рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта [19, С. 23-29]

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

1)  естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

2)  охрана окружающей среды и использование ресурсов;

3)  сертификация, стандартизация, метрология;

4)  социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);

5)  внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

К прямым методам регулирования относятся, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков.

Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.

Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.

Лицензирование относится к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства.

Правовые рычаги регулирования предпринимательской деятельности воплощены с помощью постановлений Правительства, законов, подзаконных актов и других нормативно — правовых документов. К ним можно отнести защиту прав потребителей со стороны государства, осуществляемую через систему нормативно — правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.[28, С. 39]

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно — техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно — денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Проанализировав основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности можно выделить пять основных направлений:

1)  обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

2)  защита конкуренции;

3)  перераспределение доходов;

4)  перераспределение ресурсов;

5)  меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).

Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.

1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности

Сектор малых и средних предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора малых и средних предприятий, которые объединяют жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость малых и средних предприятий и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата [47, С. 62-66].

По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования, в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Сопоставление данных о выживаемости малых предприятий с относительной стабильностью их общей численности и объемами производства, указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри сектора малых и средних предприятий, способствующих оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. (Приложение 1).

Приведенные данные указывают на фундаментальную роль малых и средних предприятий в социально-экономической и политической жизни каждой страны, т.к. в них действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий сектора МСП в таких странах как США, Япония, Германия превышает 99% от их общем количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12 тысяч.

Рассмотрим государственное обеспечение развития и поддержки малых и средних предприятий во Франции.

Государственная политика направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с регионами и финансируется ими в равных долях, с привлечением средств из фондов ЕС и частного капитала.

Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства отражены в Таблице 1.

Таблица 1 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства во Франции

Программы Количество Содержание программ

Государственные и региональные программы

Гос. гарантиии €3,7 млрд.

Гос. кредиты €7,3 млрд./

Частный капитал € 70 млрд.

44

12 прорамм ЕС

-11 финансовой поддержки

6 резмещений контрактов

7 специальных и инновационных программ

8 обучение и консультирование

Региональные отделения ДМСП 26 Во всех регионах страны
Уполномоченные кредитно – финансовые организации 480

228 местных отделений

197 кредитно – финансовых организаций

Центры развития предпринимательства Около 600

оказание услуг в «одно окно»

обучение и консультирование

техническая помощь и информация

Консультационные центры Объединяют 1400 консультантов по всем видам деятельности
Бизнес – инкубаторы, технопарки и инновационные центры 216 Расположены во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах
Социально – ориентированные центры предпринимательства 41

26 ценров женского бизнеса

15 центров (инвалиды, ветераны и др.)

Информационные центры 34 Оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг
Экспортные агентства 26 Во всех регионах, с отделениями в крупных городах и промышленных цетрах
Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего предпринимательства Более 800

более 200 промышленных ассоциаций

375 ассоциаций потребителей

46 торговых конфедераций

180ТПП и др.

Программы реализуется государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов, экономики и промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден "Банк развития малых и средних предприятий" (БРМСП) и в МФЭП создан "Департамент по делам малых и средних предприятий, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями" (ДМСП) (Приложение 2).

Государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:

1)  совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов;

2)  стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей;

3)  улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития;

4)  регулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд.

5)  всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.

Рассмотрим государственную поддержку предпринимательства в Германии.

Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ "Повестка дня 2010", направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора малых и средних предприятий, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование. Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малым и средним предприятиям. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции [30, С 81-88]

Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства представлены в Таблице 2.

Таблица 2 Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Германии

Программы Количество Содержание программ

Государственные программы и множество других земельных и отраслевых программ

- объемы кредитов € 49 млрд.

- снижение налогов на € 15 млрд.

41

-технические (обучение и консультация

- финансовой инвестиционной поддержки)

- инновации и новые технологии

- поддержка стартующих предприятий

- развитие экспорта

- самозанятость, женское и молодежное предпринимательство

Региональные отделения ДГ VIII и партнерские организации Во всех землях страны и крупных городах
Уполномоченные кредитно – финансовые организации

- банк содействия МСП

- общество инвестиций и развития

- отделения по всей территории страны

Центры содействия передаче новых технологий 374

-350 инновационных центров

- 24 центра электронной коммерции

Консультационные центры 40 пунктов финансового консультирования
Бизнес- инкубаторы и технопарки 182 Расположены во всех землях, крупных городах, промышленных и научных центрах
Социально ориентированные центры предпринимательства 90

- женского бизнеса

- для инвалидов, иммигрантов идр.

Информационные сети (на федеральном, земельном и муниципальном уровнях) Взаимодействуют с общеевропейскими и глобальными сетями. Имеют свою специфику: техника, финансы, заказы и др.
Центры поддержки экспорта

- расположены в крупных городах

- взаимодействуют со 115 агентствами

Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего бизнеса 382

- 200 промышленных ассоциаций

- 55 ремесленных палат

- 46 торговых конфедераций

- 81 тогово – промышленных палат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.