|
Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике ТатарстанКоординация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики возложена на "Федеральное министерство экономики и труда". Всеми оперативными вопросами в министерства в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается "Генеральный Директорат - VIII" (ГД-VIII).(Приложение3). Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей: 1) обеспечение условий для развития и роста численности "среднего класса"; 2) повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности; 3) создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности; 4) усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста; 5) снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям; 6) стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки. Рассмотрим государственную поддержку малых и средних предприятий в Японии. Японский опыт отличается высоким уровнем влияния государства на основные процессы реформирования экономики страны. После окончания II Мировой Войны, Япония оказалась с разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность, обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политики, ориентированной на всемерную поддержку и развитие малых и средних предприятий (Приложение 4). Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии представлены в Таблице 3. Таблица 3 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии
Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в Японии, начиная с 2000 г. постоянно корректировалась в целях замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой активности сектора малых и средних предприятий. В середине 2002 г. Министерство экономики, торговли и промышленности приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а так же следующие меры в отношении малых и средних предприятий: 1) введение системы гибкого управления экономикой; 2) усиление поддержки инновационной деятельности; 3) усиление устойчивости и развитие систем экономической безопасности малых и средних предприятий; 4) улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе малых и средних предприятий; 5) списание задолженности по незавершенным займам; 6) увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг; 7) облегчение доступа к финансовым ресурсам и к акционерному капиталу; 8) повышение взаимодействия структур поддержки и развития малых и средних предприятий. Проанализировав зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что каждое государство стремиться поддержать сектор малого и среднего бизнеса. Это обусловлено большой социально – экономической значимостью сектора, его ролью в основной массе производства продукции и развитии экономики. Государственная политика Франции направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Приоритетными направлениями государственной политики Германии являются инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование. В Японии государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на: введение системы гибкого управления экономикой, усиление поддержки инновационной деятельности, улучшение условий труда и социального обеспечения. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности большинства стран является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. 2. Современное состояние государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан 2.1 Государственные органы Республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально – экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде. В регулировании предпринимательства Республики Татарстан задействованы многие государственные органы, в прямые функции которых входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы. (Приложение 5). Первая структурная единица, которую мы рассмотрим, – это Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Госсовете РТ. Итак, в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства и частного бизнеса в Республике Татарстан, повышения конкурентоспособности товаров, производимых в республике, а также реализации Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства на Республиканскую межведомственную комиссию по экономическим и социальным реформам возложены функции по координации работ в области развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства в Республике Татарстан, включая проведение комплексной экспертизы нормативных документов в этой области [26, С.17-20]. При Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам создан экспертный совет с участием представителей частного бизнеса, который выполняет функции анализа действующих и разработки новых нормативных документов, обеспечивающих равную доступность для всех предпринимателей помещений и оборудования, земельных участков, установление соразмерной арендной платы, проведение аукционов, выделение дотаций субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм собственности в агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и осуществление других мер поддержки. Также Республиканской межведомственной комиссии в праве вносить предложения согласно Указу Президента РТ следующего характера: 1) о внесении изменений в нормативные акты, предусматривающие поддержку частного бизнеса и предпринимательства; 2) о механизме государственной финансово-кредитной поддержки частного бизнеса при производстве товаров, ориентированных на экспорт и импортозамещающих; 3) о порядке продажи предпринимателям по квотам продукции, реализуемой республиканскими предприятиями; 4) о совершенствовании порядка сертификации товаров и услуг, в первую очередь розничной торговли; 5) об ответственности должностных лиц, включая руководителей министерств и ведомств, глав администраций, препятствующих хозяйственной деятельности субъектов частного бизнеса. 6) о совершенствовании порядка проведения аукционов по продаже государственного имущества с целью расширения возможности предпринимателей для участия в таких аукционах; 7) о введении в действие механизма регистрации заявок предпринимателей в одном центре, исключающего необходимость их обращения в различные инстанции; 8) о введении механизма комплексной плановой проверки хозяйствующего субъекта надзорными органами не чаще одного раза в год, взяв при этом за основу план годовых проверок налоговой службы; 9) о завершении приватизации в отраслях торговли, бытовых услуг, пищевой переработки, строительства, дорожного сервиса, малой химии; Следующей структурной единицей, которая оказывает регулирующее воздействие на предпринимательство, является Кабинет Министров Республики Татарстан. Данный государственный орган призван: 1) обеспечить завершение инвентаризации и паспортизации всех производственных площадей, разработку механизма подбора производственных площадок для частного бизнеса без финансовых затрат за эту услугу со стороны предпринимателей, создать республиканский банк данных незадействованных площадей