|
Дипломная работа: Совершенствование жилищно-коммунального комплекса на уровне местного самоуправления (на примере г. Черемхово Иркутской области)2. Прямым следствием политизированности процесса регулирования тарифов на ЖКУ являются: тяжелое финансовое положение жилищно-коммунальных предприятий, рост кредиторской задолженности предприятий ЖКХ перед поставщиками, снижение инвестиционной привлекательности сектора, высокие риски частного бизнеса; 3. Действия регулирующих органов не скоординированы между собой; 4. Низкие темпы реформирования системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги обусловлены в первую очередь тем, что у муниципальных образований отсутствуют стимулы для проведения данных мероприятий, а уже потом сказывается отсутствие методологической базы и специалистов необходимой квалификации; 5. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев образование тарифа происходит путем прибавления к расчетной себестоимости определенного процента рентабельности. Очевидно, что такая формула определения тарифов (“издержки +”) не стимулирует предприятия к снижению затрат, т.к. прибыль, включаемая в тариф, прямо пропорциональна затратам предприятия и в такой ситуации предприятие заинтересовано в росте себестоимости; 6. Нередка ситуация, когда в тариф не включаются все составляющие, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Например, зачастую в структуру тарифов не включаются средства, необходимые для обслуживания приборов и узлов учета, потребления коммунальных услуг; 7. Тарифы устанавливаются на нефиксированный срок, что создает ситуацию экономической неопределенности как для предприятия, так и для потребителей. На практике тарифы могут не пересматриваться по 3 и более года, невзирая на очевидные скачки инфляции. Все это приводит к тому, что коммунальные предприятия оказываются в ситуации хронического недофинансирования как своей текущей деятельности, так и программ обновления основных фондов [17]. Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском рынке услуг. Их оплата является составной частью неизбежных платежей населения. В структуре расходов населения на оплату услуг прослеживается четкая тенденция ежегодного увеличения удельного веса жилищно-коммунальных платежей: 19,0% в 2000г., затем последовательно – 20,6; 23,1; 26,2% - 2003г [13]. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2003 г. составили 196 рублей в месяц на одного члена домохозяйства и увеличились по сравнению с предыдущим годом в 1,6 раза. На эти цели затрачивается 6,9% потребительских расходов (таблица 2.7). Таблица 2.7 Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств, (в %) (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)
Группы населения с различными доходами значительно различаются по данному показателю. У 10% населения с самым низким уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов оплата жилищно-коммунальных услуг (с учетом предоставленных субсидий) поглощает 6,7% потребительских расходов, у следующих по уровню благосостояния групп, мало - и среднеобеспеченных – 8 - 10%, а у 10% наиболее состоятельных жителей – 4,4%. За год населению области оказано оплаченных жилищных услуг на сумму 1289,9 млн. рублей (на 5,8% ниже, чем в предыдущем году), коммунальных - на 3929,0 млн. рублей (на 4,4% ниже, при росте платных услуг в целом на 3,8%). В дореформенный период тарифы на жилищно-коммунальные услуги долгое время были низменными. Задача перехода к полной оплате населением стоимости этих услуг обусловила ускоренный рост тарифов, опережающий общее увеличение цен на потребительском рынке. Ежегодно (с 2000 г.) цены на жилищно-коммунальные услуги возрастают в 1,5 - 1,7 раза (таблица 2.8). Таблица 2.8 Индексы потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги, (декабрь в % к декабрю прошедшего года)
Но если в 2000 году рост среднедушевых доходов не отставал от повышения тарифов, что обеспечивало увеличение покупательной способности в отношении большинства жилищно-коммунальных услуг, то в 2001 г. финансовые возможности населения резко сократились и продолжали снижаться в последующие два года. В 2003 г. тарифы в этой сфере увеличились в среднем на 47,1%, жилищные услуги подорожали на 40,1%, коммунальные — на 53,8%. В отдельные периоды максимальное подорожание отмечается на разные услуги, в 2003 г. опережающими темпами дорожали электроэнергия, отопление и горячее водоснабжение (в 1,5 - 1,7 раза) В связи с разными темпами проведения реформы сохраняется значительная дифференциация в уровне тарифов на услуги, разрыв в разных городах области составляет от 3 до 6 раз. Минимальные тарифы на жилищные услуги действуют в п. Усть-Орда (2,2 рубля за кв.м. общей плошали), а самый высокий размер кварплаты - в Усть-Илимске (9 руб.). Жители северного Усть-Илимска больше всех платят и за водоснабжение и канализацию – 79,27 рубля в месяц с человека против 28,54 рубля в Ангарске. Тайшет, как и прежде, лидирует по оплате зa горячее водоснабжение -111,05 рубля в месяц с человека (п. Усть-Орда – 41,45) и отопление - 16,47 рубля (Усть-Илимск -5,18). В г. Черемхово в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. № 1099 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», с решениями Правления РЭК от 28.10.2003 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» с 01.01.2004 года» и от 24.11.2003 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» с 01.01.2004 года, по группам потребителей», Думой Черемховского муниципального образования утверждены с 01.01.2004 года экономически обоснованные тарифы за оплату жилья (Приложение Б) и коммунальные услуги: плата за отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в домах муниципального жилищного фонда г. Черемхово (Приложение В). Тарифы на отопление установлены ежемесячные, с учетом внесения платежей населения равными долями в течение года. Экономическое обоснование тарифа за отопление представлено в решении тарифной комиссии от 18.12.2003 № 121 (Приложение Г). Установленный уровень платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги по Черемховскому муниципальному образованию составил 90% от их фактической стоимости. При этом, по моему мнению, внесение изменений в данное Решение явилось важным шагом на пути последовательного проведения мероприятий жилищно-коммунальной реформы, одним из направлений которой является дифференциация платежей населения в зависимости от качества и количества услуг, месторасположения жилья и пр. Так, пункт 4 Решения Думы Черемховского городского муниципального образования от 23.01.2003 № 37/1-ДГ «Об утверждении тарифов на оплату за жилье и коммунальные услуги» учитывает действие утвержденных тарифов в пределах социальной нормы. Полная оплата жилья и коммунальных услуг, используемых сверх социальной нормы, обеспечит дополнительное поступление средств в бюджет города, в основном от наиболее обеспеченных слоев населения, имеющих сверхнормативное, второе жилье. В целом по муниципальному образованию по предприятиям ЖКХ фактическая величина затрат на производство ЖКУ в 2003 году составила 21,13 рублей на 1 кв. м общей площади жилья. Отклонение от федерального стандарта в сторону увеличения абсолютной величины составило 0,07 рублей на 1 кв. м. Большой удельный вес в затратах на 1 кв. м составили затраты на капитальный ремонт инженерных сетей (65%). Следует заметить, что в связи с ростом тарифов возросла и сумма задолженности населения по жилищно-коммунальным платежам, к концу 2003 года по области она составила 2134,4 млн. рублей. Уровень задолженности повысился до 15% от начисленных сумм против 12% в 2002 году (2001 г. - 7%). Неплатежи населения составляют дебиторскую задолженность предприятий. На 1 января 2004 г. по крупным и средним предприятиям жилищно-коммунального хозяйства области она составила 3267,3 млн. рублей, из нее просроченная – 1994,7 млн. рублей (61,1%). За год просроченная дебиторская задолженность увеличилась на 12,9% (по экономике уменьшилась на 14,5%). Высокая задолженность населения по жилищно-коммунальным платежам сложилась в г. Черемхово. На начало 2004 года дебиторская задолженность в целом по ЖКХ составила 405, 6 млн. рублей (из нее просроченная – 385, 8 млн. рублей или 95,1%), в том числе в жилищном хозяйстве – 103,8 млн. рублей (96,2%), коммунальном – 301, 8 млн. рублей (94,7). Доля предприятий, имеющих простроченную дебиторскую задолженность, составила в жилищном хозяйстве – 100%, коммунальном - 50%. Сведения по оплате жилищно-коммунальных услуг преприятияж этой сферы по г. Черемхово представлены в Приложении Д. Наибольшую задолженность имеют реорганизованное предприятие МУП УЖКХ и «Энергосбыт». Своевременную оплату затрудняют высокие тарифы за жилищно-коммунальные услуги при низком уровне и задержках заработной платы, высок уровень безработных и малоимущих граждан. На территории города зарплата в 2003 году была в 3,6 раза ниже среднеобластной. К тому же Черемхово отличается хроническим характером задержек заработной платы, в среднем - на 4,4 месяца (по области – 2,4 месяца). Кредиторская задолженность достигла 5628,7 млн. рублей, из нее просроченная - 3613,6 млн. рублей, или 71,9% обшей суммы (в целом по экономике – 37,2%). За год просроченная кредиторская задолженность уменьшилась на 9,4%, при снижении по экономике на 9,0%. Просроченная кредиторская задолженность превысила дебиторскую на 1618,9 млн. рублей или на 81,2% (по области - на 86,5%). На протяжении многих лет напряженное финансовое положение жилищно-коммунального хозяйства проявляется в невозможности своевременного возврата полученных банковских кредитов и займов. В целом по экономике просрочено лишь 2,4% общей суммы этой задолженности, а по жилищно-коммунальной отрасли - 87,4% (439,3 млн. рублей из 502,5 млн. рублей общей задолженности). В г. Черемхово уровень кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году по отношению к предыдущему снизился на 12,2% и составил на 01.01.2004 года 648, 7 млн. рублей (просроченной – 603,9 млн. рублей или 93,1%), в том числе в жилищном хозяйстве – 341,5 млн. рублей, коммунальном – 307,2 млн. рублей Отрасль является традиционно убыточной, для ее нормального функционирования необходимы государственные дотации. В жилищно-коммунальной сфере, как и в целом по экономике, доля убыточных предприятий постепенно снижается, но она по-прежнему значительно выше - 65,7% против 44,2% (2002 г. - 74,1% и 44,6%). Сальдированным финансовым результатом деятельности крупных и средних предприятий жилищно-коммунального хозяйства стал убыток в сумме 449,1 млн. рублей, его сумма за год увеличилась на 9,7% (таблица 2.9). Таблица 2.9 Финансовые результаты деятельности предприятий на 01.01.2004г, (млн. руб)
Из всех жилищно-коммунальных предприятий, оказывающих услуги, стабильно прибыльны только предприятия по услугам электроснабжения. В 2002 году в разряд рентабельных видов деятельности попало водоснабжение, в 2003 - теплоснабжение. Таков итог политики постепенного повышения тарифов. В то же время относительно сдержанный рост цен в газоснабжении (на 16,9%) привел к убыточности этих услуг, прежде убытки от реализации сжиженного газа покрывались прибылью сетевого газоснабжения. Остальные виды жилищно-коммунальных услуг по-прежнему приносят убыток, порою возрастающий от дополнительных видов деятельности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |