рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике

Во второй главе – «ЕС как эпицентр турецкой геополитики при «Партии Справедливости и Развития» - рассматриваются вопросы, связанные с интеграцией Турции в Евросоюз. В первом параграфе данной главы – «Дискуссии об евро-идентичности и цивилизационном шоке» - рассматриваются причины противодействия турецкой интеграции, а также мнения современных политиков (как находящихся у власти, так и нет) и простого населения. Во втором параграфе – «Армянский и кипрский факторы как геополитические препятствия турецкой интеграции в ЕС» - рассматривается деятельность по урегулированию двух ключевых геополитических проблем Турции – армянской и кипрской. Наконец, в третьем параграфе – «Турецкий европессимизм и статус ‘’rogue state’’» - анализируются современное отношение турецких властей и населения к вопросу интеграции в ЕС и возможные повороты в геополитике Турции.

В третьей главе – «Роль оппозиции в процессе формирования лаицистско-исламистского равновесия» - типологизируются группы оппозиции и анализируется их роль в формировании лаицистско-исламистского социально-политического эквилибриума. В соответствии с типологией оппозиции, глава делится на четыре параграфа – «Политический спектр современной Турции», «Политические дела против военных и интеллигенции («Дело «Эргенекона», «План «Балйоз» («Кувалда»), «Исламисты-традиционалисты (шериатчилер) и националисты», «Курдский вопрос».

 

Глава 1 Феномен «Белой партии»

«Партия Справедливости и Развития» (тур. «Адалет ве Калкынма Партиси», часто сокращается до AKP, далее – ПСР, Белая партия[76]) была основана 14 августа 2001 года[77] бывшими членами умеренного консервативного крыла запрещённой в Турции исламистской «Партии Добродетели» (тур. «Фазилет»). Экс-лидер «Фазилет» Р. Кутан основал «Партию Счастья» (тур. «Саадет»), экс-лидер «обновленческого», реформистского крыла (тур. «йениликчилер») «Фазилет» Р. Т. Эрдоан – «Партию Справедливости и Развития» (в неё также вошли члены «Партии Отечества» (тур. «Анаватан»). Он же стал и лидером новой партии, позиционировавшей себя как умеренно консервативную, ориентированную на прозападный путь развития. Другими видными деятелями в партии были Абдуллах Гюль[78] и Бюлент Арынч[79].

С самого начала существования партии оппозиция активно использовала исламистский фактор в своих популистских высказываниях против ПСР, хотя руководство партии от исламизма всячески открещивалось. Несмотря на это, уже 3 ноября 2002 года Белая партия победила на выборах в Великое Национальное Собрание Турции, получив треть голосов избирателей и закончив эру коалиционных правительств, которые управляли страной свыше десяти лет. Всего за год руководство партии создало организационную структуру, молодёжную и женскую организации, а также привлекло на свою сторону огромное количество сторонников и членов. Премьер-министром тогда стал Абдуллах Гюль, в то время как Эрдоан не мог занять этот пост в связи с имеющейся судимостью (запрет впоследствии был снят при помощи «Республиканской Народной партии» и Эрдоан сначала вошёл в парламент от Сиирта, получив 85% голосов, а 15 марта 2003 года президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером был назначен главой правительства).

Так начался новый этап в истории Турции – этап правления ПСР, несмотря на то, что саму партию периодически раздирают внутрипартийные кризисы (например, в 2003 году – вокруг вопроса о размещении американских войск на территории Турции для проведения военных действий в Ираке, когда часть членов партии «перешла» в «Республиканскую Народную Партию»).

За годы правления Белой партии удалось достичь серьёзных успехов. The Economist назвал его самым успешным за последние пятьдесят лет[80]. Именно в правление Белой партии Турция пережила грандиозный экономический рост, который был остановлен только всемирным экономическим кризисом. Именно этой партии удалось устранить гиперинфляцию, с которой не могли справиться прежние руководители страны. Наконец, в эти годы произошла резкая вестернизация в социально-политической сфере, основной целью которой является соответствие Копенгагенским критериям вступления в ЕС, о чём речь пойдёт ниже.

