рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Кризисное состояние социально-экономической сферы, обострение политических, демографических, межнациональных противоречийоказывают существенное влияние на качество жизни всех семей и в первую очередь, одиноких женщин (мужчин), имеющих малолетних детей, семей с детьмиинвалидами и одиноких родителей.

Таким образом, современная семья претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но и в эпоху социальных перемен она остается фундаментальным социокультурным институтом и ключевой ценностью общества. Вот почему в современных условиях семья особенно нуждается в эффективной социально-правовой защите. Государство не должно стоять в стороне от семьи. Оно должно быть объективно заинтересовано в поддержании и укреплении семьи ради собственного существования и развития. А для того чтобы государство эффективно осуществляло социальную политику, ему необходимо четко представлять проблемы, с которыми сталкивается современная семья. И, прежде всего, в том, в чем проявляется кризис семьи, который выражается в снижении уровня жизни населения; уменьшении числа браков; увеличении числа разводов; росте числа одиноких людей; сокращении уровня рождаемости до депопуляции; упрощении функций и структуры семьи; падении ценности детей, стремлении к гедонистическим формам жизни; росте внебрачной рождаемости; низком уровне медицинской помощи (в момент рождения, до и после рождения); уменьшении количества детских садов, уровня и качества обслуживания, доли детей-инвалидов в семьях; увеличении проблем трудоустройства для подростков; росте конфликтности в семьях, школах, на улице (причина преступлений среди подростков — насилие по отношению к ним в семье); уклонение родителей от воспитания детей (на начало 1998г. 4205 родителей на учете ГУВД г. Санкт-Петербурга); социальном сиротстве 2 млн. беспризорников по России.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Современная семья не справляется с присущими ей традиционно репродуктивными, социально-экономическими, воспитательными функциями;

Растет социальное сиротство, которое ложится дополнительным бременем на государственный бюджет, создает условия для криминализации детей и подростков;

Усиливается деградация первичной социализации детей, закладывающая основу будущего иждивенчества и девиантного поведения значительной массы людей;

Семейная политика государства ориентирована лишь на защиту аномальных и маргинальных семей;

Остается несовершенной нормативно-правовая база, связанная с защитой семьи;

Отсутствует контроль за надлежащим исполнением законодательства о семье.

Нет сомнения в том, что целью семейной политики, частью которой является социально-правовая защита семьи, есть улучшение демографической обстановки, повышению образовательного и культурного уровня, поднятие общего потенциала нации, что в свою очередь приведет к социально-экономическому процветанию всего государства.

Защиту со стороны государства можно получить путем социально-правового регулирования отношений между государством и семьей. У государства имеются определенные "рычаги", с помощью которых оно может устанавливать, разрабатывать, контролировать и регулировать социально-правовую защиту семьи. Создание эффективных нормативно-правовых актов, на основании которых семья при любых сложившихся неблагоприятных условиях в стране, оставалась бы с минимумом потерь, по силам только институту государственной власти.

Социальная защита есть ответственность государства за здоровье и благополучие своих граждан, способная обеспечить достойное сущест

вованпе каждого. Такое определение принято во всех цивилизованных и социальноориентированных государствах.

В понятие правовой защиты входит комплекс определенных юридических мер и приемов, носящих рекомендательный, законодательный и исполнительный характер и закрепленных в Конституции, Кодексах, Федеральных Законах РФ, Указах Президента, Постановлениях Правительства РФ. Таким образом, социально-правовая защита представляет собой комплекс социальных мер, действие которых закреплено и регулируется соответствующим законодательством. Социально-правовая защита направлена на эффективное обеспечение жизнедеятельности института семьи, на разрешение возникающих конфликтов между членами семьи, а также на охрану от внешних неблагоприятных воздействий (поддержка достойного существования в кризисных ситуациях: безработица, стихийные бедствия и т.д.)

Социально-правовая защита семьи комплекс мер социального и правового характера, обеспечивающих защиту прав семьи и каждого его члена в отдельности, направленных на полноценное функционирование данного социального института, включающих в себя меры реабилитационного, профилактического и правового характера. Данное обстоятельство с необходимостью придает социально-правовой защите семьи характер системного образоания. Но прежде чем о последнем будет сказано, ответим на вопросы, от чего нужно защищать семью и кто ее будет защищать? Ведь семья выступает в роли объекта социально-правовой защиты. Субъектом данной защиты будет выступать тот, кто будет защищать интересы, права и свободы семьи. В данном случае, главным субъектом социально-правовой защиты выступает государство, которое призвано выражать общественные интересы. Свою непосредственную функцию государство выполняет с помощью разработки и принятия норм социально-правовой защиты, которая включает в себя: создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между семьей и государством; увеличение адресности оказания социальной поддержки нуждающимся семьям, семьям с одним родителем; регулирование системы медицинского и социального обслуживания семей; разработка мер по повышению уровня жизни населения, путем усовершенствования политики занятости и политики доходов российских семей и многое другое.

Социальное действие, совершаемое в отношении семьи, можно схематично обозначить следующим образом:

1. Действующее лицо: институт государства.

2. Потребность в активизации поведения: подготовка квалифицированных специалистов в области защиты прав и интересов семьи, социальных работников для своей страны.

3. Цель действия: подъем экономики, совершенствование социальной сферы и процветание нации.

4. Метод действия: трансформация системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния всех нуждающихся категорий семей; создание современной правовой базы развития семьи как социального института и формирование государственной семейной политики как важнейшей составной части государственной социальной политики. Контроль и организация деятельности по исполнению законодательства уполномоченными социальными службами (ведомствами, государственными организациями, общественными объединениями).

5. Объект, на которое направлено действие: институт семьи.

6. Результат действия: поддержка адаптационных возможностей российской семьи и создание благоприятных условий для обеспечения ее жизнедеятельности.

Таким образом, социальные действия включают медицинскую помощь, обслуживание на дому, социальное обеспечение, нематериальную помощь и т.д. Регулируются перечисленные социальные действия соответствующими нормативно-правовыми актами. В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь характер краткосрочной социальной защиты в условиях массовой бедности многих российских семей. Она направлена преимущественно на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

Основные задачи социально-правовой защиты предусматривают:

реализацию установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;

адаптацию системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;

дифференцированный подход к различным категориям населения.

Итак, семья выступает в роли объекта социально-правовой защиты, а основным институтом данной защиты выступает государство, защищающее интересы, права и свободы семьи. В данном случае оно призвано выражать всеобщие общественные интересы. Свою непосредственную функцию оно выполняет с помощью разработки, принятия и применения на практике норм социально-правовой защиты. Речь идет о создании эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между семьей и государством; увеличении адресности социальной поддержки нуждающимся семьям (семьям с одним родителем, семьям, имеющим ребенка-инвалида); регулировании системы медицинского и социального обслуживания семей; разработке мер по повышению уровня жизни населения, путем усовершенствования политики занятости и политики доходов российских семей и о многом другом.

Для уяснения вопроса от чего нужно защищать семью, необходимо раскрыть источники социальной незащищенности. "Источники незащищенности это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей". Анализ источников социальной незащищенности необходим для повышения эффективности социальной защиты семьи. Ссылаясь на Д.Н. Наклонова и Т.В. Шевцову, источники социальной незащищенности можно разделить на 2 группы: абсолютные и относительные.

К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность семьи и снижают ее в той или иной степени. Это безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы и др.

Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся источниками незащищенности. К ним следует отнести: несправедливое распределение доходов; снижение уровня личного потребления; сокращение объема и снижения качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы. В современных условиях проблема социальной защиты людей возникает перед обществом снова и снова и каждый раз ее решение требует нестандартные подходы. Мировая практика разработала достаточно эффективную систему нейтрализации источников социальной незащищенности. Она включает: социальные, экономические, правовые и политические механизмы.

Социальный механизм предполагает активизацию деятельности общественных организаций (обществ потребителей, армии спасения, фондов милосердия); развитие отношений социального партнерства и др.

Экономический механизм включает разработку социально-экономических программ, выплату пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот уязвимым слоям населения; предоставление населению льготных кредитов и др.

Особое значение имеет правовой механизм. Он предусматривает законодательное обеспечение правовой защищенности граждан; издание нормативных актов, правовое воспитание населения; обеспечение соблюдения законов и активное правоприменение.

Немаловажное значение в нейтрализации источников социальной незащищенности имеет государственная политика. Политический механизм создает условия для согласования социально-экономической политики между регионами и странами, повышения общей социально-экономической стабильности и др.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что источниками социальной незащищенности современной семьи являются: безработица, инфляция, военные конфликты, экологические проблемы. Они являются абсолютными источниками социальной незащищенности. Также источниками социальной незащищенности, являются проблемы, с которыми сталкивается сегодня семья и которые призвана решить государственная семейная политика. Среди них:

ухудшение социального обеспечения и социальной помощи малообеспеченных семей и семей с низкими доходами;

сокращение объема и снижения качества медицинских услуг;

обострение жилищной проблемы;

обострение социально-демографической ситуации в стране (малодетность семьи);

снижение воспитательного потенциала семьи;

рост числа неполных семей;

снижение уровня личного потребления;

несправедливое распределение доходов;

несоблюдение нормативно-правовой базы, посвященной семье;

Все перечисленные источники в той или иной мере выражают направленность современной семейной политики. Для устранения вышена

званных источников незащищенности требуются эффективные меры семейной политики, одним из направлений которых является социально-правовая защита семьи.

Итак, современная семья претерпевает изменения, находясь в непростой социально-экономической ситуации. Невыполнение семьей многих присущих ей функций во многом зависит от влияния внешних воздействий. Для полноценного функционирования института семьи необходимо создание социально-правового регулирования отношений между государством и семейной общностью. В особенности это актуально в переходные периоды социально-экономического и политического развития страны. От того, насколько эффективно выполняет свои функции институт семьи, зависит стабильность и интеграция общества. Для создания эффективного механизма социально-правовой защиты семьи нужно учесть все права, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, а также их исполнение. Создаваемые социально-экономические программы по защите и охране семьи должны основываться на существующем законодательстве о семье с учетом всех проблем, с которыми она сталкивается.

Основным содержанием таких программ является целостный комплекс мер законодательного и правоприменительного (практического) характера со стороны законодательных и исполнительных органов политической власти, включая его федеральные, региональные и муниципальные уровни, обеспечивающих последовательное и неуклонное обеспечение и реализацию конституционных прав семей, в особенности социальных прав семей с детьмиинвалидами. Составной частью такой защиты выступает детально разработанное "дерево целей" политики социально-правовой поддержки семьи, совокупность основных принципов, методов и технологий их достижения, включая их адекватное ресурсное обеспечение. Социальная защита семьи предусматривает социальное обеспечение, социальную помощь, психологическую, реабилитационную и другую помощь, оказываемую государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими и благотворительными организациями.

Поскольку под социально-правовой защитой семьи в диссертации понимается целостный комплекс мер социального, нормотворческого и правоприменительного характера, обеспечивающих защиту прав семьи, каждого ее члена в отдельности, направленных на воспроизводство и полноценное функционирование данного социального института, постольку важно с системносоциологической точки зрения выявить ее основные компоненты. На этой основе можно раскрыть содержание и основные функции государства и местного самоуправления.

Согласно ключевым положениям философскосоциологической концепции социальных систем, социально-правовая защита семьи имеет системный характер. Как известно, у истоков системносоциологического истолкования общества, его подсистем и институтов находились К.Маркс, Э.Дюрктейм, М.Вебер, Т.Парсонс, Л.фон Берталанфи, Ю.Хабермас, Н.Лумман и др. Так, К.Маркс отмечал, что "органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы". Т.Парсонс писал, что "увеличение сложности систем ... включает развитие подсистем с более специфическими функциями воздействия на систему как целое". Наконец, Н.Лумман выделял такие составляющие общества как "сфера социального взаимодействия", "социальная сфера", "сфера права" и др.

С учетом исследований системной проблематики в зарубежной социологии в нашей стране названную позицию поддерживает С.А.Кузьмин. "Система, пишет автор, есть тот объект, который обладает спонтанностью существования среди других объектов и своими собственными закономерностями развития, отличными от закономерностей развития как его собственных отдельных элементов, так и других независимых объектов". В контексте сказанного академик В.Г.Афанасьев отмечал, что как общество в целом, так и образующие его подсистемы в своей основе имеют вещные, процессуальные, духовные и человеческие компоненты. При этом "базовым признаком системы, по утверждению В.П.Кузьмина, является интегральная целостность или интегральное единство, а специфическим предметом изучения интегральные свойства и закономерности". Что касается структурно обособленных основных подсистем общества как целостной социальной системы, то в этом отношении убедительную позиции изложил В.С.Барулин. По его мнению, "основными сферами жизни общества являются материальнопроизводственная, социальная, политическая и духовная".

Рассмотренные теоретикометодологические положения позволяют осветить основные компоненты системы социально-правовой защиты семьи в современном обществе, а также показать системное содержание официальной политики политики социально-правовой защиты, которую проводят государственные и муниципальные институты политической власти. С политикосоциологической точки зрения политика это властный способ организации общества, основу которого составляет процесс достижения социально значимых (публичных) целей и поддержания целостности последнего на основе разграничения и согласования разнообразных интересов и потребностей основных классов и групп населения, предусматривающий управление обществом со стороны политической элиты и иных социальных субъектов власти через политические институты общества.

В приведенном понимании политики основной акцент делается на ее истолковании как специфического вида социального процесса, содержанием которого является обнаружение, познание и использование объективных законов устройства, функционирования и развития управляемых объектов, принятия и исполнения управленческих решений посредством регулирующего, организующего, упорядочивающего и контролирующего воздействия на них со стороны властных (управляющих) субъектов и институтов для достижения общественно значимых целей публичного, корпоративного и иного характера. При таком подходе политика неизменно связана с реализацией публичных целей, выражающих всеобщие и общезначимые интересы населения той или иной территории. Поэтому политика всегда имеет публичный характер и преследует общезначимые цели.

Но не только государство осуществляет публичную политику в области социально-правовой защиты. Также активное участие в в этом процессе принимает на уровне определенных территорий такой политический институт, как местное самоуправление. В результате названную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие политические институты государственной и муниципальной власти, как президент (глава государства), правительство, органы исполнительной власти регионов (например, губернаторы и региональные правительства) и на местах (мэры и главы администрации городов и иных поселений). Сказанное не исключает возможность участия законодательных и представительных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Осуществление социально-правовой защиты семьи с помощью политикоуправленческой деятельности местного самоуправления более действенна еще потому, что в распоряжении муниципальных органов вполне законно находится ресурсная база и местная инфраструктура, складывающаяся из муниципальной собственности, налоговых поступлений, государственных дотаций и субвенций, доходов соответствующих предприятий и др.

Таким образом, ключевым компонентам социально-правовой защиты семьи как системного образования выступает муниципальная власть, имеющая общественногосударственный характер. МСУ является одним из значимых институтов социально-правовой защиты семьи, посредством которого осуществляется организация деятельности подведомственными институтами социально-правовой защиты на местах (социальные учреждения, детские дома и т.д.) в целях эффективного ее осуществления, а муниципальная политика выступает одним из способов осуществления социально-правовой защиты семьи. Вот почему рассмотрению вопроса о местном самоуправлении уделяется столь пристальное внимание. Будучи системным образованием, муниципальная политика социально-правовой защиты состоит из предметной области инфраструктуры^ (вещных) компонентов, а также из процессуальных, институциональных, человеческих, духовных и иных элементов. Взаимодействие названных элементов придает ей целостность и динамическую устойчивость. Как следует из вышеизложенного, с системносоциологической точки зрения она, как всякое целостное образование, представляет собой единство вещных, человеческих, институциональных, процессуальных и духовных компонентов.

