рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Геополитика и геоэкономика Норвегии

Геополитика и геоэкономика Норвегии

Санкт-Петербургская государственная

инженерно-экономическая академия.

Кафедра «Государственного и муниципального управления»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.

Геополитика и геоэкономика Норвегии.

Руководитель: Выполнил:

Санкт-Петербург

1997

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

3

ГЛАВА 1. Анализ геополитической и геоэкономической ситуаций. 3

1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.

3

1.2. Анализ геополитической ситуации в Норвегии.

7

1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность?

9

ГЛАВА 2. Норвегия сегодня: современный взгляд.

12

2.1. Основные экономические ресурсы.

12

2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция

холодной войны.

14

2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы.

16

ГЛАВА 3. Норвежско-Российский диалог.

18

3.1. Соседи по северу.

18

3.2. Географический фактор.

19

3.3. Экологическая безопасность Норвегии.

20

4. Арктическая ориентированность важный элемент в отношениях

между Россией и Норвегией.

21

5. Россия и Норвегия прибрежные государства. Делимитация зон

континентального шельфа.

23

3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии.

25

7. Важные аспекты Норвежско-Российского взаимодействия на

современном этапе.

25

ГЛАВА 4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона.

27

1. Российско-Норвежское взаимодействие-важнейшая

движущая сила баренцева сотрудничества.

27

2. Приоритетные программы СБЕР и основные направления

сотрудничества в регионе.

28

4.3. Совет государств Балтийского моря.

31

Заключение.

33

Приложения.

36

Литература.

37

ВВЕДЕНИЕ.

Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и

глава 2) посвящён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и

некоторым прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития

Норвегии. Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в

Европейский Союз, а точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать

против на референдуме в 1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос

представляет наибольший интерес при рассмотрении геополитической ситуации в

стране.

Второй блок (глава 3 и глава 4) посвящён норвежско-российским

отношениям. Касательно российско-норвежского сотрудничества представлены

такие аспекты как историко-географическая справка о взаимоотношениях России

и Норвегии, размещение и создание военных ядерных баз вблизи норвежско-

российской границы. Освещена чрезвычайно важная и волнующая не только

Россию проблема утилизации ядерных отходов, увеличивающихся каждый год.

Интересная ситуация сложилась на архипелаге Шпицберген (Свальбард). По

договору от 9 февраля 1920 года архипелаг передан под "полный и абсолютный

суверенитет Норвегии». Но и до настоящего времени он остаётся предметом

многих дискуссий. В отношениях с Норвегией досталось неурегулированное

наследство - предстоит решить застарелую проблему разграничения

экономической зоны и шельфа(155 тысяч кв.км.) в Баренцевом море. Норвежцы

придерживаются принципа медианой линии, тогда как россиянам ближе принцип

арктических границ. Этот вопрос не урегулирован до сих пор. В этом свете

понятна инициатива норвежского министра Т.Столтенберга по организации

многостороннего органа- Совета Баренцева/Евро-арктического региона, который

был создан в Январе 1993 года. В его формировании приняли участие

представители Финляндии, Швеции, России, Дании, Исландии и ЕС. Целью нового

образования является сотрудничество в сфере экономики, охраны окружающей

среды и безопасности. Россия может извлечь из создания Совета определённую

пользу. Речь идёт о привлечении инвестиций северных стран, а может быть,

даже фондов ЕС для разработки полезных ископаемых в Арктике, развитии

необходимой инфраструктуры в проведении экологических программ.

В заключении представлен сценарий развития российско-норвежских

отношений.

Глава 1. Геополитика и геоэкономика Норвегии.

1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики:

близость производственых и фирменных структур, высокие эффективность

хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический

комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в

мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой

промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и

широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по

общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по

многим показателям на душу населения. Если доля стран Северной Европы в

капиталистическом мире составляет по населению менее 1%,то по внутреннему

валовому продукту и промышленному производству - примерно 3% , а по

экспорту около 5%.

Сила стран Северной Европы не в количестве, а в качестве и производимой

продукции, в основном экспортируемой. Норвегия входит в число экономически

наиболее развитых государств мира. Располагая передовой производственной

базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с её зависимостью от

внешних рынков длительное время шла преимущественно по пути поиска и

закрепления своих «ниш», относительно узкой специализации на производстве

определенных продуктов, систем, компонентов, узлов.

