рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге на 1 квартал 2004 года была установлена в следующих размерах:

В расчете на душе населения 2739 руб. 90к.

Для трудоспособного населения 3133 руб. 50к.

Для пенсионеров— 1961 руб. 20к.

Для детей 2461 руб. ООк.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. К сожалению, его размеры остаются крайне низкими. По данным, установленным Федеральным законом минимальный размер оплаты труда по состоянию на 01.09.2005 равнялся 800 рублям в месяц, в то время как, прожиточный минимум в этот период составлял более 3000 руб. на душу населения.

С 2005 г. введены дополнительные меры поддержки семьи, женщин и детей. Увеличено пособие на рождение третьего ребенка до 1000 руб., ежемесячное пособие на ребенка с 1 июля 2005 г. увеличено до 100 руб. Сумма ежемесячных опекунских пособий на детей до трех лет составила 2170 руб. на детей от трех до шести лет 2670 руб., на детей школьного возраста 3460 руб. Введены дополнительные ежемесячные пособия для детей-инвалидов из многодетных семей с четырьмя и более детьми 200 руб., на детей многодетных одиноких матерей с четырьмя и более детьми — 50 руб. Расширена категория многодетных семей, пользующихся льготами по оплате жилищно коммунальных услуг, теперь 50процентную скидку имеют также многодетные семьи, где есть взрослые дети до 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях. На территории области дети из многодетных семей, детисироты и лица из числа детей-сирот имеют право бесплатного проезда в целях получения образовательных услуг. Введены социальные проездные для многодетных матерей, детей-инвалидов и сопровождающих их лиц.

Законодательно были предусмотрены (рассчитаны) не соответствующие между собой величины: запросы населения не были удовлетворены и МРОТ остается меньше прожиточного минимума в 5 раз. Постепенное увеличение уровня жизни, безусловно, происходило, но если, прибегнуть к цифрам, то, убеждаемся, что наравне с повышением уровня жизни населения в целом, материальное положение многих семей оставалось плачевным. В соответствии с Федеральным Законом, от прожиточного минимума зависит одно из главных направлений социальной политики, в том числе и семейной это формирование бюджетов РФ. Кроме того, в зависимости от величины прожиточного минимума варьируются размеры оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим семьям, а также прожиточный минимум влияет на степень разработки и реализации региональных социальных программ.

В настоящий момент существуют следующие типы социальной службы для семьи и детей, ранжирующихся по роду оказываемых услуг. В Указе Президента РФ "О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90е годы" от 1 июня 1992 г. № 543 было предусмотрено создание следующих органов:

1. Служба социальной помощи населению, предусматриватривающая выявление семей группы социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неудовлетворительных условиях, одиноких и престарелых, асоциального поведения родителей и детей) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов (психологов, юристов, врачей, педагогов и др.); проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

2. Служба планирования семьи, предусматривающая повышение квалификации врачей, работников культуры и просвещения по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; организацию центров планирования семьи.

3. Служба медико-социальной помощи, включающая патронаж беременных и родивших женщин, расширение сети стационарных медико-социальных учреждений для престарелых, инвалидов, неизлечимо больных людей.

4. Служба социальной реабилитации, которая должна проводить социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию ("ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспечешюсть, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно"), вернувшихся из мест лишения свободы, социальных учебно-воспитательных учреждений; оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских домов, не имеющих родителей или оставшихся без их

Новое законодательство о льготах, Сборник официальных текстов, М., 2005, с. 4 попечения (денежные пособия, помощь в трудоустройстве, возвращение или получение жилья, раздел имущества и т.д.); устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях; подготовку и внесение в народный суд заявлений об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, о выселении лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно; создание центров усыновления и попечительства, медикопсихологопедагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно-профилактических, учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для устройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

5. Служба психолого-педагогической помощи, создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и службы знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей в семье.

6. Служба социально-правовой защиты и юридической помощи, предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и по рассмотрению дел несовершеннолетних; создания социально-правовых консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей; содействия в организации семейных судов.

7. Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, имеющих своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их безнадзорности; содействие органам внутренних дел в предупреждении повторных преступлений лицами, ранее осужденными.

8. Служба семейного досуга, которая предусматривают участие в развитии социально-культурной среды, внешкольных, культурноспортивных и иных учреждений; создание центров семейного досуга, семейных клубов.

9. Служба социальнобытовой помощи и развития сети отделений и центров социальнобытовой помощи, расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким и инвалидам, развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезноортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта.

Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные (информация о социальных льготах, предоставляемых государством для улучшения условий воспитания детей, материального положения семей, порядка получения дополнительных льгот) и посреднические (установление контактов с администрацией по месту работы взрослых членов семьи и органами социального обеспечения с целью получения пособий, оказание содействия в улучшении жилищных условий).

Таким образом, на законодательном уровне предусмотрен широкий спектр учреждений для осуществления мер социально-правовой защиты семей, в том числе и семей, имеющих детей, с ограничениями жизнедеятельности.

Перейдем к освещению законодательно предусмотренных мер социально-правовой защиты семьи и детей. В рассматриваемый период в отношении защиты прав семьи, женщин и детей, в том числе детей с ограничениями жизнедеятельности были приняты следующие законопроекты:

Закон Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге" от 31 января 2003 г. № 111;

Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 20002005 годы"" от 14 января 2000 г. № 36;

Постановление Минтруда РФ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению"" от 19 июля 2000 г. № 53;

Постановление Минтруда РФ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям"" от 19 июля 2000 г. №52;

Постановление Правительства Ленинградской области "О региональной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области" на 20012003 годы" от 27 ноября 2000 г. № 29;

Постановление губернатора Ленинградской области "О Гарантированном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам Ленинградской области бесплатно" от 3 марта 2000 г. № 88пг.

Подведя итоги о состоянии социально-правовой защиты семьи в период президента В.В.Путина, нужно сказать, в первую очередь, о социально-экономических показателях. Анализ статистических показателей привел к следующим выводам: рождаемость снижается (при этом увеличивается число родившихся детей у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке), количество браков снижается, увеличивается число разводов. Иными словами, уровень жизни российских семей в России не улучшается.

При изучении показателей минимальных социальных гарантий для населения можно прийти к выводу о том, что законодательно были предусмотрены (рассчитаны) не соответствующие между собой величины: запросы населения не были удовлетворены, и МРОТ был меньше прожиточного минимума в 5 раз. В соотношении с величиной прожиточного минимума минимальный размер пенсии инвалидам с детства неотвратимо уменьшается. В том числе это касается минимальных размеров пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и других социальных пенсий. Кроме того, размеры многих пособий и стипендий не менялись с 1997 по 2000 г.

В начале XXI столетия широкое распространение получили российские некоммерческие организации, выступившие партнером для государства в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей и семьи. Свою роль в области защиты прав детей они видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по самым приоритетным направлениям (поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации; организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив; профилактика детской инвалидности; реабилитация детей с ограничениями жизнедеятельности без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития; развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения; воссоздание в России системы ювенальной юстиции и многие другие). Некоммерческими Организациями предусматривалась важная социальная функция по экспертизе социального законодательства и содействию реализации социальных программ, направленных на поддержание достойного уровня жизни граждан.

На законодательном уровне предусмотрен широкий спектр учреждений для осуществления мер социально-правовой защиты семей, в том числе и семей, имеющих ребенка с ограничениями жизнедеятельности. Среди них Службы: социальной помощи населению, планирования семьи, медико-социальной помощи, социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты и юридической помощи, социальной профилактики отклоняющегося поведения, семейного досуга, социально-бытовой помощи.

Одной из отрицательных мер, принимаемых правительством являлось закрытие федеральной целевой программы поддержки инвалидов на 20042005 гг. Данный шаг можно трактовать как отстранение государства отоказания помощи детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям в расчете на то, что об этом могут позаботиться, например, некоммерческий сектор: общественные, благотворительные организации и другие, а также частный сектор. Очевидна, на мой взгляд, своеобразная уловка правительства — уклонение от выполнения своих главнейших обязанностей социально-правовой поддержки незащищенных слоев населения, "...государство как основной проводник социальной и семейной политики заняло выжидательную позицию по отношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный выход из критического положения". В частности, в условиях низкого уровня заработной платы и продолжающегося падения уровня жизни современная российская семья как малая группа не имеет возможности не только улучшить, но и сохранить на достигнутом ранее уровне своего благосостояния. В области образования так и не созданы условия равноправного доступа граждан РФ к высшему и послевузовскому профессиональному образованию, как предусматривалось например в программе социальных реформ на период 19962000 годов.

Кроме того, в настоящий момент не учитываются особенности проживания, уровень жизни определенной категории граждан при разработке размеров большинства пособий.

Итак, уровень жизни современных российских семей не улучшается, об этом свидетельствуют многочисленные статистические показатели: минимальный размер оплаты труда, величина прожиточного минимума, минимальные размеры пенсий и т.д. На фоне социально-экономического неблагополучия и в связи с неэффективным исполнением государственными учреждениями законодательно-предусмотренных мер, отсутствием контроля и скоординированных действий всей системы социально-правовой защиты семьи в изучаемый период заметна активизация действий неправительственных организаций по защите прав и интересов семьи и детей.


2.3 Особенности социально-правовой защиты семьи, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности

В современном российском обществе институт семьи переживает процесс трансформации, депопуляции и другое воздействие со стороны общества и государства. Но у каждой семейной общности есть свои характерные особенности. Например, малоимущие семьи одновременно могут быть неполными, могут иметь в своем составе членов, имеющих ограничения жизнедеятельности (инвалидов) и т.д. В настояще параграфе предусматривается остановиться на подробном освещении сущности социально-правовой защиты семьи, имеющей в своем составе ребенка, имеющего ограничения жизнедеятельности (инвалида).

Термин "лица с ограничениями жизнедеятельности" будет и далее использоваться наряду с термином "инвалид".

Поскольку Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к выводу о необходимости использования данного термина, поскольку он более глубоко и научно определяет способности человека отличные от нормальных, и не привносит уничижительного смысла в это слово.

"Понятие "инвалидность у детей" подразумевает нарушение развития основных физиологических процессов детского организма, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующей воспитанию, обучениею и приобретении навыков".

В международных и национальных документах для обозначения человека с физическими недостатками общепринят термин "инвалид". "Invalide" в переводе с французского — "неспособный" производное от латинского "invalidus", что значит также "неспособный". В русский язык слово "инвалид" пришло из французского языка. Приведем определение этого слова, руководствуясь Большим словарем иностранных слов: "Инвалид лицо, полностью или частично утратившее трудоспособность". "Инвалидность (лат. invalidus "слабый") полная или частичная потеря трудоспособности вследствие заболевания или травмы".

Детская инвалидность наряду с детской (и младенческой) смертностью — важнейший индикатор социального развития. По нозологической структуре она существенно отличается от инвалидности взрослых ("Нозология раздел патологии, изучающий общее учение о болезни, причинах и механизмах развития, клинических особенностей отдельных болезней").

Понятие "инвалидность у детей" "подразумевает нарушение развития основных физиологических процессов детского организма, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующей воспитанию, обучению и приобретению навыков".

Как и в случае с детской смертностью, она во многом предотвратима.

Численность детей-инвалидов в России постоянно росла, и темпы ее роста были высокими или очень высокими. (См. таблицу).

Численность детейшшалидов, получающих социальные пенсии (на начало года)

Год Численность, чел На 10 000 детей Темп прироста, %
1982 64300 19,9 21,6
1983 70400 21,5 9,5
1984 76600 22,9 8,8
1985 82800 24,4 8,1
1986 90617 26,2 9,4
1987 98700 28,1 8,9
1988 1 1 1 200 31,2 12,7
1989 122 300 34,1 10,0
1990 137900 38,2 12,8
1991 155 151 43,1 12,5
1992 212004 59,4 36,6
1993 284717 80,9 34,3
1994 342 759 99,9 20,4
1995 398 943 117,5 16,39
1996 453 619 136,6 13,7
1997 513711 159,0 13,3
1998 563 719 179,7 9,7

Динамика численности детей-инвалидов, получающих социальные пенсии (пособия), зависела и от размера назначаемых пособий, причем не столько от его абсолютного значения, сколько от относительного веса в совокупном доходе семьи, в которой живет инвалид, поскольку инициатива в ходатайстве об установлении инвалидности и получении социальных пособий лежит на родителях ребенка (в случае нахождения ребенка в интернатном учреждении на администрации учреждениия). Так, наличие в многодетных семьях детей-инвалидов позволяет пользоваться существенными льготами. Следовательно, рост показателя детской инвалидности отражает не только реальное ухудшение здоровья детей, но также и изменение критериев инвалидности, постепенное привыкание к ним медицинских и социальных работников, либерализацию общего отношения к инвалидам.

Общая численность контингента детей-инвалидов реагировала на все изменения законодательства, что хорошо видно из показателей темпов ее ежегодного прироста. После пика 20 %ного прироста в первый год после узаконивания детской инвалидности (1981 г.) в 80х годах темп прироста

численности был равен 89 %, а в конце десятилетия он увеличился до 1213 %, и затем произошел гигантский скачек в 19911992 г.г., который составил 35 % ежегодно. После 1992 г. сохранялись высокие, но снижались темпы. В 1997 г. были отмечены минимальные в этом десятилетии значения, но и они оказались очень высоки — почти 10 %.

На 01.01.2001 года в Санкт-Петербурге насчитывается 19 369 детей-инвалидов. В декабре 2000 года это число составляло на 145 человек меньше. Снижение количества детей-инвалидов в городе связано с началом работы (со 2ой половины октября 2000 г.) педиатрических бюро медико-социальных экспертных комиссий, которые руководствуются новыми критериями инвалидности, более жесткими по сравнению с ранее действовавшими.

Вместе с тем показатель детской инвалидности в Санкт-Петербурге имеет тенденцию к увеличению и составляет 19,18 (в 1998 году 18,02, в 1997 году 16,9). Это объясняется снижением общего количества детского населения, проживающего в Санкт-Петербурге. В государственных учреждениях города находится 7,7% детей-инвалидов. Остальные воспитываются в семьях. По данным социологических опросов ГАООРДИ около 40% семей с детьми-инвалидами неполные, и 50% родителей в таких семьях разведены.

По расчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) реальная численность детей-инвалидов в России в 2000 г. составляла около 900 тыс. — 23 % детской популяции. Исследованиями А.А.Баранова установлено, что в России около 2 млн. детей имеют ограничения жизнедеятельности, социальных и физических возможностей, причем половину из них можно признать инвалидами с детства.

В современном российском законодательстве используется сравнителыю новое понятие — "лица с ограничениями жизнедеятельности". К этой категории относятся "инвалиды и лица, полностью или частично утратившие способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью" (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2003 г. № 111 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге").

В данной параграфе используются не только понятия "инвалид", "ребенок-инвалид", но и такое определение, как "лицо с ограничениями жизнедеятельности", что никак не противоречит законодательству РФ. Последнее понятие является более полным и подразумевает под собой людей, имеющих закрепленный за собой статус инвалида (инвалида с детства или ребенка-инвалида), так и лиц, еще не прошедших освидетельствование. Определение статуса ребенка-инвалида связано с определением двух терминов — "инвалид" и "ребенок". В нашей стране термин "дети-инвалиды" был впервые официально употреблен в Приказе Министерства здравоохранения № 1265 от 14.12.1979 г. "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет". Таким образом, уже в названии нормативного акта устанавливалась возрастная граница, до которой лицо считалось ребенком-инвалидом— 16 лет. В первоначальной редакции Федерального Закона "О социальной защите инвалидов" ребенком также признавалось лицо до 16-летнего возраста. Затем в новой редакции закона была установлена другая возрастная граница. В ст.1 в закона от 2 декабря 1995 г. указывается, что детьми-инвалидами признаются лица до 18-летнего возраста. Кроме этого, в Федеральном Законе от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дано четкое определение возрастной границы ребенка: "Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.