|
Дипломная работа: Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике§4 Курдский вопросВ пункте 6 статьи 2 программы ПСР рассматривается позиция партии по отношению к урегулированию курдской проблемы[382]. В связи с ней Белая партия считает необходимым следовать «политике охраны счастья, благополучия, прав и свобод населения региона», при этом не забывая о необходимости полноценной интеграции курдов в турецкое социально-культурное, социально-экономическое и социально-политическое пространство и сохранении единства Турции как унитарного государства[383]. Также партия провозгласила отказ от репрессий по отношению к простому курдскому населению как ответ на террористические акции, а также важность курдского языка в регионе и зависимость террора от экономической несостоятельности региона. Деятели партии выполняют свои программные установки в должной мере, о чём говорилось выше, в параграфе 2 главы 2. Этим, а также общей популярностью Эрдоана в регионе можно объяснить то, что за время правления ПСР был сделан решительный шаг в пользу урегулирования курдской проблемы, однако о полном её решении говорить, разумеется, преждевременно. При Ататюрке курды, которые в нынешнее время составляет почти пятую часть всего турецкого населения (до 15 миллионов человек), трижды поднимали восстание – в 1925, 1929 и 1937 годах. Все выступления были подавлены: курдская идентичность жёстко преследовалась. Но после смерти Ататюрка, и, особенно, после военных переворотов 1960, 1971, 1980 годов, усилилось национальное движение на Востоке и Юго-Востоке Турции. Курдские националисты ведут борьбу «огнём» за независимость от Турции с 1984 года[384]. 15 августа 1984 года подразделения боевиков из РПК заняли заняли «небольшие городки Шемдинли и Ерух в провинциях Хаккяри и Сиирт, а затем атаковали турецкие полицейские участки и военные объекты»[385]. РПК была основана Абдуллой Оджалланом в 1973 году, как группа «Революционеры Курдистана». Впоследствии группа реорганизовалась в РПК, ставшую подпольным националистическим движением сепаратистов. «Цель-минимум» РПК – автономия в составе унитарной Турции, «цель-максимум» - создание независимого Курдистана. В своей политической идеологии Оджаллан причудливо сочетал марксизм с примесью того, что в СССР гордо величали «марксизмом-ленинизмом», а также маоизм при большом внимании к исламу. РПК включена в различные списки террористических организаций, а в 2008 году даже была «включена в перечень Foreign Narcotics Kingpin Designation Act — список торговцев наркотиками в США»[386]. С их борьбой за свободу и демократию связывают до полусотни тысяч жертв среди мирного населения и военных, а также страдания «отравленных душ», как вслед за курдским писателем Вазаром Кемалем курдов называет Der Spiegel[387]. Оджаллан организовывал боевые действия из Сирии, однако, в 1998 году под нажимом Турции лидера курдских сепаратистов «попросили» покинуть страну. Он безуспешно пытался найти убежище в России, Италии и Греции, и в итоге в результате был похищен спецслужбами Турции, США и Израиля в Кении и доставлен в тюрьму на острове Имралы в Мраморном море. Оджаллан был осуждён на смертную казнь, которую затем под давлением мирового сообщества заменили на пожизненное заключение. После его ареста движение за независимость курдов сначала резко активизировалось (прежде всего, в части террора), а затем резко спало, а их лидер призвал сложить оружие и начать переговоры. В настоящий момент Турция активно проводит переговоры со своими внешнеполитическими партнёрами, надеясь заручиться их содействием в полном уничтожении остатков РПК. Генеральный секретарь НАТО Фог Расмуссен заявил, что «РПК должна немедленно и безоговорочно сложить оружие. Террористическая деятельность РПК неприемлема. Как генеральный секретарь НАТО я не буду вмешиваться во внутренние дела Турции. Могу лишь сказать, что я присоединяюсь к позиции турецкого правительства о необходимости принятия всех необходимых мер в борьбе с терроризмом, в том числе против РПК»[388]. Таким образом, Расмуссен намекнул, что решение курдского вопроса будет зависеть, в том числе, и от сговорчивости Турции в геополитических дискуссиях внутри Североатлантического альянса и принятия решений, пролоббированных США. Между тем, РПК вполне может, наконец-таки, сложить оружие. Мурат Карайилан, нынешний лидер базирующихся в североиракском горном регионе Кандиль боевиков РПК, заявил: «Кто кого должен простить? А кто ответит за убийство 17 тыс. гражданских лиц, среди которых были бизнесмены, юристы, профсоюзные активисты, врачи, учителя... Друг друга должны