рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Политика социального государства, каким признана быть Российская Федерация, "направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (статья 7 Конституции РФ). Конституция разработана в соответствии с международными нормами о правах и свободах человека. Следовательно, российское законодательство в сфере обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и других категорий граждан потребовало пересмотра.

Следует также отметить, что в ст.38, ч.2 говориться о том, что семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях". А в ст. 39 сказано о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В ст.40 говорится о том, что малоимущим, нуждающимся в жилище, последнее предоставляется бесплатно, или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Защита семьи со стороны государства также заключается в создании социально-экономических предпосылок для ее существования. Государство защищает путем охраны прав ее членов, например, с помощью норм Семейного, Жилищного, Трудового Кодексов и т.д.

Итак, анализ Российской Конституции показал, что ею предусмотрены все основные аспекты жизнедеятельности семьи, нуждающиеся в государственной охране и защите. Однако, несмотря на зафиксированные Конституцией РФ меры социально-правовой защиты семьи, действительная правоприменительная практика существенно отставала и отстает от их нормативно-правового обеспечения.

Так, урбанизация страны, низкий уровень жизни при сравнительно высокой образованности и стесненных жилищных условиях постепенно приводили к уменьшению рождаемости в СССР и постсоветской России. Для больших городов стали типичны семьи с одним ребенком, а с начала 1990х годов население России уменьшается примерно на 1 млн. человек в год. Разводы составили 4050% от заключенных браков. Аборт до сих пор является главным средством контроля над рождаемостью в значительной степени изза недостатка противозачаточных средств и низкой сексуальной культуры молодежи. По оценкам специалистов, каждая российская женщина за свою жизнь делает от 4 до 5 абортов.

Очень велика производственная и домашняя нагрузка женщины. После основной работы они проводят "вторую смену" на кухне, с детьми и другими домашними делами. Переход к рыночной экономике взвалил на российских женщин дополнительные тяготы; расходы на социальные нужды сократились, а безработица особенно сильно ударила по женской половине трудоспособного населения.

Ход жилищно-коммунальной реформы в России может служить яркой иллюстрацией всей сложности и противоречивости политических и социально-экономических преобразований в России в 1990е годы и, безусловно, повлиявших на жизнедеятельность семьи. В 1992 году в период гайдаровской реформы либерализация цен не затронула, по существу, только этот сектор экономики, оставив ему на время роль социального амортизатора рыночных преобразований. Но уже к концу 1992 года был принят Закон "Об основах федеральной жилищной политики", определивший ее основные цели в переходный экономический период. Это обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в стройке, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства. В частности, в статье 15 Закона были определены порядок поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и необходимые меры адресной социальной защиты малообеспеченных семей по оплате Рммунальных услуг.

Таким образом, жилищно-коммунальная реформа в это период была направлена на снижение роли государства и повышение значения частного бизнеса в решении социальнозначимых задач для защиты населения, а также стала одним из аспектов, повлиявшим на жизнедеятельность и функционирование семьи.

Для разработки нормативно-правовых актов по социально-правовой защите семьи существует механизм разработки государственных минимальных социальных стандартов семье и населению в целом. Государственные минимальные социальные стандарты предусмотрены во многих сферах жизнедеятельности населения. К ним относятся: область доходов населения, оплаты труда и пенсионного обеспечения, социальной помощи, социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальная, юридическая помощь населению.

К примеру, государственным минимальным социальным стандартам в области социальной помощи населению относятся: социальные пособия, государственные пособия, а к области юридической помощи гражданам: виды бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами, перечень лиц, освобожденных полностью или частично от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий. Схема реализации и разработки социально-правовой помощи семье и населению реализуется следующим образом. На основе статистических показателей потребительской корзины которая устанавливается Правительством РФ и законодательными органами субъектов Российской Федерации "с учетом природноклиматических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения", а также на основе статистических показателей рождаемости, смертности и др. вычисляется величина прожиточного минимума и минимальный размер заработной платы. В соответствии с последними показателями формируется бюджет РФ в социальной сфере (социальное обслуживание и т.д.). Распределяется сформированный бюджет на социально-демографические группы населения. Например, "семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи" (ФЗ от 24.10.97 г., № 134ФЗ, ст. б). Кроме того, государственная социальная помощь малоимущим семьям и нуждающимся категориям граждан устанавливается в соответствии с одним из основных нормативных актов Федеральным Законом "О государственной социальной помощи".Защита прав детей имеет огромное значение в процессе реализации семейной политики и является одним из аспектов социально-правовой защиты семьи. Огромное значение имеют юридически закрепленные права детей, поскольку эта группа населения является одной из слабо защищенных. В начале 1990-х годов в России имелось более 20 тыс. детей-сирот. Многие из них страдали от тяжелых болезней, включая туберкулез и дифтерию. К концу 90-х численность детей-сирот возросла до 60 тыс.

Сегодня в России права детей регулируются такими основными нормативным и правовыми актами, как:

— Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

— Федеральный закон об образовании.

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

— Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), задачей которых является создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994 г. Она включила в себя ФЦП "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Детисироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 г. в составе программы "Дети России" еще две ФЦП: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей". С 1999 г. — ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Детское население России сократилось с 1996 по 2001 гг. на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.

Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 г. он составлял 17,4 промилле, в 2000 г. сократился до 15,3. За период с 1990 по 2000 гг. показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%. Кроме того, период с 1990 по 2000 гг. отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 21, 4, в 1999 г. 21.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 гг. численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001 г., в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные — "социальные сироты" (при живых родителях). Из них воспитанников государственных учреждений 173,4 тыс. человек. Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 года более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого — безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав — на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. не поддаются исчислению. По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации "Право ребенка" Б.Л.Альтшуллера, "...права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав действием, но об их нарушении непозволительным бездействием государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда.

Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей".

Проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции ООН "О правах ребенка" на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции "О правах ребенка" СССР присоединился в 1990 г. В 1992 г. Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 г. сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999 г., после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 г. далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:

— Создание на всех уровнях — федеральном, региональном, местном действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.

— Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.

Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации "семей риска".

— Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.

Вполне уместно сказать об одном очень важном инструменте системы защиты прав детей ювенальной юстиции. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит такая доктрина, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какиелибо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

В России система детских судов появилась в 1910 г. По мнению научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, "Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. — До 70% несовершеннолетних правонарушителей "детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как "орган государственного попечения о несовершеннолетних"".

Однако в 1918 г. Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более "гуманной". Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по "детским" делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935 г.), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний — фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, "в целях повышения ответственности детей и родителей", упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть както защищавшие права детей. В 1941 г. был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности. Указ действовал в СССР вплоть до конца 50х гг.

Многие эксперты считают, что эти акты надолго "задали тон" системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Таким образом, в переломный период для России во время перестройки советская семья, с огромным трудом приспосабливаясь к новым условиям, безусловно, пережила трудные в социально-экономическом, моральном и эмоциональном плане времена. Перестраиваясь "на новые рельсы" во времена острейших социальных перемен институт семьи, для того, чтобы приспособиться, вынужден был в буквальном смысле, "выживать. Кроме того, новые тенденции (пропаганда западного образа жизни, возможность заработать "легкие деньги" и др.) меняли стереотипы мышления людей, молодежи в том числе. Самым непосредственным образом это отразилось негативно на многих российских семьях.

Одна из первых попыток правительства сконструировать социально-экономическое пространсво и положить начало правовому оформлению защиты семьи была предпринята в программе углубления экономических реформ, разработанной под руководством Егора Гайдара в 1992 году. В программе, наряду с общеэкономическими, были предусмотрены меры, направленные на поддержание семейного благосостояния.

Так, одной из мер социально-правовой защиты семьи можно считать поддержку частного (малого) предпринимательства, которое составляло ядро институциональных преобразований в России в расматриваемый период.

Для решения данной задачи Правительство предполагало осуществлять меры в экономической, правовой и административной областях:

В частности, в экономической области предполагалось:

предоставлять льготный кредит предпринимателям на срок до 2х лет;

открыть частным предпринимателям приоритетный доступ к иностранным кредитам;

создать Фонд поддержки предпринимательства, который финансировался бы в основном за счет иностранной помощи. Он должен был существенно облегчить Правительству защитить российскую семью в период финансового кризиса. Средства Фонда, как предполагалось, должны были направляться на предоставление индивидуальных ссуд отдельным категориям граждан.

В законодательной сфере предусматривалось "завершить оформление правового института собственности, включающего в себя конституционную декларацию права частной собственности, законы, регламентирующие основные позиции защиты и реализации права собственности, а также соответствующие положения в нормативных документах".

Все перечисленные выше меры, связаны с проблемой защиты семьи. Выполнение поставленных выше задач имело бы огромное значение для российских семей, имеющих потенциал в области частного предпринимательства. Защита и развитие малого семейного бизнеса имело бы огромное значение не только для роста благополучия семьи, но также для поднятия экономики страны в целом.

Впервые после августовского переворота в 1991 году и распада Советского Союза были сформулированы цели, задачи и направления социальной политики новой России. Главной целью социальной политики явилось "повышение трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережение и их эффективное инвестирование. Социальная поддержка должна оказываться только тем, кто без нее не может обойтись, и носить целевой, адресный характер".

Особенность проведения реформы в социальной сфере в указанный период состояла в том, что приоритеты были расставлены в пользу особо нуждающихся категорий семей и населения в целом. В качестве основных направлений активной социальной политики на всех этапах реформы можно выделить следующие:

регулирование доходов населения;

целевую помощь наиболее социально уязвимым его группам;

обеспечение занятости и поддержку работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;

реформу организационных структур и источников финансирования здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, жилищную реформу.

Условно было выделено три этапа, каждый из которых имел свои задачи. Первый этап этап кризисного развития. Второй этап восстановления. Третий этап экономического подъема.

Первостепенное значение на этапе кризисного развития имела задача социальной поддержки наименее защищенных групп людей (малообеспеченных семей с детьми, учащейся молодежи пенсионеров, инвалидов);

2) На этапе восстановления на передний план должны выдвигаться задачи создания предпосылок для устойчивого функционирования рынка труда и социальной сферы, что потребует увеличения доли накопления, которая должна служить источником внутренних инвестиций через соответствующие финансовые институты (пенсионные фонды, различного рода страховые компании). Поэтому, для проведения активной социальной политики были предусмотрены действия по следующим направлениям:

повышение эффективности использования средств, выделяемых за счет бюджета, в том числе путем введения системы целевых платежных средств (социальных ваучеров);

постепенное увеличение доли платности в социальной сфере;

повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);

усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести в негосударственные финансовые структуры, а также на муниципальный уровень.

3) На этапе экономического подъема реформаторы предполагали, что к этому периоду произойдет увеличение частных накоплений, что в свою очередь позволит расширить применение принципа платности в социальной сфере. По замыслу, перенос центра тяжести в финансировании расходов на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения граждан должен был позволить:

сосредоточить государственную поддержку на действительно нуждающихся слоях населения, ликвидировав существующую на тот период уравнительную систему;

сделать частные сбережения граждан существенным источником внутренних инвестиций;

снизить долю налоговых изъятий из доходов предприятий, увеличив тем самым внутрихозяйственное накопление.

Ожидаемые результаты реформы, к сожалению, достигнуты не были. В частности, предполагалось, что возникнут новые институты в социальной сфере, и что граждане смогут оплачивать более высокую часть социальных услуг из своих доходов, в том числе получаемых в виде целевых сертификатов. Экономические преобразования, в итоге, должны были привести к повышению уровня благосостояния каждой российской семьи, а социальная помощь и защита со стороны государства должна была оказываться самым нуждающимся.

Несмотря на предусмотренную реформу, уровень жизни населения в стране продолжал оставаться крайне низким. К середине 90х годов социально-экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать следующим образом: рост социальных конфликтов по причине высокой инфляции, низкого уровня жизни значительной части населения, уменьшения размера реальной заработной платы и пенсий, роста безработицы. Недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики. Уровень реальных денежных доходов населения в 1997 году, по сравнению с 1991 годом был примерно на 40 % ниже. Как следствие возникла массовая бедность и число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составлял около четверти общей численности населения. Усилилась дифференциация доходов, обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения, ослабли стимулы к созидательному труду. Значительная часть предприятий, прежде всего оборонного комплекса, легкой промышленности и сельского хозяйства, оказалась в тяжелом финансовом положении. Это не могло не привести к таким социальным последствиям, как задолженности по заработной плате, неполной занятости, разрушению социальной инфраструктуры, ранее содержавшейся счет предприятий.

В этот период обострилась проблема функционирования бюджетных учреждений, образования, здравоохранения, науки и культуры. Заметно ухудшилось положение дел с защитой социальных и трудовых прав и гарантий граждан. В сложившихся экономических условиях предпринимались меры. Направленные на смятение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Многочисленные льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждался. В целом ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества. В связи с этим, правительством была предпринята вторая попытка реализации программы по улучшению благосостояния и защищенности российских семей в середине 90х годов. Была разработана "Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов", которая предусматривала следующие направления деятельности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.