рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: История России

Развивались традиции русской живописи и скульптуры. Силой одухотворенности были отмечены полотна И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, А. Куинджи, И. Грабаря, В. Серова, В. Васнецова, В. Кустодиева, И. Билибина. Творческих успехов добились скульпторы М. Антокольский, П. Трубецкой, С. Коненков.

На рубеже XIX–XX веков в России появился кинематограф, открывались «электротеатры», «иллюзионы», снимались документальные и игровые фильмы. Кино в то время называли «великим немым»: киноленты не озвучивались, сопровождаясь музыкальным аккомпанементом непосредственно при демонстрации.

Значительно разнообразились интересы и увлечения российских граждан — прежде всего в крупных городах. Развивалось библиотечное дело, возникали общества любителей старины, кружки краеведов. Получила распространение фотография. С первыми шагами автостроения в столичных центрах появлялись общества вело-мото-автолюбителей. Настоящий бум среди жителей Москвы, Петербурга, Одессы вызвали первые показательные авиаполеты.

Массовым увлечением становится спорт. Если в XIX веке физкультура была уделом избранных (фехтование и верховая езда как часть военного и аристократического образования, силовые номера в цирках), то в начале XX века она превратилась в повсеместную моду. Особой популярностью пользовались коньки, теннис и| французская борьба, развивались легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, футбол, бокс. Поклонники тех или иных видов спорта объединялись в любительские клубы для совместных тренировок и организации показательных выступлений перед публикой.

Быт россиян исподволь подвергался новым влияниям, но традиции продолжали играть определенную роль.

В быту соприкосновение между миром дворянским и миром купеческим или крестьянским было незначительным. Почти не было случаев общения между семьями из разных сословий — настолько и для дворян для купцов был привычен круг сложившихся внутрисословных связей. Редкими были межсословные браки. В начале XX века только стали проявляться признаки стирания различий между жизненными укладами дворянства и купечества: богатые семьи из обоих сословий не обходились без гувернеров (часто из иностранцев), нянек, слуг, кормилиц, возниц (в основном, из простонародья).

Дворяне при устройстве своего быта заимствовали многие западноевропейские стандарты. Обязательным считалось знание нескольких иностранных языков. Многие дворяне имели и городские апартаменты, и усадьбу в сельской местности. Привилегии дворянства при устройстве на государственную и военную службу, его связь с царским двором определяли подготовку и воспитание дворянской молодежи. Она обучалась в элитных учебных заведениях, определявших заранее характер будущей карьеры. При обучении мальчиков — будь то кадеты, пажи, лицеисты или правоведы — много внимания уделялось светским манерам и знанию придворного этикета. В не меньшей степени это касалось юных дворянок-воспитанниц Смольного института, которых учили еще и рукоделию, музицированию, кулинарии, уходу за детьми — из них готовили не просто фрейлин, а жен будущих гвардейских офицеров и министерских чиновников. В уставах элитных учебных заведений действовал пункт, лишавший родителей права требовать своих детей назад до полного окончания учебного курса. Это придавало обучению дворян особый общественный статус, формировало у них осознание сословной значимости. Многие дворяне оказались оторванными от народной культуры, народного менталитета — особенно крестьянского.

Так же, как и дворянам, устойчивость внутрисословных правил и норм была присуща купцам. Купеческий быт сохранил черты патриархальности. В семьях наблюдались иерархичность и непререкаемый авторитет старших: хлебосольство, широта, известное добродушие — но до определенного предела, после которого проступали жесткость в нетерпимость к расхлябанности. Внутри сословия остро ставились вопросы, касавшиеся личной репутации. В неписаной купеческой иерархии особым уважением пользе вались промышленники, после них стояли купцы-торговцы. Мало почтения заслуживали отдававшие деньги в рост — их называли «процентщиками». «Старое», гильдейское купечество не скрывало низкого мнения о «новых» буржуа, для которых прибыль нередко являлась единственным приоритетом. В рамках старокупеческой традиции детства внушалось: главное — «дело», «служение делу», а не нажива. Многие купеческие семьи были глубоко религиозны, считали благотворительность своей важной обязанностью. Некоторые из них вели настоящее соревнование в строительстве церквей, богаделен, больниц, недорогих столовых. В 1900–1914 годах своей благотворительностью особенно выделялись род Морозовых, род Бахрушиных, Солодовниковы, Боевы и др. Среди купцов бытовала назидательная формула: «Богатство обязывает».

Важнейшей чертой крестьянской жизни была общинность. Столыпинские реформы, внося изменения в землепользование, не посягали на общинную психологию крестьянства. Совместные жатва или сенокос, взаимопомощь при постройке жилья были типичными явлениями для деревенского быта. Среди крестьян в то время говорилось: «На Руси никто с голоду не помирал» — имелось в виду, что община всегда помогала человеку, попавшему в беду. Отражением общинного быта была артельность, распространенная среди сельских промысловиков и ремесленников, среди крестьян, уходивших в города на заработки. Артели использовались и при организации промышленного производства — на заводах, в строительстве, на транспорте, в сырьевых отраслях.

Частная жизнь крестьян была тесно связана с сельским миром. Каждый член общины зависел от коллективного мнения, проводившего резкую границу между грехом и праведностью. Сознание крестьян традицию ставило выше закона, именно она регулировала сельскую жизнь (отсюда — довольно распространенная практика крестьянских самосудов над пойманными преступниками). Общинный дух выражался и в совместно отмечаемых праздниках, именинах и свадьбах. Все участвовали в похоронах односельчан. Общей была церковно-приходская жизнь крестьян.

Крестьянство было несклонным к переменам в вековом укладе своего быта. Традиции связывались в сознании с сохранением духовных и этических норм, сформированных православием, а частично уходящих корнями в дохристианский период. Сельский мир хранил старину. И если для крестьянства она была освящена многовековым опытом, то для либеральной интеллигенции служила лишь доказательством «отсталости, реакционности и косности» российского крестьянина. Среди радикальной части интеллигентов, в свою очередь, широкое хождение получали идеи о «реорганизации человеческого материала» — подразумевалось, что главным объектом этих «реорганизаций» и «переделок» должна стать, прежде всего, крестьянская масса.

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная:

Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Верт Н. История советского государства. 1900–1991 гг. М., 1992; Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995 (либеральная). ). История СССР XIX -начало XX века. Учебник. /Под. ред. И. А. Федосова. М., 1981; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Аврех А. Я. Столыпин и Третья Государственная Дума, М., 1968 (материалистическая). Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия / Под ред. В.В. Журавлева. М.,1995 (либеральная). Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Игнатьев А.В. С.Ю. Витте – дипломат. М., 1989. (материалистическая). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М.,1988 (материалистическая). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор: Жизнь и смерть Петра Столыпина. М.,1991. (либеральная). Ферро М. Николай 11. М., 1991 (либеральная). Власть и реформы: От самодержавия к советской России. СПб., 1996 (либеральная). Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996 (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

 2. Статьи: Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин. // Вопросы истории, 1990, № 5. (либеральная). Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1993. № 3,5,7; 1994. № 1,6,7. (либеральная). Караваева И. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917 г. // Вопросы экономики, 1996, № 9. (либеральная). Сорокин А.К. Государство и предпринимательство в России. // ПОЛИС, 1995, № 3. (либеральная). Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).

Периодизация различных теорий

Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.

Религиозно-историческая теория делит историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира.

Всемирно-историческая теория:

– материалистическое направление делит историю мирового развития на формации: первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (первая фаза – социализм).

– либеральное и технологическое направления делят историю мирового развития на аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное).

Локально-историческая теория свою периодизацию строит исходя из циклов, вытекающих из взаимосвязи Космоса – Солнца – Земли (совокупность отдельных территорий) – Человека.

Понятия различных теорий

Каждая теория изучения содержит свой понятийный аппарат.

Материалистическое направление

Формация

Формационное развитие – тождественное понятие прогрессивному развитию. Общественно-экономическая формация – ступень развития общества.

Классы

По определению В.И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой.

Классовая борьба, появление классов связаны с возникновением частной собственности. Классовая борьба, переходя через все общественные формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую), ведет к уничтожению частной собственности и соответственно самих классов. В мировой истории существовали непримиримые классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Между классами идет непримиримая борьба.

Либеральное и технологическое направление  

Классы

1) Большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие).

2) Российские либеральные историки XIX — нач. XX вв. (Ключевский В.О.) выделяют классы по сословному или по профессиональному признаку: купцы, воины, земледельцы и др. Применительно к истории России второй половины XX века современные историки выделяет партийных и государственных чиновников в класс бюрократов.

Модернизация

Тождественно понятиям прогрессивное эволюционное развитие, цивилизованное развитие.

В широком смысле слова – прогрессивные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе западноевропейских ценностей.

В узком смысле – двуединый прогресс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе.

Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ Россия в начале ХХ века

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культуры, политизация общественного сознания. Появление большого количества политических партий привело к расколу цельного мироощущения у русских людей.

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества. (Мировоззрение- получение максимальных материальных благ).

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (И. А. Федосов и др.) связывают период 1900 – 1914 гг. с созреванием предпосылок для перехода от капитализма к социализму. Для обоснования концепции опираются на факты классового противостояния: революция 1905–1907 гг. («генеральная репетиция» революции 1917 г.), высокие темпы развития экономики в период 1907–1913 гг., монополизация промышленности («складывание объективных предпосылок для перехода к социализму»), обострение противоречий в обществе в межреволюционный период, ухудшение положения народных масс, рост антиправительственных выступлений (нарастание нового революционного кризиса в стране). В центр освещения событий ставится деятельность большевистской партии.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, эгоизм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

 Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) рассматривают данный период российской истории через призму реформаторского пути развития страны. Для нее такие факты истории как манифест 17 октября 1905 г., деятельность 4-х Государственных Дум, реформаторская деятельность П.А. Столыпина являются свидетельствами того, что Россия в начале ХХ в. стремительно эволюционировала в сторону конституционной монархии с рыночной экономикой. Другими словами, либеральные историки усматривают в этом вхождение России в мировую цивилизацию в качестве полноправного партнера с тенденцией выхода на лидирующие позиции.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) ,считают время с 1900 по 1914 гг. окончанием автократически-буржуазного цикла российской модернизации, начатого Великими реформами 1860-х гг. Россия пережила первый тур индустриализации (1890–1899 гг.), покрылась сетью железных дорог, крупными городами. События происходили на фоне только лишь пробуждающейся деревни, которой были чужды городские интересы и зародившаяся там острая социально-политическая борьба. Начавшиеся в ХХ в. модернизационные процессы в деревне к мировой войне оказались незавершенными, еще более обострили уже имеющиеся противоречия в развитии страны и породили новые. Россия в 1913 г. отсталая страна: по сложившимся пропорциям между городским и сельским населением; по доле промышленности в валовом национальном продукте; по разрыву в уровнях личного потребления между имущими и неимущими массами; по олигархическому характеру политической власти; по степени распространения современной культуры.

 

Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Оценки развития России в начале ХХ века

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу Падение роли Православной Церкви в общественной жизни России в результате формализации отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культуры, политизация общественного сознания, появление большого количества политических партий вело к расколу цельного мироощущения у русских людей.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Политический строй – самодержавие. Россия – тюрьма народов. Сплошная безграмотность населения (до 80%). Среди стран Европы самый высокий уровень эксплуатации трудящихся. В экономике аграрный сектор составляет 80%. Доля России в мировом промышленном производстве 4% (США – 34%) и имеет тенденцию к снижению. Председатель Совета министров Коковцов публично отказался от лозунга Витте – догнать Западную Европу по уровню экономического развития. В стране обострены до предела все проблемы: политические, экономические, социальные, национальные и др. Россия находилась накануне революции.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие

 

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Политический строй – Думская монархия с тенденцией перехода к парламентской республике. Сложилась многопартийная система. Либеральные реформы П.А. Столыпина обеспечили выход страны на лидирующее место в мире. В экономике наблюдается подъем, особенно быстро развивается тяжелая промышленность – основа технического прогресса. Опережающими темпами идет рост банков, акционерных компаний, кредитной кооперации в деревне. П.А. Столыпин: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Всемирно-историческая:

Технологическое направление

Прогресс технологический. Модернизационное развитие.

 

Научные открытия

Этот период характеризуется масштабной модернизацией России по западноевропейскому образцу. Процессы модернизации происходили на различных уровнях. С одной стороны, продолжался интенсивный процесс перенимания западных научных и технических достижений; в организационном плане этот процесс был связан, в частности, с проникновением в Россию западных капиталов и созданием филиалов западных компаний. Политическое влияние Запада привело к созданию политических партий либерального толка, в частности, партии кадетов. В 1905–1907 годах идеи модернизации нашли прямое выражение в копировании западных политических институтов (Государственная дума) и конституционных принципов (свободные выборы, свобода слова, печати, собраний и т.д.). Кроме того, идейное влияние Запада привело к появлению в России рабочих партий анархистского и марксистского направлений.

 

№ 2. Оценки земельной реформы П.А. Столыпина

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу

Реформа имела положительное значение.

Реформа повысила степень экономической и духовной свободы русского крестьянства.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Реформа имела отрицательное значение:

1) В стране земельный вопрос не решен. Земля находилась во владении у помещиков. Крестьяне оставались безземельными. 2) Выход из общины разделял интересы крестьян, дифференцировал их имущественно на бедных и богатых, ослаблял их общую (ранее единую) борьбу за конфискацию помещичьих земель. 3) Реформа экономически бесперспективна (т.к. мелкий крестьянин из нужды не выбьется), будущее страны за крупными коллективными хозяйствами – типа общины. Отсюда предложение конфисковать помещичьи земли и передать их в пользу общины. 4) Реформа в стране проводилась насильственными мерами, а протест крестьян жестоко подавлялся правительством. 5) Земельная реформа провалилась, и Россию неминуемо ждал революционный взрыв.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Реформа имела положительное значение.

Реформа явилась продолжением реформ 60-х гг. XIX века и ускорила продвижение страны по пути цивилизованного развития. В результате реформы право личности на собственность было сохранено, т.к. земли помещиков не конфисковывались. Правительство, помогая крестьянам выйти из общины после того, как они купили (выкупили) землю, и, закрепив ее в частную собственность, создало огромное количество личностей – предпринимателей. Массовая частная собственность на землю способствовала созданию материальные условия для самореализации личности. Ускорилось развитие сельского хозяйства, промышленности. Если бы реформа П.А. Столыпина не была насильственно прервана большевиками, Россию ждало бы прекрасное будущее.

 


Глава 2. Мировая война и смена монархии республикой. Возникновение Советского государства[i][1]

 

1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, вскоре превратившуюся в мировую. В противоборстве государств Россия объединилась с Англией и Францией (Антанта). Им противостояли Германия, Австро-Венгрия, Италия (Тройственный союз). Тот факт, что Германия первой объявила войну, в значительной степени обусловил рост патриотических настроений в России и созданием необходимости дать отпор противнику. Рабочие забастовки практически прекратились. Успешно прошла мобилизация в армии. На заседании Государственной Думы 9 августа 1914 г. обнаружилось почти полное единение правительства и Думы. Она, за исключением представителей социал-демократии, голосовала за военные кредиты. Местные органы самоуправления взяли на себя обязательство помогать армии в санитарном обеспечении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.