простить обе стороны, причем первой прощения должна попросить Турция»[389]. И тем не менее, в начале мая 2009 года он заявил, что «РПК раньше выступала за создание независимого курдского государства, но это осталось в прошлом. Поэтому РПК более не является сепаратистской. Мы хотим, чтобы курды жилы в условиях равенства и свободы в пределах Турецкой Республики»[390]. Как сообщает Times, вариант урегулирования проблемы, предложенный Карайиланом – автономия с собственным парламентом, как в Шотландии[391]. Впрочем, Оджаллан к 25-летию начала войны за независимость (август 2009 года) активизировал пропаганду из тюрьмы, вновь взывая к сепаратизму. Между тем, помимо РПК после того, как была запрещена Партия Демократического Общества, есть и другая политическая сила, действующая преимущественно цивилизованным, парламентарным, путём – ПМД. Достаточно молодая партия с начала 2010 года претендует на высокие места на будущих выборах, а её лидер Демирташ считает, что именно его партии будет суждено победить в борьбе за права курдов. А его заместитель - Гюльтан Кышанак заявила, что пришло время правительству пойти на диалог с Оджалланом: «Необходимо прислушаться к Оджаллану, если правительство действительно хочет решить курдскую проблему»[392]. Что предпринимает правящая партия в отношении курдов? Помимо вышеперечисленного[393], ПСР предприняла, например, такой важный шаг, как возвращение курдским населённым пунктам национальных наименований населённых пунктов, что было встречено самими жителями весьма благосклонно, так как многие не использовали турецкие наименования, а некоторые «даже не знали их»[394]. Соответствующие действия Белая партия предпринимает в рамках провозглашённой ими в июле 2009 года «демократической инициативы»[395]. Предполагается, что в ближайшее будущее будет решён вопрос с разрешением курдского языка в школах и университетах. При этом, как заявил министр внутренних дел Турции Бешир Аталай, на данный момент нет шансов на придание курдскому языку статуса второго государственного языка[396]. Также в рамках «демократической инициативы» её авторы приглашают к переговорам Оджаллана. С этой программой категорически не соглашаются основные оппозиционеры – прежде всего НРП и ПНД, с которыми ПСР даже не попытались провести переговоры насчёт «курдской инициативы», из-за чего оппозиция обвинила партию власти в популизме и демагогии[397]. К слову, НРП допускает возможности проведения переговоров с Белой партией, а вот лидеры ПНД – Бахчели и М. Шандыр отметили, что истоки «демократической инициативы» следует искать в желании ПСР ускорить переговорный процесс с ЕС; она является ошибкой, которая приведёт к расколу народа[398]. Необходимо отметить, что в оппозиции по вопросу программы урегулирования, предложенной ПСР, возникли серьёзные разногласия. Так, несколько членов НРП «выразили недовольство с позицией партии по данной проблеме»[399]. Помимо собственно «курдской инициативы» турецкое руководство продолжает вести борьбу и вооружённым путём. Так, в 2009 году «турецкие вооруженные силы «нейтрализовали», то есть уничтожили, захватили или приняли добровольно сдавшихся более 300 боевиков РПК. Более трети, если не половина, этого числа были убиты в боях… В 2009 году зарегистрировано почти 700 происшествий, имевших место на территории республики, – столкновения, обнаружение тайников с оружием и боеприпасами, рейды по домам сочувствующих террористам, захват непосредственных активистов экстремистской партии»[400]. Именно военные являются главными противниками «демократической инициативы»: de jure они боятся раскола страны, de facto – уменьшения ассигнаций на нужды военных и их бюджета, что отразится, если не на их благосостоянии, то на качестве военной техники (тем более, что пока турецкое военное руководство достигло компромисса с гражданским – закупая вооружение в России они экономят финансово, а также выигрывают в качестве). К слову, борьба с курдами уже стоила Турции 100 млрд. долларов США, таким образом, решение этой проблемы важно и с точки зрения экономики Турции. Правда, не в 2010 году – потому как 6 октября 2009 года меджлис Турции «подавляющим большинством голосов принял решение о продлении на год полномочий вооружённых сил на проведение военных операций в Северном Ираке»[401]. В свою очередь, проект «демократическая инициатива» будет продолжен. В декабре 2009 года Аталай сообщил о некоторых аспектах деятельности в рамках программы, таких как: создание независимой комиссии, которая будет устранять случаи дискриминации; расширение автономии Управления по правам человека при канцелярии Премьер-министра, ратификация протоколов ООН по прекращению пыток; создание специального органа, который будет получать жалобы на дискриминационные притеснения и нарушения прав и свобод человека[402]. Эти заявления способствовали тому, что усилия КРП по принуждению Анкары к введению чрезвычайного положения на юго-востоке страны (которое, вполне вероятно, привело бы к гражданской войне) провалились, даже несмотря на то, что параллельно с этим Конституционный суд вынес обвинительный приговор и решил закрыть ПДО, запретив её лидерам (всего 37 человек), в том числе Ахмету Тюрку принимать участие в политической деятельности в течение пятилетнего срока. Тем не менее, пошатнувшаяся в 2007 году (в связи с военными операциями в Северном Ираке против так называемого «Южного Курдистана») популярность ПСР и лично Эрдоана имеет все шансы на момент новых выборов в меджлис вновь окрепнуть, а вместе с ними и ускорится урегулирование конфликта. В этот процесс вмешались и сами курды-повстанцы. Один из лидеров РПК Дуран Калкан заявил от имени курдских повстанцев, что если решение курдского вопроса затянется, то Турцию вновь потрясут восстания и уличные стычки: «Если процесс урегулирования затянется еще больше, то в Турции разразится крупномасштабная и глубоко внутренняя война… Любая минута может быть взрывоопасной. Может начаться восстание»[403]. Обобщая, стоит говорить о следующем. Во-первых, важность оппозиции в процессе формирования эквилибриума между сторонниками светскости и исламизма несомненна, хотя налицо тот факт, что оппозиция зачастую не выходит за пределы тривиального популизма, используя риторику, направленную на выявление ошибок ПСР, а не на реальные предложения по изменению ситуации в той или иной области. Поэтому у Белой партии хорошие шансы победить на третьих выборах подряд, потому как в их пользу говорят реальные дела, а не популистские слова; самый опасный враг ПСР – экономический кризис. Во-вторых, стоит подчеркнуть то, что ПСР в течение всего своего правления старается решить ключевые вопросы внутренней политики, в том числе вопрос влияния военных и вопрос курдского сепаратизма. Здесь турецкое руководство применяет политику «кнута и пряника»; если «кнут» достаётся военным (в качестве предупреждения), то «пряник» - курдам. И та, и другая часть оппозиции постепенно переходит к поддержке Белой партии и их умеренным принципам. Наконец, не стоит сбрасывать со счетов радикальных исламистов и националистов, чья политическая деятельность существенно ограничена законодательством (и будет ограничена ещё сильнее, если Турция вступит в ЕС), однако чьё влияние на турецкий народ представляется весьма сильным. Заключение На конец мая 2010 года социально-политическая ситуация в Турции продолжает являть комплекс противоречий. С чем это может быть связано, помимо вышеперечисленных причин? На мой взгляд, основная проблема сегодняшней Турции – отсутствие чёткой решимости элиты в пресловутом «выборе пути» цивилизационного развития. Под элитами здесь я подразумеваю систему, состоящую из политической, военной, интеллигентской и культурно-религиозной элит. Все эти 4 группы могут прийти к компромиссу, так как их общая цель – развитие Турции, с чем было бы сложно поспорить. Однако, как показывает история, одного взаимного интереса зачастую мало для заключения компромисса, или, тем более, союза. Ключевой пункт разногласий – исламизм или кемализм, восточный или западный путь цивилизационного развития. Производными от них становятся вопросы подхода к приемлемому политическому режиму, социально-правовой политике, геополитике, экономической политике. Поэтому вряд ли имеет смысл говорить о том, что компромисс может быть достигнут: эквилибриум – единственный способ взаимного сосуществования элитарных групп в Турции; а пока Турция – демократическая республика, это ещё и жизненная необходимость для всех групп к более умеренной политике и демагогии. Исходя из вышесказанного, можно представить некоторые соображения прогностического характера. Особенную важность для Турции имеют ближайшие выборы. На мой взгляд, только победа ПСР и сохранение за ней лидирующих позиций в ВНСТ способны привести равновесие между лаицистами и исламистами к окончательному укреплению. Победа же других партий или коалиции – соль на незажившие раны, ведь к власти в случае провала ПСР придут либо радикально настроенные в отношении исламизма НРП, либо близкие к националистическим и исламистским кругам ПНД. Их действия в случае победы предсказать, в принципе, не сложно, если руководствоваться принципами их идеологии. Победа НРП развяжет руки кемалистам. Скорее всего, будут завершены все политические процессы против последних, а также начаты схожие процессы в отношении уже Белой партии. Кроме того, НРП постарается нанести решительный удар по позициям исламистов, что может быть сделано не только с помощью судебных процессов и запретов на политическую деятельность, но и с принятием новых законов, которые способствовали бы дальнейшему укреплению кемализма в Турции. Победа ПНД развяжет руки уже исламистам. Скорее всего, поначалу партия постарается вести умеренную политику, однако процесс интеграции в ЕС вряд ли продолжится; эпицентр внешней политики Турции весьма вероятно сместится в арабский мир. В любом случае, победа главных оппозиционных партий приведёт Турцию к эскалации противостояния между двумя сторонами, что вряд ли может пойти на пользу стране. В этой связи только у ПСР и лично Эрдоана есть политическая воля на сохранение и укрепление социально-политического равновесия между двумя противоборствующими сторонами. Что необходимо ПСР для того, чтобы не допустить прихода к власти оппозиции? Как уже неоднократно говорилось выше, главными их противниками мне представляется не столько оппозиция, сколько, во-первых, деятельность своей партии и, во-вторых, экономическое положение страны. В связи с этим логично говорить о том, что в интересах партии не совершать ошибок в своей деятельности, а также представить стране реальную программу выхода из кризиса. Рискну предположить, что большего для победы ПСР на выборах не нужно. Победа ПСР выгодна для стабилизации геополитической ситуации в регионе, особенно если идеологи партии откажутся от стремлений вступить в ЕС. Насильно включённая в процесс глобализации Азия, на мой взгляд, нуждается в том, чтобы было создано объединение подобное хотя бы ЕЭС. Многочисленные уже созданные организации и объединения (Шанхайская Организация Сотрудничества, Организация Исламская Конференция, etc.) вряд ли способны сыграть подобную роль. Надо отметить, что многие азиатские страны страдают от кризиса идентичности, вызванного тем, что колонизация и частичная вестернизация привели к эскалации внутреннего конфликта между «западниками» и «восточниками». О таком конфликте можно говорить не только применительно к России и Турции, но и к ряду других азиатских стран. В этой связи успехи ЕС доказывают тот факт, что вскоре и Азии будет необходимо объединяться; в чём Турция под руководством ПСР и Эрдоана будет, несомненно, играть одну из ведущих ролей в деле подобного объединения. Что же касается ЕС, то события последних двух лет отчётливо продемонстрировали то, что Турция постепенно отказывается от своих старых геополитических приоритетов (НАТО И ЕС), поэтому вряд ли имеет смысл предполагать, когда всё-таки Турцию примут в ЕС, гораздо актуальнее вопрос: когда переговорный процесс будет приостановлен, причём приостановлен по инициативе Турции. Впрочем, если подводить итог данной курсовой работы, то можно определить следующее. Во-первых, на мой взгляд, достижение социально-политического эквилибриума между лаицистами и исламистами налицо. Во-вторых, ведущую роль в этом процессе сыграли Белая партия и лично Рэджип Эрдоан, вспомогательную – четыре группы оппозиции (политическая, военная и интеллигентская, исламистская и националистическая, курдская). Наконец, и в-третьих, в этом процессе немаловажную роль сыграла геополитика, прежде всего, переговорный процесс с ЕС. Список использованных источников и литературы Источники(А) Официальные государственные и партийные документы1. Конституция Турции 1982 г. [Электрон. ресурс] URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_3864905.htm 2. Официальный сайт партии. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/index.html 3. Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой от 10.10.2009. [Электронный ресурс] URL: http://georgia.kavkaz-uzel.ru/articles/162982/ 4. Протокол о развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой от 10.10.2009.[Электронный ресурс] URL: http://georgia.kavkaz-uzel.ru/articles/162983/ 5. Justice and Development Party chairman. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/akparty_chairman.html 6. Lifestory of Recep Tayyip Erdoğan. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/lifestory.html 7. Justice and Development Main Policies. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/akparty_MainPolicies.html 8. Justice and Development Main Principles. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/akparty_Principles.html 9. Justice and Development Program: Development and Democratization. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/partyprogramme.html 10. World Population Prospects: The 2008 Revision. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2008/wpp2008_text_tables.pdf (Б) Пресса1. 45% жителей Турции за вступление страны в ЕС. [Электронный ресурс] URL: http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=40812&folder=1&attr=14&page=2 2. А.Гюль: несмотря на разочарование, турки поддерживают ЕС // Euronews. 05.10.2007. [Электронный ресурс] URL: http://ru.euronews.net/2007/10/05/gul-speaks-to-euronews-about-presidential-challenges/ 3. Армения не против вступления Турции в ЕС. [Электронный ресурс] URL: http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=34002&folder=1&attr=14&page=6 4. Армянские оппозиционеры недовольны подписанием армяно-турецких протоколов, «никто не учел негативного мнения большинства народа Армении и всей диаспоры». [Электронный ресурс] URL: http://www.polit.ru/news/2009/10/13/armturk.html 5. Айвазян А. «Футбольная дипломатия», «дорожная карта». Что дальше? [Электронный ресурс] URL: http://www.yerevan-city.com/2009/06/01/futbolnaja-diplomatija-dorozhnaja.html 6. Асроров А. Обиженная Анкара ищет альтернативу ЕС. [Электронный ресурс] URL: http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=142735 7. Ахмет Давутоглу: Турция нуждается в новой и более мощной внешней политике. [Электронный ресурс] URL: http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=41395&folder=1&attr=14&page=2 8. Бавырин Д. Турцию не возьмут в Евросоюз // Взгляд. 31.01.2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.vz.ru/politics/2008/1/31/141570.html 9. Барак Обама в Турции: «Моя позиция относительно проблемы Геноцида армян не изменилась» // ИА Regnum. 06.04.2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.regnum.ru/news/1146983.html 10. Барак Обама призвал принять Турцию в ЕС. [Электронный ресурс] URL: http://korrespondent.net/world/796434 11. Большинство европейцев против вступления Турции в Евросоюз. [Электронный ресурс] URL: http://www.mobus.com/world-news/275916.html 12. Британия выступила за вступление Украины и Турции в ЕС. [Электронный ресурс] URL: http://24.ua/news/show/id/85364 13. Будущее турецкой внешней политики. [Электронный ресурс] URL: http://news.am/ru/news/13547.html 14. В парламент Армении будут внесены армяно-турецкие протоколы. [Электронный ресурс] URL: http://www.georgiatimes.info/ru/news/30695.html 15. Велиев Э. Конец "футбольной дипломатии"? // Zerkalo. 20.01.2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.zerkalo.az/2010-01-20/politics/6399-turciya-armeniya-protokoli 16. В парламент Армении отправили соглашения о сближении с Турцией. [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/news/2010/02/12/protokol/ 17. В премьер-министра Турции бросили ботинок // Euronews. 23.02.2010. [Электронный ресурс] URL: http://ru.euronews.net/2010/02/23/turkish-prime-minister-almost-hit-by-shoe/ 18. Возможно, Турция и не захочет стать членом ЕС – Абдулла Гюль. [Электронный ресурс] URL: http://www.islamnews.ru/news-20726.html 19. Вступление в ЕС хоть и важно для Турции, но не настолько, чтобы жертвовать ради этого Кипром. [Электронный ресурс] URL: http://ru.trend.az/regions/met/turkey/1636821.html 20. Выборы в Европарламент: Турция приобрела или потеряла? [Электронный ресурс] URL: http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=32847&folder=1&attr=14&page=7 21. Выступление президента Турции: «Внешняя политика Турции в новой эре». [Электронный ресурс] URL: http://www.rodon.org/polit-091228104951 22. Геворкян З. Рубен Мелконян: «Турция готовится к выборам» // Голос Армении. №36 (19969). 08.04.2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.golosarmenii.am/ru/19969/world/2732/ 23. Глава МИД Бельгии: Турция может вступить в Евросоюз после 2014 года. [Электронный ресурс] URL: http://podrobnosti.ua/power/2004/12/22/167945.html 24. Даже если Турция проведет все реформы, вступления в ЕС ей не светит. [Электронный ресурс] URL: http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=32703&folder=1&attr=14&page=8 25. Действительно ли Армения и Турция, после столетней вражды, готовы к миру? [Электронный ресурс] URL: http://armtoday.mhost.ru/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=14629&SectionID=33&RegionID=0&Date=03/01/2010&PagePosition=7 26. Денисов А. Германия не будет мешать вступлению Турции в ЕС - МИД ФРГ // РИА Новости. 07.01.2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.rian.ru/world/20100107/203343336.html Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |