рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Геополитика и геоэкономика Норвегии

ключевые фигуры среди «атлантистов» были вынуждены покинуть Министерство

иностранных дел и принять назначения в различных посольствах. Военные связи

с США останутся существенными как резервная позиция, но военная

проблематика всё же рассматривается как второстепенная. Угроза военной

атаки менее значительна, чем угроза, вызываемая эрозией российской

экономики и вооруженных сил, включая эрозию ядерных реакторов на подводных

лодках Северного флота.

Сменивший Столтенберг на посту министра иностранных дел Норвегии Нюхан

Морген Холст охарактеризовал Баренцев регион как место встречи Северной

Европы, России и Арктики, требующее внимание от ЕС и способствующее

«нормализации и стабилизации» отношений между Востоком и Западом как

вкладу в «новую европейскую архитектуру». В 1993 году норвежская властная

элита нашла компромисс, или новый синтез, который приближался к концепции

«европейцев». Этот синтез предусматривает упор на политико-экономические

вопросы, в частности, на членство Норвегии в Европейском союзе, равно как и

продолжение военного сотрудничества с США. Норвежское Министерство обороны

утверждало в Белой книге, что условия для норвежской политики безопасности

изменились. В этом документе подчёркивалось, что безопасность на Севере

должна рассматриваться «в более широкой европейской перспективе».

Американская военная сила рассматривалась как последняя линия обороны, в то

время как «новая ориентация Финляндии и Швеции создаёт возможность для

расширения обороны и сотрудничества в вопросах безопасности между северными

странами».

2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы.

Во время холодной войны военные обязательства НАТО и США обусловливали

центральную роль атлантической Скандинавии. Финские и шведские дипломаты

обращались к Норвегии, чтобы получить информацию о событиях в мире. В

начале и середине 1990-х годов, с изменениями на континенте, возникло

впечатление, что атлантические страны оказались отнесены на второй план, а

Швеция и Финляндия объединили свои усилия, стремясь приблизиться к

континенту, вступив в Европейский союз. В целом предполагалось, что в

случае националистического поворота в России Европейский союз будет

способен ослабить напряженность, поскольку Россия, вероятно, заинтересована

в плотных отношениях с ЕС. В то же время, мы стали свидетелями того,

насколько были озабочены российским национализмом некоторые центрально-

европейские страны, которые обратились с просьбой о приёме в НАТО.

Возможный поворот в российской военной стратегии явился причиной того, что

северные государства постарались дополнить основную европейскую ориентацию

традиционными атлантическими связями.

Сила атлантической Скандинавии зависит от уровня военной напряжённости в

Северной Европе. Соединённые Штаты смогут сохранять значительное влияние в

той мере, в какой в новую меру будет сохраняться военная напряжённость.

Другими словами, цель усиления атлантического измерения требует стратегии

напряжённости, и некоторые силы США и России, возможно, желают превращения

вопроса о расширении НАТО в такую стратегию, которая, в свою очередь не

только бы отделило Великобританию и Скандинавские страны от большей части

континентальной Европы , но и осложнило бы российско-скандинавское

сотрудничество в Баренцевом регионе. Такой сценарий предполагает усиление

националистических тенденций в России и одновременно возвращение

традиционных политических сил в американской политике. Однако этот сценарий

не отвечает общим тенденциям в политике северных стран в 1990-х годах.

Расширение НАТО скорее всего усилит американские обязательства и влияние

США в Европе. Именно это всегда поддерживалось в Норвегии. С точки зрения

дипломатии более значительная роль НАТО лишь усилит позиции Норвегии среди

её северных соседей. Норвежское «нет» Европейскому союзу компенсируется

возвращением НАТО. С военной точки зрения ситуация в Норвегии выглядит

несколько иначе из-за того, что расширение НАТО создало напряжённость и

даже враждебность со стороны России. Или, если процитировать Президента РФ

Б. Ельцина, «когда НАТО приблизится к границам Российской Федерации, можно

сказать, что будет два военных блока, и это явится реставрацией того

положения, которое мы уже имели». Ведущие норвежские генералы обеспокоены

реакцией России, кроме того, они полагают, что расширение НАТО может

превратить её в аморфную организацию коллективной безопасности,

занимающуюся в первую очередь Центральной, а не Северной Европой. Они также

опасаются, что расширение НАТО легализует пересмотр Договора об обычных

вооружённых силах в Европе, что приведёт к передислокации российских войск

на север. В таком случае расширение НАТО трансформирует холодную войну в

«холодный мир», при котором соперничество НАТО и России будет доминировать

над влиянием Европейского союза и Германии.

Северные государства, очевидно, окружены треугольником силы, стороны

которого составляют атлантические государства, Европа и Россия. Во время

холодной войны не существовало независимой европейской стороны

треугольника, и, таким образом, роль Скандинавии определялась принципом

биполярного мира. В начале 1990-х годов Европейский союз играл роль

главного действующего лица, поскольку военный конфликт не рассматривался

как реальная угроза. На первый план вышли проблемы и интересы политико-

экономического силового характера. Восточная, то есть российская, сторона и

западная, то есть американская, сторона силового треугольника до некоторой

степени теряли своё значение, в то время как южная сторона, то есть

Европейский союз, приобретала доминирующий характер в регионе.

Соответственно, с точки зрения «европейцев»,было бы логично привязать

Баренцев регион к Европейскому союзу (с помощью представителя Комиссии ЕС

в Баренцевом совете) и тем самым подсоединить этот канал диалога между

Востоком и Западом к центральной экономик- политической силовой структуре.

Однако восточная и западная стороны были бы вновь в состоянии накрыть

Скандинавию в случае, если бы разгорелся военный конфликт. Это было бы

продолжением традиционной игры внутри силового треугольника - Англия,

Германия и Россия. Эти три державы в различные периоды определяли частично

определяли и устанавливали условия северного порядка. С другой стороны, в

то время как Германия была наиболее милитаристской силой в первой половине

ХХ века, Европейский союз и Германия в период после холодной войны

демонстрирует силу, благодаря тому, военную силу они заменили политико-

экономической.

Сегодня традиционный упор государств на контроль над территориями и

военные вопросы в значительной степени заменён вниманием к политико-

экономической силе и в особенности обеспечением доступа к капиталу,

информации и центрам, где вырабатывается политика - в Брюсселе, Бонне и

Вашингтоне. Доступ к дипломатической игре в Европейском союзе и НАТО,

очевидно, стал более важен, чем военная роль в НАТО. В начале 1990-х годов

одно государство за другим стали стремиться войти в состав Европейского

союза, в «общеевропейский дом». Даже Россия была вдохновлена желанием

сблизиться с Европейским союзом и пользоваться плодами европейских

институтов, европейского рынка и участвовать в центральных органах, где

формулируется политика. Многие в Западной Европе, однако, рассматривают и

расширение НАТО как дальнейшее строительство «общеевропейского дома»,

который даёт «приют» странникам из Центральной Европы. Рассуждать в

терминах стратегии экспансии представляется абсурдным; никто на Западе не

стремится перенести традиционную разграничительную линию «свой-чужой» к

бывшей советской или даже российской границе, никто не хочет «чужой»

территории, расширение ответственности на новых членов альянса вызывает

большое сомнения. В такой глобальной перспективе Россия выглядит как

хаотическая периферия, нечто, что может быть, включено в европейский космос

лишь в отдаленном будущем.

Очевидно, что Россия не сможет подняться из хаоса в космос, ей стало

необходимо формировать свою идентичность преимущественно как неевропейского

государства - Евразийского, православного или великорусского. Казалось,

Россия должна была создать свой собственный центр и периферию в

политическом и военном отношениях, свою собственную вселенную, свою

иерархию от космоса до хаоса внутри зоны СНГ. Отношения России к Европе

базировались бы на диалоге: в приграничных районах - на основе прямого

взаимодействия различных миров или различных политических культур, как это

видно на примерах Баренцева/Евро-арктического региона или Совета государств

Балтийского моря, а в обще региональном плане - в форме партнёрства между

различными мирами, которое учитывало бы статус России как великой державы

с собственной сферой влияния и с правом голоса в европейских делах. Такая

престижная позиция вызывает беспокойство некоторых западных держав. Однако

на практике динамичный экономический процесс в Европе будет делать Россию

всё более слабым партнером при любых обстоятельствах. Пока европейские

отношения продолжаются фокусироваться на политико-экономических вопросах,

российская военная мощь не будет трансформирована в политическую мощь.

Такая ситуация будет сохраняться, пока Россия не испытывает необходимости

акцентировать свой статус как великая держава, например, путём

использования ядерной дипломатии. Опасения на Западе предоставить России

слишком престижные позиции в общеевропейских институтах столь же абсурдны,

как и опасения в России в отношении экспансионистской стратегии Запада -

причём по совершенно одинаковым причинам.

Глава 3. Норвежско-Российский диалог.

3.1. Соседи по северу.

Основы взаимоотношений между Норвегией и Россией заложены историей и

географией.

Географически Норвегия протянулась на 2 тысячи 650 км вдоль западного и

северного побережья Скандинавии, ее территория, примыкающая к этому

побережью, составляет 325 тысяч кв.км, а также включает в себя архипелаг

Свальбард с островом Медвежий, расположенный приблизительно между 74 и 81

градусами северной широты и составляющий примерно 63 тысячи кв.км, и остров

Ян-Майен площадью 380 кв.км, расположенный между Исландией и Гренландией.

Кроме того, Норвегия объявила суверенитет над Землей Королевы Мод в

Антарктиде, над островом Петра 1 у западного побережья Антарктиды и над

островом Буве, расположенным между Южной Африкой и Антарктидой за пределами

действия Договора об Антарктике.

Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не более 196 км.

Однако это старейшая и наиболее стабильная российская граница. И она всегда

была границей мира. Веками территории на Крайнем Севере были мало заселены,

и основные заботы государства сводились к сбору налогов на пушную торговлю.

В течение многих столетий территории на севере не были делимитированы, и

перекрывающие друг друга претензии королей Норвегии и Швеции и русских

царей сочетались с терпимым подходом всех заинтересованных сторон за

исключением, возможно, налогоплательщиков, мнением которых никто не

интересовался. После делимитации в 1751 году границы между Швецией

(включавшей Финляндию) и Норвегией статус оставшегося самого северного

участка, там, где норвежская территория соприкасается с российской, был

определен Договором 1826 года. С тех пор поправок в этот договор не

вносилось. Мир в этом районе был нарушен только дважды: в 1941 году, когда

германские войска напали на Россию, и в 1944 году, когда Красная Армия

перешла границу, чтобы изгнать оккупационную армию и освободить восточный

Финмарк — самую северную область Норвегии.

Географически территории Норвегии и России образуют побережье Баренцева

моря, расположенного между их соприкасающимися участками континентальной

суши, норвежским архипелагом Свальбард (Шпицберген), российскими

архипелагами Земля Франца Иосифа и Новая Земля. Российские рыбаки

традиционно вели промысел у норвежского побережья, а купцы заходили в

норвежские порты для обмена рыбы на зерно и муку (эта практика получила

известность как "поморская" торговля, причем здесь использовался даже

особый диалект, состоявший из элементов немецкого, норвежского и русского

языков). Норвежские охотники на тюленей, китов и зверя организовывали

экспедиции на Свальбард и в восточную часть Баренцева моря, а также на

Землю Франца Иосифа и на Новую Землю. Начиная с конца XVII века, русские

охотники из великих северных монастырей плавали на Свальбард, однако эти

экспедиции впоследствии стали более редкими и полностью прекратились в

середине XIX века. В конце того же столетия переселенцы из Норвегии в

надежде на лучшую жизнь стали оседать в редких поселках на побережье

Кольского полуострова — российские власти приветствовали этот факт как

возможность укрепить экономику этого малонаселенного района.

3.2.Географический фактор.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР означает также, что и у Норвегии, и у России имелись

стратегические интересы, привязанные к их смыкающимся территориям. Эти

стратегические интересы объективно различны, поскольку Россия является — и

будет оставаться — великой державой с огромными людскими и природными

ресурсами, значительными обычными вооруженными силами, а также одним из

самых внушительных в мире стратегических ядерных потенциалов. Норвегия,

напротив, небольшая страна, не имеющая ни желания, ни возможности

осуществлять какую-либо военную политику за пределами собственных границ.

Придерживаясь фундаментального принципа миролюбивого подхода к

международным отношениям, Норвегия содержит скромную по размерам военную

структуру, предназначенную исключительно для целей самообороны и для

участия в международных операциях по поддержанию мира и по оказанию

гуманитарной помощи.

В период между установлением независимости Финляндии и началом второй

мировой войны напряженности в пограничных районах между Норвегией,

Финляндией и Россией не было. После войны ситуация изменилась:

— Финляндия уступила Петсамо, и Норвегия и Россия вновь стали

непосредственно граничить друг с другом;

— единство союзников в период войны сменилось конфронтацией и состоянием

холодной войны;

— Норвегия стала одним из государств — основателей НАТО; — с созданием

ядерного оружия и расширением российского Северного флота Кольский

полуостров превратился в базу одного из сильнейших в мире военных флотов и

местом размещения огромного арсенала ядерных вооружений, а также

складирования массы отработанного ядерного топлива с военных кораблей и

ледоколов и других ядерных отходов.

Норвегия внесла свой вклад в усилия по снижению уровня напряженности,

приняв политику ограниченного автономного сдерживания в отношении военной

активности на норвежской территории: уже в феврале 1949 года, то есть еще

до вступления страны в НАТО, правительство Норвегии информировало Советский

Союз о том, что оно не станет участником никакого договора, который включал

бы обязательство со стороны Норвегии по созданию баз для вооруженных сил

иностранных государств, если Норвегия не станет объектом нападения или

угрозы нападения. Позднее Норвегия заявила, что при тех же условиях ядерное

оружие не будет размещаться на норвежской территории. Норвегия также

проводит политику, в соответствии с которой военные и воздушные натовские

учения не должны проводиться ближе пятисот километров от российской

территории и которая исключает передвижения иностранных воинских частей

вблизи границы. В связи с окончанием холодной войны эти ограничения были в

определенной степени модифицированы, однако их основные положения

сохранились.

Между Россией и странами — членами НАТО ведется дискуссия о будущей

конфигурации Организации североатлантического договора и о формах

сотрудничества между НАТО и Россией. Данная статья — не подходящее место

для разговора об этой дискуссии. Но можно с уверенностью предположить, что

граница между Норвегией и Россией будет продолжать оставаться одной из

самых мирных границ в Европе.

3.3.Экологическая безопасность Норвегии.

Однако обломки холодной войны все же надолго останутся с нами в виде

ядерных отходов, присутствующих в огромных количествах на северо-западе

России. Эти отходы состоят из плутония с ядерных боеголовок ракет, бомб,

артиллерийских снарядов и торпед, которые снимаются с вооружения и

разбираются, из стержней отработанного топлива двигателей ядерных подводных

лодок и ледоколов, а также из различных других видов отходов. Четыре

стареющих реактора Кольской АЭС имеют гражданское назначение, но в то же

время они являются неотъемлемой частью послевоенного развития данного

региона.

О масштабе этой проблемы говорит тот факт, что около 70 ядерных подводных

лодок сняты с вооружения, однако технически не "списаны" и стоят в доках со

стержнями отработанного ядерного топлива по-прежнему в реакторах

двигателей. Условия хранения этих реликвий холодной войны оставляют желать

много лучшего. Российский Северный флот, которому предназначено оставаться

основой потенциала ответного ядерного удара, страдает от последствий

радикальных сокращений военных расходов. Потребности содержания кораблей,

несущих боевое дежурство, приходят в противоречие с равно необходимыми

мероприятиями по удовлетворительному обслуживанию моторных и реакторных

отсеков, а также корпусов кораблей, снятых с вооружения.

Накопление ядерных материалов и отходов, находящихся в различных условиях

хранения и наблюдения, представляет собой значительную опасность случайной

утечки жидкостей и газов с соответствующей угрозой загрязнения воздуха и

воды. Независимо от добрых намерений и наилучших побуждений тех, кто несет

за это ответственность, данное положение дел представляет собой

неприемлемый элемент риска для здоровья и благополучия местного населения,

прежде всего жителей Мурманской и Архангельской областей. В то же время

некоторые из указанных хранилищ находятся менее чем в пятидесяти километрах

от ближайших норвежских поселений, и их жители переживают то же

беспокойство, что и их соседи по восточную сторону границы.

Однако проблема эта не только местная. Потенциальные угрозы здоровью

настолько значительны, что вызывают беспокойство на национальном уровне в

непосредственно заинтересованных странах и, более того, — из-за размеров

возможных последствий — во все европейском масштабе.

Дополнительный элемент заключается в том, что реки северо-запада России

впадают в Баренцево море, где и Норвегия, и Россия занимаются управлением и

эксплуатацией одного из богатейших в мире рыболовных районов. Это

представляет собой значительный экономический интерес для обеих стран, с

весомым экспортным компонентом. Исключительно важно, чтобы на международных

рынках сохранялась уверенность в качестве и чистоте рыбы, выловленной в

Баренцевом море. Малейший слух о недостаточном качестве или радиоактивной

зараженности рыбы, пойманной в Баренцевом море, может иметь серьезные

последствия в условиях нынешнего времени, когда природоохранные соображения

играют растущую роль в сознании потребителя. Общественное мнение все более

податливо на эмоциональном уровне на сообщения средств массовой информации

по вызывающим беспокойство вопросам, в особенности когда речь заходит о

рисках, связанных с ядерной темой. Реакция потребителя, с точки зрения

приемлемости продукции, может быть резкой и продолжительной.

Правительства обеих стран осознают серьезность этих вопросов и намерены

принять эффективные меры по выправлению сложившейся ситуации. Эта обоюдная

решимость была выражена на самом высоком уровне в Декларации об основах

отношений между Королевством Норвегия и Российской Федерацией, подписанной

Президентом Б. Н. Ельциным и тогдашним премьер-министром Гру Харлем

Брундтланд 26 марта 1996 года в ходе государственного визита Президента

России в Норвегию.

Помимо этого, данные вопросы учтены в соглашениях о сотрудничестве в

области охраны окружающей среды, о раннем предупреждении об авариях на

ядерных объектах, о сотрудничестве в области безопасности ядерных объектов

и о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с военной

деятельностью.

На основе этого Норвегия разработала программы участия в усилиях,

направленных на повышение безопасности российских ядерных объектов,

утилизацию, обработку и хранение ядерных отходов и отработанного ядерного

топлива, на решение проблем радиоактивного заражения в северных районах и

угроз для окружающей среды, связанных с ядерным оружием.

Важность проблем, порождаемых военной деятельностью, с очевидностью

вызывает необходимость большого внимания международного сообщества. Важная

роль принадлежит Международному агентству по атомной энергии. Мы должны

стремиться получить возможно более разностороннее содействие третьих строи:

техническое, политическое и финансовое. В этом контексте многообещающая

инициатива предпринята министрами обороны Норвегии, России и Соединенных

Штатов Америки, принявшими во время встречи министров обороны Российской

федерации и НАТО в сентябре 1996 года в городе Бергене Декларацию о

природоохранном сотрудничестве в военной области в Арктике.

Норвегия по-прежнему готова работать вместе с Россией над поиском

эффективных средств предотвращения угроз окружающей среде. В течение

длительного времени видное место в общей повестке дня занимал следующий

проект: поиск технических средств решения проблемы комбината

"Печенганикель", расположенного в городе Никель, в пятнадцати километрах от

общей межгосударственной границы. Этот комбинат выбрасывает 230 тысяч тонн

диоксида серы в год — в несколько раз больше, чем вся Норвегия. Результат —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.