рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

4)  распространяет цивилизованные принципы ведения бизнеса;

5)  способствует формированию позитивного делового имиджа татарстанских производителей товаров и услуг

6)  проводит политику социальной ответственности предпринимателей.

Министерство внутренних дел Республики Татарстан активизирует деятельность по защите субъектов предпринимательства, частных предпринимателей от воздействия криминальных структур

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Республики Татарстан, Государственной телерадиовещательной компании "Татарстан" организует в средствах массовой информации освещение мер по развитию частного бизнеса и предпринимательства, способствующих формированию положительного образа предпринимателя, а также пропаганду качественных товаров, производимых в республике.

Главы администраций районов и городов Республики Татарстан призваны осуществлять помощь в развитии предпринимательства следующего характера:

1)  при заключении договоров аренды производственных площадей практиковать, по желанию предпринимателей, заключение долгосрочных (до 5 лет) договоров аренды, в том числе с правом выкупа;

2)  привлекать предпринимателей к выполнению заказов жилищно-коммунальной сферы, в том числе на основе семейного подряда;

3)  принимать действенные меры по реализации Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства, поддержке частного бизнеса в республике.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в регулировании предпринимательства Республики Татарстан задействованы многие государственные органы, в прямые функции которых входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы. К ним можно отнести Республиканскую межведомственную комиссию по экономическим и социальным реформам, выполняющую функции по координации работ в области развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства в Республики Татарстан, включая проведение комплексной экспертизы нормативных документов в этой области. Одну из самых значительных ролей в области развития предпринимательства в Республике Татарстан, играют Агентство по развитию предпринимательства РТ и Торгово – промышленная палата. Целью функционирования агентства является повышение эффективности реализации государственной политики по поддержке предпринимательства в Республики Татарстан. Торгово – промышленная палата Республики Татарстан создана в целях координации деятельности промышленников и предпринимателей Республики Татарстан в осуществлении ими деятельности.

2.2 Нормативно – правовое регулирование предпринимательства в Республике Татарстан

Уровень развития общества, как известно, во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений, потому что именно правовой элемент государственного регулирования предпринимательства создает то поле, на котором функционируют другие составляющие этой системы; он ограничивает их излишнюю активность, закладывает основу для дальнейшего развития и совершенствования всей системы воздействия на общество.

Нормативно – правовая поддержка предпринимательства со стороны государства заключается в создании такой нормативно – правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики [3,С. 285].

В систему правового регулирования предпринимательства в Республике Татарстан входят в первую очередь Программы поддержки предпринимательства в Республике Татарстан.

Программа направлена на реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение благосостояния граждан, формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально – экономического развития республики, увеличение удельного веса предпринимательства в экономике.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально – экономической политики республики. В целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства в Республике Татарстан принят ряд нормативных актов, направленных на создание необходимых правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических условий деятельности субъектов малого предпринимательства.

Совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений для создания благоприятных условий развития предпринимательства. Основой этого является федеральная нормативная правовая база. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральную нормативную правовую базу, необходимо разрабатывать и корректировать республиканские нормативные правовые акты [6, C. 25-28].

1) Мониторинг действующего нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности, который включает проведение экспертизы проектов республиканских законодательных актов и актов местного самоуправления, затрагивающие интересы субъектов малого предпринимательства целью которого является согласование интересов субъектов малого предпринимательства при реализации государственной политики.

Постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров, анализ проблемных ситуаций. Цель – выработка рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций в преодолении административных барьеров.

Разработка механизмов обеспечения не дискриминационного доступа к объектам инфраструктуры (подготовка комплексных предложений) целью которого является упорядочение взаимодействия субъектов малого предпринимательства с локальными монополиями.

2) Региональное законодательство. Разработка нормативных правовых актов о порядке проведения аукционов по недвижимости (в том числе по земельным участкам) Республики Татарстан с использованием электронных площадок. Цель – обеспечение прозрачности и эффективности проведения итогов.