Успехи партии, между тем, явно неоднозначно оцениваются как в Турции, так и за рубежом. В 2007 году на внеочередных выборах в Великое Национальное Собрание Турции (далее – ВНСТ, меджлис) Белая партия под лозунгом «Не останавливаться, продолжать движение вперёд!» вновь одержала победу, ещё более впечатляющую, нежели пять лет назад (46,6% голосов против 34,28%; кроме того, на локальных выборах в 2004 году партия получила в среднем 42% голосов). Правда, при этом Белая партия получила меньше мест в ВНСТ, нежели в 2002 году, что объяснялось нововведённой избирательной системе, впрочем главной целью выборов была возможность добиться избрания Гюля президентом страны. Успехи партии в строительстве идеального социума по западным меркам привели к тому, что уже в январе 2005 она была приглашена в качестве наблюдателя в «Европейскую народную партию», крупнейшую в ЕС партию как среди консервативных, так и среди партий других спектров.

Достижения ПСР вызвали ожесточение её политических оппонентов, и европейцев-противников вступления Турции в ЕС. Основной аргумент их политической демагогии – ПСР является исламистской партией. «Красной тряпкой» для них стало то, что в 2007 году усилиями депутатов Белой партии был снят запрет на ношение хиджаба в университетах (поправка о хиджабе была отменена Конституционным Судом Турции; впрочем, и здесь кемалисты пошли на компромисс: студентки, исключённые из учебных заведений за ношение хиджаба, получили возможность вернуться к учёбе[81]). Более того, жена Эрдоана, в девичестве Эмине Гюльбаран, даже на официальных мероприятиях, как в самой Турции, так и в Европе появляется в этом платке, что вызывает раздражение у сторонников лаицизма, считающих хиджаб едва ли не символом растущей исламизации. Рост влияния ислама, особенно в высшей школе, привёл к тому, что в 2008 году против партии было возбуждено дело в Конституционном Суде Турции, а в 2008 и 2010 годах едва не совершились военные перевороты.

 

§1 Идеология партии как социально-политический фундамент современной Турции (на основе принципов и программы AK Parti)

На официальном сайте ПСР представлены основополагающие принципы Белой партии. ПСР – массовая демократическая партия консервативного толка, новое слово в политической жизни Турции. В понимании лидеров партии, идеология консерватизма это не чопорный традиционализм, а рациональный эволюционизм, взаимное уважение старого и нового без заигрывания с радикализмом. Белая партия на электронных страницах своего сайта в сети Интернет провозгласила отказ от всевозможной дискриминации по региональному, религиозному и этническому принципу; а также свой статус как «партии компромисса» между местными традиционалистскими ценностями и традиционными западными в «стране компромисса» между Западом и Востоком[82].

Важной статьёй партийной идеологии является борьба с коррупцией и бюрократией, в том числе и противодействие им внутри самой партии. Вообще, сама партия признаётся открытой ко всему новому – знаниям, опыту, технологическим ноу-хау и прочим возможностям, которые открываются в современном мире. Одним из важнейших принципов партии также является обратная связь «с социальными секторами и интеллигенцией»[83] (именно такое разделение предлагают принципы партии). Ещё одними типично западными социально-политическими принципами являются либеральные права и свободы, принцип разделения властей, независимости судов, статус правового государства[84]. Особое место занимает также принцип неделимости страны[85].

Главные направления деятельности ПСР:

1.  Деятельность по укреплению прав и свобод человека

2.  Децентрализация (как принцип управления большим государством)

3.  Содействие рыночной экономике, невмешательство государства в экономику (экономическая функция государства должна быть ограничена регуляцией и наблюдением)

4.  Проведение социальной политики в интересах всей нации, признание важности социальной безопасности

5.  Признание образования важнейшим элементом развития во всех сферах, а расходов на образование – первостепенной статьёй расходов государственных фондов

6.  Проведение внешней политики, основанной на принципах взаимных интересов и стремления ко всеобщему миру[86]

Основополагающим документом, отражающим видение развития Турции – глазами политиков Белой партии является её программа[87]. В преамбуле представители ПСР заявляют о том, что для решения проблем, стоящих перед Турцией, необходима «динамическая политическая формация»[88]. Идеологи партии ставят во главу угла социальные преобразования как фактор развития во всех сферах жизнедеятельности. Своеобразным «союзником» партии в деле развития Турции должны стать все «краски Турции»[89] – все различия и схожести, богатства материальных и человеческих ресурсов; по мнению партии, у Турции есть всё, чтобы стать не только региональным, но и мировым лидером. Турция обладает следующими конкурентными преимуществами:

·  Богатство наземной и подземной ресурсной базы

·  Молодое и динамичное население

·  Богатство культурного и исторического наследия

·  Развитость государственности

·  Высокий предпринимательский потенциал, в том числе в аспекте конкурентоспособности

·  Выгодное геополитическое положение

·  Центр притяжения для туризма

·  Высокий уровень социальной солидарности и взаимопомощи

Всё вышеперечисленное является аргументацией того факта, что у Турции есть все «карты» для полноценного и успешного развития в дальнейшем. Далее партия провозглашает себя «партией всех людей, живущих в государстве», обладающей «честными, динамичными, высокопринципиальными и политически перспективными кадрами».