При этом экономике Норвегии всегда была присуща способность быстро

приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изначально

специализация базировалась на природных богатствах и географическом

положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным

судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа

полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое

место по Западной Европе.

Последние десятилетия на первый план вышли отрасли, использующие

современные технологии. В настоящее время все больше усиливается ориентация

на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника,

промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших

отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную

перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.

Экономический кризисы середины 70-х начала 80-х годов, переплетение

циклических спадов и структурных сдвигов едва не свели на нет те выгоды,

которые извлекала Норвегия из специализации, затруднили лавирование за счет

асинхронности, разновременности экономического цикла, как это было раньше.

Во второй половине 70-х годов по ряду важных показателей Норвегия

держалась только за счет нефти.

С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства,

современным технологиям Норвегия с учетом своих национальных потребностей и

возможностей, уроков кризиса встала на путь структурной перестройки и

определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более

испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.

В этой связи представляет интерес анализ дальнейшего поиска специализации

нового типа, судьбы «нишевой специализации», характера структурной

модернизации. Решение этих проблем вызывает острую борьбу мнений,

сопровождается дискуссией на уровне экономической теории и государственной

политики. При этом нынешний этап отмечен не только спорами, но и

апробированием различных теоретических положений на практике:

неокейнсианство и неолиберализм, но в духе прагматического подхода к

конкретным задачам. В общей картине происходящих изменений переплелись

подчас противоположные тенденции. С одной стороны - к обострению

конкурентной борьбы между северными странами, а с другой - к объединению

ресурсов для укрепления позиций региона в мировой экономике, чтобы

вписаться с наибольшей выгодой в меняющееся международное разделение труда,

воспользоваться достижениями научно-технического прогресса. По мере

углубляющейся интернационализации хозяйственной и общественной жизни

наблюдается и другая важная тенденция- утрата исторически присущих странам

черт обособленности и провинциализма, но с сохранением в каждой из них

своей самобытности.

Определенным своеобразием отличалась в Норвегии формирование

капиталистических экономических структур: более поздние сроки

индустриализации, её значительная обусловленность потребностями внешнего

рынка, возможность добиться выгодного положения на нем своих товаров и

услуг.

Почти не участвуя в территориальном разделе мира, Норвегия и без колоний

благодаря производственно-финансовым связям к прибылям крупных держав,

стала частью мировой хозяйственной системы. Уже в конце прошлого - начале

нынешнего века на базе концентрации и централизации производства и капитала

возникли крупные компании, преимущественно экспортного направления, стали

складываться финансовые группы.

В Норвегии низкая экономическая конъюнктура и кризисные явления

наблюдаются с 1986 года, когда резко упали цены на нефть, в связи с

переходом на энергосберегающие технологии. На протяжении одного года вклад

нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%.В последующие годы

сильное увеличение добычи нефти подняло эту цифру до 16 % ВВП, но, как

утверждают специалисты в ближайшем будущем добыча нефти снова начнет

падать. Доходы от природного газа будут восполнять пробел, по крайней мере,

несколько лет. Но будет ли относительно слабая нефтяная часть экономики

страны, в которой преобладает государственный сектор, достаточно сильной,

чтобы компенсировать нехватку средств, когда начнется сужаться нефтяной

сектор? Эти тревоги усугубляются в последние годы резким ухудшением

состояния государственных финансов. Щедрая бюджетно-налоговая политика,

принятая правительством Рабочей партии после 1990г. с целью смягчить

трудности спада, привела к росту дефицита государственного бюджета до

12,5%. Понимая эти долгосрочные трудности, правительство в 1993г.

представило парламенту программу на 1994-1997гг., в которой изложило

стратегию их устранения. Она основана на значительном ужесточении бюджетно-

налоговой политики, сдерживания трансфертных платежей в пользу инвестиций в

инфраструктуру и общий перенос упора с государственного сектора на частный.

Правительство Рабочей партии проводило рестрективную политику. После

сокращения ВВП в 1988 году он возрастал и в 1992г. темпы его роста

приблизились к 3 %. ВВП страны возрос на 1,2% в 1993г. и на 2,3% в 1994г.

Рост валового внутреннего продукта с 1989 по 1992 года показан на

рисунке 1.

[pic]

рис.1.

Личное потребление в 1992г. было ниже уровня 1986г. почти на 3%. Валовые

капиталовложения значительно уступают показателям 1988г. Импорт в 1992г.

был ниже, чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства и обрабатывающей

промышленности - даже ниже уровня 1985г. Эта безрадостная картина

скрадывалась лишь благодаря добыче нефти. Объём валовых капвложений показан

на рис.2.

[pic]

рис.2.

Уровень инфляции постепенно понижался и в мае 1993г. составил в годовом

исчислении 2,4%, а в 1994г.1,7%. Но уровень издержек на заработную плату

был по-прежнему заметно выше, чем в других странах, хотя

конкурентоспособность норвежских товаров в 1993г. на 11% превысила уровень

1988г.

Дефицит государственного бюджета по-прежнему велик -50 млрд. крон в

1993г. К весне 1993г. заметно снизился уровень процентных ставок,

приостановилось падение занятости.

За первые пять месяцев 1993г. экспорт составил 88 млрд. крон, а импорт 60

млрд. крон. На нефть приходится 43% всего норвежского товарного экспорта.

Банковский кризис в стране продолжается пятый год, хотя самое худшее уже

позади. Все крупные коммерческие банки, кроме «Ден Норске банк», оказались

в полной зависимости от государства. Банковский кризис начался с

драматического падения цен на нефть и распространился на все другие секторы

экономики.

1994 год положил начало оживлению экономики. ВВП вырос на 3,5%. Инфляция

составила мене 1%. Платежный баланс связан с большим активным сальдо,

превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5% экономически

активного населения страны. Уровень безработицы с 1989 по 1995 года

характеризует рис.3.

[pic]

рис.3.

1995 год закончился примерно на таком же экономическом уровне. Однако

темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому назад

обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%.

Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в

критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение

одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке. В следующие

несколько лет положение может измениться, и возникает сомнение в том,

удастся ли этот краткосрочный успех превратить в стойкий долговременный

рост.

1.2.Анализ геополитической ситуации.

Норвегия как единое государство сформировалась в конце IX века нашей эры.

На раннем этапе установились контакты с российскими княжествами. Сыновья

норвежских королей росли при княжеских дворах в России, русские принцессы

становились королевами Норвегии. Норвежцы путешествовали по России, служили

в охране российских князей (их называли варягами), осуществлялся активный

товарообмен. Впоследствии, в результате опустошительной эпидемии "черной

смерти" (чумы) приблизительно в 1350 году, экономическая ситуация в

Норвегии ухудшилась, и страна попала под власть датской короны. В 1814

году, в период завершения наполеоновских войн, союзники-победители вынудили

Данию уступить Норвегию Швеции в порядке компенсации за потерю ею в 1809

году Финляндии. Норвегия воспользовалась этой возможностью, чтобы

провозгласить независимость, и приняла самую демократичную на тот момент в

Европе Конституцию, которая действует и по сей день, хотя и со

значительными поправками. Однако под давлением военного превосходства

Швеции и международной изоляции Норвегия вынуждена была принять неизбежное.

Норвежское руководство добровольно приняло достойное предложение шведской

короны заключить личную унию со Швецией. Норвегия оставалась отдельным

государством и сохраняла свою новую Конституцию. Однако оба королевства

получали одного главу государства и должны были проводить единую внешнюю

политику.

В течение следующего столетия происходил непрерывный рост норвежского

национального самосознания. Одновременно с прогрессом в промышленности,

торговле и судоходстве происходило возрождение культуры. В политике

радикальные и демократические настроения вели к возникновению оппозиции по

отношению к королю Швеции. Растущее национальное самосознание подчеркивало

различия в уровне жизни и особенностях жизненного уклада, а также в

политических взглядах между Норвегией и Швецией. Под влиянием расходящихся

экономических и внешнеполитических интересов норвежский парламент

(Стортинг) проголосовал в 1905 году за разрыв унии со Швецией.

Последовавший за этим референдум поддержал это решение подавляющим

большинством голосов, и два королевства мирно разошлись. Первой державой,

признавшей новый и полностью независимый статус Норвегии, стала Российская

империя.

В послевоенный период политический курс Норвегии в основном определяется

ее участием в НАТО (с 1949 г.) и направлен на тесное политическое и военно-

экономическое сотрудничество с ведущими державами этого блока (США,

Великобританией, Германией). Отношения Норвегии с ЕЭС регулируются

соглашением о свободной торговле (1973г.).

К важному аспекту анализа обновляющейся ситуации региона относится

внешняя политика. В послевоенные годы североевропейские страны заняли, как

известно, особое место на политической карте мира. Для Швеции характерна

проводимая ею политика активного нейтралитета. Нейтралитет Финляндии

сочетался с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР.

Государство - члены НАТО - Норвегия, Дания и Исландия заявили о своём

отказе от размещения на их территории в мирное время ядерного оружия.

Различие позиций не могло не отразиться на внешнеполитическом поведении

стран европейского Севера. При этом их роль в международной жизни заметно

возросла. Ведь из объекта истории, какими длительное время были малые

страны, постоянно вовлекаемые в игру и противоречия крупных держав, они

стали её субъектом. Они вносят свой вклад в ход мирового исторического

процесса, активно участвуют в формировании нового порядка в духе

Хельсинского акта, Парижской хартии.

Возникшая на рубеже 90-х годов новая геополитическая ситуация -

кардинальные изменения в Центральной и Восточной Европе, распад СССР на

суверенные республики, возникновение СНГ, обретение независимости

балтийскими государствами, новая роль России - заставляет Северные страны

переосмысливать многие важные международные проблемы.

Огромный интерес вызывает на Севере Европы трудный, подчас драматически

взрывной ход обновление нашего общества. Этот интерес продиктован и

деловыми соображениями, перспективами развития уже в новых условиях

взаимовыгодного сотрудничества - ведь мы соседи и его застой

противоестественен. Но ещё в большей степени он диктуется тем влиянием,

какое оказывают перемены в нашей стране на развитие общеевропейских и

мировых процессов, в том числе глобального характера.

Естественно, внимание европейских северян, как впрочем, и всего Запада,

привлекает поразительные по скорости и масштабам перемены в Восточной

Европе. Отношение к ним североевропейских государств (в целом они

поддерживают происходящие изменения) неоднозначно, как неоднозначны по

своей сути сдвиги и катаклизмы в отдельных восточноевропейских странах.

Так, объединение Германии при общем одобрении вызывает и определенные

опасения (не забыт прошлый исторический опыт). Если не беспокойство, то

неуверенность порождает и далекая от стабильности обстановка в Польше, их

южном соседе.

Принципиально новая для европейского Севера ситуация возникла в связи с

дальнейшим развитием интеграционных процессов: формированием к 1993 году

единого внутреннего рынка ЕС и планами создания экономического и валютного,

а в последующем и политического союза стран- участниц.

1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность?

Особое внимание следует уделить вопросу о вступлении в ЕС.

На референдуме о вступлении в ЕС норвежцы пошли наперекор своим

северным соседям и проголосовали против. Это вызвало удивление у других

европейцев. Уж как-то необъяснимым выглядело нежелание норвежцев вступать в

ЕС на фоне позитивных результатов референдумов в Австрии, Финляндии, Швеции

в этом же году.

Успешное развитие экономики в 90-х заметно улучшило благосостояние и

повысило жизненный уровень её жителей. В 1994 году страна занимала третье

место в рейтинге государств с самой высокой долей ВНП на душу населения в

мире, инфляция находилась на уровне 2-3% в год, наблюдалось заметное

снижение количества безработных, а специалисты предрекали радужные

перспективы и стабильное экономическое развитие на ближайшие годы. Все эти

факторы свидетельствовали о здоровом состоянии экономики и отодвигали на

второй план привлекательность участия в региональных программах ЕС с

соответствующими денежными вливаниями в экономические структуры регионов.

Несмотря на то, что в случае членства в организации на арктические районы

Норвегии распространялась бы программа помощи северным регионам, именно

жители Севера выступили наиболее негативно по отношению к ЕС, и подавляющие

большинство голосов было отдано против. Зная экономические возможности и

потенциал развития своей страны, они в последнюю очередь думали о возможном

финансировании из Брюсселя местных отраслей. К тому же, по проводившимся

подсчетам, в первые годы членства в ЕС Норвегию ждал негативный баланс

финансовых поступлений из фондов организации. Позитивные изменения начали

бы наблюдаться только через несколько лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.