рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда

работу, а не тот, в чьих интересах осуществлялись действия.

Ответственность, о которой идет речь, относится к категории повышенной.

Имеется в виду, что она наступает независимо от вины подрядчика. А потому

для возмещения вреда достаточно доказать, что его действия были

неправомерными. Один из таких случаев выделен в той же самой ст. 751 ГК РФ.

Речь идет о запрещении подрядчику использовать материалы и оборудование,

предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, которые могут

привести к нарушению обязательных требований, относящихся к охране

окружающей среды и безопасности строительных работ.

Учитывая возможные неблагоприятные последствия для среды обитания

нарушения определенных правил при строительстве, ФЗ РФ от 23 ноября 1995 г.

«Об экологической экспертизе»[28] установлены случаи, при которых такая

экспертиза является обязательной. Объектами государственной экологической

экспертизы уровня субъектов Федерации являются технико-экономические

обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения,

технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных

объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости,

ведомственной принадлежности и форм собственности организаций,

расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации. Исключения

составляют объекты хозяйственной деятельности, находящиеся в ведении

Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или

юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных

юридических лиц - организаций, объем иностранных инвестиций в которые также

не превышает установленной суммы.

Наряду с общей нормой, закрепляющей обязанности подрядчика, связанные с

обеспечением безопасности строительных работ, действуют и правила

специальные, относящиеся к определенным объектам. Так, Закон «О

безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает необходимость для

собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации

обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических

сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации,

ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

На стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выводе из

эксплуатации гидротехнического сооружения, а также его реконструкции,

капитального ремонта, восстановления либо консервации должна быть

составлена декларация безопасности, содержащая сведения о соответствии

гидротехнического сооружения требованиям безопасности. Декларации подлежат

утверждению в органах надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Только после этого выдается разрешение на строительство, ввод в

эксплуатацию, вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт,

восстановление или консервацию гидротехнических сооружений. При этом сама

декларация подлежит (в том числе на стадии проектирования) государственной

экспертизе, проводимой в установленном Правительством РФ порядке[29].

Другой пример - Градостроительный кодекс РФ. В нем (ст. 10) выделена

обязанность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов

земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении

градостроительной деятельности соблюдать требования по охране окружающей

природной среды и экологической безопасности, которые предусмотрены

градостроительной документацией и санитарными нормами.

Объединение в одной статье ГК РФ норм, посвященных охране окружающей

среды и безопасности строительных работ, объясняется отчасти тем, что в

обоих случаях речь идет об ответственности в виде возмещения причиненного

противоправными действиями вреда, т.е. о деликтах. В отношении первой

ситуации специальной нормой служат отдельные статьи ФЗ РФ «Об охране

окружающей природной среды»[30]. Им предусмотрены, в частности, основания,

размер и случаи возникновения обязанности возместить вред, который был

причинен экологическим правонарушением.

При второй ситуации применению подлежат нормы гл. 59 ГК РФ

(«Обязательства вследствие причинения вреда»). Имеется в виду, что в силу

ст. 1079 ГК РФ строительная и иная, связанная с нею деятельность

расценивается как такая, которая создает повышенную опасность для

окружающих, а потому отвечать в подобных случаях должен владелец источника

повышенной опасности. Указанную деятельность подрядчик и субподрядчик

осуществляют от собственного имени. По этой причине они сами должны нести

ответственность непосредственно перед потерпевшим. И лишь в виде исключения

возможны случаи, при которых именно действия заказчика в рамках

строительной деятельности влекут за собой применение ст. 1079 ГК РФ. Кроме

того, возможно наступление регрессной ответственности заказчика перед

подрядчиком. Примером служит случай, когда причинен вред при выполнении

строительных работ прохожему. Несущий перед потерпевшим ответственность,

подрядчик может впоследствии потребовать возмещения понесенных им по

указанной причине расходов, если окажется, что это связано с недостатками

оборудования, переданного подрядчику заказчиком и скрытых последним.

В ГК РФ (ст. 752) предусмотрены основания и последствия консервации

строительства. Консервация может быть вызвана любой причиной, которая не

зависит от сторон (различного рода стихийные бедствия, не выделение

инвестиций и др.). Во всех таких случаях, по решению одной из сторон,

работы могут быть приостановлены, а объект строительства законсервирован.

Норма, посвященная последствиям консервации, носит императивный характер.

Она возлагает на заказчика обязанность оплатить подрядчику в полном объеме

выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы,

которые вызваны необходимостью прекращения работ и консервации

строительства, с одновременным зачетом выгод, полученных вследствие

прекращения работ (например, если в связи с изменением экономической

конъюнктуры подрядчик смог заключить договоры с другими заказчиками на

более выгодных условиях). Консервация обычно оформляется специальным

соглашением сторон. При этом может оказаться целесообразным, среди прочего,

закрепить обязанность подрядчика после отмены консервации возобновить

договор на прежних или иных условиях. Такая возможность имеется у сторон,

поскольку ГК РФ, в отличие от Правил о договорах подряда на капитальное

строительство 1986 г., не содержит нормы, которая связывала бы консервацию

непременно с окончательным прекращением договорных отношений сторон.

Все то, о чем шла речь в отношении консервации объекта,

распространяется и на случаи консервации его частей.

Закон от 25 февраля 1999 г.[31] (ст. 18) предусмотрел, что порядок

возмещения убытков субъектами инвестиционной деятельности, которая

осуществляется в форме капитальных вложений, определяется как

законодательством Российской Федерации, так и заключенными договорами

(государственными контрактами).

Применительно к строительному подряду ГК РФ (ст. 753) подробно

регулирует два связанных между собой действия: сдачу результата работ

подрядчиком и приемку работ заказчиком. Возникающие по этому поводу

обязанности сторон носят многообразный характер. Прежде всего, установлена

необходимость для заказчика немедленно после получения сообщения подрядчика

о готовности к сдаче результата работы или соответствующего ее этапа

(последний случай должен быть специально оговорен в договоре) приступить к

приемке. И, если теперь приемка результата работ задержится по вине

заказчика, отвечать за это придется ему. Во всяком случае, подрядчик

освобождается от ответственности за возникшую по причинам, зависящим от

заказчика, просрочку в сдаче работ.

Организация и осуществление приемки результата работ, если иное не

предусмотрено договором, составляют обязанность заказчика. Исполнить ее он

должен за свой счет. К участию в приемке необходимо привлечь в случаях,

когда об этом существуют прямые указания в законе или в ином правовом акте,

представителей государственных органов или органов местного самоуправления.

Имеются в виду главным образом органы, в компетенцию которых входит

контроль, за соответствующими работами (объектами).

Особо выделены последствия принятия отдельного этапа работ. Имеется в

виду, что с указанного момента риск случайной гибели или повреждения

результата работ переходит на заказчика. Следовательно, подрядчик будет

нести в подобных случаях ответственность только при условии, если доказана

его в том вина. Законом или договором может быть предусмотрена либо из

характера работ вытекать необходимость предварительных испытаний результата

выполненных работ. В подобных случаях приемка работ допускается только при

условии, если результат испытаний окажется положительным[32].

Заказчику предоставлено право, отказаться от приемки результата работ,

если будут обнаружены такие недостатки, которые исключают возможность

использования его для цели, указанной в договоре.

Следует отметить, что если «Общие положения о подряде» (§ 1 гл. 37 ГК

РФ) ограничиваются указанием на обязанность заказчика принимать результат

работ в установленные договором сроки, то при строительном подряде речь

идет о необходимости приступить к приемке немедленно после получения

сообщения подрядчика о готовности результата работ к сдаче (п. 1 ст. 753 ГК

РФ). С учетом большой сложности приемки строительных работ оговорена

обязанность, как правило, именно заказчика организовать и осуществлять

приемку их результата. При этом стороны не лишены права решить вопрос об

организации работ и по-иному.

Сдача и приемка результата работ оформляются актом, который должны

подписать оба контрагента (их полномочные представители). Однако возможна

ситуация, при которой одна из сторон отказывается от этого. Тогда акт

подписывается только ее контрагентом. Следует особо подчеркнуть, что ГК РФ

(п. 3 ст. 753) изменил отношение к актам, составленным при исполнении

договора строительного подряда. Теперь требование обязательного подписания

акта обеими сторонами смягчено. Прежде всего, при определенных условиях за

стороной-заказчиком в соответствующих случаях может быть вообще признано

право отказаться от подписания акта. Кроме того, Кодекс считает

односторонний акт имеющим юридическую силу во всех случаях, если только

суд, которому придется впоследствии рассматривать спор, признает мотивы

отказа соответствующей стороны от подписания акта необоснованными.

Принятие работы возможно как после полного ее завершения, так и по

окончании отдельных этапов. Последствия принятия отдельного этапа работы

выделены особо. Имеется в виду, что с указанного момента риск случайной

гибели или повреждения результата работ переходит на заказчика

(естественно, в соответствующей части). Следовательно, подрядчик будет

нести в подобных случаях ответственность только при условии, если доказана

его в том вина.

Специально предусмотрены основания, по которым заказчик вправе

уклониться от приемки: если обнаруженные недостатки исключают возможность

использовать результат работы для цели, которая указана в договоре, и к

тому же ни подрядчик, ни сам заказчик устранить недостатки не могут (п. 6

ст. 753 ГК РФ). Под «невозможностью устранить недостатки заказчиком»

подразумеваются случаи, когда не только он сам или подрядчик не могут

произвести соответствующие работы, но и те, при которых ему не удается

найти третью сторону, готовую принять на себя устранение недостатков[33].

Особые требования на этот счет могут содержаться и в специальных

актах. Так, например, Временные правила, относящиеся к объектам связи в РФ,

предусматривали, что такие объекты, законченные строительством, могут быть

приняты в эксплуатацию лишь в случае, когда имеются положительные

заключения надзорных организаций, устранены недоделки и на установленном

оборудовании возможен выпуск продукции (оказание услуг) в соответствии с

утвержденным проектом.

Специальные правила об ответственности подрядчика за качество работ при

строительном подряде предусмотрены в п. 1 ст. 754 ГК РФ. К нарушениям,

вызывающим наступление ответственности подрядчика, отнесены допущенные им

отступления от обязательных для сторон требований, предусмотренных в

технической документации и в строительных нормах и правилах, а равно не

достижение указанных в технической документации определенных показателей

объекта строительства, и прежде всего такого из них, как производственная

мощность предприятия. Если же речь идет о реконструкции (под ней

подразумеваются обновление, перестройка, реставрация и т.п.) здания или

сооружения, подрядчик отвечает за снижение или просто потерю прочности,

устойчивости, надежности здания или сооружения либо его части.

В той же ст. 754 ГК РФ предусмотрены пределы отступлений от договора,

при которых указанная ответственность не наступает. Имеется в виду

освобождение подрядчика от ответственности в случаях, когда он допустил

мелкие отступления от технической документации при том непременном условии,

что сможет доказать отсутствие влияния таких отступлений на качество

объекта строительства.

На отношения сторон по строительному подряду распространяются, если

иное не установлено законом или договором, общие для подряда правила

относительно возможности заявления о ненадлежащем качестве результата

работы при условии, если это обнаружено до его передачи заказчику или по

причинам, которые наступили в разумный срок, притом в указанных пределах.

Этот предел составляет в связи со сложностью отношений по строительному

подряду не два года, как это указано для остальных договоров подряда в ст.

724 ГК РФ, а пять лет (ст. 756 ГК РФ). Исчисляемый с момента, когда

результат выполненной работы был принят или должен был быть принят

заказчиком, он действует, если гарантийный срок не был установлен договором

или оказался менее пяти лет.

Специально выделены в ГК РФ (ст. 755) вопросы, связанные с гарантией

качества результата работы. Имеется, прежде всего, в виду, что на

подрядчика, если иное не указано в договоре, возлагается обязанность

гарантировать достижение объектом строительства указанных в технической

документации показателей, а также возможность эксплуатации объекта в

соответствии с договором на протяжении гарантийного срока. Гарантийный срок

может быть установлен законом, и тогда стороны вправе лишь удлинить его.

Смысл гарантийного срока состоит в возложении на подрядчика

ответственности за недостатки (дефекты), которые были обнаружены в течение

составляющего такой срок времени. Исчерпывающий круг оснований для

освобождения подрядчика от подобной ответственности предусмотрен в самом

Кодексе (п. 2 ст. 755). Для этого ему необходимо доказать, что недостатки

(дефекты) явились результатом нормального износа объекта или его частей,

неправильной эксплуатации или неправильности инструкций по эксплуатации,

которые были разработаны самим заказчиком или теми, кого он для этой цели

привлек, либо ненадлежащего ремонта объекта, который производил сам

заказчик или привлеченные им лица. Есть все основания полагать, что к

ненадлежащему качеству работ, возникшему по обстоятельствам, зависящим от

заказчика, следует отнести и то, что в установленный срок заказчиком не был

произведен необходимый (обязательный, текущий) ремонт.

Как и все иные сроки, так же и гарантийный, если иное не предусмотрено

договором подряда, начинает течь с момента, когда результат работы был или

должен был быть принят.

В случаях, когда гарантийный срок составил менее двух лет и недостатки

результата работы обнаружены после истечения такого гарантийного срока, но

в пределах пяти лет с указанного момента его исчисления, подрядчик должен

будет нести ответственность за ненадлежащее качество, если только заказчик

сможет доказать, что обнаруженные недостатки возникли до передачи

результата работы или, по крайней мере по причинам, которые возникли до

этого момента. На все время, в пределах которого объект не мог

эксплуатироваться вследствие обнаруженных недостатков, и до их устранения

течение гарантийного срока приостанавливается. По поводу самих недостатков

требования должны быть заявлены в «разумный срок», связанный с его

пропуском риск несет заказчик. Во всяком случае, возможность отказа судом

по этой причине в удовлетворении требования заказчика не исключена.

Несомненно, однако, что при оценке допущенного пропуска срока должны

учитываться и возможные последствия отказа в иске по отмеченной причине.

При отсутствии специальных на этот счет указаний к договору подряда

применяются содержащиеся в ст. 723 ГК РФ правила о конкретных формах

ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы.

Одну из новелл ГК РФ (ст. 757) составляет предоставление заказчику

права требовать от подрядчика устранения недостатков, за которые он

ответственности не несет. При этом имеется в виду, что необходимые для

этого работы осуществляются за счет заказчика. Однако отмеченное право

возникает только при условии, если оно предусмотрено в договоре. Вместе с

тем Кодекс освобождает подрядчика от необходимости устранить недостатки в

рассматриваемой ситуации, если это не связано непосредственно с предметом

договора либо не может быть осуществлено подрядчиком по причинам, от него

не зависящим.

§2 Объект - строительства.

В заключение следует отметить, что в § 2 гл. 37 ГК РФ широко

используется термин «объект - строительства». Соответствующее понятие

разъясняется в Инструкции «О порядке составления статистической отчетности

по капитальному строительству»[34]. Ею признано объектом строительства

«каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему

оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами,

внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов,

теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и

вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими

работами и затратами), на строительство, реконструкцию или расширение

которого должен быть составлен отдельный проект и смета»[35]. При этом

имеется в виду, что на строительной площадке по проекту (рабочему проекту)

возводится только один объект основного назначения без строительства

подсобных и вспомогательных объектов. Например, в промышленности - это

здание цеха основного назначения, на транспорте- здание железнодорожного

вокзала, в жилищно-гражданском строительстве- жилой дом, театр, школа,

городской мост и т.п. Тем самым оказывается, что понятие «объект -

строительства» совпадает с другим - «стройка».

Термин «объект» применительно к строительству имеет различное

значение. Прежде всего, речь идет об объектах, представляющих собой

завершенное и незавершенное строительство. Последние, в свою очередь, могут

быть разделены на два вида в зависимости от того, переданы ли они уже

заказчику в связи с прекратившим свое действие по разным причинам подрядным

договором или заключенный первоначально подрядный договор продолжает

действовать.

Для правового режима завершенного строительством объекта определяющее

значение имеет ст. 131 и 219 ГК РФ. Первая из них закрепляет обязательность

государственной регистрации права собственности и других вещных прав на

недвижимость. В то же время вторая предусматривает, что право собственности

на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество,

подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой

регистрации. Тем самым акту государственной регистрации в этом случае

придается значение юридического факта, завершающего необходимый для

возникновения права собственности на объект юридический состав.

Не завершенный строительством объект подобно завершенному представляет

собой вновь создаваемое недвижимое имущество. Из этого следует, что и в

данном случае должна действовать ст. 219 ГК РФ, которая увязывает

возникновение права собственности с моментом его государственной

регистрации[36]. Соответственно п. 16 Постановления Пленума Высшего

Арбитражного Суда РФ № 8 от 25 февраля 1998 г., подчеркнув, что

соответствующие объекты относятся к недвижимости, обратил внимание на

необходимость «руководствоваться нормами, регулирующими правоотношения

собственности на недвижимое имущество и совершение сделок с ним, с учетом

особенностей, установленных для возникновения права собственности на не

завершенные строительством объекты и распоряжения ими»[37].

В подтверждение действительно существующей определенной специфики

права собственности на указанный вид недвижимости можно указать на различие

в самой регистрации соответствующих прав. Речь идет о том, что ст. 25

Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок

с ним», посвященная государственной регистрации права на вновь создаваемые

объекты недвижимого имущества, состоит из двух частей. В первой, носящей

общий характер, предусмотрена государственная регистрация вновь создаваемых

объектов, полностью соответствующая исходным началам ст. 219 ГК РФ. Вторая

часть той же статьи, посвященная государственной регистрации незавершенного

строительства, имеет в виду иной режим. В ней предусмотрено, что «в случае

необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства

право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на основании

документов, подтверждающих право пользования земельным участком для

создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.