Идеологи партии заявляют, что она намерена действовать в рамках всей демократической платформы, в том числе с уважением прав и свобод и презрением к дискриминации, а не просто в рамках своих идеологических установок, чтобы предложить действительно оригинальные варианты решения проблем.

Наиболее интенсивно партия обещает бороться с такими проблемами современной Турции, как упадок, коррупция, нарушения законов, спекуляция, фаворитизм и непотизм, неравенство перед законом и неравенство возможностей, etc.

При этом идеологи партии говорят о том, что решение этих вопросов зависит и от турецкого народа. Приводится цитата Ататюрка: «сила для спасения нации это её решительность и целеустремлённость»[90]. Кроме того, важно восстановить доверие общества к государству, которое было утрачено предыдущими лидерами страны.

Цели партии:

·  Распространение понимания прав и свобод на все сферы жизнедеятельности личности, нации и государства

·  Полная ликвидация всех проблем, лежащих перед Турцией

·  Мобилизация человеческих и физических ресурсов

·  Ликвидация разрыва между бедными и богатыми

·  Создание гражданского общества

·  Создание концепции прозрачности и подотчётности во всех сферах жизнедеятельности

·  Обеспечение современных, рациональных и реалистичных решений в следующих сферах жизнедеятельности: экономика, геополитика, культура и искусство, образование, здоровье, сельское хозяйство и животноводство

Что можно сказать о преамбуле программы партии? Очевидна её социальная направленность, которая зачастую объясняется тривиальным популизмом. Единственное, что говорит о важности для партии религии – последняя фраза преамбулы, своего рода слоган-девиз: «всё будет лучше с нами, да поможет нам Аллах»[91].

Достаточно ли говорить о влиянии ислама на партию, руководствуясь сугубо материалами её программы? Вероятно, нет. Идеологи партии провозглашают «фундаментальные права и свободы» - абсолюты апологетов Западной цивилизации и западной либеральной демократии, что, в общем и целом, не характерно для мусульманских государств, но не идёт вразрез с традициями республиканской Турции. В том числе и потому, что следование принципам Ататюрка и эволюционной форме развития социума, основанной на реформах провозглашается партийными идеологами как основа развития.

Партия не упоминает об исламе и в своих политических принципах, говоря преимущественно о демократии и демократизации. Партия провозглашает необходимость конституционной реформы, которая бы осуществила нижеследующие необходимые преобразования ныне действующей (с 1983 года) Конституции:

·  Сведение принципов демократических прав и свобод к «универсальным» стандартам

·  Сохранение республиканского строя при включении только основных положений государственной администрации

·  Чёткое разделение властей и их юрисдикции с учётом системы сдержек и противовесов

·  Необходимые меры к реформированию парламента для увеличения его эффективности (в том числе, публичность дискуссий)

·  Совершенствование законотворчества, как отражения «коллективной, а не индивидуальной воли»[92]

В программе говорится и о необходимости повышения качества юристов и правоохранительной системы, а также о построении гражданского общества. Отсутствуют намёки на исламизм и в экономической части программы, где устанавливаются принципы примата частной собственности и рыночной экономики при регулирующей роли государства.

Вопрос государственного строительства решается партией с учётом следующих принципов:

·  Концепция «правового государства»

·  Концепция «социальной ответственности государства»

·  Государство «выходит» из сфер обслуживания, оставляя за собой только геополитику и безопасность, правотворчество, основное (среднее) образование, здравоохранение и инфраструктуру

·  Всем гражданам следует адаптироваться к принципам демократии

Что характерно, нет намёков на ислам или исламизацию и в такой идеологически важной сфере жизнедеятельности, как образование, вместо чего партия предлагает достаточно верную программу для его реформирования, признавая, что на момент принятия программы образование в Турции находилось на весьма низком уровне. Между тем, интересно взглянуть на то, как партия решила вопрос с религиоведением в средней школе: в пункте 2 статьи 5 программы партия заявляет, что «согласно принципам секуляризма для изучения должны быть доступны все религии в рамках курса «Религиозная культура и этническая наука», а лекции по выбранной религии относятся на усмотрение родителей»[93]. Пожалуй, можно говорить о трезвом политическом расчёте, основанном на важности ислама для мировоззрения турецкого населения, часть которого может дать согласие на обучение детей основам мусульманства. Интересно и то, что партия умалчивает о том, какими должны быть подобные уроки.

Фактически первое упоминание об исламе содержится в пункте 3 статьи 5 «культура и искусство», в котором написано, что «особое внимание должно уделяться… улучшению положения тюрко-исламского искусства»[94]. Впрочем, учитывая историко-культурные особенности развития Турции как страны мусульманской цивилизации это достаточно логичное и правомерное устремление.

Также нет «дискриминации» по религиозному признаку и в статье 6 «Внешняя политика», в которой основное внимание уделяется сотрудничеству с ЕС, НАТО, ОИК (Организация Исламская Конференция), ОЭС (Организация Экономического Сотрудничества) США и Россией, а также Грецией и другими балканскими странами, Китаем, etc. Интересно, что в этой статье предлагается решение «кипрской проблемы» (провозглашается право турок-киприотов на самоопределение, что de facto влечёт за собой проведение референдума), а вот об «армянской» умалчивается – говорится только о необходимости международного пересмотра политики в регионе без учёта «предрассудков холодной войны»[95].

Разумеется, говоря о любой политической программе умеренных партий, следует не забывать о том, что это, в первую очередь, манифест-реклама для электората, а не полноценная идеологическая система; особенно учитывая то, что «заигрывания» с исламом для политиков в Турции обычно оканчивались плачевно – политической «смертью» или хотя бы «нокдауном».

Поэтому можно говорить о том, что программа партии открывает глаза только на декларативно-популистские установки, но не на реальный идейно-политический фундамент. Впрочем, стоит отметить, что очень многое, содержащееся в программе партии, удалось выполнить с успехом и таким образом, что de jure оппозиции очень сложно «придраться» к её идеологическим установкам. К слову, в заключении программы идеологи партии говорят, что преимуществом их программы является то, что «она не включает риторику, которая не могла бы преобразоваться в действия»[96].

Что интересно, программа заканчивается также, как и пролегомены – только с немного изменённым содержанием. Идеологи партии в финальной фразе задают вопрос: «Будет ли Аллах возлюбленным (дословно) и помощником нашей нации?», что вызывает недоумение, так как сама программа является идеально выстроенной по лучшим образцам социально настроенного, либерального консерватизма Запада.

§2 Рэджип Тайип Эрдоан как лидер современной Турции

Белая партия одним из своих принципов провозглашает руководство на основе демократического участия и коллективного обсуждения[97], однако, в её рядах чётко обнаруживается лидер – Рэджип Эрдоан, премьер-министр Турции с 2003 года и основатель партии.

Эрдоан родился 26 февраля 1954 года в Стамбульском районе Бейоглу, однако детство провёл в Ризе, вернувшись в Стамбул только в 1967 году. В 1965 году окончил начальную школу Пийале Паша, затем – духовную школу имамов-хатибов в Стамбуле (Imam Hatip Lisesi), затем изучал управление бизнесом в Школе экономики и коммерческих наук «Аксарай» (сейчас – факультет экономики и административных наук университета в Мармаре) для чего ему пришлось сдать дополнительные экзамены в лицее «Эйюп» (Eyup Lisesi), так как диплома о получении среднего религиозного образования для поступления в ВУЗ было недостаточно. В «Аксарае» он познакомился с Неджметтином Эрбаканом, будущим лидером исламистов последней четверти прошлого столетия и первым исламистом-премьер-министром республиканской Турции[98]. С 70-х годов принимает активное участие в политической деятельности, которая неуклонно связана с происламистскими партиями: сначала он был руководителем молодёжного крыла «Партии Национального Спасения» сначала в Бейоглу (с 1975 года), а затем и во всём Стамбуле (с 1976 года до военного переворота 1980 года), затем членом «Партии Благоденствия» (тур. «Рефах»).

В Рефах он вступил в 1983 году, спустя год стал руководителем отделения в Бейоглу, в 1985 – в Стамбуле. Наконец, ещё год спустя он вошёл в высший руководящий состав партии[99].

В 40 лет Эрдоан стал мэром Стамбула. В годы управления Стамбулом город стал чище и зеленее, был решён вопрос обеспечения города водой; даже политические оппоненты соглашались, что Эрдоан «проделал хорошую работу»[100]. Секуляристам не понравилось только то, что Эрдоан решил запретить алкоголь в кафе Стамбула; а вот его некоррупционность снискала восхищение[101].

В 1998 году Эрдоан был осуждён на 10 месяцев[102] тюремного заключения по пункту 2 статьи 312 Уголовного кодекса Турции (разжигание религиозной розни): на митинге в Сиирте в декабре 1997 года он прочитал стихи Зии Гёкальпа[103], где были такие слова: «Минареты – наши штыки, купола – наши каски, мечети – наши казармы, а правоверные – наши солдаты»[104]. 22 февраля 1998 года Рефах была запрещена; тогдашние власти решили пресечь рост исламистских настроений в социуме.

В дальнейшем Эрдоан сотрудничал с Фазилет, а после её запрета основал «Партию Справедливости и Развития» и сумел привести партию к статусу правящей, а страну – к резкому прорыву в главнейших сферах жизнедеятельности социума (экономической и социально-политической).

Стоит отметить, что в начале нового столетия Эрдоан предстал в новом политическом образе – если раньше он был радикальным традиционалистом исламистского толка, то теперь в его политической демагогии возобладали компромиссные нотки; в 2000-х годах Эрдоан выступал как последовательный защитник демократии и западничества, социального консерватизма и эволюционизма, при сохранении «памяти о корнях» - признании важности ислама в Турции. Уже в 2002 году BBC назвала будущего турецкого премьера «одним из самых популярных политиков в Турции»[105].

Эрдоан является также большим противником левых воззрений. Так, в речи к «белопартийным» членам ВНСТ 22 апреля 2008 года по поводу рабочих, желающих отпраздновать первое мая на площади Таксим он сказал: «В стране, где мусор правит умами, будет Судный день»[106]. Впрочем, и по поводу демократии у него не самое лучшее мнение: «Демократия подобна трамваю, которым следует воспользоваться на пути к желанной цели, но с которого можно и сойти, когда необходимость в нём пропадёт»[107].

Эрдоан особое место в своей политике уделяет вопросу о «выборе цивилизаций», решение которого, по его мнению, заключено в компромиссе – признании Турции как моста между цивилизациями; он поддержал инициативу испанского премьер-министра Хосе Сапатеро по созданию Альянса Цивилизаций, целью которого будет уменьшение трений между мусульманским Востоком и христианским Западом. Помимо всего прочего, он является, пожалуй, главным сторонником интеграции Турции в ЕС.

Во внешней политике Эрдоан стремится к самостоятельности Турции как крупного геополитического игрока. За годы правления ПСР Турция сделала несколько решительных шагов к переходу из статуса региональной державы в мировую державу-лидера исламского мира, с чьим мнением принято считаться во всех вопросах. Несмотря на то, что внешняя политика, как правило, не является полем деятельности премьер-министров, Эрдоан достаточно часто проводит встречи на высшем уровне с главами правительств других стран, как в Анкаре, так и за рубежом.

Помимо ЕС, другими геополитическими «пристрастиями» турецкого премьера являются США, Россия и Иран. При этом, если сотрудничество с двумя последними начало развиваться семимильными шагами как раз в годы правления Белой партии, то США – давний союзник Турции, которая является членом НАТО с 1952 года. Важно отметить, что примерно с 2008 года Турция (безусловно, под влиянием Эрдоана) начала геополитическую переориентацию, связанную с постепенным переходом от ориентации на НАТО и ЕС к ориентации на союз с Россией и Ираном[108], в то время как отношения с США дают всё большую трещину (несмотря на то, что Барак Обама продемонстрировал своё отношение к Турции, как к важнейшему союзнику, совершив свой первый внешнеполитический визит в качестве президента именно в Турцию), а с тем, что «сегодня интересы США и Турции не совпадают»[109] согласны и многие представители оппозиции среди военных[110]. При Эрдоане нормализовались отношения с Грецией, Сирией и Ираком, появились возможности для разрешения кипрской проблемы; появились возможности для урегулирования турецко-армянского конфликта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.