рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: История России

Стал пропагандироваться опыт военного искусства и полководческого мастерства, накопленный многими поколениями русских людей в борьбе с немецкими, татаро-монгольскими, шведскими, польскими, французскими и другими иноземными захватчиками: в частности опыт народных ополчений и партизанского движения. Проводились параллели между Отечественной войной 1812 г. и Великой Отечественной войной, писалось о преемственности традиций русской и советской армий. Для того чтобы это подчеркнуть, были использованы некоторые внешние атрибуты русской армии: возвратились звания, погоны, кадетские корпуса («суворовские» и «нахимовские» училища) и т. д.

 Для того привлечь на свою сторону народ, правительство решили использовать такую национальную ценность русского народа, как православную церковь, чтобы поставить ее мощное идеологическое воздействие на массы на службу Советскому государству в целях достижения победы над врагом.

В сентябре 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина и руководства Русской православной церкви. На ней были решены такие насущные для церкви проблемы, как созыв Архиерейского собора для выбора патриарха, создание Священного синода, открытие богословских академий и семинарий, издание религиозной литературы, организация свечных заводов и других производств и др. Для связи правительства с церковью был создан специальный государственный аппарат — Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства с другими религиозными конфессиями. Показательным является и то, что в постановлении ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 г. «Об организации научно-просветительской пропаганды» впервые не были определены задачи научно-атеистической работы.

 Интеллигенцию попытались привлечь на свою сторону путем расширения приема в Коммунистическую партию, что создавало видимость укрепления связи партии и народа. В результате этих мер было достигнуто морально-политическое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.

Появление новых моментов во внутренней политике было рассчитано и на международное общественное мнение. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к движению в сторону западных демократий. Уступка религии, и не только православной, делалась также и под давлением США, которые настаивали в случае предоставления помощи на осуществлении свободы совести в СССР. Кроме того, учитывалось заигрывание с религией германских властей на временно оккупированных советских территориях, что было одной из сторон «нового порядка».

Одиозным в глазах западного мира являлся курс советского руководства на мировую революцию. Орудием этого курса являлся Коминтерн, существование которого вызвало озабоченность в западных странах и неверие в искренность советской политики мирного сосуществования. С целью успокоить своих союзников по антигитлеровской коалиции И.В. Сталин решил ликвидировать этот орган и 15 мая 1943 г. Президиум исполкома Коминтерна принял постановление о роспуске Коммунистического Интернационала.

Доказательством движения СССР в сторону демократии должен был, по мнению И.В. Сталина, служить и факт расширения прав союзных республик во внешнеполитической деятельности. В январе 1944 г. на сессии Верховного Совета обсуждался вопрос о поправках к Конституции СССР, наделявших союзные республики большими правами в области обороны и внешней политики. Для рассмотрения этого вопроса был созван единственный за всю войну Пленум ЦК ВКП(б), который рекомендовал создать для осуществления этих полномочий соответствующие союзно-республиканские наркоматы.

Конкретным поводом для этого стало то, что в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе представители СССР, США, Великобритании и Китая разрабатывали Устав Организации Объединенных наций. СССР настаивал на том, чтобы учредителями ООН считались все советские республики, которые имели право самостоятельности дипломатической деятельности. Сталину удалось настоять на своем и учредителями ООН стали наряду с СССР Украинская и Белорусская советские республики.

Следует признать эффективность советской внешней политики в годы Великой Отечественной войны. Ее основная цель заключалась в прорыве блокады Советского Союза и оказание помощи ему в войне с Германией. После нападения Германии СССР стал равноправным членом антигитлеровской коалиции и играл в ней важную роль. Хотя его усилия по открытию второго фронта в Европе увенчались успехом лишь летом 1944 г., однако, СССР сумел убедить западные страны оказать ему дипломатическую и особенно экономическую поддержку уже в 1941 г.

 Известно, что США в начале второй мировой войны приняли закон о ленд-лизе, то есть передаче взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. странам — союзникам по антигитлеровской коалиции. На СССР этот закон был распространен после поездки в Москву советника и специального помощника президента Ф. Рузвельта Г. Гопкинса в конце июля 1941 г. 1 октября 1941 г. было подписано первое в период войны трехстороннее соглашение — протокол о поставках, которым оговаривалось свыше 70 основных видов поставок и свыше 80 предметов медицинского снабжения.

 Помощь, оказанная союзниками СССР за весь период войны, которая составляла около 4% произведенного в СССР военного оборудования, тем не менее оценивается в 11—12 млрд. американских долларов. Она имела большое значение, особенно для начального периода войны, когда советская экономика еще только перестраивалась на военные рельсы. Первые западные танки и самолеты были использованы Советским Союзом в ноябре 1941 г. под Москвой, и до середины 1942 г. он получил около 3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков и 20 тыс. различных транспортных средств.

Выделяется три этапа в развитии военной экономики Советского Союза. Первый приходился на вторую половину 1941 — первую половину 1942 гг. Это был самый сложный этап в истории Советского государства, когда от него была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40% населения, производилось 68% чугуна, 58% — стали и алюминия, 40% — железнодорожного оборудования, 65% — угля, 84% — сахара, 38% — зерна. В руках гитлеровцев оказались железная руда Кривого Рога, марганец Никополя, уголь Донбасса. Металлургия страны вернулась к уровню первой пятилетки. Совершенно исчез прокат цветных металлов. В целом промышленное производство в стране за один год сократилось в 2 раза.

На этом этапе были приняты меры по налаживанию деятельности промышленных предприятий в восточных районах страны. В течение года сюда удалось эвакуировать около 2,5 тыс. промышленных предприятий. 700 из них принял Урал.

На втором этапе, который пришелся на вторую половину 1942 г. - 1944 г. советская военная экономика, стала действовать как хорошо отлаженный механизм. Уже к концу 1942 г. СССР выпускал больше вооружений, чем фашистская Германия. К концу войны советская страна производила самолетов, танков, артиллерийского и автоматического оружия больше, чем все другие страны, участвовавшие во второй мировой войне, уступив лишь США по производству самолетов. Урал в годы войны давал 40% военной продукции. Если сопоставить производство военной продукции двух стран, основных противников в войне, СССР и Германии, то получится следующая картина: Германия произвела в годы войны 46 тыс. танков и самоходных орудий, 90 тыс. самолетов, 320 тыс. артиллерийских установок, а СССР соответственно — 103, 112 и 482.

Поскольку уже в 1944 г. стало ясно, что советская экономика произвела такое количество вооружений, которого достаточно для обеспечения победы, во второй половине 1944 г. были приняты меры по частичной реконверсии промышленных предприятий, и начался третий этап в развитии советской экономики, который продолжался до конца войны. Необходимость этого объяснялось тем, что производство предметов потребления в Советском Союзе находилось в годы войны на уровне начала 20-х гг., а сельское хозяйство было в жесточайшем кризисе.

Культурная жизнь страны в годы войны испытывала влияние новых моментов. Резко сократилась материальная база учреждений культуры из-за прекращения их финансирования. Многие центры советской культуры находились в западных и центральных районах страны, которые в первые же месяцы войны были оккупированы. Ряд учреждений науки и культуры удалось эвакуировать в восточные районы, однако многие культурные и научные ценности попали, в руки врага и до сих пор не возвращены в страну. Деятели культуры и науки вынуждены были искать новые формы существования в условиях военного времени. Они выступали с лекциями и концертами на фронтах, в госпиталях, на фабриках, заводах и т. д.

Правящая партия ставила перед интеллигенцией новые задачи, которые диктовались условиями военного времени. Она должна была воспитывать у советских людей такие необходимые качества, как патриотизм, социалистический интернационализм, верность долгу, присяге, ненависть к врагу и т. д. Такая пропаганда велась, и она была достаточно эффективна.

Деятели советской культуры стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные постановки, писать художественные произведения о деятелях и событиях дореволюционной России. Сотрудничество со странами антигитлеровской коалиции позволило обратиться им к творчеству западных писателей и художников и пропагандировать его в нашей стране. Многие советские люди в годы войны впервые познакомились с достижениями мировой культуры.

В годы Великой Отечественной войны коренным образом изменился быт советских людей. Практически все они изменили свои жизненные условия. Мужское население было мобилизовано в армию, численность которой достигла 11 млн. человек. На промышленное производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны был тяжелым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней и отпусков. Чтобы обеспечить себе поддержку крестьянства, правительство вынуждено было отменить некоторые ограничения, введенные в период коллективизации. На это, кстати, оказало влияние стремление немцев на оккупированной территории провести деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьянству в годы войны явилась ставка на его личные интересы. Были разрешены в деревне личные подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации продукции из подсобных хозяйств. Кроме того именно для крестьянства полученная свобода вероисповедания была наиболее актуальной.

Уже в июле 1941 г. на карточное снабжение было переведено население Москвы и Ленинграда. В 1942 г. карточками обслуживалось 62 млн. советских людей, а в 1945 г.— 80 млн. Все население страны по уровню потребления было разбито на несколько категорий в зависимости от трудового и военного вклада, при этом нормы их снабжения по карточкам существенно колебались. Всю войну в стране функционировали колхозные рынки, на которых по высокой цене можно было приобрести продукты питания. Однако это мог сделать далеко не каждый человек, ибо на Урале 1 кг мяса стоил больше, чем получал в месяц рабочий. С апреля 1944 г. была введена система коммерческих магазинов и ресторанов.

В период войны в стране была сильная инфляция. Несмотря на то, что высокопроизводительный труд хорошо оплачивался, реальная заработная плата в 1945 г. составляла 40% от уровня 1940 г. Но и этих заработанных денег нельзя было реализовать, и они скапливались на сберегательных книжках, особенно в деревне. В целях изъятия у населения необеспеченных товарами денег государство вводило систему специальных налогов, принудительных займов, замораживало денежные вклады, организовывало «добровольные» подписки на самолеты, танки и т. п.

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995(либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Великая Отечественная война 1941–1945. М., 1965. (материалистическая). Великая Отечественная война 1941-1945. М.,1998-1999. В 4-х кн. (либеральная). Выбор пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2001. (либеральная). Другая война.1939-1945 / Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.,1996 (либеральная). Городецкий Г. Миф «Ледокола»: Накануне войны. М., 1995 (материалистическая). Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? / Под ред. Г.А. Бордюгова, М. 1995. (материалистическая). Некрич А. 1941, 22 июня. М.,1995. 2-е изд. (либеральная). Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991. (либеральная). Суворов В. Ледокол. Кто начал Вторую мировую войну? День «М». М., 1992. (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Безымянский Л. Советская разведка перед войной // Вопросы истории. 1996. № 9 (материалистическая). Бобылев П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 г. // Отечественная история. 1995. № 5 (материалистическая). Борозняк А.И. 22 июня 1941: взгляд с «той» стороны // Отечественная история. 1994. №1. (материалистическая). Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. (1935-1945 гг.). Тверь. 1995. (Рецензия-Вопросы истории 1996. № 4) (материалистическая). Горьков Ю.А., Семин Ю.Н. О характере военно-оперативных планов СССР накануне Великой Отечественной войны. Новые архивные документы // Новая и новейшая история. 1997. №5. (материалистическая). Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. №3. (либеральная). Кнышевский П.Н. Государственный Комитет Обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов // Вопросы истории. 1994. №2. (либеральная). Молодяков В.Э. Начало Второй мировой войны: некоторые геополитические аспекты // Отечественная история. 1997. №5 (материалистическая). Алексеев В. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация истории второй мировой войны// Урал индустриальный. Екатеринбург., 2001 - http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html (технологическая).

Понятия различных теорий

Материалистическое направление

Фашизм

Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма (после Великой Октябрьской социалистической революции) и выражающей интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии.

Фашизм у власти

Открытая террористическая диктатура наиболее реакционных сил империалистической буржуазии, применяющая крайние формы насилия против рабочего класса. Политика антикоммунизма, шовинизма, расизма.

Либеральное направление

Фашизм

Идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников любых форм инокомыслия; оправдания войны как средства решения межгосударственных проблем.

Объяснения исторических фактов в различных теориях исторического процесса

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

ВЕЛИКая ОТЕЧЕСТВЕННая ВОЙНа

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности.

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

В рамках направления участие Советского Союза в войне описано основательно. Были созданы в 40 – 80-е гг. обобщающие многотомные труды и многочисленные монографии, главное внимание в которых уделялось описанию военных действий и экономических процессов, происходивших в стране в 1941 – 1945 гг. Советские историки (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) четко разделяли два понятия: вторая мировая война (1939 – 1945 гг.), к которому Советский Союз практически не имел отношения, и Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.), в которую СССР был втянут вероломным нападением фашистской Германии. Советские историки различных поколений спорили о периодизации войны, ибо это было связано с оценкой роли Сталина и советских руководителей в ходе войны, о причинах неудач Красной Армии в начальный период войны. Война интерпретировалась как классовая, с одной стороны – ударными силами мирового империализма в лице фашистской Германии, с другой – всеми трудящимися в лице форпоста мирового социализма – СССР. Война была классовая, война – жестокая, война – на физическое уничтожение. Особо подчеркивается победа Советского народа. Советское государство, выстояв и победив в Отечественной войне, показало всему миру преимущество политического и экономического строя социализма. После войны мир раскололся на две системы: социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным самой природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) на первый план выдвигают проблемы межгосударственной истории военного времени, не принимая во внимание марксистскую теорию о классах и классовой борьбе в мировом масштабе, исторической роли и задачи первого социалистического государства. На Западе всегда писали о роли Советского Союза в развязывании второй мировой войны и о его вступлении в войну уже в 1939 г., рассматривая такие события, как оккупация Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды начального этапа войны для Советского Союза. Вкладом в либеральную интерпретацию стали работы эмигранта В. Суворова (Резуна), который особо обратил внимание историков на такие вопросы, как роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении, как катализатора Второй мировой войны, подготовка Сталиным в 1940 – 1941 гг. наступательной войны против Германии, подготовка войны Советским Союзом как решающей фазы в реализации идеи мировой революции.

Либеральные историки обращают основное внимание на исторические факты, связанные с правами человека в СССР. Согласно заданности интерпретации никакая великая цель не может оправдать средства, необходимые для ее достижения. Либерально-историческая логика опирается в основном на такие факты Российской истории периода войны, как: репрессии, депортации, количество и судьба военнопленных. Именно с раскрытия «белых пятен» в отношении государства к личности и началась перестройка в изучении истории Великой Отечественной войны. Были поставлены проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене Победы, о роли союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в достижении общей победы над врагом. Проблема всемирно-исторического значения победы советского народа была заменена другой – итоги и уроки войны.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны. Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни).

Нападение Германии на Россию представляется попыткой объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.


Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Причины и ход Великой Отечественной войны

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Первое в мире социалистическое государство – СССР находится в окружении капиталистических стран, которые предпринимают попытки: 1)уничтожения ударными силами мирового капитализма, фашистской Германией, первого в мире социалистического государства – СССР; 2) военной силой установить на территории СССР капитализм и эксплуатацию его народов со стороны капиталистической Германии. Причина победы – советский народ защищал свою Родину, социализм, СССР как базу мировой революции. Периодизация войны: 1) первый период – срыв гитлеровского плана молниеносной войны и создание условий для ее коренного перелома (22 июня 1941 г. – 19 ноября 1942 г.); 2) второй период – начало контрнаступления под Сталинградом до форсирования Днепра и освобождения Киева – коренной перелом в ходе войны (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.); 3) третий период – полное изгнание фашистских захватчиков с Советской земли, освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы, окончательный разгром и капитуляция гитлеровской Германии (конец 1943 г.–9 мая 1945 г.).

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Интернациональная идеология Советского государства «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» является открытым призывом к насильственному изменению общественно-политического строя капиталистических государств. Политика СССР в отношении к государствам другой политической системы носит агрессивный характер. Тоталитарная Германия вынуждена была нанести упреждающий (превентивный) удар по потенциальному агрессору. Тоталитарные государства Германия и СССР одинаково виноваты в начале войны. Причина победы – российский народ защищал свою Родину.

Всемирно-историческая:

Технологическое направление

Прогресс технологический. Модернизационное развитие.

Научные открытия

Во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны. Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.

Локально-историческая

Единство человека и территории Попытка объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.