рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: История России

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Каждая теория предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н.Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий). Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997 (локальная). Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995 (либеральная). История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А. Рыбакова. М., 1975; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001; Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 1989 (материалистическая).

Научная

1. Монографии: Анисимов Е.В., Эйдельман Н.Я. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. М., 1988 (материалистическая). Брикнер А.Г. История Екатерины Второй: В 3 т. М., 1996 (либеральная). Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999 (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная). Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX вв.). СПб., 1994 (либеральная). Мыльников А.С. Искушение чудом: “Русский принц”, его прототипы и двойники-самозванцы. Л., 1991 (либеральная). Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1986 (материалистическая). Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная).

2. Статьи: Волкова И.В., Курукин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России в XVII–XX вв.// Вопросы истории, 1995, № 5-6 (либеральная). Гордин Я. Власть и гвардия // Знание—сила. 1991, № 11-12 (либеральная). Каменский А.Б. Екатерина II. // Вопросы истории, 1989, № 3 (материалистическая). Мыльников А.С. Петр III // Вопросы истории, 1991, № 4-5 (либеральная). Моряков В.И. Поиск пути: Русская общественная мысль второй половины ХVIII в. о государстве // История Отечества: люди, идеи, решения / Сост. С.В. Мироненко. М., 1991 (либеральная). Запарий В. В., Личман Б. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация новой истории России// Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Екатеринбург, 1999 (технологическая).

Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения

Каждая теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

Оценки развития России после Петра

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

В православной литературе данный период, как и весь “петербургский период”, начиная с Петра I, оценивается скорее отрицательно, нежели положительно.

В знаменитой книге протоиерея Георгия Флоровского (1893—1979) “Пути Русского Богословия” содержится суровое и беспощадное осуждение Петра Великого и его помощника в церковных делах Феофана Прокоповича (1681—1736) за подчинение русской Церкви государству, за превращение ее в орудие правительства, за подрыв ее духовной и нравственной роли. В результате реформ Петра I, который игнорировал греко-византийские корни православия, Церковь со своими служителями оказалась оторванной от живой исторической традиции русского народа. Этот внутренний разрыв, по мнению Г. Флоровского, произошел как на социальном, так и на психологическом уровнях и помешал духовенству и Церкви играть созидательную, творческую роль в послепетровской культуре.

Драматические последствия для церкви и общества, по мнению Г. Флоровского, имело протестантское влияние, которое с начала XVIII века сменило доминировавшее до того “латинское” влияние. Впрочем, как считает протоиерей, вторжение в культуру идей протестантизма, навязанных Просвещением, вызывало на протяжении столетия сопротивление и критику со стороны формировавшейся русской интеллектуальной элиты. Ответом последней в какой-то степени становился уход в мистицизм и масонство.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

В работах М. Н. Покровского (1868—1932) противоречие данной эпохи выглядит как одновременное развитие промышленного капитализма и крепостнического государства, воплощавшего интересы торгового капитализма (самодержавие как “торговый капитал в шапке Мономаха”). Более того, промышленный капитализм в схеме М. Н. Покровского вызывал во второй половине XVIII века своего рода феодальную реакцию, “новый феодализм”. Позднее представители советской исторической науки (Н. И. Павленко, В. И. Буганов и др.) также отмечали противоречивость периода, который характеризовался расцветом дворянской России и вместе с тем активным ростом буржуазных отношений.

Для историков-марксистов (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, В. А. Федоров и др.) вторая половина XVIII века примечательна эволюцией феодальной социально-экономической формации, в рамках которой вызревает капиталистический уклад. Его появление вызывает начало разложения феодально-крепостнического строя. Политика просвещенного абсолютизма рассматривалась ими как следствие противоречий между феодальными и капиталистическими элементами в способе производства, причем для большинства исследователей она носила поверхностный, демагогический характер. Советские историки период правления Екатерины II делят на два этапа: 1) политика просвещенного абсолютизма — от созыва Комиссии для составления нового свода законов до восстания под предводительством Пугачева (1767—1773-75 гг.); 2) открытая дворянская реакция — от восстания под предводительством Пугачева до смерти Екатерины II (1773-75—1796 гг.).

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральная литература (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) объясняет, что в российской истории именно середина и вторая половина XVIII века является той эпохой, с которой собственно идеи либерализма (то есть осуществление свободы личности на основе распространения частной собственности; устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию) начинают приобретать значение в России. Планы реформ, действительно основанных на принципах западноевропейского либерализма, в первую очередь на идеях Монтескье, возникают лишь во второй половине XVIII века. Императрица Екатерина II старалась дать законное обоснование религиозной терпимости, сделать уголовное право более гуманным, открыть пути для частной инициативы в экономической жизни, укрепить путем законов личную свободу дворян и городов и предохранить их от возможности нарушения со стороны государства.

Эпоха характеризовалась переходом на путь постепенной ликвидации всеобщего закрепощения населения государством (первоначально данный процесс коснулся дворянства); отходом от идеи всевластия царя; признанием определенных прав за личностью; укреплением позиций как местного чиновничьего аппарата, так и местного дворянства в администрации и суде на местах; упрочением идеи сотрудничества, активизации местных сил.

Существенное место в идеологии Просвещения занимала концепция “просвещенного государя”, который заботится о благе подданных. В “просвещенном” государстве во главу угла в государственных установлениях и в политике должны были ставиться законы, установленные для блага народного. Властитель, признаваясь неограниченным и свободным в своих полномочиях по отношению к обществу, должен был сам следовать законам своего общества и руководствоваться ими.

В атмосфере социальных трансформаций, своеобразных государственно-политических движений, духовных обновлений, стимулированных идеями Просвещения, во второй половине XVIII века в России, как и в ряде других европейских стран (Австрийская империя, Пруссия, Дания, Швеция, Португалия, Испания, Ломбардия, Пьемонт), развернулись явления, получившие наименование “просвещенного абсолютизма”.

В качестве историко-политического понятия “просвещенный абсолютизм” (или “просвещенное царствование”) вошел в научный оборот примерно в 1830-е гг. Ранее всего “просвещенным абсолютизмом” (или “просвещенным деспотизмом”) стали называть правление Фридриха Великого в Пруссии. Со временем многие, даже противостоящие друг другу особенности политики и идеологии, государственных реформ и даже облика общества периода царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II (порой Петра I и Александра I) стали пониматься и объясняться как проявления “просвещенного абсолютизма”.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе.

Историки этого направления (С. А. Нефедов и др.) причину радикальных изменений видят в приобщении России к мировому техническому прогрессу. Это путь радикальных реформ, проводившихся государством сверху и направленных на изменение социальных отношений, управленческих структур, армии и вообще образа жизни по европейскому образцу, отчего он получил в литературе наименование европеизации (вестернизации).

Петровские реформы были лишь началом модернизации России по европейскому образцу. Прорубив окно в Европу, Россия оказалась в мощном поле культурного воздействия западной цивилизации. Как и прежде, это воздействие было двояким: с одной стороны, распространяемое посредством торговли влияние “морских держав” (роль Голландии теперь играла Англия), с другой — военное влияние континентальных империй (роль Швеции теперь играла Пруссия). Это влияние проявилось в либерализации экономической жизни и постепенном вытеснении восточных традиций: уничтожении внутренних таможен, дозволении свободной торговли хлебом, приватизации государственных заводов при Елизавете, секуляризации монастырского имущества и отмене обязательной службы дворянства при Петре III.

После “манифеста о вольности дворянства” помещики перестали быть служилым сословием (как в Турции) и превратились в свободных землевладельцев (как в Европе) – это был решающий акт, обозначивший победу западных традиций над восточными. Государство перестало вмешиваться в отношения между крестьянами и помещиками, следствием чего были отягчение крестьянских повинностей и расцвет барщинного крепостничества – результат, казалось бы, противоречащий обычному представлению о “западных ценностях”. Однако не надо забывать, что в Пруссии и в Австрийской империи в те времена господствовало крепостное право, а экономика вольнолюбивых американских колоний базировалась на рабстве. Как бы то ни было, как раз в это время эпоха прусского и австрийского крепостничества подходила к концу, и Павел I, следуя примеру своего кумира Фридриха Великого, пытался облегчить положение крестьян. Эта первая попытка закончилась неудачей, но в дальнейшем крепостничество было отменено именно в результате военного давления Запада (как результат поражения в Крымской войне).

Локально-историческая теория изучает единство человека и сего среды обитания, составляющее понятие локальная цивилизация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Л. Н. Гумилев (1912—1992) связывает вторую половину XVIII века с определенными фазами российской истории. По его мнению, данная эпоха завершала акматическую фазу этногенеза (образование этноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала), которая характеризовалась объединением под властью самодержцев народов Евразии от Прибалтики до Тихого океана.

Крупнейший историк русского зарубежья Г. В. Вернадский (1887—1973), взгляды которого тесно связаны с теорией евразийства, предлагает периодизацию русской истории, базирующуюся на изменении взаимной связи между лесной и степной зонами. В русской истории он выделяет период 1696—1917 гг., который ознаменовался распространением Российской империи до естественных границ Евразии. Как считает Г.В. Вернадский, было достигнуто окончательное объединение леса и степи; две великие зоны слились в единое экономическое целое. Земледелие заняло господствующие позиции во всей Евразии. Начал обрабатываться весь континент. Бурно развивающаяся промышленность стала использовать богатые разведанные естественные ресурсы.

 

Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Причины дворцовых переворотов

Название теории

Предмет изучения

Интерпретации факта

Всемирно-историческая (XIX –

нач. XX вв.):

Общемировое развитие, прогресс человечества «Разгул страстей», борьба «патриотической партии против «немецкой партии», указ Петра I «О престолонаследии» породил неопределенность в вопросах престолонаследия

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба В качестве методологической основы используется высказывание В.И. Ленина «перевороты были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой». Дворцовые перевороты – результат борьбы группировок внутри класса дворян с целью личного обогащения

Либеральное направление

Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод Продолжение процесса концентрации и милитаризации власти, заложенных в ходе реформ в первой четверти XVIII в., но менее интенсивно. При слабых наследниках Петра I власть находилась у различных группировок, борющихся между собой за влияние монарха

Технологическое

направление

Развитие технологическое, научные открытия Продолжение процесса модернизации по европейскому образцу. Модернизация затрагивает основные социально-политические институты, отменяется обязанность дворянской службы, делаются первые попытки ограничения крепостного права

 

№ 2. Причины политики “просвещенного абсолютизма”

Название теории

Предмет изучения

Интерпретации факта

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человечества к Богу Отступление русского народа от веры под влиянием протестантизма, которое началось с противоцерковных реформ Петра I. В высшем обществе начался уход в спиритизм, мистицизм, масонство

Всемирно-историческая:

Общемировое развитие, прогресс человечества  

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба

Начало кризиса феодально-экономической формации заставило самодержавие лавировать, проводить политику приспособления правящего класса к нуждам и запросам растущего класса буржуазии. Период правления Екатерины II делится на два этапа:

1) политика просвещенного абсолютизма (1767–1773-75 гг.);

2) открытой дворянской реакции (1775–1796 гг.)

Либеральное направление

Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод Модернизация в XVIII веке прошла в Европе под влиянием гуманистических идей Вольтера, Руссо, Монтескье и др. Монархи Франции, Пруссии, России и др. стран пытались осуществить либеральные преобразования «сверху», используя силу абсолютистского правления

 

№ 3. Оценки царствования Петра III 5

Название теории

Предмет изучения

Интерпретации факта

Всемирно-историческая:

Общемировое развитие, прогресс человечества Существо слабое физически и духовно Петр III, не был готов царствовать на русском троне, его свержение закономерно. «Случайный гость русского престола, он мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появлялся» (В.О. Ключевский)

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба Взбалмошный, жестокий государь, совершенно чуждый России и открыто выражавший свое пренебрежение ко всему русскому. Не пользовался популярностью в кругах русского дворянства. Прогрессивные мероприятия его царствования обусловлены духом времени, а не личным вкладом императора

Либеральное направление

Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод Петр III был творцом курса на защиту личных прав дворянства. Его политические взгляды являлись достаточно либеральными, отражали «пробуржуазные» тенденции. Его политика может рассматриваться в контексте просвещенного абсолютизма

 

№ 4. Оценки царствования Павла I

Название теории

Предмет изучения

Интерпретации факта

Всемирно-историческая:

до 1917 г.

Общемировое развитие, прогресс человечества Эпоха Павла была временем «произвольных прихотей и насилия» (Н.К. Шильдер) и «самой бюрократической эпохой» (В.О. Ключевский)

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба Павел I – крайне противоречивая фигура на русском престоле. Человек неуравновешенный, непредсказуемого поведения, неожиданных, сбивающих с толку перемен настроения и пристрастий, слабовольный, неврастеничный, сторонник авторитарных методов управления

Либеральное направление

Развитие личности и обеспечение индивидуальных свобод За внешними сумбурными и противоречивыми действиями императора прослеживается связная, цельная идеология и система. Павловская система как непросвещенный абсолютизм. Павел обнаруживает склонность видеть решение стоящих перед страной проблем в ужесточении бюрократической регламентации и усилении личного влияния монарха на работу государственного аппарата, в уравнении всех сословий перед престолом. Целью Павла становится максимальная централизация, предельное усиление императорской власти как единственный путь к «блаженству всех и каждого»

 

Примечания

 1 Глава написана с позиции либерально-исторического направления всемирно-исторической теории.

2 Секуляризация — обращение государством церковной собственности в светскую.

3 Пугачевщина в либеральном направлении всемирно-исторической теории характеризуется как бунт, направленный против законной власти, а в историко-материалистическом — как классовая борьба, восстание угнетенных масс против своих эксплуататоров.

4 Социокультура — соотнесение культуры со сферой социальных отношений.

5 Ряд современных историков обращают внимание на интересную закономерность. В XVIII в. все императоры, свергнутые с престола, представлены в истории до 1917 г. как “слабоумные” или жестокие тираны: Петр III, Павел. Выдвигается версия, что узурпаторам императорской власти: Елизавете, Екатерине II, Александру I для оправдания своих “злодейств” необходимо было опорочить предшествующее царствование. Миф о “плохих царях”, несущих гибель государству — политический заказ узурпаторов, нашедший отражение в официальной истории.


Глава 3. Эволюция Российского государства и общества в первой половине xix века1

В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812—1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций).

Павел I оставил после себя четверых сыновей: Александра, Константина, Николая и Михаила. Старший из них, Александр, вступил на престол; он был любимым внуком Екатерины II и заботами ее получил тщательное воспитание.

Александр I был человеком нового столетия. Пообещав править по заветам своей бабки Екатерины II, он гораздо глубже ее понимал идеи французских просветителей и пытался претворить в жизнь некоторые их положения. Еще в юном возрасте он почерпнул эти идеи от своего воспитателя, швейцарского республиканца Ф. Лагарпа. Вступив на престол, Александр отменил наиболее одиозные указы отца и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезд за границу, на европейскую литературу, возвратил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле. Не доверяя старому отцовскому окружению, а может быть, и опасаясь его, он в 1801 г. собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», получивший название Негласного комитета (1801—1803). В него входили А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Все они были давними приятелями Александра Павловича и каждый из них был по-своему интересен и талантлив. Воспитанные под влиянием английских государственных идей, они стремились применить эти идеи к обустройству России.

Организуя Комитет, император пытался не только собрать свою «команду», но и создать штаб, который должен был разработать проекты реформ России. Планы Комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. При этом под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

За полтора года работы Комитет наметил основные направления будущих перемен, сосредоточившись на двух главных проблемах: ограничении крепостного права и изменении формы правления. Однако практические результаты деятельности «молодых друзей» оказались незначительными, хотя о некоторых мероприятиях надо сказать особо. Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли все недворяне, за исключением крепостных крестьян: купцы, мещане, государственные крестьяне. Тем самым была нарушена монополия дворянства на землю, несколько расширены возможности для предпринимательства. 20 февраля 1803 г. по инициативе С.П. Румянцева (сына екатерининского фельдмаршала П.А. Румянцева) появился указ императора «О вольных хлебопашцах», который послужил поводом для обвинения Александра I в лицемерии. Действительно, разрешение отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп), полученное помещиками по этому указу, не повлияло на крепостническую систему. Получившие вольную на основании указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». Этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное, значение: к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс. Однако, если предположить, что этот указ был не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, то такой шаг выглядел вполне разумным и необходимым. В 1803 г. Негласный комитет был распущен ввиду неприятия его проектов дворянством и неготовности императора к радикальным действиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.