рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

материальная помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами (государственная, муниципальная, ведомственная).

медицинское обслуживание: (осуществление к переходу по оказанию помощи по принципу "семейного врача"; требование санитарного благополучия по месту жительства (на улицах жилых микрорайонов, дворах жилых домов, комплексов); медицинское страхование; медицинская пропаганда и т. д.)

В первую очередь следует зафиксировать изменения механизма разработки нормативных правовых актов, исполнения законодательства и полномочий. Принцип централизованного управления проявлялся во всех сферах деятельности советского государства, не стало исключением и законотворчество: законодательным органом в тот период являлся Верховный Совет СССР. В середине 90х годов, в частности в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов сказано о том, что Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики. Иными словами, согласно Конституции 1993 г. стало предусматриваться единство действий Федеральных органов государствешюй власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Стоит отметить, что субъектам Российской Федерации отводилась ведущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ, организации и предоставлении адресной социальной помощи, обеспечении нормального функционирования учреждений социальной инфраструктуры, решении других насущных проблем в области труда, занято

сти, социальной защиты и быта людей по месту их проживания. Подобное распределение законодательных полномочий между уровнями власти предполагало эффективное распределение обязанностей и соответствующий результат социальных реформ с учетом всех особенностей коренного населения (уровня экономического развития, демографической ситуации, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций). В это время повышается роль муниципальных образований в области социально-правовой защиты семьи. Например, им переданы полномочия, связанные с организацией и осуществлением социальных выплат. Передача инициативы в области социально-правовой защиты семьи негосударственным учреждениям и муниципальным образованиям (как предусматривалось в программе экономических реформ в 1992 году) должна была существенно улучшить выполнение основных принципов семейной политики, в частности, принципов социального обслуживания: адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненой ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности. В этот период планировалось заметно улучшить материальное положение большинства населения и весь комплекс социальных показателей, характеризующих качество жизни людей.

Нужно отметить, что становление системы социальной защиты населения на законодательном уровне происходило именно в "период социальных преобразований". Учитывая, что Международным Годом семьи был объявлен 1994 год, и с этого момента стало уделяться больше внимания семейной политике, механизм и вся система социально-правовой защиты семьи (особенно семьи с ребенкоминвалидом) находилась в стадии становления.

Итак, рассматриваемый период отличается тем, что за это время была сформирована практически вся необходимая законодательная база по следующим областям социальной защиты населения:

инвалидности;

проблемам семьи, женщин и детей;

занятости;

пенсионного обеспечения;

социального страхования и другим.

Основные Федеральные законы в этой области были приняты в 1995 году: ФЗ "О социальной защите населения в РФ", ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Практическое осуществление норм перечисленных выше Законов и многих других нормативно-правовых актов, к сожалению, не совпадает с предусмотренными мерами. Социальные технологии поддержки семьи находились в стадии разработки, и требовалось время, для того, чтобы создать систему социально-правовой защиты семьи, наладить механизм ее осуществления, как на Федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Были приняты основные и наиважнейшие Федеральные Законы, на которых стала базироваться система социально-правовой защиты семьи. Кроме того, в отношении семей с ребенкоминвалидом были предусмотрены на законодательном уровне следующие меры: Принятие следующих нормативно-правовых актов:

ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181ФЗ;

ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2.08.1995 г. № 122ФЗ;

ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. № 195ФЗ;

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ;

ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

148 от 22 августа 1996 г. № 125ФЗ;

Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" от 1 июля 1996 г. № 1011;

Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 2 октября 1992 г. № 1157

Постановление Правительства РФ "О порядке признания граждан инвалидами" от 13 августа 1996 г. № 965;

Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30 июля 1994 г. № 890;

Письмо Минтруда РФ "О реализации льгот на проезд, предоставленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"" от 19 февраля 1997 г. № 817АО.

Несмотря на предусмотренные законодательно меры, оценкой деятельности государства в отношении социально-правовой защиты семьи и детей к середине 90х гг. XX столетия может быть результат преобразований. В этой связи нужно помнить о серьезной социальной проблеме для семьи в постперестроечный период. А именно за период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Подобный феномен это не что иное, как следствие неустойчивого социально-экономического развития, а также неэффективной государственной социально-правовой защиты семьи Наличие такого социального феномена как социальное сиротство, в том числе и "скрытое" социальное сиротство говорит о том, что существует серьезная проблема в обществе. И решать ее нужно не только с помощью принятия законодательных мер, но также с помощью социокультурных рычагов (контроль за телевещанием, рекламой, образовательными дисциплинами и т.д.) и экономических мер по улучшению духовнопросветительского, социально-экономического положения российских семей.

Несмотря на снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет (на 20 %), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней. Детское население всеже сокращается, несмотря на то, что период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (в 1990 — 21, 4, в 1999 21), однако рождаемость детей (с 1958 по 1999 годы) неуклонно снижается. В условиях сложившейся социально-экономической ситуации в 1990х годах, было поставлено несколько стратегических целей социальной политики, одна из которых была выполнена это цель по снижению смертности детского населения, несмотря на ухудшение показателей уровня жизни.

Если говорить об исполнении другой намеченной цели: обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи, то она остается невыполненной по сей день. Не выполняется и предусмотренная гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем. Поставленные цели социальной политики в 1990х годах достигнуты не были. К сожалению, намеченные задачи в области социально-правовой защиты семьи, как было предусмотрено в концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 19972000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" не реализовались.

В рамках социальной интеграции инвалидов (в концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 19972000 годы "Структурная перестройка и экономический рост") были предусмотрены многочисленные мероприятия, которые так и не были реализованы, среди которых, например, несформированный до сих пор всероссийский банк данных по проблемам инвалидности и инвалидов.

Один из положительных моментов, который следует отметить в сфере социального обслуживания населения состоит в следующем: за годы реформирования экономики ситуация в этой сфере претерпела значительные изменения. Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей к 1996 году выросло в четыре раза. Были созданы новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи, внедряются новые социальные технологии.

Предусмотренные меры по разработке и совершенствованию мер социальной поддержки в период становления всей системы социально-правовой защиты семьи были закреплены законодательно, но реализовывались крайне медленно в силу отсутствия отлаженной системы.

2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России

Оценивая социально-экономическую обстановку в России на начало нового столетия, можно привести высказывание академика Р.Гринберга, по мнению которого "в последнее время Россия достигла значительных успехов в отношении темпов экономического роста, улучшения сальдо внешнеторгового баланса, прироста золотовалютных резервов, выплаты внешних долгов и т.п.... для поддержания высоких темпов ее положительной динамики надо усердно улучшать инвестиционный климат для своих и внешних предпринимателей, бороться с коррупцией и обеспечивать диктатуру закона"". Нельзя не назвать одну из преград, перечисляемых автором и которые самым непосредственным образом влияют на состояние социально-экономической сферы, в т.ч. и на социально-правовую защиту семьи. Это "так называемые структурные реформы, под которыми понимаются прежде всего "непопулярные" меры по коммерциализации образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, вот, собственно, все, чем ограничиваются намерения обновленного федерального правительства". Существуют "такие области жизнедеятельности общества, куда частный бизнес либо вообще не инвестирует средства, либо идет на это в порядке одноразовых филантропических акций. Частный капитал, в т.ч. российский, просто не в состоянии вообще или, во всяком случае, в существенной мере содержать, например, начальное и среднее образование, фундаментальную науку, культуру, значительную часть здравоохранения. Это зона ответственности любого современного, а тем более социально ориентированного государства, каким, согласно известной конституционной норме, должна быть Россия". По мнению Р.Гринберга, "либеральная модернизация" России "в экономическом плане в самом лучшем случае обрекает страну на "рост без развития". В социальном аспекте означает продолжение тенденций пятнадцатилетнего "обнищания основной массы населения"".

Однако, несмотря на очень болезненный процесс российских реформ, можно все же говорить и о положительных сторонах. И таким положительным моментом является инициатива самих граждан. Преобразования в России привели к созданию "третьего" неправительственного сектора. Этот сектор, существуя наряду с государственным и частным секторами экономики, имеет устойчивую динамику развития и является неотъемлемой чертой становления гражданского общества в России. Основу неправительственного сектора составляют общественные объединения, некоммерческие и благотворительные организации, фонды, профессиональные ассоциации, которые по терминологии ООН объединяются под общим названием "неправительственные организации". Количество зарегистрированных на территории России подобных организаций составляет более 150 тысяч. Почти половина НПО в той или иной степени связаны с социальными проблемами, помощью наиболее незащищенным группам населения. Их роль в борьбе с обнищанием населения значительна.

Вопервых, деятельность НПО реализуется в социальной области, где средств государства на осуществление адресных социальных программ не хватает. Вовторых, сегодня в штате НПО работает значительная часть работоспособного населения, снижая тем самым уровень безработицы. И, наконец, ряд неправительственных организаций реализует свои проекты совместно с международными организациями, привлекая международный опыт и контакты. Это очень важные характеристики новой России, поскольку только становление гражданского общества, открытость страны гуманистическим идеалам и участие в их реализации, являются главными гарантиями становления демократического общества. Российские парламентарии должны не только поддерживать эти процессы, но и стараться максимально способствовать им. Это относится к законотворчеству.

В целях расширения взаимодействия неправительственных организаций в международных вопросах между неправительственными организациями и Федеральным Собранием, а также официальными структурами государства, в 1996 году при Комитете Государственной Думы по международным делам был создан Консультативный Совет неправительственных организаций, насчитывающий 58 членов. Тем самым был сделан еще один шаг на пути к гражданскому обществу, поскольку расширение участия широкой общественности, в частности, неправительственных организаций, в формировании государственной политики, практическим управлении, решении социально-экономических, образовательных, экологических проблем, развитии связей с зарубежными партнерами в канун вступления человечества в третье тысячелетие исключительно актуально, необходимо и своевременно.

Неправительственные организации, участвующие в работе Консультативного Совета, неправительственных организаций, пользуются устойчивой репутацией в России и за рубежом, имеют компетенцию и опыт в области налаживания международнополитического, социально-экономического, экологического, гуманитарного, культурнообразовательного, правозащитного, миротворческого и информационного сотрудничества и представляют практически все регионы России.

Одной из его задач является экспертиза социального законодательства и содействие реализации социальных программ, направленных на поддержание достойного уровня жизни граждан. Это главный путь к социально-экономической и политической стабильности в России. Поскольку парламентарии играют важную роль в установлении необходимых связей между правительствами, частным сектором и населением. Парламентарии, являются "естественными посредниками" и одновременно партнерами в процессе достижения устойчивого развития во всем мире и искоренении бедности.

Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:

поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации;

— продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи;

поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;

организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивнооздоровительных инициатив;

профилактика детской инвалидности;

реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;

развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;

социальная реинтеграция выпускников интернатов;

воссоздание в России системы ювенальной юстиции;

— внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.;

развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;

развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом;

— продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.

Таким образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании социально-правовой защиты детей и семьи.

Подводя итоги, можно отметить, что к началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции "О правах детей", выполнение рекомендаций ООН.

Остановимся на проблеме защиты прав семей и детей общественными организациями. В целом, за период с 1999 по 2002 гг. ситуация начала меняться в лучшую сторону. Прежде всего, большое развитие получили местные, региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть, что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детей обеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур и общественных организаций. Тем более что роль общественных организаций за указанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла. Гражданский сектор в России в начале 21 века представляет собой довольно развитое сообщество, мощный ресурс для развития социального партнерства общественных организаций и государства. В феврале 2002 г. в Москве появилась должность Уполномоченного по правам ребенка. Первым уполномоченным по правам ребенка в Москве стал Алексей Головань — руководитель Общественной Организации "Соучастие в судьбе".

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

Вот только некоторые из направлений их деятельности:

предоставление непосредственной правовой защиты и работа по совершенствованию законодательства ("Право ребенка", "Соучастие в судьбе", комитет "За гражданские права");

работа с детьмиинвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования ("Ковчег", "Родник", "Даун Синдром", "Такие же, как вы", "Дорога в мир"). Эти организации работают с детьмиинвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;

— работа с кризисными семьями, создание "социальных гостиниц"; Кризисные семьи одна из самых сложных категорий. Именно в этих семьях часто нарушаются элементарные права детей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. в России уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи и поддержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Их работа направлена не только на оказание помощи ребенку (или семье) в кризисной ситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этот кризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и ребенка);

социальная адаптация детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах и т.п.

Характеризуя социально-экономическую ситуацию в исследуемый период, нужно отметить, что минимальный размер оплаты труда, в соотношении с величиной прожиточного минимума начиная с 1993 года неуклонно уменьшается вплоть до 2000 года, хотя за период с 2000 по 2002 гг. этот показатель постепенно увеличивается. В соотношении с величиной прожиточного минимума минимальный размер пенсии инвалидам с детства неотвратимо уменьшается. В том числе это касается минимальных размеров пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и всех социальных пенсий (инвалидам с детства; лицам старше 65 (мужчины), 60 (женщины) лет, не имеющие трудового стажа; ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет; минимальный размер стипендии студентам ВУЗов и студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования). Что касается жилищного вопроса, то число семей (включая одиночек), получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год сократилось: (1990 г. 1296, 1999 г. 282) (статистическое наблюдение за наличием очередников на получение жилья ведется с 1989 года). Несмотря на то, что величина прожиточного минимума (в среднем на душу трудоспособного населения в месяц по Санкт-Петербургу) постепенно увеличивается (1999 г. 1002,8 руб., 2002 2603 руб.) уровень жизни населения не становится лучше. В Санкт-Петербурге в первом полугодии 2004 года зафиксирована средняя заработная плата в размере 7739 рублей, "по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс потребительских цен увеличился на 5%, а реальные денежные доходы населения выросли на 18%".

Анализируя показатели рождаемости у женщин различных возрастов за период с 1958 по 1999 гг. можно сделать вывод о том, что рождаемость неуклонно снижается. Если суммарный коэффициент рождаемости в 19581959 годах (т.е. среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь) составил 2,626 ребенка (все население страны), то в 1999 г. он равнялся 1,171.

Заметна тенденция к увеличению числа родившихся детей у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке: 1970 год — 201240 чел., 2002 — 411461 чел. (все население страны). Не следует забывать и о том, что демографический кризис, который переживает наша страна, обусловлен естественной убылью, которая составила за 19921998 гг. более 4,5 млн. человек, при эмиграционном оттоке в страны дальнего зарубежья в 706 тыс. человек сглаживается миграцией из стран ближнего зарубежья. Последняя составила 3,7 млн. человек при убыли населения России за 19921998г.г. более 5,2 млн. человек, т.е. убыль населения России, была более чем наполовину компенсирована чистой миграцией из стран ближнего зарубежья.

Количество браков с 1970 года (1319,2 тыс.) снизилось до 911,2 тыс. в 1991 году. А количество разводов увеличено (1970 г. 396,6 тыс.) до 532,5 тыс. в 1991 году на фоне убыли населения (естественный "прирост" населения России в 1999 году составил — 929,6 тыс. чел., 2002 1019,8 тыс. чел.) в сравнении с 1970 годом, где число родившихся превышало число умерших, естественный прирост равнялся 772,5 тыс. На 1000 мужчин в Санкт-Петербурге приходится 1226 женщин.

Изучение показателей минимальных социальных гарантий для населения приводит к выводу о том, что размеры многих пособий и стипендий не менялись с 1997 по 2000 годы. В их число входят: единовременное пособие при рождении каждого ребенка (1252,4 руб. в мес.); ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (58,4 руб. в мсс.) (учащимся образовательных учреждений до окончания ими обучения); ежемесячное пособие на детей военнослужащих (проходящих военную службу по призыву), на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в возрасте до 16 лет 87,7 руб.; ежемесячное пособие на детей одиноких матерей в возрасте до 16 лет 116,9 руб.; минимальный размер пособия по безработице 83,5 руб.; ритуальное пособие 834,9 руб.;

Стипендии: студентам ВУЗов 167 руб.; студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования 58,4 руб.; аспирантам, обучающимся с отрывом от производства 250,5 руб.; докторантам, обучающимся с отрывом от производства 500,9 руб. Как известно, Федеральный Закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге. Этот законопроект является правовой основой для установления величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге (см. Закон Санкт-Петербурга "О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге", от 6 декабря 2001 г. № 812106).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.