рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Геополитика и геоэкономика Норвегии

Нельзя забывать и о нефтяном факторе. Начавшаяся в середине 60-х годов

добыча нефти и газа на континентальном шельфе Норвежского моря коренным

образом поменяла экономическую структуру общества, дав государственный

казне неоценимый источник дохода. Нефть стала своего рода «страховкой» на

случай кризисных ситуаций, позволяющие осуществлять денежные вливания в

отстающие сектора экономики. Именно ощущение за спиной «нефтяного багажа»

придало норвежцам, по сравнению с другими европейскими странами, большую

уверенность в себе и позволило им почувствовать себя в меньшей зависимости

от Брюсселя.

Определенную роль в столь негативном решении норвежцев сыграла и узость

внутреннего рынка. В стране с населением 4,5 млн. человек сложно создать

условия, благоприятные для успешной конкурентной борьбы большого количества

крупных предприятий . Ограниченность спроса приводит к жесткой селекции и

созданию компаний-монополистов, которые могут диктовать свои условия и

существовать как бы вдали от бушующей стихии свободного рынка. Нельзя

сказать , что в Норвегии монополизированы целые сектора экономики, но такая

тенденция наиболее ярко проявляется в сфере телекоммуникаций и продажи

электроэнергии. К тому же социальная политика государства, направленная на

защищенность всех слоё в населения и предусматривающие программы

«реабилитации» сотрудников в случае банкротства предприятия , создаёт для

служащих «тепличные» условия, когда они могут быть уверены, что даже при

потере работы у них есть хорошие шансы устроиться на новое место. В случае

членства в ЕС такие компании столкнулись бы с жесткой конкурентной борьбой,

новыми правилами игры, что поставило бы их в сложное положение.

В Норвегии можно сразу почувствовать , имеет та или иная компания опыт

работы на международном рынке; она выделяется на фоне других более высоким

уровнем сервиса, оперативность принятия решений, способность быстрее

приспосабливаться к новым рыночным условиям.

Определенная уязвимость сельского хозяйства, работающего в сложных

северных условиях и требующего постоянного государственного финансирования,

и особенности рентабельного функционирования рыболовной промышленности,

также сыграли свою роль в выборе норвежцев. Именно провинция и Север, где

рыболовство является главным источником дохода, проголосовали против

вступления в Европейский Союз(52,2% отдали свои голоса против и 47,8% -

за).

Сразу же после объявления результатов голосования норвежские политики

стали замечать некоторые изменения в отношении к Норвегии со стороны их

европейских коллег. Норвежским дипломатам приходилось подолгу простаивать у

дверей офисов чиновников ЕС , ожидая, когда у них найдется минута

свободного времени для обсуждения(помимо вопросов вступления новых стран в

ЕС) проблем северного соседа. В норвежских газетах даже появилось понятие -

«страна вне».

Такое невнимание со стороны брюссельских чиновников было только

иллюстрацией нового положения, в которое поставила себя Норвегия. Страна

перестала участвовать в заседаниях комитетов и рабочих групп

организации(это право она имела в ходе переговоров о вступлении). Таким

образом, с одной стороны Норвегия потеряла ряд ценных источников

информации, и, с другой - что более важно лишилась возможности оказывать

извне прямое влияние на решения, принимаемые в ЕС. Она чаща всего была

поставлена уже перед фактом принятия какого-либо решения ЕС, не имея

возможности влиять на его формирование.

В то же время Норвегия, будучи членом ЕЭП(Европейского Экономического

Пространства), обязана выполнять директивы ЕС, касающиеся не только

торговли и товарообмена, но и регулирующие вопросы условий труда,

социальной защищённости, производства ряда товаров и предоставления услуг.

Было подсчитано, что в соответствии с директивами ЕС только за первую

половину 1996 года претерпели изменения 47 внутренних норвежских правил и

предписаний. Большинство таких изменений не создают больших проблем ни для

юридической системы, ни для жизни обычных граждан страны, однако норвежцы

отдают себе отчет в том, что в рамках существующего ЕЭП, включающего кроме

Норвегии, Исландию, Швейцарию, Мальту и Лихтенштейн, они не имеют реальной

возможности оказать влияние на процесс принятия решений ЕС и вынуждены

воспринимать их как свершившийся факт.

Более 50% норвежского экспорта приходится на страны- члены ЕС, что

свидетельствует о прямой зависимости и, соответственно, заинтересованности

Норвегии в развитии отношений с этими странами. Таким образом, Норвегия

обречена на контакты с ЕС.

Правительство Т.Ягланда (как и предыдущее правительство Г.Х.Брундтланд)

делает всё возможное для того, чтобы сохранить конструктивный климат,

существующий в отношениях с ЕС, и обеспечить максимально возможное участие

в работе Союза. Норвегия вовлечена в целый ряд региональных программ,

включая программу «Интернет». В концептуальном плане предусмотрено и

постепенно осуществляется присоединение к трём направлениям развития

европейских экономических структур. Речь идет о единой политике в области

рыболовства, где у сторон имеются как общие интересы, так и противоречия,

которые намного проще было бы разрешить в рамках единой организационной

структуры. Норвежский опыт в области регулирования лова рыбы мог бы

пригодиться европейским партнерам. Вторым формированием является

формирование единой энергетической политики ЕС. Здесь существует больше

неясностей, но Норвегия напрямую заинтересована в сотрудничестве, если

учесть, что страны ЕС являются главными потребителями норвежских нефти и

газа, и объединёнными усилиями способны повлиять на тенденцию развития цен

и создать неблагоприятные условия для экспорта энергоносителей. Норвегии

выгодно быть активным участником игры, нежели пассивным аутсайдером.

Наконец , третье направление- сотрудничество в рамках паспортного союза,

Шенгенского соглашения.

19 декабря 1996года в Брюсселе состоялось подписание документа об

ассоциированном членстве Норвегии и Исландии в Шенгенском соглашении,

предусматривающее единое паспортное пространство и сотрудничество

правоохранительных органов стран-участниц. Формально Шенгенский договор

распространяется только на государства ЕС, поэтому этим двум странам был

предоставлен ассоциированный статус, предусматривающий участие без права

голоса в рабочих группах организации. Идя на такой шаг, норвежские

представители исходили из того, что в рамках Шенгена не будут приниматься

решения, которые противоречили бы позиции Норвегии. Главная причина

вступления заключалась в желании сохранить северный паспортный союз,

просуществовавший достаточно долго, чтобы к нему успели привыкнуть и не

хотели потерять. Дания, Швеция и Финляндия своим присоединением к Шенгену

без Норвегии и Исландии разрушили бы устоявшийся паспортный режим

пересечения границ между северными странами, в чём не был заинтересован

никто из северян. В связи с этим, путем длительных переговоров была

разработана компромиссная формула ассоциированного членства, устраивающая

все стороны.

Можно сказать, что, благодаря участию в Шенгенском договоре, Норвегия вне

ЕС добилась своего вовлечения в ещё одну важную область развития

европейской интеграции.

В настоящее время возникло кажущееся затишье во внутри норвежской

общеевропейской дискуссии об отношениях между Норвегией и ЕС. Не ставится

вопрос о подаче новой заявки на вступление в Союз до 2000 года и политики

в меньшей степени оперируют брюссельской аргументацией для отстаивания

своих позиций. Однако тема ЕС постоянно присутствует на газетных полосах и

остаётся актуальной для политического истэблишмента страны.

Многие обозреватели считают, что, поставив себя вне ЕС , Норвегии удалось

сохранить собственное лицо и способность действовать на международной

арене, исходя из собственных интересов, без оглядки на европейских

партнеров. Свидетельством тому стала активная деятельность Норвегии на

Ближнем Востоке и посредничество в процессе мирного урегулирования в

Гватемале, когда страну воспринимали как независимого самостоятельного

участника, а не представителя ЕС. Вместе с тем , несмотря на очевидные

успехи норвежской внешней политики, можно с уверенностью сказать, что в

геополитическом масштабе позиции Норвегии после референдума в 1994 году в

большей степени ослабли, чем укрепились.

Тем не менее, страна представляет большой интерес для России как

торгово-экономический партнер. На Норвегию не распространяются правила и

ограничения ЕС, устанавливаемые на ввозимые товары. Активными темпами

развивается сотрудничество России, Норвегии, Швеции и Финляндии в рамках

региона Баренцева моря. Продолжается интенсификация контактов в

приграничных районах Севера. Таким образом, опираясь на позитивный опыт

деятельности на норвежском рынке ряда российских предприятий, можно

предположить что торгово-экономические отношения между нашими странами

окажутся своего рода трамплином для выхода России на европейский рынок.

Именно в особенности Норвегии заключается предсказуемость и определенная

закономерность негативного результата референдума 1994 года. Страна

предпочла сохранение существующего положения и не захотела отдавать часть

своего суверенитета во имя идеи европейской интеграции. Не исключено, что,

норвежцы, стремясь не отстать от развития европейской системы , вернутся к

вопросу о вступлении в ЕС уже в начале следующего столетия , но тогда

кандидатура Норвегии будет рассматриваться в числе стран Восточной Европы и

мало вероятно, что условия её возможного членства в ЕС будут теми же, что и

в 1994 году.

Глава 2. Норвегия: современный взгляд.

1 Основные экономические ресурсы.

Норвегия - индустриально-аграрная страна с высоким удельным весом в

экономике энергоемких отраслей промышленности, а также судоходства,

рыболовного промысла и в последние годы - нефтеперерабатывающей и

нефтехимической промышленности.

Господствующее положение в экономике занимает частнокапиталистический

сектор. В послевоенный период в стране происходит интенсивный процесс

концентрации капитала. На крупные предприятия (500 и более занятых),

составляющие 1% общего числа промышленных предприятий (82%), предприятий -

мелкие, с числом занятых до 50 человек, приходится около 25% всех занятых;

3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала.

Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа

мелких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких

фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну

иностранного капитала, главным образом американского, английского,

шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промышленности и

судоходство).

Норвегия располагает большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный

лес занимает 23,3% территории), месторождениями железа, меди, цинка,

свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора и др.

Достоверные запасы нефти составляют более 800 млн.т., природного газа -

1210 млрд. кубических метров.

Ведущие отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтехимическая,

электрометаллургическая, радиоэлектронная, горнодобывающая, целлюлозно-

бумажная, судостроительная. Норвегия занимает ведущие места по производству

электроэнергии на душу населения, производству целлюлозно-бумажной массы,

алюминия и ферросплавов.

В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства (до 10 га

земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация. Ведущая отрасль

- интенсивное животноводство мясомолочного направления Развито овцеводство.

Сельскохозяйственными продуктами собственного производства обеспечивает

себя примерно на 40%. Важное место в экономике занимает рыболовство (по

экспорту рыбопродуктов - второе место в мире) и лесоводство.

Основной вид транспорта - морской. Более 90% тоннажа торгового флота

занято на международных перевозках по иностранным фрахтам. Норвегия стоит

на одном из первых мест в мире по внутренним перевозкам пассажиров на

самолетах (в расчете на душу населения). Железные дороги (государственные,

50% - электрифицировано) - 4,24 км., автодороги -79,8 тыс.км.

Важную роль играет внешняя торговля. За счет импорта покрываются

потребности в некоторых видах минерального топлива, бокситах, железной,

марганцевой и хромовых рудах, автомобилях и др. Экспорт: продукция

нефтедобывающей, нефтехимической, лесообрабатывающей, электрохимической,

электрометаллургической промышленности, продовольствие. Главные

внешнеторговые партнеры: Великобритания, Швеция, Германия.

В приложениях представлена экономическая карта Норвегии.

Общие капитальные вложения в прибрежный нефтяной сектор достигли

рекордной цифры-60 млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП, значительно

способствовали росту других отраслей материального производства,

изготовлявших оборудование для нефтедобычи, и создавали соответствующую

инфраструктуру. Цель этого огромного инвестирования-повысить доходность

нефтяной отрасли и улучшить состояние макроэкономики страны. Инвестиции в

основном направлены в гигантское месторождение Стотфорд, открытое 20 лет

назад на заре нефтяной эры Норвегии.

Если нефтедобыча имеет тенденцию к снижению, то добыча газа в Норвегии

идёт по восходящей. Норвегия с успехом превращается в важную газдобывающую

страну. Её доля на западноевропейском газовом рынке приближается к 15%.

Добыча газа, как ожидают, достигнет 70 млрд. кубических метров к концу

столетия , а контракты на продажу газа уже превысили общий объём в 50 млрд.

кубометров в год.

На континентальном шельфе Норвегии находятся более половины всех

обнаруженных газовых месторождений Западной Европы. По мнению

представителей норвежской государственной компании «Статойл» , в отличие от

ХХ века, который был веком нефти , ХХI век, видимо, станет веком газа,

особенно в связи с тем, что забота о чистоте окружающей среды становится

движущей силой роста его потребления.

Во многих отношениях Норвегию можно сравнить с развивающейся страной,

поскольку её основной экспорт состоит главным образом из сырья (нефть и

газ), а не готовой промышленной продукции. Обрабатывающая промышленность не

превышает 15% ВВП, что считается минимальным уровнем для современных

промышленных стран. Правительство принимает ряд мер чтобы изменить

структуру своего экспорта в сторону товаров обрабатывающей промышленности.

Отвечая на вопрос, что делает правительство в связи со скорым сокращением

добычи нефти, премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд заявила

английской «Файненшел Таймс»: «Правительство проводит политику, в которой

налоговые и структурные меры рассчитаны именно на стимулирование

экономического развития и занятости в материальной экономике. Мы активно

используем государственный бюджет для увеличения занятости, укрепления

частного сектора и инвестирования в область специальных знаний и другую

инфраструктуру. Теперь, когда экономика вступила в период сравнительно

энергичного роста, важно укрепить финансовое положение страны.

Действительно, добыча нефти у нас сократиться через несколько лет, но ,

учитывая рост добычи газа, эксплуатация норвежского шельфа будет по

прежнему оставаться опорой экономики страны ещё много лет в бедующем.

Поэтому увеличение производства на материке Норвегии поможет сохранить

сбалансированный рост. Соотношение издержек и конкурентоспособности

норвежской экономики значительно улучшилась, и перспективы материковой

экономики сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это значит , что мы

становимся менее зависимыми от нефти.»

2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной

войны.

Во время холодной войны важность советских стратегических ядерных

подводных лодок делала фьорды Кольского полуострова наиболее стратегически

важной и уязвимой частью СССР. Советская оборона этих подводных лодок

требовала содержания большого флота, армии и авиации, размещенных на

Кольском полуострове, с тем чтобы иметь военную буферную зону,

охватывающую как Баренцево море, так и Северную Норвегию.

Более того, фьорды Кольского полуострова были слишком уязвимыми , и

Северному флоту было жизненно необходимо расширить зону своего базирования

на фьорде Норвегии.

Огромная наступательная способность СССР, конечно же , беспокоил

норвежцев, и они с готовностью принимали поддержку со стороны США на

севере. Ввиду того, что Кольский полуостров был главной базой для советских

ядерных подводных лодок и в некоторой степени для дальней бомбардировочной

авиации и для стратегической ПВО, район Баренцева моря превратился в

отдельный северный фронт.

Американская морская стратегия 1980-х годов предусматривала не только

развертывание двух или трех авианосцев ВМС США в Норвежском море (каждый

обладал ударной мощью всех Норвежских ВВС), но и что более важно,

использование чрезвычайно бесшумных подводных лодок для поражения

советских ПЛАРБ прямо на базах (или, при необходимости, после выхода в

море) уже в первые минуту военного конфликта.

Соответственно, американо-советский военный конфликт где бы то ни было на

земном шаре немедленно продолжился бы в районе Баренцева моря. В годы

холодной войны и в особенности с течением её последней фазы Баренцево море

было одним из наиболее чувствительных районов в мире и наиболее

чувствительной границей между страной НАТО и Советским Союзом.

После холодной войны советские ПЛАРБ унаследовал российский ВМФ, и

количество межконтинентальных ядерных ракет на ПЛАРБ возросло с 580 в

1985году до примерно 650 в 1995 году. В тоже время большое количество

обычных, равно как и ядерных, морских вооружений, защищающих эти

баллистические ракеты, было уничтожены. Сегодня Москва более не является

врагом для Запада, но здесь, на Севере, произошло мало изменений в

вооружениях. Таким образом, новые изменения к лучшему в Баренцевом регионе

зависят от нового партнерства между Россией и Западом и относительно

хороших российско-американских отношений. Такого рода хорошие отношения,

вполне вероятно, будут продолжаться, поскольку Россия в обозримом будущем

зависит от Западного капитала и технологий. Эта реальность будет оказывать

влияние на российскую внешнюю политику, как это было подчеркнуто министром

иностранных дел Е. Примаковым в его выступлении в Осло.

В начале 90-х годов эти российские реалии интерпретировались по

различному в различных норвежских влиятельных элитах- в Министерстве

обороны и Министерстве иностранных дел, в исследовательских институтах и в

военном штабе- между так называемыми «атлантистами» и «европейцами».

«Атлантисты» утверждали, что новое совпадение интересов не будет иметь

таких же последствий для Северной Европы, как для Центральной Европы, и

иллюстрировали это утверждение передислокацией российских вооружённых сил

из Центральной Европы в район Северно-Западной России

Напряженность в Северной Европе, согласно рассуждениям «атлантистов»

обусловлено наличием стратегического ядерного оружия, от которого Россия не

откажется ни при каких условиях. Кроме того , европейские державы, например

Франция и Германия, не могли много предложить морской Норвегии. США (при

содействии Великобритании) были единственной союзной державой,

располагавшей флотом и авиацией, способными покрывать большие морские

пространства и полуострова Северной Европы. Принадлежность Норвегии к

«атлантизму»- имея в виду США и до некоторой степени Великобритании- будет

сохраняться в течение длительного периода.

«Атлантисты» утверждали, что рецидивы «холодной войны» могут повториться

в будущем и что военно-стратегические решения по-прежнему должны иметь

первоочерёдность для Скандинавии в отличие от ситуации на континенте.

«Европейцы» утверждали, что холодна война кончилась , что вывод войск в

районы Северо-западной России следует рассматривать как кратковременную

«парковку». Воинских частей, которые были вынуждены покинуть Центральную

Европу, но которые уже находятся в состоянии эрозии. В дополнении к этому

«европейцы» также подчеркивали, что Россия стремится к более тесным связям

с Западом в целях георганизации своей экономики. Несмотря на то, что

политико-экономико-культурные трения с Западом будут продолжаться, Россия

будет не в состоянии перестроить свои военные силы в течение длительного

времени. Для «европейцев» военный конфликт отходит на второй план, в то

время как политико-экономическое соревнование приобретает всё большее

значение. Для такой страны, как Норвегия , которая в последние годы до 80%

своего экспорта направляет в ЕС, эти отношения должны иметь приоритет по

отношению к военным связям с США, или, точнее сказать сотрудничество с

США становится менее значимым в условиях военной разрядки.

Весной 1992 года норвежский министр иностранных дел Турвальд Столтенберг

предложил идею Баренцева/Евро-арктического региона российскому министру ин.

дел А. Козыреву.

Эта идея предполагала возможность длительного совпадения интересов между

Востоком и Западом и преимущественного упора на гражданские, нежели на

военные, проблемы. Столтенберг более или менее согласился с анализом

«европейцев» и важностью связей с Европейским союзом. Предварительным

условием победы «европейцев» могло быть то обстоятельство, что Столтенберг

заручился поддержкой своей инициативы у ближайших союзников Норвегии,

включая Соединенные Штаты. Примечательно, что накануне лета 1992 года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.