389932931,8
Всего доходов 3181031012,4 5798186521,0 5968553361,7 7536986643,2

Приложение 3


Диаграмма доходных статей бюджета в 1997-2001 гг.

(Составлена на основании законодательных актов Республики Беларусь)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.