|
Учебное пособие: История РоссииВырабатывался советский стиль архитектуры. Под руководством Л.М. Кагановича была проведена «реконструкция» Москвы. На месте старой купеческой Москвы выросли современные высотные здания, были возведены дворцы, построен метрополитен. Однако все это делалось за счет уничтожения пямятников старины. В частности были снесены Сухарева башня, Вознесенский и Чудов монастыри в Кремле, многие особняки и дворцы. Большой резонанс в обществе вызвала ликвидация храма Христа Спасителя, возведенного на средства русских людей в ознаменование победы над Наполеоном. Обсуждался вопрос о сносе храма Василия Блаженного, под надуманным предлогом, что он мешал проведению демонстраций трудящихся на Красной площади. Большие средства выделяло правительство на народное образование. В 30-е годы правительство начало вводить всеобщее начальное, а затем и семилетнее образование. Быстро развивалась сеть вузов и техникумов, для широкого охвата высшим и средним специальным образованием трудящихся масс внедрялись вечерняя и заочная формы обучения. Из года в год росла численность выпускников вузов и техникумов. Правительство держало под контролем образование советских людей прежде всего через общественные науки. При личном участии Сталина была создана новая концепция отечественной и всемирной истории, разработаны основы философии, и благодаря единственному учебнику, которым стал «Краткий курс истории ВКП(б)», они внедрялись в систему образования. В 30-е гг. более однородной стала социальная структура советского общества и изменилось положение различных слоев населения. Были ликвидированы остатки эксплуататорских классов, а также нэпмановских элементов. В годы индустриализации возросла социальная мобильность населения. Представители рабочего класса пополняли ряды советской интеллигенции, особенно ее инженерно-технического отряда и руководящего слоя. В свою очередь рабочий класс был буквально размыт многомиллионными массами крестьянства, которые в начале 30-х гг. хлынули из деревни в город. Крестьянство в процессе коллективизации фактически «раскрестьянилось», оно утратило чувство собственника и хозяина и превратилось в батрака, работающего на чужой земле. В быту стали проявляться негативные моменты, вызванные резким изменением жизненного уклада, отсутствием нормальных жилищных условий, ограничением потребления и т. п. Массовыми явлениями стали нарушения трудовой дисциплины, воровство, брак на производстве, пьянство в быту, увеличивалось количество разводов, абортов, произошло снижение уровня рождаемости. Несмотря на широкую социальную политику Советского государства, ее достижениями могло в полной мере воспользоваться лишь ограниченное количество лиц: номенклатурные работники, передовики, ударники, стахановцы и т. д. Процесс маргинализации общества зашел так далеко, что государство было вынуждено принять ряд чрезвычайных мер, чтобы как-то остановить его. Стали пропагандироваться традиционные российские ценности: патриотизм, крепкая семья, забота о подрастающем и старшем поколениях. Были запрещены аборты и затруднена процедура разводов. Возрождался русский национализм путем пропаганды достижений русской истории и культуры. Теории изучения Из правил многотеоретического изучения 1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая. 3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей). 4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов. Литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995. (либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая). Научная: 1. Монографии: Волкогонов Д.А. Сталин: Политический портрет. В 2-х т. М.,1992. (либеральная). Голод 1932-1933 годов. М.,1995 (либеральная). Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что с нами случилось в 30-30-е гг. М., 1989 (материалистическая). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Роговин В. Сталинский неонэп. М.,1994 (либеральная). Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. М., 1992. (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая). 2. Статьи: Бондарев В.В. Сталин и Ленин // Родина, 1995. №1. (либеральная). Война с Финляндией // Родина, 1995. № 12. (либеральная). Горинов М. Советская страна в конце 20-х-нач.30-х гг. // Вопросы истории. 1990. № 11. (либеральная). Зеленин И. Революция «сверху» (о коллективизации с/х) // Вопросы истории 1994, №10. (либеральная). Шевяков А.А. Советско–германские экономические отношения 1939–1941 гг. // Вопросы истории. 1991, №4. (либеральная). Понятия различных теорий Понятия различных теорий – социалистическая система (материалистическое направление) и тоталитарный режим (либеральное направление) характеризуют одно и тоже с позиции своих предметов изучения. Материалистическое направление Диктатура пролетариата Власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Социализм Первая или низшая фаза коммунизма. Государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы. Тоталитаризм Государственный строй, подавляющий личность, «усредняющую до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Модернизация Тождественно понятиям прогрессивное развитие, цивилизованное развитие. В широком смысле слова – эволюционные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе мирового прогресса. В узком смысле – двуединый процесс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе. Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее. оценки СОСТОЯНИя СТРАНЫ В 20 – 30-е ГОДЫ Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества. (Мировоззрение – получение максимальных материальных благ.) Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека). Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) долгое время не выделяли это время в особый период отечественной истории, растворяя его то в рамках «реконструктивного периода» от капитализма к социализму 1926 – 1937 гг., то в рамках «переходного периода» от капитализма к социализму 1917 – 1937 гг. Основным содержанием этого периода считалось построение в СССР основ социалистического общества, заключавшемся в реализации трех задач: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлении культурной революции. Социализм трактуется как государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы. В литературе, написанной после ХХ съезда КПСС (1956 г.), с 30-ми гг. связывалось формирование культа личности Сталина и нарушения «социалистической законности» (раскулачивание, политические репрессии). Негативные явления в жизни страны связывались с личностью Сталина. Эпоха перестройки 1985 – 1991 гг. вызвала стремление историков весь период 1917 – 1985 гг. объявить периодом «незрелого», «казарменного» социализма. В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе). Либеральная литература (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) с 30-ми гг. связывает формирование в СССР тоталитарного общества, идеологизированного государства и с этих позиций рассматривала всю предшествовавшую и последующую советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Тоталитарное государство, с одной стороны, создавало мощную, но однобокую, милитаризованную экономику, с другой стороны, подвергало лишениям народ и уничтожало личность. Влияние этой теории на историков привело к тому, что с 1987 г. они стали выделять особый «сталинский» период в советской истории, начало периоду положил 1929 г., который под разными названиями – «год великого перелома», «революция сверху», «термидорианский переворот» стал рассматриваться как грань между НЭПом и сталинской политикой форсированной, мобилизационной индустриализации в экономике и тоталитарным обществом в целом. С 1992 г. «сталинский» период был перенесен на всю советскую историю 1917 – начало 90-х гг., которая стала оцениваться как советская модель тоталитарного общества. Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники). Сторонники направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) используют термин «сталинская модернизация» или «модернизация по-сталински», выделив в особый период 1928 – 1938 гг. Они считают, что сталинская модернизация (прогресс) объективно преследовала те же цели, что и модернизация начала ХХ в. Она также имела «догоняющий» характер, поэтому ей были присущи те же противоречия и возможные тупики. В то же время она была отягощена рядом как объективных, так и субъективных обстоятельств, совокупность которых можно определить понятием «тоталитаризм». Сталину удалось реализовать цели отечественной модернизации: построить в стране индустриальное общество, достичь технико-экономической независимости, вывести СССР в передовые страны по валовому национальному продукту. Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни). Историки локальной теории, (Г. В. Вернадский и др.) являясь сторонниками сильного государства положительно оценивают принципы государственного устройства СССР (федерацию народов, однопартийную систему, единую идеологию). Создание самого мощного в истории Евразии государства – СССР. Сравнительно-теоретические схемы № 1. Методы построения советского государства
№ 2. Оценки построения советского государства к 1937 г.
№ 3. Оценки деятельности И.В. Сталина
Глава 3. Россия в период Великой Отечественной войны (1941–1945) [1]
22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с вермахтом в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли составной частью второй мировой войны. Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, накануне войны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть. В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессивные органы. В начале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата — внутренних дел во главе с Л.П. Берия и государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуловым. В начале войны они слились в единый НКВД, но в 1943 г. функции органов внутренних дел и государственной безопасности вновь были разделены. Действовала система ГУЛАГа и лишь незначительная часть заключенных около 600 тыс. человек в составе штрафных батальонов могла участвовать в военных действиях. Органы внутренних дел контролировали всю личную жизнь граждан. В самом начале войны все советские люди сдали имеющиеся в их распоряжении радиоприемники. По указу Верховного Совета за распространение ложных слухов людей могли посадить на срок от 2 до 5 лет. НКВД занимался охраной порядка в городах, активно действовал в прифронтовой зоне, создавал «особые отделы» в армии. Осенью 1941 г. были расстреляны некоторые видные советские военачальники: Г.М. Штерн, П.В. Рычагов, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, Ф.К. Арженухин, Г.К. Савченко, И.Ф. Сакриер и др. Среди расстрелянных были партийный деятель Ф.И. Голощекин, участник расстрела царской семьи в Екатеринбурге, М.А. Спиридонова, лидер левых эсеров, участница выступлений этой партии против большевиков в июле 1918 г., М.П. Нестеренко, военная летчица и т. д. По чистой случайности избегли казни люди, внесшие огромный вклад в достижение общей победы над врагом: Б.Л. Ванников, ставший после освобождения наркомом боеприпасов, К.К. Рокоссовский, К.А. Мерецков, будущие Маршалы Советского Союза, С.П. Королев, создатель советских космических кораблей, и др. Репрессии в годы войны коснулись целых народов. Под надуманными предлогами срывались с насиженных мест и переселялись на новые территории немцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, другие народы СССР. В тяжелых условиях военного времени многие из них погибли в пути и в непривычных условиях обитания. В условиях военного времени мощным средством воздействия на советских людей продолжала оставаться идеологическая работа. Однако ее содержание было существенно изменено и нацелено на возрождение у советских людей чувства патриотизма. В период войны мощнейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков». Советская пропаганда заговорила об Отечественной войне, которую вел советский человек против фашистской Германии, вспомнила имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других русских полководцев. В их честь учреждались новые советские ордена и ими награждались за подвиги, совершенные уже в ходе Великой Отечественной войны. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |