рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

Целью Программы является повышение благосостояния граждан и формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан, увеличение удельного веса малого бизнеса в экономике Республики Татарстан.

Программа направлена на выполнение следующих задач:

1)  Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.

2)  Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности малого предпринимательства в Республике Татарстан.

3)  Развитие инновационного потенциала Республики Татарстан и реализация приоритетных направлений развития предпринимательства.

4)  Оптимизация налоговой и административной нагрузки на малый бизнес, защита прав собственности и легализация (повышение прозрачности) предпринимательской деятельности.

5)  Содействие в развитии товарно-сырьевых рынков и обеспечение свободной конкуренции.

6)  Совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли;

7)  Создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.

8)  Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого бизнеса.

9)  Адаптация системы образования к потребностям предпринимательства.

10)  Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности.

11)  Дальнейшее развитие эффективной системы бизнес информационные коммуникации.

12)  Создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнес с учетом сбалансированной территориальной экономической политики в области занятости населения.

13)  Обеспечение социальной защиты в сфере малого бизнеса.

14)  Содействие в развитии малого бизнеса, занятого в сфере сохранения и популяризации культурно-исторического наследия Республики Татарстан (художественные промыслы, туризм и т.д.).

15)  Замещение государственного присутствия и реализация частной инициативы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и др.

16)  Оптимизация организационно − правовой структуры в сторону увеличения доли юридических лиц.

17)  Увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в том числе и за счет замещения государственного присутствия в экономике и социальной сфере.

18)  Повышение социальной ответственности и эффективности малого бизнеса.

19)  Реализация группы мер по коллективному противодействию коррупции.

Основными направлениями Программы являются:

1)  Законодательное и иное нормативное правовое обеспечение развития предпринимательства.

2)  Инновационное развитие предпринимательства (развитие инфраструктуры, реализация инновационного потенциала, вовлечение молодежи в инновационный процесс).

3)  Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства (в том числе начинающего).

4)  Научно − методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства с использованием современных информационных технологий.

5)  Повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

6)  Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

7)  Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в жилищно − коммунальном хозяйстве.

8)  Разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства.

9)  Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

10)  Формирование эффективной системы информационных коммуникаций.

11)  Разработка и внедрение механизмов оптимизации структуры реального сектора экономики.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

1)  Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан увеличится до 30%.

2)  Доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 18%.

3)  Уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемым через систему здравоохранения, образования, культуры и т.д. на 1 работника и его "социального иждивенца", к которым относятся неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района) составит 322%. По итогам 2003 года уровень социальной рентабельности составил 142%.

4)  Уровень заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета.

Исполнителями Программы являются: Министерства Республики Татарстан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, органы местного самоуправления, Торгово – промышленная палата Республики Татарстан, общественные объединения и организации.

Малое предпринимательство обладает стабилизирующим эффектом для экономики – это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.

По данным выборочного статистического обследования индивидуальных предпринимателей и малых предприятий Республики Татарстан по основным показателям их деятельности, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в декабре 2003 года. Анализ добавленной стоимости в субъектах малого предпринимательства свидетельствует о том, что промежуточное потребление на малых предприятиях на 7 – 10% (у индивидуальных предпринимателей более чем на 15%) ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого предпринимательства в Республике Татарстан.

28 февраля 2001 года был принят Закон Республики Татарстан N 679 "Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001 – 2004 годы" (далее – Программа на 2001 – 2004 годы).

Основные мероприятия Программы на 2001 – 2004 годы были направлены на решение следующих проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства:

1)  отсутствие стабильной республиканской нормативной правовой базы;

2)  несовершенство системы налогообложения;

3)  неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

4)  отсутствие механизмов самофинансирования (кредитных союзов, обществ взаимного страхования и др.);

5)  ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

6)  отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

7)  организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

8)  административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально – экономической политики республики. В целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства в Республике Татарстан принят ряд нормативных актов, направленных на создание необходимых правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических условий деятельности субъектов малого предпринимательства.

Целевыми показателями Программы на 2001 − 2004 годы являлись:

1)  увеличение количества малых предприятий;

2)  увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства;

3)  увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт Республики Татарстан.

Сегодня можно сказать, что эти параметры достигнуты.

Динамика развития малого предпринимательства в Республике Татарстан характеризуется следующими показателями. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан на 1 января 2005 года, в Республике Татарстан зарегистрировано 34944 малых предприятий и 130146 индивидуальных предпринимателей. Из них количество отчитывающихся субъектов малого предпринимательства составляет 107861 (65,3% от общего количества субъектов), в т.ч. 22881 (65,5%) малых предприятий и 84980 (65,3%) индивидуальных предпринимателей.

По прогнозным данным, сумма доходов от реализации товаров (работ и услуг), произведенных субъектами малого предпринимательства, в 2004 году возросла на 64% по сравнению с 2003 годом и составила 126,6 млрд.рублей, что почти в 3 раза превышает сумму доходов, полученных в 2001 году.

Данные результаты позволили увеличить удельный вес добавленной стоимости субъектов малого предпринимательства в экономике Республики Татарстан до 17%.

В 2004 году суммы налоговых платежей субъектов малого предпринимательства составили 8,9 млрд.рублей, или более 9% от налоговых поступлений всех хозяйствующих субъектов Республики Татарстан в бюджеты всех уровней, в том числе налоговые платежи малых предприятий – 7,6 млрд.рублей (прирост на 88% к 2001 году), а налоговые платежи индивидуальных предпринимателей − 1,2 млрд.рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2001 году.

Экономическая активность малых предприятий растет. Так, за 2004 год доля предприятий малого бизнеса в общем объеме поставок для государственных нужд выросла с 23% до 38,6%.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос с 345,8 млн.рублей в 2001 году до 4032,4 млн.рублей в 2004 году.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2001 – 2004 годах реализация Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001 − 2004 годы положительно повлияла на основные показатели развития малого предпринимательства в Республике Татарстан.

Настоящая Программа является составной частью Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 − 2010 годы и представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по увеличению количества малых предприятий, организации новых рабочих мест, увеличению заработной платы, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, увеличению удельного веса малого бизнеса в экономике республики и, соответственно, увеличению доходов Республики Татарстан, оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса, повышению доли добавленной стоимости и инновационной составляющей в ней.

В соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год основными направлениями социально-экономического развития Республики Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 сентября 2002 г. N 555 "Об основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002 − 2006 годы", отраслевыми и межотраслевыми экономическими программами развития в Республике Татарстан, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадковым 28 июля 2004 года Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, дальнейшая реализация мер государственной поддержки в области малого предпринимательства должна основываться на следующих принципах:

1)  Равнодоступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

2)  Социальная ориентированность проектов поддержки малого предпринимательства: налоговые отчисления, новые рабочие места, заработная плата, пенсия.

3)  Приоритетность государственных инвестиций в инфраструктуру перед прямым финансированием субъектов малого предпринимательства.

4)  Бюджетная эффективность от государственной поддержки в сфере малого бизнеса.

5)  Достижение полной самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости инфраструктуры поддержки малого бизнеса к 2010 году.

Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Важным принципом реализации системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и взаимосвязь целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства. Структура программных мероприятий представлена одиннадцатью направлениями (разделами), которые обеспечивают комплексный подход и межведомственную кооперацию, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи (ключевые мероприятия по реализации Программы).

В результате осуществления Программы:

1)  доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан увеличится до 30%;

2)  доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 18%;

3)  уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемым через систему здравоохранения, образования, культуру и т.д. на 1 работника и его "социального иждивенца", к которым относятся неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района) составит 322%;

4)  уровень минимальной заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета.

Межведомственную и межрегиональную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан. Контроль за использованием бюджетных средств Республики Татарстан, выделяемых на реализацию Программы, осуществляет Счетная палата Республики Татарстан в рамках предоставленных полномочий.

Функции текущего мониторинга реализации Программы выполняют Торгово – промышленная палата Республики Татарстан и Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, оказывая содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.

Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях профильного комитета Государственного Совета Республики Татарстан.

Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках мероприятий Программы осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.

Финансирование Программы в части мероприятий, финансируемых из бюджета Республики Татарстан, ежегодно предусматривается при разработке проектов законов о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.

Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства.

Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств предварительно не планируется. Для выполнения в полном объеме запланированных мероприятий по увеличению доли субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан к 2010 году до 30% необходимо предусмотреть ежегодное увеличение объемов средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан и внебюджетных организаций на поддержку малого предпринимательства. В Законе Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год" на реализацию Программы предусмотрено 168 млн. рублей.

При осуществлении анализа Программы можно сделать следующие выводы. Проводимая Правительством Республики Татарстан государственная поддержка предпринимательства, в том числе на перспективу до 2010 года, в целом соответствует общегосударственной политике Правительства

В современных условиях с точки зрения снижения бюджетной нагрузки и исключения непосредственного финансирования субъектов предпринимательства наиболее оптимальным видом стимулирования и поддержки предпринимательства является предоставление государственных гарантий. Реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства.

3.2 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

В настоящее время малое предпринимательство занимает прочные позиции на рынке, являясь одним из факторов экономического роста Республики Татарстан. Диагностирование малого бизнеса становится наиболее актуальным для принятия оперативных управленческих решений, совершенствования и оптимизации программ по поддержке малого предпринимательства в республике.

Систематический мониторинг тенденций развития малого бизнеса в Татарстане позволяет получить надежную, адекватную информацию об основных параметрах развития предпринимательской деятельности. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 586 от 28.08.2001г. "О ведении мониторинга состояния развития субъектов малого предпринимательства". Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан ежегодно проводятся социологические исследования малого предпринимательства. В ходе проекта основной упор сделан на изучение внешней среды функционирования частного бизнеса, условий ведения и перспектив развития предпринимательства в республике.

