|
Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике ТатарстанВнешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта [19, С. 23-29] Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях: 1) естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.); 2) охрана окружающей среды и использование ресурсов; 3) сертификация, стандартизация, метрология; 4) социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.); 5) внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.). К прямым методам регулирования относятся, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера. Лицензирование относится к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства. Правовые рычаги регулирования предпринимательской деятельности воплощены с помощью постановлений Правительства, законов, подзаконных актов и других нормативно — правовых документов. К ним можно отнести защиту прав потребителей со стороны государства, осуществляемую через систему нормативно — правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.[28, С. 39] Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно — техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно — денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы. Проанализировав основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности можно выделить пять основных направлений: 1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; 2) защита конкуренции; 3) перераспределение доходов; 4) перераспределение ресурсов; 5) меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости). Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги. 1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности Сектор малых и средних предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора малых и средних предприятий, которые объединяют жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость малых и средних предприятий и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата [47, С. 62-66]. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования, в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Сопоставление данных о выживаемости малых предприятий с относительной стабильностью их общей численности и объемами производства, указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри сектора малых и средних предприятий, способствующих оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. (Приложение 1). Приведенные данные указывают на фундаментальную роль малых и средних предприятий в социально-экономической и политической жизни каждой страны, т.к. в них действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий сектора МСП в таких странах как США, Япония, Германия превышает 99% от их общем количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12 тысяч. Рассмотрим государственное обеспечение развития и поддержки малых и средних предприятий во Франции. Государственная политика направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с регионами и финансируется ими в равных долях, с привлечением средств из фондов ЕС и частного капитала. Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства отражены в Таблице 1. Таблица 1 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства во Франции
Программы реализуется государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов, экономики и промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден "Банк развития малых и средних предприятий" (БРМСП) и в МФЭП создан "Департамент по делам малых и средних предприятий, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями" (ДМСП) (Приложение 2). Государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач: 1) совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов; 2) стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей; 3) улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития; 4) регулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд. 5) всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности. Рассмотрим государственную поддержку предпринимательства в Германии. Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ "Повестка дня 2010", направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора малых и средних предприятий, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование. Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малым и средним предприятиям. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции [30, С 81-88] Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства представлены в Таблице 2. Таблица 2 Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Германии
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |