рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики возложена на "Федеральное министерство экономики и труда". Всеми оперативными вопросами в министерства в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается "Генеральный Директорат - VIII" (ГД-VIII).(Приложение3).

Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:

1)  обеспечение условий для развития и роста численности "среднего класса";

2)  повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;

3)  создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;

4)  усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;

5)  снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;

6)  стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.

Рассмотрим государственную поддержку малых и средних предприятий в Японии.

Японский опыт отличается высоким уровнем влияния государства на основные процессы реформирования экономики страны. После окончания II Мировой Войны, Япония оказалась с разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность, обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политики, ориентированной на всемерную поддержку и развитие малых и средних предприятий (Приложение 4).

Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии представлены в Таблице 3.

Таблица 3 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии

Программы Количество Содержание программы

Направления финансовой поддержки

Всего: $ 2.56 трлн, в том числе:

Гос. кредиты $ 39,9 млрд.

Гос. средства – 10,5 %

Частный капитал – 99,5 %

23

- стабилизационная помощь

- инновационные мероприятия

- техническая помощь

- развитие субконтрактации

- модернизация и технологическое развитие

- другие направления

Агентство малого и среднего бизнеса 1

- 56 отделений в 9 регионах и 47 префектурах

- представительства в городах и поселках

- 1 институт технологических исследований

- 313 центров развития предпринимательства

Японская корпорация малого и среднего бизнеса 1

- 9 институтов менеджмента и технологий

- 52 компании гарантирования кредитов

- 9 региональных и 24 отраслевых отделения

- национальная сеть структур поддержки

Уполномоченные кредитно – финансовые организации 5

-313 кредитных отделени

-52 компании гарантирования кредитов

- 42 венчурных фондов

-3 инвестиционных компании

Центры развития предпринимательства 313

- оказание услуг в «одно окно»

- обучение и консультирование

- техническая помощь и информация

Информационные центры 13 Оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг
Информационные сети 5

- 4 сети (техника, законы, помощь, партнеры

- глобальная сеть информации)

Система общественной поддержки и лоббирования интересов малого и среднего предпринимательства

-526 местных торгово- промышленных пала

- 2801 предпринимательских объединений

- 5 национальных союзов предпринимателей

региональные и местные ассоциации

Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в Японии, начиная с 2000 г. постоянно корректировалась в целях замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой активности сектора малых и средних предприятий. В середине 2002 г. Министерство экономики, торговли и промышленности приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а так же следующие меры в отношении малых и средних предприятий:

1)  введение системы гибкого управления экономикой;

2)  усиление поддержки инновационной деятельности;

3)  усиление устойчивости и развитие систем экономической безопасности малых и средних предприятий;

4)  улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе малых и средних предприятий;

5)  списание задолженности по незавершенным займам;

6)  увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг;

7)  облегчение доступа к финансовым ресурсам и к акционерному капиталу;

8)  повышение взаимодействия структур поддержки и развития малых и средних предприятий.

Проанализировав зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что каждое государство стремиться поддержать сектор малого и среднего бизнеса. Это обусловлено большой социально – экономической значимостью сектора, его ролью в основной массе производства продукции и развитии экономики.

Государственная политика Франции направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

Приоритетными направлениями государственной политики Германии являются инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование.

В Японии государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на: введение системы гибкого управления экономикой, усиление поддержки инновационной деятельности, улучшение условий труда и социального обеспечения.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности большинства стран является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.


2. Современное состояние государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

2.1 Государственные органы Республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность

Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально – экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции.

Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.

В регулировании предпринимательства Республики Татарстан задействованы многие государственные органы, в прямые функции которых входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы. (Приложение 5).

Первая структурная единица, которую мы рассмотрим, – это Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Госсовете РТ.

