рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике

А вот юридический фактор, похоже, занимает руководство ЕС меньше, так как за время правления Белой партии законодательство Турции настолько приблизилось к европейским стандартам демократии, что туркам осталось только принять новую конституцию взамен старой 1980 года, разработанной Генштабом Турции. Это требование было выражено европейскими послами Эрдоану 10 февраля 2010 года[277].

Турецкое руководство раздражает и то, что переговоры с Турцией проходят крайне медленно: из тридцати пяти пунктов (разделов) законодательства ЕС в данный момент идёт обсуждение двенадцати и только по одному переговоры закончились успехом[278]. Гюль ещё в 2007 году отметил, что существенное снижение сторонников вступления в ЕС внутри турецкого общества связано с тем, что «турецкому народу кажется, что Евросоюз не ценит усилия по достоинству»[279].

Государственный министр и глава турецкой делегации на переговорах с ЕС Эгемен Багыш заявил, что согласно результатам социологического опроса, если бы референдум проводился сегодня, 62-65 процентов граждан страны проголосовали бы за членство в Европейском Союзе; 45 процентов уверены, что рано или поздно Турция вступит в ЕС[280]. Багыш отметил, что широкие слои общества в Турции поддерживают процесс членства в Европейском союзе. Более того, он заявил, что «при каждом визите в Европу спрашивают о том, когда Турция станет членом ЕС. Я всегда отвечаю, что мы уже являемся членом этой организации, независимо от желания Европы»[281].

Эти слова подтверждают результаты опроса «Изменение вектора внешней политики Турции и отношения с соседями», проведенного Международной организацией стратегических исследований (USAK). Согласно ему, 58,25% турок не считают себя приверженцами антизападных взглядов, а 12,7% — наоборот[282]. 30 марта 2009 года австрийская газета Der Standard со ссылкой на проправительственную турецкую газету Today's Zaman привела данные опроса населения Турции, согласно которому 75% респондентов в Турции высказались за членство в ЕС (в 2006 г. сторонников присоединения было лишь 54%)[283]. Проведённый в конце 2009 года Eurobarometer опрос выявил, что только 45% турецкого населения выступает «за» членство в ЕС (полгода назад – 48%), а на вопрос «выиграет ли Турция от вступления в ЕС» позиции разделились поровну, тогда как полгода назад положительно отвечали 57% респондентов[284].

Причиной падения интереса к ЕС является то, что, как образно выразился турецкий эксперт Дженгиз Актар «Турки забыли о Европе. Слишком долго ничего не происходило, и перспективы вступления в ЕС уменьшаются с каждым днем»[285]. Согласно данным Hurriyet, большинство населения Турции полагает, что «ЕС не примет страну в европейскую семью, даже если Турция пойдет навстречу всем политическим и экономическим требованиям ЕС»[286].

Определённым образом о постепенном отказе от политики интеграции в ЕС свидетельствуют нашумевшие политические дела – «Дело организации Эргенекон» и «Дело о программе переворота “Балйоз”». Комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Стефан Фюле выразил свою озадаченность по поводу нашумевших арестов по делу «Балйоз» и отметил, что ЕС следит за процессом против организации «Эргенекон»[287].

Таким образом, «пророчества» многих сторонников приглашения Турции в ЕС сбываются: усиливается европессимизм, а Турция всё больше чувствует себя изгоем, продолжая оставаться, по меткому выражению Хантингтона, «оторванной цивилизацией». В Турции понимают, что к вступлению в ЕС сейчас ближе даже такие отсталые во всех отношениях страны, как Украина, Грузия и Албания. Турецкое руководство в последние годы начинает активную переориентацию вектора внешней политики на сотрудничество с Россией и Ираном. Как ни трудно заметить, эти три страны легко могут объединиться, обладая неофициальным статусом мировых изгоев, против которых направлен основной удар своего рода четвёртой мировой войны, осуществляемой посредством масс-медиа. Стоит отметить, что схожесть политических режимов в этих странах готовит почву для возможного союза между ними.

Подытоживая, стоит отметить следующее. Во-первых, безусловную важность переговорного процесса с ЕС для формирования равновесия между сторонниками светскости и исламизации, так как подготовка к интеграции в Евросоюз de-facto приводит к установлению системы взаимных сдержек и противовесов между военными и исламистами: ни те, ни другие не имеют и не будут иметь в случае успеха переговоров с ЕС никакого шанса на эскалацию развития Турции в ту или иную сторону.

Во-вторых, немаловажно то, что сугубо конъюнктурные решения деятелей Евросоюза, оперирующих сиюминутными интересами, приводят к росту исламизации Турции, о чём говорят данные социологических опросов и, главное, заявления политических лидеров, готовых отвернуться от Европы. И если в 2009-2010 годах их заявления вряд ли имеют какую-то цель, кроме скрытого шантажа, то вскоре ситуация может усугубиться не в пользу Европы и США.

Наконец, в-третьих, важно отметить, что европейская религиозная закостенелость открывает простор экономических и политических возможностей для России, с которой у нынешнего руководства Турции самые тёплые отношения (пример – визит Дмитрия Медведева в Турцию 11-12 мая 2010 года, по результатам которого Турция и Россия подписали целый ряд различных соглашений, и в течение пяти лет выведут товарооборот между странами на уровень 100 млрд. $).


Глава 3 Роль оппозиции в процессе формирования лаицистско-исламистского равновесия

Российский исследователь В. Данилов полагает, что «в плане… исламского фундаментализма… Турция является наиболее спокойным островком в регионе»[288]. Однако за последние восемь лет ситуация равновесия между кемалистами и исламистами стала представлять собой нечто вроде эквилибриума, о котором, впрочем, вслух не говорит ни одна заинтересованная сторона: «Между светским истеблишментом и исламистской оппозицией установлено нечто вроде временного равновесия, которое позволяет им сосуществовать в рамках конституционного процесса. Турция пока наиболее успешно реализует схему, в которой религиозная оппозиция не выходит из-под контроля государственных институтов, хотя и обладает большой свободой в СМИ, системе образования и подготовки профессиональных кадров»[289].

Между тем, ПСР как и любая правящая партия в демократических странах имеет достаточно большую оппозицию, основная деятельность которой сосредоточена вокруг демагогии против партии власти, а не вокруг реальной политической деятельности. Как отмечает А. Корицкий, главной причиной поражения оппозиции стало отсутствие «конкретной программы, альтернативной правительственной…прежде всего, в сфере социальной политики», так как оппозиционеры в своей риторике стремились лишь указать на нарушения со стороны ПСР[290]. Оппозиция пошла дорогой двойных стандартов, осуждая использование ислама в политических целях, и используя критику действий партии и её лидеров вместо формулировки чёткой программы решения насущных проблем[291]. Впрочем, уже на локальных выборах в 2009 году оппозиция сделала правильные выводы и постарались «концентрироваться в первую очередь на социально-экономических вопросах – высоком уровне безработицы и других проблемах, порождаемых мировым экономическим кризисом»[292], что позволило им лишь «отобрать» у ПСР примерно 7% голосов (по сравнению с выборами в меджлис 2007 года).

Директор израильского центра глобальных исследований международных отношений Барри Рубин заявил по поводу победы Белой партии на выборах в ВНСТ 2007 года, что «ПСР впервые сделала попытку повести за собой страну не с помощью политических лозунгов, а реализацией конкретной социальной политики в обществе…это был верный шаг, и если новое правительство Эрдоана не совершит политических ошибок, ПСР обеспечит себе активную политическую жизнь ещё как минимум на 20 лет»[293].

Слова Б. Рубина имеют под собой прочную экономическую основу: темпы роста экономики Турции за время пребывания ПСР у власти составили 7,8% (за предыдущий период – 2,6%), ВВП увеличилось почти на три тысячи долларов на душу населения, а иностранные инвестиции с 1 до 20,2 млрд. $[294].

Особенностью современной оппозиции можно с уверенностью назвать её разнородность, что обеспечивает невозможность выступления объединёнными силами против Белой партии.

Мне кажется, что оппозицию в Турции можно условно разделить на несколько групп:

1.  Политические партии

2.  Генералитет, интеллигенция

3.  Шериатчилер (исламисты традиционалистского толка), националисты

4.  Курды (сторонники РПК)

Все эти группы имеют разные цели. Основная цель политических партий – получение власти, оттеснение на второй план политических конкурентов. Цель генералитета и интеллигенции – недопущение дальнейшего роста исламизма, возвращение к основам лаицизма и республики. Сепаратизм и отделение от Турции – основная цель сторонников РПК. Наконец, не менее ясной видится цель шариатистов и националистов, считающих, что необходимо раз и навсегда порвать с заигрываниями с демократией и светскостью.

С уверенностью можно констатировать то, что их интересы могут совпадать только в незначительных вопросах[295], но сталкиваются в основополагающих. Например, политические партии никогда не сумеют договориться с военными и интеллигенцией, готовыми к тому, чтобы вновь вернуть политический режим Турции к военной диктатуре. Ещё меньше шансов найти союзников у курдов-сторонников РПК, позиции которых сталкиваются со всеми социально-политическими силами современной Турции; то же можно сказать и о шериатчилер и националистах, в идеологии которых не заинтересованы ни политические партии (которым выгодно сохранение республиканского строя и лаицизма, как гарантии более-менее демократического парламентаризма), ни курды-сторонники РПК (вряд ли националисты обладают горячим желанием «отрезать» от Турции достаточно крупные территории, а «исламский фундаментализм представляет одно из серьёзных препятствий на пути развития курдского национального движения»[296]), ни, тем более, генералитет и интеллигенция, являющиеся наиболее последовательными антагонистами исламистов.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что в ближайшие годы оппозиция вряд ли станет реальной проблемой для правящей партии; лишить ПСР власти, образно говоря, могут лишь сами «белопартийцы», а, точнее, их политические ошибки. Тем более, что некоторые представители светской элиты «искренне хотят поверить в то, что исламисты «исправились» и не покушаются на светский режим в стране»[297].

Тем не менее, собственные взгляды оппозиции вызывают достаточный интерес, потому что однажды одна из этих сил будет способна (или будет вынуждена) взять власть на себя (на государственном или на локальном уровне, как в случае с курдами), а, кроме того, их современные позиции – вторая составляющая эквилибриума между лаицизмом и исламизмом, выбором между западным путём развития и восточным.

§1 Политический спектр современной Турции

Партийную систему Турции можно условно разделить на представленные в ВНСТ партии и не представленные. Представленные: ПСР, НРП, ПНД, «Партия Мира и Демократии», «Демократическая Левая Партия», «Демократическая партия».

1.  «Партия Справедливости и Развития» (тур. «Adalet ve Kalkınma Partisi», «AK Parti»). Основана в 2001 году. Идеология - социальный консерватизм, умеренный исламизм (по мнению противников партии, специалистов и исследователей). Лидер – Эрдоан.

2.  «Народно-республиканская Партия» (тур. «Cumhuriyet Halk Partisi»). Старейшая партия в стране, основанная Мустафой Кемалем Ататюрком 9 сентября 1923 года. Идеология – социал-демократия, кемализм. Экс-лидер – Дениз Байкал[298].

3.  «Партия Националистического Движения (Действия)» (тур. «Milliyetçi Hareket Partisi»). Основана в 1969 году. Идеология – ультра- национализм, консерватизм, исламизм. Лидер – Девлет Бахчели.

4.  «Партия Мира и Демократии» (тур. «Barış ve Demokrasi Partisi»). Основана в 2010 году[299]. Идеология – социал-национализм. Лидер – Нуреттин Демирташ.

5.  «Демократическая Левая Партия» (тур. «Demokratik Sol Parti»). Основана в 1985. Идеология – социал-демократия, кемализм. Лидер – Масум Тюркер.

6.  «Демократическая Партия» (тур. «Demokrat Parti»). Основана в 1983[300]. Идеология – либеральный консерватизм. Лидер - Хусаметтин Джиндорук.

Таким образом, можно говорить о преобладании в Турции консервативной (социальный консерватизм ПСР, ультра-национализм ПНД, социал-национализм ПМД и либеральный консерватизм ДП) и либеральной (официально пропагандирующейся как «социал-демократической») идеологий.

Помимо вышеперечисленных партий в партийно-политической системе Турции «варятся» и другие партии, которые, впрочем, даже при изменившейся системе (снижение «проходного балла» с 10% до 5%) не сумели пока попасть в парламент. По политическому спектру их можно разделить на несколько групп:

1.  Ультралевый фланг («Турецкая Коммунистическая Партия», «Революционная Социалистическая Рабочая Партия»[301], «Рабочая партия»)

2.  Левый фланг («Демократическая Левая Народная Партия», «Партия Равноправия и Демократии»[302], «Партия Свободы и Солидарности», «Социал-демократическая Партия» «Социал-демократическая Народная Партия», «Партия Социалистической Демократии»)

3.  Центр: Либералы, консервативные либералы, кемалисты («Независимая Республиканская Партия», «Либерально-демократическая Партия», «Партия Народного Восхождения»)

4.  Ультра-правый фланг: Консерваторы-традиционалисты / исламисты / националисты[303] («Партия Счастья», «Партия Великого Союза», «Партия Родины», «Независимая Турецкая Партия», «Национальная Партия», «Новая Партия», «Партия Прав и Равенства», «Рабочая Партия»[304], «Партия Освобождения»[305], «Партия Молодёжи»)

5.  Прокурдский фланг («Партия Прав и Свобод», «Рабочая Партия Курдистана», «Партия Мир и Демократия»)

6.  Другие («Зелёный союз»)

На конец 2000-х годов можно говорить о полном разброде среди политических предпочтений турецкого населения. Ключевое слово остаётся за центристами и умеренными правыми; но сбрасывать со счетов оппозицию, как слева, так и справа не стоит. Во всяком случае, позиции двух главных оппозиционных Белой партии сил – НРП и ПНД усиливаются с каждыми выборами, что наглядно иллюстрируется в таблице, предложенной Г. Зиганшиной[306]:


Таблица 1

Партии/Годы выборов 2004 2007 2009
ПСР 41,8% 46,5% 38,8%
НРП 18,1% 20,8% 23,2%
ПНД 10,4% 14,2% 16,1%

В 2007 году у политических партий был шанс реально лишить ПСР власти: им было необходимо объединиться вокруг одного кандидата, чтобы иметь хоть какие-то шансы на победу. Однако вокруг выборов развернулся политический кризис, который привёл к досрочным выборам в меджлис. Сосредоточив основные усилия на запугивании избирателя исламизацией вместо того, чтобы предложить турецкому населению реальные программы по улучшению положения во всех сферах жизнедеятельности, оппозиция вряд ли могла противостоять ПСР. В итоге, «турецкий избиратель проголосовал за стабильность однопартийного правительства, дальнейший процесс роста заработной платы и пенсий, будучи уверенным, что в случае действительной угрозы светским устоям, их всё же отстоит армия»[307].

Другая возможность для оппозиционеров из числа политических партий – экономическая катастрофа. Нельзя не согласиться с мнением бывшего американского посла в Анкаре М. Абрамовицем: «ПСР возвысилась благодаря экономическим успехам, она и падёт вместе с экономическим провалом. Только серьёзное ухудшение экономики приведёт, наконец, к появлению политических партий, которые будут способны бросить ей вызов»[308].

В 2010 году в турецкой политике ярче всего «горят звёзды» двух вопросов: подготовки к выборам и новой конституции («Копенгагенской»).

Причём, что характерно, вполне реальна возможность, при которой выборы состоятся уже в конце 2010 года, правда, правящей партии они не выгодны, так как её рейтинги постепенно падают (что можно связать с экономическим кризисом). Впрочем, в Турции «практика проведения внеочередных выборов не является чем-то экстраординарным»[309].

Что характерно, рейтинги партийных предпочтений блещут огромной разницей в числовых данных. 8-16 марта 2010 года газета «Заман» провела опрос в 26 провинциях Турции[310] среди 5,5 тысяч человек. Как оказалось, 54,4% респондентов против досрочных выборов, а 56,6% - «за» новую, «гражданскую» конституцию. Что касается собственно политических предпочтений, то Белая партия получила бы 40,6% голосов, тогда как основные её соперники – НРП и ПНД получили бы 21,4% и 14,6% соответственно[311]. Похожие данные продемонстрировало исследование, заказанное ПСР: за эту партию готовы проголосовать 39%, а за НРП и ПНД 19% и 17% соответственно[312].

А вот агентство СОНАР предоставило совсем другие цифры согласно опросу, проведённому в январе 2010 года в 15 провинциях Турции среди 3 тысяч граждан. Если бы выборы состоялись тогда, то за ПСР проголосовало бы 29,5% респондентов, НРП и ПНД получили бы 27,11% и 20,41% соответственно. Причём представители агентства заявили, что «возможная погрешность исследования составляет всего 1,73%»[313].

Имеет смысл обратить внимание на региональность данных исследований. Первое исследование имело более широкий охват, тогда как второе «захватило» в основном крупные города; как известно, ПСР очень популярна в сельской местности. Таким образом, имеет смысл предположить, что на грядущих выборах Белая партия получит 35-40% голосов. Возможно и увеличение популярности партии, чему могут поспособствовать три фактора: оживление экономики; внешнеполитические скандалы, по-имперски объединяющие нацию (связанные, прежде всего, с ЕС, Арменией и Израилем); а также ошибки оппозиции.

Оппозицию ослабляет невозможность заключения союза и формирования коалиции, так как ведущие партии являют собой политических антагонистов. Впрочем, вполне возможны коалиции с другими партиями, которые могут принести НРП или ПНД победу над Белой партией. Среди ошибок оппозиции наиболее опасными можно считать дискуссию об исламизме, так как до настоящего времени все реальные возможности для свержения Эрдоана и ПСР обычно играли на руку партии власти.

Так, в 2008 году генеральный прокурор Турции Абдуррахман Ялчынкая передал «дело ПСР» в Конституционный суд. Материалы, подготовленные прокурором заняли 162 страницы[314]; оппозиция, таким образом, надеялась «убить двух зайцев» одним выстрелом – не только лишить власти сверхпопулярную ПСР и Эрдоана, но и вынести предупреждение исламистам. Ялчынкая потребовал запретить Белую партию, а 71 члену партии (в том числе Эрдоану и Гюлю) запретить политическую деятельность в течение пяти лет.

В ответ представители ПСР заявили, что настоящее дело – «нападение на демократию»[315]. Как и ожидалось, партию поддержали представители ЕС, в частности, комиссар по расширению ЕС Олли Рен, заявивший, что «такие споры должны решаться при помощи референдумов, а не судов»[316].

В итоге, благодаря грамотной политике, ПСР стала первой крупной партией в Турции, которой выдвигались обвинения в нарушении светских устоев Турции и которой удалось избежать запрета[317]. Для успеха противников ПСР необходимы были как минимум 7 голосов из 11, но «за» запрет партии проголосовали «лишь» 6 человек. Правда, на Белую партию наложили штраф в размере 50% её годового бюджета[318]. Председатель Конституционного Суда Хашим Кылыч пояснил, что партии вынесено «серьёзное предупреждение» и заявил, что он надеется на то, что «члены партии правильно поймут это «послание»[319]. Министр труда Турции Фарук Челик[320] назвал решение суда «победой демократии»[321], а Белая партия официально легитимизировала своё правление в рамках светского государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.