Переходя к освещению основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи как разновидности социальной (семейной) политики следует упомянуть о том, что она как системное образование также "представляет собой иерархическую совокупность дополняющих друг друга компонентов, находящихся в отношениях взаимной субординации и координации", среди которых основную роль играют человеческие (социальные субъекты), институциональные, вещные (инфраструктурные), процессуальнонормативные и духовные компоненты". Приведенные выше научные положения имеют определенное методологическое значение, ибо задают теоретические ориентиры для выделения существенных компонентов содержания современной системы социально-правовой защиты семьи.

Первичными компонентами системы социально-правовой защиты семьи выступают институциональные составляющие, к которым относятся социальные службы, организации, учреждения государственного и негосударственного характера.

Вторым компонентом системы социально-правовой защиты семьи выступают социальные субъекты — люди, выполняющие функции организации и осуществления самой социально-правовой защиты семьи (государственные и муниципальные служащие, чиновники, социальные работники, волонтеры и др.).

Данное основание позволяет выявить третий, довольно объемный по своему характеру, компонент системы социально-правовой защиты семьи — ее процессуальнонормативные составляющие. К ним относятся: нормы (законы), цели (дерево целей социально-правовой защиты семьи), принципы, методы, технологии, ресурсы и инфраструктурные составляющие (детские дома, школы, социальные службы, и т.п.), правоприменительная составляющая социально-правовой защиты семьи, характеризующая исполнение законов на практике.

Все перечисленные элементы являются необходимыми составляющими полноценной системы социально-правовой защиты семьи. В полной мере они представлены в практике функционирования последней в большинстве развитых стран мира. Среди них показательны примеры организации и проведения социально-правовой защиты семьи в таким странах, как Швеция и Великобритания, которые представляют разные модели социально-правового государства: социалдемократическую и либеральную. В следующем параграфе речь пойдет об этих шведской и английской моделях социально-правовой защиты семьи, анализ которых, возможно, послужит примером для изменения или разработки современной социально-правовой защиты семьи в Российской Федерации.

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании

В первую очередь заслуживает освещения опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции. Премьерминистр Швеции Т.Эрландер утверждал, что: "Человек должен иметь возможность применять свои способности для иного, чем для борьбы за сносное существование. Единство устремлений, уважение к ближнему, чувство причастности к общему делу и влияние на жизнь общества также важны для человеческого существования, как и рост материального благополучия".

Шведская социальная модель признана во многих странах мира. Достижения Швеции в решении социальных проблем инвалидов и детей, пожилых и молодежи, семей и женщин изучаются в Европе и Азии, Америке и Африке, и не только студентами в университетах, но и специалистами в области социальной политики. И это не случайно. Благодаря многолетним усилиям шведов, направленным на улучшение условий жизни всех без исключения групп населения, Швеция с завидным постоянством демонстрирует всему миру возможности реального улучшения социального климата для всего общества, для людей всех возрастов, полов и профессий. В основе политики всех послевоенных правительств лежат принципы равенства, справедливости, преодоления нищеты и дискриминации. Шведская социальная политика страны базируется на солидном законодательстве. Хотя Швеция и является нашим северным соседом, для большинства россиян её социальная политика малоизвестна.

Бесспорно, что шведский социальный опыт нельзя скопировать для современной российской действительности. Это было бы неправильно и просто невозможно, особенно учитывая экономическое состояние нашей страны. Но использовать шведские методы социальной работы с группами населения, с отдельными лицами и в масштабах семьи, видимо, целесообразно. Поэтому, проанализировав специфику социально-правовой защиты семьи в Швеции, необходимо будет выявить наиболее подходящие способы и методы работы в этом направлении для современного российского общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.