и оборудования; 2) информировать предпринимателей о свободных производственных площадках, о емкости рынка товаров и услуг и рынка трудовых ресурсов, обеспечивать их участие в реализации государственного заказа; 3) подготовить предложения о создании Фонда государственного имущества, предусмотрев передачу на его баланс неиспользуемого имущества государственных предприятий с последующим использованием исключительно в сфере частного бизнеса; 4) ввести в государственный заказ на информационный статистический ресурс мониторинг состояния частного бизнеса, в основе которого лежит анализ добавленной стоимости; 5) внести предложения по поддержке государственными финансовыми ресурсами системы подготовки кадров в сфере частного бизнеса; 6) внести предложение по дальнейшей демонополизации отраслей экономики, за исключением предприятий, отнесенных к стратегически важным для экономики республики; 7) принять иные решения, обеспечивающие реализацию законов, указов и иных нормативных актов в сфере развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства. Одну из самых значительных ролей в области развития предпринимательства в Республике Татарстан, играют Агентство по развитию предпринимательства РТ и Торгово – промышленная палата РТ. Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан создано Указом Президента Республики Татарстан от 5 января 2002 г. Целью функционирования агентства является повышение эффективности реализации государственной политики по поддержке предпринимательства в Республики Татарстан. С момента своего создания Агентство участвует в реализации программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемых Правительством Республики Татарстан. В Агентстве можно получить информацию о льготах и преимуществах, предоставляемых малым предприятиям Республики Татарстан, порядке их получения, в том числе о программах обучения, проводимых для малых предприятий бесплатно, источниках и процедурах получения финансовой поддержки. Основными задачами Агентства являются: 1) создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса, а также для обеспечения выполнения нормативных актов РТ в этой области; 2) оказание информационной и методической поддержки субъектам малого предпринимательства; 3) представление интересов малого предпринимательства в государственных органах; 4) содействие в финансировании и участии субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа и заказов от крупных предприятий; 5) участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день в Агентстве работают квалифицированные специалисты в сфере экономики, юриспруденции, социологии, программировании, информации и анализа. В рамках своей деятельности Агентство выполняет следующие функции: 1) осуществляет сбор, анализ и рассмотрение в пределах своих полномочий предложений и жалоб субъектов малого предпринимательства; 2) предоставляет в установленном порядке в правоохранительные органы материалы о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер; 3) взаимодействует с татарстанским территориальным органом управления министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; 4) участвует в работе по снижению административных барьеров, регулирующих отношения лицензирования, сертификации товаров и услуг; 5) участвует в подготовке и реализации целевых программ в области поддержки предпринимателей и других основных направлений деятельности Агентства; 6) разрабатывает и вносит в установленном порядке в Кабинет Министров РТ проекты решений по вопросам малого предпринимательства; 7) взаимодействует с кредитными организациями и Министерством финансов РТ по вопросам кредитования субъектов малого предпринимательства; 8) доводит до широких слоев предпринимателей механизм получения кредита под государственные гарантии, получения субсидий на оплату части процентов по кредитам, приобретения оборудования и автотранспорта в лизинг; 9) создает в районах представительства-Центры, осуществляет контроль за их деятельностью; 10) разрабатывает методические материалы и рекомендации по вопросам малого предпринимательства; 11) проводит консультации, обучение, семинары и тренинги по вопросам ведения бизнеса; 12) взаимодействует со средствами массовой информации в целях пропаганды предпринимательской деятельности; 13) содействует в установленном порядке правоохранительным органам РТ в создании системы защиты предпринимательства; 14) осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. Выполнение функций и задач Агентства позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий, что дает возможность увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства. В целях развития инновационного предпринимательства Агентство является ответственным за создание и развитие инновационно – производственного технопарка «Идея». Важным элементом в системе государственного регулирования развития предпринимательства принадлежит Торгово-промышленной палате Республике Татарстан. В 1992 году Указом Президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш. была поддержана идея деловых кругов Республики Татарстан о создании в республике Торгово – промышленной палаты. 11 ноября 1992 года Торгово – промышленная палата была зарегистрирована Министерством Юстиции РТ как общественная, независимая, некоммерческая организация. Членская база Торгово – промышленной палаты Республики Татарстан – более 1000 организаций. Представительства находятся в Чистополе, Зеленодольске, в Мамадыше в г. Альметьевске зарегистрирована Юго-восточная ТПП, в г. Набережные Челны - ТПП г. Набережных Челнов и За камского региона. Торгово – промышленной палата Республики Татарстан входит как самостоятельная организация в систему торгово – промышленных палат Российской Федерации. Миссия Торгово – промышленной палаты Республики Татарстан: "Быть независимым и компетентным голосом деловых людей Республики". Торгово – промышленная палата Республики Татарстан создана в целях координации деятельности промышленников и предпринимателей Республики Татарстан в осуществлении ими деятельности: 1) по развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации; 2) ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности; 3) урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Республики Татарстан с предпринимателями зарубежных стран, а также согласования и представительства интересов всех членов Торгово – промышленной палаты РТ, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Республики Татарстан. Торгово – промышленная палата Республики Татарстан: 1) выражает и защищает интересы своих членов в органах государственной власти и местного самоуправления; 2) участвует в становлении и развитии инфраструктуры предпринимательства; 3) способствует продвижению товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности татарстанских предприятий на внутреннем и внешних рынках; |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |