рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Совершенствование жилищно-коммунального комплекса на уровне местного самоуправления (на примере г. Черемхово Иркутской области)

Финансовый результат деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории города Черемхово в 2003 году представлен в таблице 2.10. По-прежнему, убыточным явилось содержание жилищного фонда (1,9 млн. рублей), из ряда коммунальных предприятий прибыль в размере 2647,9 тыс. рублей и 6119,8 тыс. рублей получена от оказания услуг в виде отпуска воды, пропуска сточных вод и отпуска электроэнергии соответственно. В целом убыток предприятий ЖКХ составил 11,6 млн. рублей.

Таблица 2.10

Расходы предприятий ЖКХ г. Черемхово на выполнение работ и услуг и их финансовый результат, (тыс. рублей)

Вид деятельности Расходы

Прибыль,

Убыток (-)

Эксплуатация жилищного фонда (включая капитальный ремонт) 38186,7 - 1905,8
Отпуск воды водопроводами 43201,8 926,2
Пропуск сточных вод канализацией 17232,6 1721,7
Отпуск электроэнергии 21274,2 6119,8
Отпуск теплоэнергии 145761,5 - 18453,7

Всего, в т.ч.:

жилищное хозяйство

коммунальное хозяйство

265656,3

38186,7

2274469,6

- 11591,8

- 1905,8

- 9686,0

Неустойчивость финансового положения предприятий усугубляется неполным возмещением понесенных затрат на предоставленные населению льготы по оплате услуг отрасли.

Постепенно возрастает как число получателей, так и средний размер льгот, соответственно и затраты предприятий жилищно-коммунальной сферы на их предоставление (таблица 2.11). В 2003 году льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг получили 841 тыс. человек (около трети жителей области), из которых большую часть составляют семьи ветеранов войны и труда.


Таблица 2.11

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг

Число граждан, пользующихся льготами Затраты предприятий ЖКХ на предоставление льго Среднемесячный размер льгот на одного пользователя
тыс. человек млн. рублей рублей
1998 1999 2000 2001 2002 2003

462,2

671,2

747,3

827,4

958,4

841,0

127,7

174,9

219,6

317,3

558,4

893,2

23

22

24

32

49

89

Среднемесячный размер льгот на одного пользователя в 2003 году составил 89 рублей, что почти в 2 раза выше уровня 2002 года, и в 4 раза выше 1998 года. Наибольшие льготы предоставлены Героям Советского Союза и России, Героям социалистического труда, полным кавалерам ордена Славы и Трудовой Славы, а также членам их семей (263 рубля в месяц), в самые незначительные (33 рубля) - многодетным семьям.

На предоставление льгот затрачено 893,2 млн. рублей, возмещено 484,1 млн. рублей (54,2%), в том числе за счет бюджетов - 469,9 млн. рублей (52,6%), средств предприятий и организаций - 14,2 млн. рублей (1,6%). В 2002 году возмещение было чуть выше (56,4%), но полного возмещения этих расходов не отмечалось на протяжении ряда лет.

В общей сумме предоставленных льгот затраты на снижение оплаты отопления составили 346,1 млн. рублей (39%), жилья - 248,4 (28%), горячего водоснабжения -110,6 млн. рублей (12%).

По степени возмещения затрат на льготы Иркутская область занимает последнее место в Сибирском федеральном округе. На первом месте по степени возмещения затрат ЖКХ на предоставление льгот населению республика Тыва – 123%, втором – Омская область (105,9%), третьем – Алтайский край (97, 5%)

Мерой социальной защиты малообеспеченных граждан на период проведения реформ является предоставление субсидий (компенсаций) в пределах нормы жилой площади [14]. В Иркутской области установлен предельный размер платежей на уровне 90% от стоимости жилищно-коммунальных услуг (2001 г. - 50%). Однако этот максимальный предел применяется не везде. В некоторых городах области, исходя из возможностей местных бюджетов, установлен более низкий уровень платежей (60-80%). Расходы населения на эти цели ограничиваются еще одним показателем, они не должны превышать 22% от совокупного дохода семьи (2001 г. - 18%). Закон, принятый на областном уровне в минувшем году, предусматривает дифференциацию этого критерия: для малообеспеченных граждан - от 12%. для пенсионеров, получающих небольшие пенсии — 6%. В случае превышения семья вправе рассчитывать на субсидию (снижение размера платежей) [13].

Порядок оформления субсидий, первоначально излишне бюрократический, упрощен: службы субсидий используют электронные базы данных (сведения о жилищно-коммунальных платежах, регистры населения и пенсионного фонда). Это избавляет население от представления отдельных справок. Кроме того, для удобства жителей скорректирован режим работы соответствующих служб.

Как видно из таблицы 2.12, возросшие расходы на субсидии спровоцировали снижение степени их погашения. Повышение тарифов при недостаточных доходах населения ведет к росту числа семей, получающих субсидии. Число получателей, незначительно менявшееся в течение нескольких лет, в 2003 году возросло в 1,9 раза (2002 г. - в 2,4 раза), а за 5 лет - в 6,4 раза.


Таблица 2.12

Субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг

Получили субсидии, тыс. семей Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, % Общий объем субсидий, млн. руб. Средний размер начисленных субсидий, рублей в месяц
начисленных погашен-ных В % к начисленной сумме
1998 1999 2000 2001 2002 2003

23,4

25,3

29,7

32,6

78,3

148,7

3,8

3,0

3,6

4,0

9,6

18,1

17,3

23,6

23,9

37,4 170,6 634,4

8,0

9,7

17,4

25,1 114,6 355,4

46,2

41,1

72,9

67,1

67,2

56,0

62

78

67

95

182

355

С учетом недостаточных доходов размер жилищно-коммунальных платежей снижен для каждой пятой-шестой семьи. Почти вдвое возрос за год средний размер субсидий. При этом значительно превышает среднеобластную величину (355 руб. в месяц) размер субсидий в городах Ангарск, Бодайбо, Усть-Илимск, Тайшет, Шелехов и в Усть-Илимском районе (431-630 руб.).

В Сибирском федеральном округе значительные субсидии предоставляются жителям республик Алтай и Бурятия, Красноярского края и Томской области. Средний размер субсидий зависит, в основном, от жилищно-коммунальных тарифов. Из областей и краев Сибирского округа Томская область и Красноярский край отличаются их наиболее высоким уровнем, семья из 4 человек за муниципальную квартиру без лифта, площадью 60 кв. м в декабре 2003 г. должна была оплатить соответственно 1855 и 1345 рублей (в других регионах - 691- 1153 руб.). В Красноярском крае, при максимальном числе получателей и самом высоком размере субсидий, они почти полностью (на 96,5%) погашены. В других регионах степень погашения меньше (56 - 94%).

Иркутская область по степени погашения субсидий, как и льгот, занимает 12 место (в 2002 г. — 8 - 9 место). Почти полностью погашены субсидии в областном центре (97,5%) и Ольхонском районе (96,6%), на 81-84% - в городе Нижнеудинске, Жигаловском и Усть-Илимском районах. В Тулуне, Шелехове и Заларинском районе уровень погашения - выше ста процентов, что связано с частичным погашением субсидий прошлых лет.

В г. Черемхово в 2003 году число граждан, получивших льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, составило 29346 человек – это примерно половина населения города. Фактические расходы по реализации льгот превысили 15220,8 тыс. рублей, из них возмещено за счет бюджетов всех уровней – 11708,3 тыс. рублей, степень возмещения расходов по реализации льгот в 2003 году составила 76,9% [13].

Предоставлено субсидий в городе на сумму 24541, 8 тыс. рублей, из них фактически погашено за счет средств бюджетов всех уровней – 15,1%.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Иркутской области занято 43,7 тыс. человек. За год численность работников уменьшилась на 5,9% (в жилищном хозяйстве - на 10,4%, в коммунальном - на 0,2%).

В 2003 г. с предприятий отрасли выбыло 30,5 тыс. человек, 70% среднесписочной численности. Таким образом, за год производственные коллективы обновились на три четверти, это самый высокий из всех отраслей показатель, свидетельствующий об отсутствии стабильности и несоответствии заработной платы условиям труда. Выбытие на 79% возмещено приемом новых работников, т.е. каждое пятое освободившееся место осталось незанятым. По данному показателю жилищно-коммунальная сфера также негативно отличается от других отраслей. На дополнительно введенные рабочие места принято 3,0 тыс. человек.

Основная часть выбывших — 22,2 тыс. человек или 73% уволились по собственному желанию (по - экономике — 69%), в связи с сокращением численности персонала – 0,9 тыс. человек.

Среднемесячная заработная плата (без социальных выплат) сложилась в размере 4230 рублей, на 28% выше, чем в предыдущем году и ниже среднеобластного уровня на 34%. Высокой по отношению к среднеотраслевой является зарплата на предприятиях коммунального хозяйства - 4943 рубля (на 17%), в жилищном хозяйстве она на 15% ниже (3593 руб.).

Выплаты социального характера в расчете на одного работника отрасли составили 31 рубль в месяц (в целом по экономике - 109 рублей).

Жилищно-коммунальная сфера всегда отличалась более высокими темпами роста задолженности по заработной плате. В 2003 году происходит сокращение задолженности, но в меньшей степени, чем в целом по области. Однако в текущем году вновь отмечается рост долгов в коммунальном хозяйстве на 14,7%, который на 01.01.2004 года составил 79,2 млн. рублей.

Тем не менее, более напряженное положение - в жилищном хозяйстве, где несмотря на сокращение задолженности, она все еще велика, более продолжительна задержка выплат, а в связи с этим - и больше сумма долга каждому работнику (10,3 тыс. рублей). Задержка зарплаты составила в среднем 2,4 месяца. Наибольшая продолжительность невыплаты зарплаты отмечена в жилищном хозяйстве и составила в 2003г 3,6 месяца

Кроме того, в жилищно-коммунальной сфере это явление отличается масштабностью: несвоевременно получают заработную плату более трети (36-44%) работников, тогда как в промышленности и строительстве – 10-12%

Больше половины отраслевых долгов по заработной плате образовалось из-за отсутствия собственных средств, остальное - по причине недофинансирования из бюджетной системы.


РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ г. ЧЕРЕМХОВО

3.1 Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею [10].

3.1.1 Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства

Специфика жилищной сферы заключается в том, что неразвитость конкурентных отношений в этой сфере вызвана, в первую очередь, сложившейся в дорыночный период затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и административной системой управления.

Монопольное положение организаций, функционирующих на рынке жилищных услуг связано с укрупнением жилищно-эксплуатационных организаций с конца 60-х годов, что привело к созданию многозвенных иерархических структур-трестов жилищного хозяйства, управлений жилищно-коммунального хозяйства. Создание трестов обосновывалось необходимостью управления увеличивающихся объемов местного жилья. И как правило эти предприятия были обременены содержанием дополнительных надстроек в виде ремонтно-механических служб, строительных участков, большого количества автопарка и др.

Преобразования в сфере управления ЖКХ на территории Черемховского городского муниципального образования производились следующим образом:

До 1996 года работали МУП Жилищного управления № 1, МУП Жилищного управления № 2, МУП Жилищное управление № 3, МУП Жилищное управление № 4, УЖКХ ОАО «Востсибуголь», аварийно-диспетчерская служба.

9 февраля 1996 года был создан МУП трест ЖКХ, зарегистрирован Постановлением Мэра № 68.

Трест жилищно-коммунального хозяйства занимал монопольное положение в системе управления и обслуживания жилищного фонда г. Черемхово, т.к. за ним был закреплен весь жилищный фонд города, и он не мог самостоятельно изменить объект обслуживания, равно как и жильцы воспользоваться услугами другой обслуживаемой организации.

В 2000 году трест был преобразован в «Службу заказчика» постановлением Мэра № 247 от 28.04.2000 г. На основании распоряжения мэра № 93 от 20.12.2001 г. «Служба заказчика» преобразована в МУП УЖКХ, которое, в свою очередь, распоряжением мэра № 93 от 17.03.04 г. подвергнуто процедуре банкротства.

На период реорганизации МУП УЖКХ насчитывал работающих на своем предприятии 650 человек. Кредиторская задолженность по заработной плате колебалась в пределах 4,6млн. рублей и с учетом компенсации при реорганизации (сокращении) достигла 5,9 млн. рублей.

Схема управления имущественными отношениями в г. Черемхово выглядит следующим образом: Комитет по управлению муниципальным имуществом находится в административном подчинении у мэра Черемховского городского муниципального образования. Комитет по управлению муниципальным имуществом на договорной основе передает в хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование жилищный фонд, инженерные сети, объекты и сооружения инженерной инфраструктуры коммунальным организациям (компаниям) различной формы собственности (Приложение Е).

Несмотря на то, что в ходе реформы МУП Управление жилищно-коммунального хозяйства был разукрупнен, появившиеся на его месте муниципальные и частные организации сохранили свое монопольное положение в связи совмещением функций управления и обслуживания административно закрепленного за ними жилищного фонда. Никакими серьезными экономическими рычагами жилищно-эксплуатационные организации не связаны с обслуживаемым жилищным фондом. Однако при этом они до сих пор собирают квартплату с населения, планируют свою работу, выполняют её, сами оценивают и сами себе ее оплачивают.

На вновь образованных предприятиях разных форм собственности удалось организовать работу с меньшим числом работников, частично остановить рост задолженности по заработной плате.

Существующая система эксплуатации жилищного фонда свидетельствует о наличии проблем в организации управления жилищным фондом Черемховского муниципального образования и не позволяет эффективно его использовать и сохранять. Жилищные организации не могут реализовать рыночные принципы управления не принадлежащей им жилищной собственности.

Состояние о закреплении площадей жилищного фонда города на 01.07.2004 года выглядит следующим образом (табл. 3.1). При этом большая часть жилищного фонда (1427 жилых домов) находится в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, оставшаяся (269 жилых домов) – в доверительном управлении у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.