Проведение экспертизы нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы субъектов малого предпринимательства в области жилищно–коммунального хозяйства и подготовка комплексных предложений по реформированию и модернизации жилищно–коммунального хозяйства. Целью его является содействие проведению реформы в отрасли, развитие частной инициативы.

Участие в реализации Программы реформирования и модернизации жилищно – коммунального хозяйства Республики Татарстан на 2004 – 2010 годы.

Обеспечение субъектов малого предпринимательства производственными площадями и оборудованием через их долгосрочную аренду с привлечением незадействованных государственных активов, цель которого является расширение производственного потенциала субъектов малого предпринимательства.

Уточнение порядка формирования отчетности и системы учета субъектов малого предпринимательства для получения полной достоверной информации для анализа и дальнейшей обработки; выделение информации о деятельности среднего бизнеса.

3) Федеральное законодательство. Участие в разработке нормативных актов в области демонополизации услуг в сфере жилищно-коммунальных хозяйств и услуг бюро технической инвентаризации, проведения техосмотра и других для развитие конкуренции и замещение функций государственного управления.

Участие в разработке нормативных актов по техническому регулированию (регламентов) для учета интересов субъектов малого предпринимательства при формировании норм технического регулирования.

Участие в разработке нормативных актов в области порядка формирования и регулирования инновационных образований (технопарков, научно – производственных зон и т.п.) целью которого является выбор оптимальной схемы развития инновационной деятельности в Республики Татарстан [26, С.17-20].

Разработка предложений по внесению изменений в федеральном законе «О государственном земельном кадастре», в федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для укрепления имущественных прав, регламентация и упрощение порядка выдела земельных участков.

Участие в разработке федерального закона «Об обществах взаимного страхования» с целью развития страхования рисков.

Разработка предложений по внесению изменений в федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» для уменьшения количества лицензируемых видов деятельности.

Разработка предложений по внесению изменений в федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Защита социальных интересов занятых в малом бизнесе.

4) Разработка и реализация группы мер по коллективному противодействию коррупции. Обобщение и распространение позитивного опыта антикоррупционного поведения. Разработка механизмов формирования антикоррупционных рейтингов. Обеспечение публичности рейтингов субъектов антикоррупционного поведения с целью повышение противодействия предпринимателей фактам коррупции.

Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики. Обеспечение публичности рейтингов предпринимателей для повышения этического уровня ведения бизнеса.

Мониторинг изменений законодательства, его оценка на коррупциогенность с последующим информированием предпринимателей целью которого является повышение уровня правовой культуры предпринимателей.

Развитие на базе объединений предпринимателей служб «быстрого юридического реагирования» (юридические консультации по телефону или с выездом на место), оказание консультативных услуг по анализу конъюнктуры рынка, а также реализация возможностей коллективной защиты в судах и административных разбирательствах. Создание юридической службы, аккредитованной Агентством по развитию предпринимательства Республики Татарстан, на базе профессиональной организации, оказывающей юридические услуги для защиты прав и интересов предпринимателей.

Формирование общественного мнения по фактам коррупции через средства массовой информации, целью которого является оказание влияния на чиновников посредством возрастания роли общественного мнения.

Централизация социальной благотворительности. Создание централизованных фондов на местном уровне для взаимодействия в организации, проведении и финансировании праздников, благоустройства территорий и т.п.

Включение в публичный ресурс всех имущественных сделок с участием органов государственной власти и органов самоуправления для обеспечения прозрачности и доступности информации.

Нормативно – правовая поддержка предпринимательства со стороны государства заключается в создании такой нормативно – правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально – экономической политики республики. В целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства в Республике Татарстан принят ряд нормативных актов, направленных на создание необходимых правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических условий деятельности субъектов малого предпринимательства.

2.3 Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается не только как одно из важнейших средств создания гибкого, мобильного сектора экономики с высоким потенциалом развития и самоорганизации, но и как социально и политически стабилизирующий фактор.

На начальных этапах реформирования постсоветской экономики предполагалось, что малое предпринимательство займет ту же нишу, что и в развитых странах, частично обеспечив тем самым импортозамещающее производство. Однако практика показала неадекватность роли российского малого предпринимательства в сравнении с его местом в экономике развитых стран. Ныне действующие механизмы функционирования малого бизнеса в России фактически отражают и преломляют особенности отечественной модели рыночной экономики.

Рассмотрим ряд проблем, выделяемых специалистами, изучающими данную область, оказывающих негативное влияние на развитие рассматриваемого сектора национальной экономики.

Прежде всего, необходимо выделить проблему дефицита финансовых средств, которая в основном сводится к нежеланию коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Мировой опыт европейских стран и США показывает, что подавляющая часть банков зарабатывает свои капиталы, кредитуя малый и средний бизнес, а также население. Отечественные банки весьма неохотно кредитуют данный сектор экономики, мотивируя это высокими операционными издержками, невозможностью потенциальных заемщиков предоставить стандартные гарантии возвратности кредита, низкой степенью диверсификации деятельности своих потенциальных клиентов. Специфической сложностью при оценке кредитоспособности малого предприятия является практическая невозможность разделения финансовых потоков: зачастую частный бизнес тесно связан с домашними финансами [14, C. 38-44].

В Республике Татарстан действует программа кредитования малого и среднего бизнеса под гарантии правительства Татарстана. На данный момент 9 крупнейших банков, осуществляющих свою деятельность на территории РТ, включились в реализацию данной программы, и их количество увеличивается. Однако вышеуказанные проблемы препятствуют наращиванию объемов кредитования и доля кредитов, выданных субъектам малого бизнеса, составляет чуть более 20% в общем кредитном портфеле банков РТ.

В Республике Татарстан программы кредитования малого и среднего бизнеса являются очень востребованными. В этом ряду выделяются разнообразными тарифными планами, индивидуальным и гибким подходом программы кредитования малого бизнеса Росбанка. Программа "Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса" адресована индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого и среднего бизнеса, занятым в сфере торговли, производства товаров и услуг с опытом работы не менее 6 месяцев. Эта программа позволит быстро и удобно получить средства на ведение и развитие бизнеса в рублях и инвалюте в сумме, эквивалентной от 150 тысяч до 15 миллионов рублей на срок до 5 лет. Процентные ставки составляют 13% – 17% в инвалюте и 15% – 19% в рублях. Срок рассмотрения заявки составляет от 3-х до 15 дней. В качестве залогового обеспечения могут рассматриваться личное имущество, транспорт, оборудование, векселя Банка, недвижимость, а также различные сочетания объектов залога и поручительств. Кроме того в рамках данной Программы Банк осуществляет кредитование предприятий малого и среднего бизнеса под залог приобретаемого имущества (производственное и торговое оборудование, транспортные средства).

Программа "Кредитование руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей" разработана с учетом потребностей индивидуальных предпринимателей и владельцев предприятий малого и среднего бизнеса, кредит выдается им непосредственно и может быть использован заемщиками на текущие нужды бизнеса. Для Банка при этом важен положительный опыт работы заемщиков, который должен составлять не менее одного года. Сумма кредита по этой программе в данном случае может составлять от 100 до 1000 тыс. рублей, а срок кредитования – до трех лет. Процентная ставка определяется индивидуально и зависит от размера и срока кредита, и может колебаться в пределах от 16 до 17% годовых в рублях. Срок принятия решения о выдаче кредита не превысит 2 – 3 дня.

В Правительстве Татарстана состоялся брифинг, посвященный участию банков республики в кредитовании малого и среднего предпринимательства. Как следовало из выступлений собравшихся, нынешняя форма государственного привлечения банков в виде программы государственного гарантирования кредитов исчерпала себя. Как сообщила генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ, при сложившихся обстоятельствах нужно думать над тем, какие варианты господдержки малого и среднего бизнеса можно осуществить в дальнейшем. Правительство республики поручило агентству разработать механизм действия гарантийного фонда для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при получении банковских кредитов.

За два неполных года существования программы государственных гарантий кредитов среднего и малого бизнеса к ней примкнули 14 банков Татарстана, профинансировавших 36 предприятий республики. Всего же они выдали 28 тысяч кредитов малым и средним предприятиям на сумму 65 млрд. руб. 32% в объеме выданных банками кредитов составляют кредиты малого и среднего бизнеса.

Не склонно рисковать в рамках существующей программы и само государство. Как сообщила начальник отдела кредитования юридических лиц Татфондбанка, они делали несколько попыток выдать кредит малым предприятиям и воспользоваться при этом гарантией Минфина, но Минфин отказывал, предлагая кредитовать хорошо зарекомендовавшие себя предприятия, но таким они кредит выдавали и сами.

По мнению председателя правления акционерного коммерческого банка «Кара Алтын», зачастую виноваты в отказах по кредитам сами предприниматели, которые ведут «непрозрачный» бизнес. В то же время основным препятствием для начала бизнеса является невозмещаемый НДС, который «ставит под риски существование предприятий, не имеющих собственных средств, и это вопиющее правило, с которым надо разбираться».

По мнению президента Банковской ассоциации РТ «госгарантии стали бесполезными» с вступлением в силу положения ЦБ РФ о резервах от 1 августа 2004 года, «поскольку перестали быть первоклассным обеспечением, при котором кредиты предприятиям выдавались бы свободно». Так, средние и малые банки при выдаче кредитов под гарантии правительства РТ должны будут создавать резервы из собственных доходов, и эта ситуация осложняет работу с банками.

При сложившихся обстоятельствах, нужно думать над тем, какие варианты господдержки малого и среднего бизнеса можно осуществить в дальнейшем. Правительство республики поручило Агентству по развитию предпринимательства РТ разработать механизм действия гарантийного фонда для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при получении банковских кредитов. Этот гарантийный фонд может существовать, если будет поддержка коммерческих структур, которые выделили бы средства в этот фонд для формирования уставного капитала, а также поддержка от бюджета.

Финансовый кризис помешал Государственному инвестиционному венчурному фонду Татарстана продолжить кредитование малого бизнеса. Руководство фонда надеется вернуться к этому направлению в 2009 году, но местные эксперты высказывают не столь оптимистичные прогнозы и сомневаются в возможности кредитования малого бизнеса под 11% годовых.

Инвестиционно – венчурный фонд (ИВФ) Республики Татарстан приостановил реализацию программы микрокредитования малого бизнеса. На заседании попечительского совета фонда его директор назвал причину – Эта программа реализуется в Татарстане с мая 2005 года. Через четыре уполномоченных банка – «Ак Барс» банк, Татфондбанк, Автоградбанк и Татинвестбанк – выдавались кредиты на расширение производства и пополнение оборотных средств, не более 300 тысяч рублей на одного заемщика. Наличие залога при этом не всегда было обязательным, срок заимствования достигал трех лет, а процентная ставка составляла 6 − 13% годовых. С учетом реинвестированных средств банки выдали 1655 займов на сумму 444,9 млн. рублей при средней ставке 9% годовых и сроком на 28,7 месяца.

В начале октября 2008 года на заседании попечительского совета фонда было утверждено новое положение о микрокредитовании субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в реальном секторе экономики РТ. Согласно документу участие банка в реализации этой программы теперь достигает двух третей от всей суммы кредита, а ИВФ несет субсидиарную ответственность по займам в размере остальной трети. При этом сумма кредитования заемщиков выросла с 300 тыс. до трех млн. рублей. Лимит средств фонда составляет по данной программе 250 млн. рублей, срок размещения пополняемого депозита - три года, процентная ставка по депозиту – один процент годовых. Приоритетные направления кредитования – создание и расширение производства, приобретение и модернизация основных средств, внедрение новых технологий.

Заместитель директора ИВФ РТ уверяет, что у фонда имеются средства на реализацию программы, проблема в том, что аккредитованные банки не могут сейчас к ней подключиться. По его словам, это общая позиция всех четырех кредитных организаций. В самих банках предпочитают не обсуждать причины отказа от участия в программе. Начальник управления развития корпоративного бизнеса банка «Ак Барс» напомнил, что за время действия программы микрокредитования их компания выдала субъектам малого предпринимательства (СМП) более 600 кредитов на общую сумму, превышающую 170 млн. рублей. «Ак Барс», утверждает он, заинтересован в участии в новой программе поддержки СМП, занятых в реальном секторе экономики.

Программа микрокредитования может возобновиться лишь в том случае, если будет пересмотрена процентная ставка займа для малого бизнеса. «11 процентов годовых – нереальная цифра в условиях, когда предприниматели средней руки готовы кредитоваться под 16 процентов». Ставка в 11% не оправдывает риск банков и стоимость их ресурсов. Вызывает сомнение аналитика и фондирование в размере одной трети от кредита – тогда банки не могут рассчитывать на большую маржу.

Между тем в столице республики реализуется программа кредитования малого бизнеса. Ее предлагает муниципальный Банк Казани. По словам его председателя правления, несмотря на то, что ситуация на рынке существенно изменилась, Банк Казани продолжает реализацию городской программы развития малого бизнеса на прежних для клиента условиях. То есть кредит выдается под 15% годовых, но 5% банку компенсирует город. С начала года «малышам» было выдано в долг 210 млн. рублей. Понятно, что в условиях повышения стоимости привлечения ресурсов кредитная маржа банка сокращается. Поэтому, чтобы реализовать программу, финансисты привлекают не только городские, но и федеральные деньги – по линии Российского банка развития.

С Российским банком развития сотрудничает и Татфондбанк. Реализация совместного проекта направлена на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, особенно тех, кто ориентирован на производство и инновационную деятельность. Банки совместно инвестируют в такие высокодоходные проекты, как строительство жилых домов, производство по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных металлов.

Проблемами малого бизнеса озаботились в правительстве РТ. На парламентских слушаниях «О бюджете Татарстана на 2009 − 2010 годы» министр экономики сообщил, что его ведомство с конца года планирует начать «отработку механизма предоставления инвестиционных налоговых кредитов» для малых и средних предприятий на срок до пяти лет. Министерство предлагает освободить предпринимателей от существенной части налогов, а потом все средства в бюджет они вернут с индексацией, равной половине ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Рассмотрев кредитование предприятий малого и среднего бизнеса в республике Татарстан можно сделать вывод о том, что отечественные банки весьма неохотно кредитуют данный сектор экономики. Они мотивируют это высокими операционными издержками, невозможностью потенциальных заемщиков предоставить стандартные гарантии возвратности кредита, низкой степенью диверсификации деятельности своих потенциальных клиентов. Специфической сложностью при оценке кредитоспособности малого предприятия является практическая невозможность разделения финансовых потоков: зачастую частный бизнес тесно связан с домашними финансами.


3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию программы государственной поддержки предпринимательства

3.1 Программа государственного регулирования предпринимательства в Республике Татарстан

Закон Республики Татарстан от 21 октября 2005 г. N 105-ЗРТ "Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы" (с изменениями от 17 июля 2006 г.) Принят Государственным Советом РТ 9 сентября 2005 года. В соответствии со статьями 17 и 75 Конституции Республики Татарстан Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан является одним из важнейших элементов государственной экономической политики Республики Татарстан и определяет основные принципы, направления и средства достижения целей по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.