В интервьюировании приняли участие 435 респондентов, репрезентативно представляющих различные сферы малого бизнеса. Для большей части предпринимателей (23,2%) основным видом деятельности является торговля и общественное питание. В то же время довольно большое количество респондентов задействовано в материальном производстве (рис. 1).

Так, основным видом деятельности для 14,3% предпринимателей является строительство, 10,8% – промышленность – производство товаров народного потребления, 10,3% – транспортные перевозки. Оказанием услуг различного характера (риэлтерских, правовых, бытовых, здравоохранения, образования, организации досуга и пр. социальных услуг) занято около 40% респондентов. При этом практически равные доли респондентов приходятся на представителей малого бизнеса (48,7%) и частных предпринимателей без образования юридического лица (51,3%). В обследованиях предыдущих лет отмечалось значительное преобладание юридических лиц.

Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. По данным обследования 2004 года об улучшении условий ведения бизнеса в сфере производства и оказания услуг заявило 29,4% респондентов. В целом за период обследования (2006-2008гг.) улучшение по данной категории стабильно отмечают 28 – 32% бизнесменов. Положительным моментом является некоторое снижение числа респондентов (на 4,7 процентных пункта), отмечающих ухудшение условий для производства товаров и услуг при увеличении числа ответивших об их неизменности (на 6,5 процентных пункта).

Предпринимательство, как и любая другая производственно-коммерческая деятельность, требует успешной реализации продукции и востребования услуг. Наиболее благоприятная ситуация с получением новых заказов для предпринимателей сложилась в 2006 году, когда об улучшении условий по данному критерию свидетельствовали 33,2% респондентов. В последующие два года предприниматели отмечают нарастание проблем поиска новых заказов на производство продукции и уже некоторое улучшение в 2007 году. Ситуация с успеваемостью выполнения заказов по оценкам предпринимателей в 2004 – 2006гг. несколько ухудшается: об улучшении свидетельствуют лишь 17,7% респондентов, против 27% в 2001 году.

Позитивная динамика цен на продукцию, отвлеченная респондентами, в большей степени обусловлена стабилизацией курса доллара. С 2006 года до настоящего времени наблюдается увеличение числа предпринимателей, отметивших, что цены на продукцию за этот период стали более доступными (с 14,2% до 20% респондентов). Конечно, ценообразование существенно зависит от отраслевой принадлежности предпринимателя. Так, бизнесмены-производственники имеют значительные материальные издержки, на которые ориентируются в процессе ценообразования и, соответственно, более остро ощущают колебания цен. Респонденты сферы промышленности и строительства отметили улучшение ситуации по критерию «цен на продукцию» за обследуемый период в 2 раза. Представители торговли и сферы обращения в первую очередь ощущают изменение спроса на товары и услуги, обусловленное колебанием цен, и на вопрос о ценах на продукцию реагируют стабильно. Ухудшение ситуации по данному критерию в 2,5 раза за 2006-2008гг. отмечают представители транспорта, где наиболее значимыми факторами ценообразования являются цены конкурентов и собственные издержки приобретения основного капитала.

Рынок труда является самым стабильным фактором развития предпринимательства – с ним связаны наименьшие оценки изменения условий ведения бизнеса. Большая часть предпринимателей (свыше 60%) традиционно считают фактор занятости в малом бизнесе устойчивым, не требующим в настоящее время усиленного внимания.

В целом общие условия для ведения бизнеса рассматриваются предпринимателями сдержанно. Довольно отчетливо прослеживается отраслевая специфика развития предпринимательства: по данным опросов за 2001-2004гг. наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства; ухудшение условий – в области транспорта, торговли и общественного питания. Различия обусловлены уровнем развития отраслей в сфере предпринимательства и их функциональными особенностями.

В отношении налогообложения малых предприятий действуют специальные режимы налогообложения. По данным опросов лишь 50% – 60% респондентов известно об этом законопроекте. Такая ситуация обусловлена недостаточными знаниями предпринимателей в области экономики и фискальной политики, отсутствием своевременной и полной информации о правилах налогообложения. Кроме того, низкая осведомленность предпринимателей о налоговых законодательствах свидетельствует о высокой доле теневого оборота.

С 8 декабря 1995 года на территории Российской Федерации действует закон об упрощенной системе налогообложения, предусматривающий замену уплаты налога на прибыль организаций (доходы – для физических лиц), налога на имущество организаций (физических лиц) и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей). По результатам анкетирования 2004 года, 83,3% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием. Максимальное количество предпринимателей, довольных этим законопроектом, заняты в сфере транспорта (90,3%) и торговли (86,4%). При этом число респондентов, положительно реагирующих на введение единого налога, из года в год стабильно увеличивается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.