Итак, в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства и частного бизнеса в Республике Татарстан, повышения конкурентоспособности товаров, производимых в республике, а также реализации Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства на Республиканскую межведомственную комиссию по экономическим и социальным реформам возложены функции по координации работ в области развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства в Республике Татарстан, включая проведение комплексной экспертизы нормативных документов в этой области [26, С.17-20].

При Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам создан экспертный совет с участием представителей частного бизнеса, который выполняет функции анализа действующих и разработки новых нормативных документов, обеспечивающих равную доступность для всех предпринимателей помещений и оборудования, земельных участков, установление соразмерной арендной платы, проведение аукционов, выделение дотаций субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм собственности в агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и осуществление других мер поддержки.

Также Республиканской межведомственной комиссии в праве вносить предложения согласно Указу Президента РТ следующего характера:

1)  о внесении изменений в нормативные акты, предусматривающие поддержку частного бизнеса и предпринимательства;

2)  о механизме государственной финансово-кредитной поддержки частного бизнеса при производстве товаров, ориентированных на экспорт и импортозамещающих;

3)  о порядке продажи предпринимателям по квотам продукции, реализуемой республиканскими предприятиями;

4)  о совершенствовании порядка сертификации товаров и услуг, в первую очередь розничной торговли;

5)  об ответственности должностных лиц, включая руководителей министерств и ведомств, глав администраций, препятствующих хозяйственной деятельности субъектов частного бизнеса.

6)  о совершенствовании порядка проведения аукционов по продаже государственного имущества с целью расширения возможности предпринимателей для участия в таких аукционах;

7)  о введении в действие механизма регистрации заявок предпринимателей в одном центре, исключающего необходимость их обращения в различные инстанции;

8)  о введении механизма комплексной плановой проверки хозяйствующего субъекта надзорными органами не чаще одного раза в год, взяв при этом за основу план годовых проверок налоговой службы;

9)  о завершении приватизации в отраслях торговли, бытовых услуг, пищевой переработки, строительства, дорожного сервиса, малой химии;

Следующей структурной единицей, которая оказывает регулирующее воздействие на предпринимательство, является Кабинет Министров Республики Татарстан. Данный государственный орган призван:

1)  обеспечить завершение инвентаризации и паспортизации всех производственных площадей, разработку механизма подбора производственных площадок для частного бизнеса без финансовых затрат за эту услугу со стороны предпринимателей, создать республиканский банк данных незадействованных площадей и оборудования;

2)  информировать предпринимателей о свободных производственных площадках, о емкости рынка товаров и услуг и рынка трудовых ресурсов, обеспечивать их участие в реализации государственного заказа;

3)  подготовить предложения о создании Фонда государственного имущества, предусмотрев передачу на его баланс неиспользуемого имущества государственных предприятий с последующим использованием исключительно в сфере частного бизнеса;

4)  ввести в государственный заказ на информационный статистический ресурс мониторинг состояния частного бизнеса, в основе которого лежит анализ добавленной стоимости;

5)  внести предложения по поддержке государственными финансовыми ресурсами системы подготовки кадров в сфере частного бизнеса;

6)  внести предложение по дальнейшей демонополизации отраслей экономики, за исключением предприятий, отнесенных к стратегически важным для экономики республики;

7)  принять иные решения, обеспечивающие реализацию законов, указов и иных нормативных актов в сфере развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства.

Одну из самых значительных ролей в области развития предпринимательства в Республике Татарстан, играют Агентство по развитию предпринимательства РТ и Торгово – промышленная палата РТ.

Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан создано Указом Президента Республики Татарстан от 5 января 2002 г. Целью функционирования агентства является повышение эффективности реализации государственной политики по поддержке предпринимательства в Республики Татарстан.

С момента своего создания Агентство участвует в реализации программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемых Правительством Республики Татарстан. В Агентстве можно получить информацию о льготах и преимуществах, предоставляемых малым предприятиям Республики Татарстан, порядке их получения, в том числе о программах обучения, проводимых для малых предприятий бесплатно, источниках и процедурах получения финансовой поддержки.

Основными задачами Агентства являются:

1)  создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса, а также для обеспечения выполнения нормативных актов РТ в этой области;

2)  оказание информационной и методической поддержки субъектам малого предпринимательства;

3)  представление интересов малого предпринимательства в государственных органах;

4)  содействие в финансировании и участии субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа и заказов от крупных предприятий;

5)  участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства.

На сегодняшний день в Агентстве работают квалифицированные специалисты в сфере экономики, юриспруденции, социологии, программировании, информации и анализа. В рамках своей деятельности Агентство выполняет следующие функции:

1)  осуществляет сбор, анализ и рассмотрение в пределах своих полномочий предложений и жалоб субъектов малого предпринимательства;

2)  предоставляет в установленном порядке в правоохранительные органы материалы о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер;

3)  взаимодействует с татарстанским территориальным органом управления министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

4)  участвует в работе по снижению административных барьеров, регулирующих отношения лицензирования, сертификации товаров и услуг;

5)  участвует в подготовке и реализации целевых программ в области поддержки предпринимателей и других основных направлений деятельности Агентства;

6)  разрабатывает и вносит в установленном порядке в Кабинет Министров РТ проекты решений по вопросам малого предпринимательства;

7)  взаимодействует с кредитными организациями и Министерством финансов РТ по вопросам кредитования субъектов малого предпринимательства;

8)  доводит до широких слоев предпринимателей механизм получения кредита под государственные гарантии, получения субсидий на оплату части процентов по кредитам, приобретения оборудования и автотранспорта в лизинг;

9)  создает в районах представительства-Центры, осуществляет контроль за их деятельностью;

10)  разрабатывает методические материалы и рекомендации по вопросам малого предпринимательства;

11)  проводит консультации, обучение, семинары и тренинги по вопросам ведения бизнеса;

12)  взаимодействует со средствами массовой информации в целях пропаганды предпринимательской деятельности;

13)  содействует в установленном порядке правоохранительным органам РТ в создании системы защиты предпринимательства;

14)  осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Выполнение функций и задач Агентства позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий, что дает возможность увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства. В целях развития инновационного предпринимательства Агентство является ответственным за создание и развитие инновационно – производственного технопарка «Идея».

Важным элементом в системе государственного регулирования развития предпринимательства принадлежит Торгово-промышленной палате Республике Татарстан. В 1992 году Указом Президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш. была поддержана идея деловых кругов Республики Татарстан о создании в республике Торгово – промышленной палаты. 11 ноября 1992 года Торгово – промышленная палата была зарегистрирована Министерством Юстиции РТ как общественная, независимая, некоммерческая организация.

Членская база Торгово – промышленной палаты Республики Татарстан – более 1000 организаций. Представительства находятся в Чистополе, Зеленодольске, в Мамадыше в г. Альметьевске зарегистрирована Юго-восточная ТПП, в г. Набережные Челны - ТПП г. Набережных Челнов и За камского региона.

Торгово – промышленной палата Республики Татарстан входит как самостоятельная организация в систему торгово – промышленных палат Российской Федерации.

Миссия Торгово – промышленной палаты Республики Татарстан: "Быть независимым и компетентным голосом деловых людей Республики".

Торгово – промышленная палата Республики Татарстан создана в целях координации деятельности промышленников и предпринимателей Республики Татарстан в осуществлении ими деятельности:

1)  по развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации;

2)  ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

3)  урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Республики Татарстан с предпринимателями зарубежных стран, а также согласования и представительства интересов всех членов Торгово – промышленной палаты РТ, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Республики Татарстан.

Торгово – промышленная палата Республики Татарстан:

1)  выражает и защищает интересы своих членов в органах государственной власти и местного самоуправления;

2)  участвует в становлении и развитии инфраструктуры предпринимательства;

3)  способствует продвижению товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности татарстанских предприятий на внутреннем и внешних рынках;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.