рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Уход за лицами с семьей подразумевает меры в отношении детей и взрослых, которые нуждаются в помощи и услугах социальных служб. Это может быть, например, экономическая помощь для обеспечения семьям жизни определенного стандарта, а также социальной помощи и профилактической работы.

Семье установлено пособие на ребенка в возрасте до 16 лет. Выплачивается 4 раза в год, не облагается налогом. С 1974 года в систему пособий для семей были внесены изменения: вместо пособия по беременности и родам, которое выплачивалось матери, теперь после рождения ребенка выплачивается пособие обоим родителям, его нужно получить в течение 180 дней после рождения ребенка. Также предусматривается десятидневное пособие в тех случаях, когда ребенок нуждается в дополнительном уходе. Срок выплаты может быть назначен на период от рождения ребенка до окончания им 1го класса школы.

В современной шведской семье мужчина и женщина распределяют трудовые обязанности, и обязанности по уходу за детьми между собой поразному. В конце 60х годов около 70% замужних женщин с малолетними детьми были домохозяйки и приблизительно 30% имели работу. Сегодня трудовая активность женщин равна мужской. Швеция одна из тех стран, где мужчины и женщины составляют приблизительно равные части рабочей силы. Причем шведская семья с работающими родителями имела в конце 80х годов наибольшую рождаемость в Европе более 2х детей на родящую женщину. В 1995 году число детей на одну женщину в Швеции снизилось до такого же уровня, как и в других странах Европы. Шведский пример, однако продемонстрировал, что высокая степень работающего населения страны может сочетаться с высокой детской рождаемостью, что долгое время считалось невозможным. Высокая рождаемость, которая наблюдалась в Швеции довольно долго, можно воспринимать как признак успешной семейной политики, и справедливого разделения ответственности и труда между мужчиной и женщиной. Политика и вмешательство государства в семью были направлены на создание равенства между мужчиной и женщиной путем предоставления им равных возможностей участия в трудовой и общественной жизни. Между тем, равного разделения труда и ответственности в рамках семьи, чего требовал выход женщин на рынок труда не произошло. Женщины продолжают выполнять основную часть работы по дому и уходу за детьми, и для того, чтобы управиться с этими обязанностями, они меньше, чем мужчины, посвящают себя трудовой карьере.

С 1994 года действует закон о поддержке и услугах для людей с некоторыми ограниченными функциями. Его целью является содействие утверждению права на равенство и участие в общественной жизни для людей с заметными функциональными нарушениями.

Анализ системы социально-правовой защиты в Швеции показывает нам высокую степень защиты семьи от различного рода негативных внешних воздействий. Предусмотренная система страхования охватывает широкий круг категорий населения, что, безусловно, положительно сказывается на социальном благополучии семьи.

Учитывая тенденцию к возрастанию разводов, а как следствие неполных или новых семей, нетрудно заметить характер семейной политики в Швеции. Характер семейной политики направлен на равенство супругов, на равное распределение обязанностей по уходу за детьми. В пенсионном обеспечении предусмотрен одинаковый возраст мужчин и женщин для назначения пенсии, а в налоговом законодательстве принцип индивидуального налогообложения доходов. Т.е., если рассматривать с законодательной точки зрения, то семейная политика регулируется не только путем социального обеспечения, но и с помощью налогового законодательства, медицинского страхования, проявляющегося в бесплатном начальном и среднем образовании, бесплатном здравоохранении и стоматологии для детей и подростков. Немало важно, что стоимость предоставляемых социальным сервисом услуг зависит от социального слоя населения, к которому принадлежит семья.

При анализе шведской модели социально-правовой защиты семьи выясняется, что наряду с достижением равенства супругов в семье, есть и другая цель семейной политики. Именуется эта цель "равное распределение общественных благ", которая осуществляется путем создания частного сектора оказания социальных услуг в социальной сфере, четкого и справедливого разделения ответственности и труда между мужчиной и женщиной.

Почему система социального обслуживания или система пенсионного обеспечения называется именно системой. Потому что система, в данном случае — это комплекс мер, способов, приемов и процедур, применяемых в семейной политике, которые обеспечивают последовательное и правильное функционирование всех государственных институтов и служб. Функционирование всех законодательных предписаний зависит от правильного и последовательно составленного плана действий по их осуществлению. Примером такого правильного "плана" может служить финансирование социальной сферы в Швеции, которое происходит за счет государственных и коммунальных средств (налогов). Другим примером может служить Закон о .всеобщем страховании, который вступил в силу в 1962 году, появление/ оторого привело к организованной координации различных форм страхования. Построение шведской системы пенсионного обеспечения основалось на стремлении к "горизонтальному" выравниванию доходов,; г.е. между здоровыми и больными, работающими и безработными), г большей степени, чем к "вертикальному" (то есть между богатыми и бедными).

В Швеции будущих специалистов по социальной работе, прежде всего, обучали знаниям юрисдикции, администрации, социальной политики и экономики. Подобные разносторонние знания, позволяли глубже проникнуть в проблемы социального характера. Большое положительное значение имеет тот факт, что шведы уже в начале 20 века осознали, что социальные проблемы могут быть решены лишь в том случае, если первоначальное внимание будет обращено на семью и отдельную личность. Они первые смогли эффективно совместить новые формы индивидуальной социальной работы, разработанные в США на основе психотерапии Фрейда с реформированием законодательства и экономической системы Швеции.

Что касается законодательства, то, начиная с 1913 года, в Швеции установленная пенсионная система основывалась на страховании и рассчитывалась индивидуально, т.е. размер пенсии зависит величины дохода. Подобный метод расчета размера пенсии, безусловно, является стимулом для повышения профессионального уровня застрахованного и его заработка. Несмотря на высокий возрастной ценз для получения пенсий, люди, получающие пенсию, имеют большое преимущество, благодаря грамотному распределению пенсионных выплат. Напомню, что система национальных пенсий включает в себя народную (основную), дополнительную (служебную, трудовую) и частичную (неполную). Важно то обстоятельство, что закон о частичных пенсиях позволяет решить одновременно два вопроса: трудоустройство людей пенсионного возраста и воспитание детей. Закон о всеобщем страховании регулирует и упорядочивает предоставление медицинских услуг, выплату пособий родителям, выплату народных пенсий и дополнительных пенсий. Примечательно, что стоматологическая помощь осуществляется бесплатно лицам до 20 лет. Система страхования отталкивается, прежде всего, от доходов индивида.

Проблема увеличения разводов не обошла стороной и Швецию и в связи с этим, правительство Швеции расширяет систему поддержки семьи. Можно выделить главные положительные моменты в этой системе. Это пособие родителям в течение 12 месяцев по случаю рождения ребенка, "отцовский месяц", пособие по материнству и многие другие льготы. Особенно хочется заметить, что еще в законопроекте 1987 года закреплено положение о том, что и мужчины и женщины несут равную ответственность за детей и домашнюю работу. Идея совместной семейной ответственности и равенства полов прослеживается во всех законодательных актах по защите семьи.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на отлаженную систему социально-правовой поддержки семьи зависимость последней от государства все более возрастает.

Существование медицинских центров "Контроль здоровья" на предприятиях обеспечивает постоянную защиту детей и беременных женщин. Если предоставление медицинских услуг оказалось не качественным, то пациент всегда может обратиться в государственное учреждение защиты прав пациентов. Шведское законодательство предусматривает принудительный уход за алкоголиками. Очень важна, на мой взгляд, мера по выплате пособия на ребенка в возрасте до 16 лет.

И конечно же, об успешности любого начинания можно судить по результатам деятельности. Речь идет о том, что эффективность социальной политики Швеции в конце 80х годов характеризовалась высокими показателями рождаемости в семьях с двумя работающими родителями. Однако к 1995 году уровень рождаемости снизился и достиг средней отметки по Европе. Возможно, подобный результат вызван не ослаблением эффективности социальной политики, а воздействием процесса глобализации на общество? А может быть, меры социальной политики оказались на определенном этапе мало эффективны и это связано с определенными социальными процессами?

Хочется отметить, что частная альтернатива государственному сервису в Швеции возросла, что свидетельствует о провозглашенных социально-демократических принципах в этом государстве. Об этом также свидетельствует принцип равенства полов, который лежит в основе законодательства.

Несмотря на возникающие трудности, социально-демографического характера, такие как, изменение состава семьи, старение населения, шведская система социально-правовой защиты остается одной из наиболее совершенных в мире.

Очень важными, на мой взгляд, мерами социально-правовой защиты являются следующие: компенсация пособия или подругому общественная компенсация одинокому родителю, выплачиваемая в случае, если бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить алименты. И жилищное пособие (общественное пособие по оплате жилищных расходов) для семей с низкими доходами. Перечисленные пособия выплачивает государство.

В отличие от шведской модели, иное содержание имеет опыт социально-правовой защиты семьи в Великобритании. Речь идет о том, что социальные услуги, предоставляемые индивидуальным лицам в Великобритании, начали развиваться после принятия Закона о помощи бедным (1601г.), на основе которого ответственность за работу с бедными несли местные органы власти в приходах.

Основное законодательство по предоставлению социальных услуг индивидуальным лицам содержится в следующих законодательных актах Парламента:

• Закон о национальной помощи 1948г.

• Закон об усыновлении 1958г.

• Закон о системе здравоохранения и общественном здоровье 1968г.

• Закон о детях и подростках 1968г.

• Закон о хронически больных и об инвалидах 1970г.

• Закон о национальной системе здравоохранения 1977г.

• Закон об уголовных преступлениях 1983г.

• Закон о здравоохранении и социальных службах 1983г.

• Закон о зарегистрированных домах 1984г.

• Закон об инвалидах (услуги, консультации и представительство) 1986г.

• Закон о доступе к досье индивидуальных лиц 1987г.

• Законе детях 1989г.

• Закон о национальном здравоохранении и об уходе, предоставляемом общинами 1990г.

Закон о детях — 1989г. это хартия для детей и является самой фундаментальной реформой, проведенной в сфере заботы и воспитания детей. Впервые общие и частные законы Великобритании, касающиеся ребенка, были объединены в одном законодательном акте.

Основные положения закона:

• Благосостояние ребенка (основа закона);

• Лучше всего, чтобы ребенка воспитывали родители. Они продолжают нести ответственность за детей, даже если живут отдельно от них. Местные органы власти должны предоставлять различные услуги, чтобы помогать родителям воспитывать детей дома;

• Голос ребенка также следует учитывать при принятии решения о его будущем;

• Для родителей и детей должен существовать эффективный механизм жалоб на местные органы власти, если те недовольны их услугами;

• Местные органы власти могут получать родительскую ответственность за детей только на основании распоряжения суда, которое родители могут оспаривать;

• Судебное распоряжение может последовать только в том случае, если его выдача будет лучшим выходом из ситуации; 1й шаг на пути у ребенка это "замещающая семья";

• Ненужные отсрочки судебного разбирательства могут нанести ущерб благосостоянию ребенка;

• Детей, которые не могут сидеть дома, следует поместить у родственников, если это возможно, или поблизости от их семей, чтобы братья и сестры, другие члены семьи могли поддерживать контакт друг с другом;

• Детей-инвалидов следует обеспечить таким же уровнем защиты, как и других детей;

• Местные оргаЕш власти должны учитывать расовое происхождение и религию детей, находящихся на их попечении, и также учитывать эти факторы при нахождении приемных семей, организации дневного ухода.

В Великобритании накоплен уникальный опыт правового регулирования проблем социального обеспечения.

После 1959 года в Великобритании проведены 2 крупные реформы законодательства о социальном обеспечении в 1975 году и в 1986 году, которые в советской правовой литературе не были предметом специальных монографических исследований. Между тем законодательство 1986 года отображает новые тенденции в развитии социального обеспечения, возникшие в 1980х годах и направленные на далекую перспективудо первой трети 21 века.

Этапы развития социального обеспечения, как их описывает Мачульская:

1 этап — laisserfaire, т.е невмешательства государства в регулирование отношений по материальному обеспечению стариков, нетрудоспособных и безработных граждан (до начала 20 века и принятия первых законов о социальном обеспечении);

2 этап ограниченного правительственного регулирования государством этих отношений (с начала 20 века до 2 мировой войны);

3 этап активного управления социальным обеспечением со стороны государства (с конца 1940х годов до настоящего времени).

В период первоначального накопления капитала существовали отдельные гратисарные формы обеспечения, реципированные из феодального способа производства (государственное и общественное призрение, благотворительность, сбор милостыни и т.п.) По мере развития капитализма возникли формы коллективной взаимопомощи, например, дружескис общества на взносовой основе выплачивали пособия своим членам в случае утраты заработка изза болезни, инвалидности, старости, потери кормильца. В конце 19 века зародилась система оказания помощи безработным.

2й этап начался с принятия первых законов о социальном обеспечении: Закона "О компенсациях рабочим за увечье на производстве" 1907г., Закона "О пенсиях по старости" 1908г., Закона "О национальном страховании" 1911г. Эти законы заложили основу для формирования будущей структуры государственной системы социального обеспечения. Это этап ограниченного вмешательства государства в регулирование отношений по социальному обеспечению.

Начало 3го этапа эволюции социального обеспечения в Великобритании связано с воплощением в жизнь принципов социального обеспечения, разработанных У.Бевериджем и закрепленных в ряде новых законов:

"О национальном страховании" 1946г.;

"О страховании от производственных увечий" 1946г.;

"О семейных пособиях" 1945г.;

"О государственном вспомоществовании" 1948г.

Эволюция системы социального страхования в Великобритании с момента ее возникновения в 19081911 годах до принятия Закона "О национальном страховании" в 1959г. явилась предметом специального исследования в монографии В.Г.Каленского "Социальное законодательство Англии", изданной в 1969 году. Автором рассмотрены важнейшие положения послевоенной реформы законодательства о социальном обеспечении, осуществленной на основе плана У.Бевериджа, дана характеристика условий пенсионного обеспечения от предприятий.

Принципы социального страхования, сформулированные У.Бевериджем, нашли свое отражение в законодательстве многих стран мира и сегодня продолжают влиять на тенденции его развития. Идея У.Бевериджа в том, что социальное обеспечение в высокоразвитом обществе должно создаваться в результате сотрудничества между государством и гражданином, стала ключевой при проведении реформы 1986 года.

В результате реформы социального обеспечения 1986 года в Великобритании пособия по болезни и по беременности и родам переданы в ведение страховых программ, создаваемых на предприятиях. Следовательно, они практически перестали быть государственными пособиями, правовое регулирование, предоставления которых осуществляется актами парламента, и превратились в производственные пособия, условия назначения и выплаты которых определяются коллективным договором и договором найма. Право на государственное пособие по болезни и по беременности и родам сохранено при условии уплаты взносов лишь за теми гражданами, которые не участвуют в производственных страховых программах.

Особенности социального обеспечения в Великобритании на этапе активного управления им со стороны государства (с 1940х годов по настоящее время):

1. Завершение формирования системы социального обеспечения в двух организационноправовых формах — социального страхования и вспомоществования;

2. Практически всеобщий охват социальным обеспечением лиц, работающих по договору найма, а также его распространение в той или иной степени на самозанятое население и неработающих граждан;

3. Предоставление социального обеспечения во всех типичных случаях утраты заработка, а также в случае нуждаемости;

4. Рост расходов на социальное обеспечение;

5. Возникновение самостоятельной отрасли права — "Права социального обеспечения";

6. Централизация управления государственной системой социального обеспечения в рамках министерства здравоохранения и социального обеспечения.

Вспомоществование как реформа социального обеспечения — обеспечение граждан, чьих средств недостаточно для удовлетворения официально признанных минимальных потребностей.

Признаки вспомоществования как организационноправовой формы социального обеспечения:

1. Создание финансовой базы за счет средств государственного бюджета;

2. Субъекты отношений по оказанию вспомоществования — местные органы министерства здравоохранения и социального обеспечения и нуждающиеся граждане;

3. Основание выплаты пособий и пенсий — состояние "нуждаемости";

4. Назначение выплат в размере, восполняющем нехватку средств до установления минимальной суммы;

5. Наделение служащих органов социального обеспечения правом "усмотрения" при вынесении решений о предоставлении выплат;

6. Управление системой вспомоществования специальным подразделением Министерства здравоохранения и социального обеспечения.

До 1986 года большинство пособий по вспомоществованию назначались после "проверки нуждаемости", которая в настоящее время заменена "проверкой доходов". При разработке понятия и процедуры "проверки доходов" существует "базовая сумма еженедельного дохода". Право на пособие определяется путем сопоставления чистого еженедельного дохода гражданина с утвержденной правительством "базовой суммой".

Пособие выплачивается, если доход гражданина меньше "базовой суммы". Право на вспомоществование, помимо размера еженедельного дохода, зависит от возраста, места жительства, семейного положения и других факторов. Поэтому в апреле 1999 года в стране была введена общенациональная минимальная заработная плата. Первоначально она была установлена в размере 3,60 фунтов стерлингов в час для лиц в возрасте от 22 лет и старше, а позже была поднята до 3,70 фунтов. Уровень минимальной заработной платы повысился с октября 2001 года до 4,20 фунтов. Ставка для молодежи в июне 2000 года повысилась с 3,00 фунтов до 3,20 фунтов. От введения национальной минимальной заработной платы выиграли от 1,2 до 1,5 мил тонов низкооплачиваемых рабочих и их семей.

Политико-социальная и социально-демографическая ситуация в Великобритании. По свидетельству Т.Майера постепенно все индустриальные страны начина! ? осознавать, что на них надвигается демографический кризис. Вот це ый ряд признаков, определяющих масштаб демографических изменен! i. Так, за период с I960 по 1990 гг. численность семей, имеющих трор детей, сократилась во Франции на 31%, в Западной Германии на 41°/ в Италии на 25%, а в Испании даже на 61%. Огромное общественное значение имеет тот факт, что число бездетных женщин постоянно р .стет.

Исходя из сложившейся в Великобритании социально-политической и coциально-демографической ситуации, одним из главных приоритетов социальной и в частности семейной политики является преодоление такого социального явления, как социальная маргинализация. Этот термин относительно новый в британской политической лексике. Под социальной маргинализацией "подразумеваются бедность и низкие доходы, а в более широком смысле он включает в себя и некоторые причины и следствия нищеты". Иными словами, британское правительство рассматривает определение "социальная маргинализация" как условное обозначение "того, что может случиться, когда люди или районы переживают все названные выше проблемы одновременно (безработица, низкая квалификация и нехватка знаний, низкие доходы, плохие жилищные условия, высокий уровень преступности, плохое здоровье и разрушение семьи), в совокупности". Важно вынести из формулировки этого определения, которое опубликовано в правительственном документе и предоставлено во всемирной электронной сети то, что, все указанные проблемы взаимосвязаны и образуют порочный круг. "И только должным образом поняв этот процесс, можно проводить действительно эффективную социальную политику". В равной степени это высказывание можно отнести к осмыслению сущности конкретно семейной политики. Рассмотрим же в русле интересующей нас темы методы профилактики социальной маргинализации.

В Великобритании были выработаны политические стратегии, которые сгруппированы по следующим семи ключевым темам: дети, семья и школа; навыки, работа и доходы; жилье, (неблагополучные) районы и их население; межрасовые отношения; преступность; пожилые люди; здравоохранение, здоровье населения и недееспособность. Остановимся на проблеме "дети, семья и школа". Важно отметить, что британское правительство из всех вышеперечисленных проблем, именно проблему развития семьи и детей ставит на первое место и отмечает, что она — "существенно важна в борьбе против социальной маргинализации". Именно поэтому одним из обещаний правительства было устранить "детскую нищету" через 20 лет, а через 10 сократить в 2 раза.

Учитывая способы осуществления финансовых выплат государством, которые осуществляются за счет системы социального страхования. Правительство Великобритании, чтобы поддержать наиболее бедные , распространило пособие по беременности и родам на женщин, недостаточно зарабатывающих для того, чтобы оплатить государственное страхование. В итоге, с апреля 2003 года, период, в течение которого выплачивается установленное законом пособие по беременности и родам, увеличен с 18 до 26 недель. Размер этого пособия также увеличен и должен был достигнуть 100 фунтов в неделю. Кроме этого, каждый работающий отец будет иметь право на "отцовский" двухнедельный отпуск по уходу, который будет оплачиваться по тем же нормам и в течение того же периода, что и установленная законом оплата материнства.

В целях улучшения жизнедеятельности малообеспеченных семей в 1988 году был введен "Семейный кредит". Предназначается он для работающих родителей с детьми, имеющих низкий доход. Основой для назначения "семейного кредита" является оценка чистого, после уплаты налогов, дохода семейной пары. Выплаты начисляются на каждого взрослого с дополнением на детей в зависимости от их возраста. Если чистый доход просителей превосходит определенный предел, "семейный кредит" назначается в объеме 70%. Дети, родители которых получают "семейный кредит" не обеспечиваются бесплатным молоком в школе. Средние выплаты по "семейному кредиту" более 27 ф.ст. в неделю.

Структурное улучшение нового пособия выражается в том, что дополнительные выплаты на детей по "семейному кредиту" взаимосвязаны с выплатами по поддержке доходов, т.е. увеличение общей суммы пособий на детей одинаково и для безработного, получающего пособие по поддержке дохода, и для работающего, получающего семейный кредит. Это помогает избежать "ловушки безработицы". А то, что за основу при начислении пособия берется чистый доход, дает возможность избежать "ловушки нищеты": при росте заработной платы более высокий подоходный налог и взносы в национальную программу страхования не берутся в расчет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.