рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Избирательная система в РФ

Избирательная система в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский государственный университет

Кафедра конституционного и административного права

ТОКАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Содержание

| |Введение |3. |

|1. |Выборы в системе государственной власти |4. |

|1.1.|Демократия и выборы. |4. |

|1.2.|Выборы как политическая ценность и правовой институт |5. |

|1.3.|Принципы организации и проведения выборов. |7. |

|2. |Понятие и виды избирательных систем |14. |

|2.1.|Понятие избирательной системы. |14. |

|2.2.|Мажоритарная система. |14. |

|2.3.|Пропорциональная система. |16. |

|2.4.|Полупропорциональные системы |21. |

|2.5.|Система единственного передаваемого голоса. |22. |

|2.6.|Смешанные системы. |23. |

|3. |Избирательное законодательство в системе конституционного права |25. |

|4. |Источники избирательного права Российской Федерации |37. |

|5. |История развития избирательной системы России |43. |

|6. |Развитие российского избирательного законодательства (1993 - 1999|60. |

| |гг.) | |

|7. |Федеральная избирательная система |66. |

|7.1.|Выборы депутатов Государственной Думы |68. |

|7.2.|Порядок формирования Совета Федерации |69. |

|7.3.|Проблемы выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов |70. |

| |на выборах в Государственную Думу | |

|7.4.|Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов |75. |

|7.5.|Финансирование избирательных кампаний |77. |

|8. |Соотношение федерального избирательного законодательства и |82. |

| |избирательного законодательства субъектов Российской Федерации | |

|9. |Региональные выборы |85. |

|10. |Предложения по развитию избирательной системы России |89. |

| |Список литературы |101.|

Введение

В условиях становления и развития в России демократического правового

государства народовластие, которое в советский период было одним из

формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную

конституционную основу всей российской государственности, механизм ее

реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих

путем выборов конкретный состав представительных органов государственной

власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и

связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального,

регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее

направление движения страны на обозримый период.

Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в

Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы

этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать

демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом

процессе играют выборы и референдум.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные

процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в

формировании властных институтов является общепризнанным элементом

современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к

политической демократии открыла новые возможности и условия превращения

граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в

различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей

стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как

открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной

власти и местного самоуправления.

Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и

политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы

способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости

которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с

ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но

и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую

власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах,

выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах

и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

1. Выборы в системе государственной власти

1.1.Демократия и выборы.

Система организации выборов (избирательная система) и избирательное

право являются необходимыми элементами осуществления народовластия -

исходного принципа российской государственности. Конституция Российской

Федерации содержит основополагающие положения, относящиеся к организации и

проведению выборов и имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и

применение на всей территории страны.

В Конституции обозначена конституционно-правовая формула

взаимоотношений между демократией как политической формой организации

государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из

направлений непосредственного участия граждан в управлении делами

государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и

касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной

правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти

в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий

свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и

органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная

характеристика институтов референдума и выборов как высшего и

непосредственного выражения власти народа.

К конституционным основаниям становления и развития политической

демократии и обеспечивающего ее избирательного права и законодательства

относятся также верховенство Конституции и федеральных законов, наличие

конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта Российской

Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов

ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо важны для понимания природы конституционной демократии и

правового регулирования избирательного процесса положения статьи 32

Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное

право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы

государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в

референдуме. Для сохранения и развития институтов политической демократии

существенное значение имеет конституционная норма, запрещающая издавать

законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина,

которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в

какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое

определение демократической государственности признает в качестве ее

атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых

гражданами на определенный срок1. Решение всего комплекса вопросов

воспроизводства и ротации выборных институтов власти через избирательный

процесс связано с соблюдением ряда основных политико-правовых принципов2.

И хотя указанные признаки парламентарной демократии относятся к опыту

функционирования и развития институтов классической модели организации

публичной власти, в своих исходных определениях они имеют общее значение и

смысл, поскольку основу любой демократической политической системы

составляет единство принципов представительности общественных интересов и

выборности их полномочных представителей.

В них обнаруживает себя действительная природа взаимоотношений между

обществом и государством, гражданином и властью как двумя конститутивными

элементами любой политической системы. Выборы и демократия - хотя и

взаимозависимые, но не совпадающие категории. Историческая практика знает

множество примеров использования выборов в ситуациях, не предполагающих

ротацию и передачу власти по итогам голосования. Демократические,

свободные, открытые и конкурентные выборы - итог длительной эволюции

социальных, политических и правовых институтов. В современных условиях

перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление

граждан на выборах является исходным условием легитимности власти,

непрерывности, сменяемости и преемственности в деятельности выборных

государственных институтов, сама возможность перехода находится в прямой

зависимости от последовательного освоения и безусловного соблюдения

политических и правовых принципов организации и проведения выборов,

культивирования навыков демократического участия граждан в избирательном

процессе и понимания ими социального значения периодически проводимых

избирательных кампаний.

Традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования

органов публичной власти является ограниченным и неполным в ситуации, когда

выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации

политической правосубъектности граждан, конституционную основу

государственного строя. В этом контексте реальное содержание и

разнообразные функции выборов могут быть предметно раскрыты и определены в

системе таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право,

избирательная система и избирательный процесс. Их изучение и составляет

предмет данного курса.

1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт.

Становление институтов выборной демократии в нашей стране проходило по

сценарию развития любого исторического процесса, а именно в условиях

параллельного поиска новой структуры организации власти и оформления

институтов политического участия граждан в ее осуществлении на федеральном

и региональном уровнях.

Особенность современного этапа заключена в его переходности, когда

старые институты сохраняют свое влияние на выработку и принятие

стратегических решений, а новые еще не обладают необходимыми качествами для

адекватного воздействия на политику будущего развития и ее регулирование.

Это означает, что в системе и процессах функционирования власти

одновременно присутствуют носители противоположных общественных тенденций -

модернизации и реставрации, и олицетворяющие их технологии социального

управления - авторитарная (олигархическая) и демократическая (гражданская),

что проявляется в перманентных институциональных кризисах и конфликтах.

Разрешение последних возможно лишь при условии достижения компромисса между

ведущими социально-политическими силами и группами, что предполагает, в

свою очередь, наличие механизма согласования интересов и позиций.1

Реальная возможность блокирования негативных тенденций в социально-

экономической и социально-политической сферах общественной жизни заложена в

идеологии и практике выборной и представительной демократии. Российский

исторический опыт показал, что характерная черта взаимоотношений между

обществом и государством состоит в их взаимном недоверии друг к другу. В

новых условиях этим основным действующим лицам отечественной политической

сцены необходимо найти публично-правовой язык урегулирования встречных

требований и претензий, поскольку в ходе исторического развития им и

фактически, и юридически было свойственно желание превратить другую сторону

прежде всего в объект решения собственных проблем, что и привело к полной

деградации государственно-общественных институтов, норм и ценностей.

Подобная утилитарная, а по существу антисоциальная и антиправовая, позиция

как самого общества, так и отчужденного от него государства обернулась

циклическим процессом общественных кризисов, революций и административно-

бюрократических реформ, а в конечном итоге – разрушением общего

культурного, правового и политического пространства.

Преодолеть взаимное недоверие и отчуждение представляется возможным

посредством образования публично-правовой структуры взаимодействия общества

и государства, которая стала бы предпосылкой и условием их совместной

деятельности и существования. Такой структурой являются институты

непосредственной и представительной демократии, благодаря которым власть и

граждане, сохраняя условия собственной автономии, воспроизводства и

регулирования, сосуществуют в режиме постоянного диалога и взаимоконтроля.

Ресурсы их интеграции заключены в модели конституционно-демократической

государственности, в рамках которой присутствует реальная возможность

включения граждан в процессы выработки и принятия решений по ключевым

вопросам общественного развития и ориентации деятельности государственных

институтов и учреждений на практическое осуществление этих, а не других

решений.

Однако отношения между обществом и государством, властью и гражданином

в условиях демократической формы их организации не являются идеальными.

Политический гражданский контроль за деятельностью государственных

институтов тоже обладает целым рядом конфликтогенных качеств. Демократия

порождает свои тупиковые линии поляризации общественных групп и интересов.

Дилеммы, которые несут в себе негативные тенденции развития, провоцируют

кризисы и даже электоральные катастрофы. Такие иррациональные формы

демократии, как маргинальная демократия, несут в себе столь же

разрушительный потенциал, как тоталитарное или бюрократическое государство.

Отсюда настоятельная потребность всесторонне осмыслить это общественно-

историческое явление, понять его политическую природу, раскрыть юридическое

содержание и гарантировать наименьшие социальные издержки в ситуации

перехода к системе ответственного участия граждан и их выборных

представителей в структурах и процессах власти.

Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной

власти в современных политических обществах. Они составляют новую

проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной

науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется

представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами,

историками, политологами и политиками. Сегодня, как и вчера, политики не

только выстраивают конкретные схемы общественного устройства, но и

реализуют абстрактные виды стратегии и тактики изменения существующих

институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются

вопросами формулирования норм позитивного права и законодательства,

регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, а активно включаются

в обоснование политической практики превращения желаемого образа

государства и права в реальность.1

Современное понятие выборной демократии и избирательного

законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных

на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в

избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в

прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему

и воздействию область юридических действий, правил и процедур,

обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно

проводимых выборов.

1.3. Принципы организации и проведения выборов.

Регламентация принципов организации и проведения выборов в органы

государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового

регулирования в области общественных избирательных отношений. Избирательное

право представляет собой совокупность институтов, нормы которых регулируют

содержание субъективного избирательного права граждан, а также формально-

юридические гарантии, условия и порядок осуществления данного права.

Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть ограничен

рамками субъективной формы участия граждан в избирательном процессе,

представленной в категориях всеобщего равного и прямого избирательного

права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда

органично входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие

демократическую природу выборов как политического института народовластия и

обеспечивающие свободное и открытое участие граждан в процессах и

структурах государственной власти.

Анализ действующего федерального и регионального законодательства,

касающегося вопросов организации и функционирования выборных институтов

публичной власти в части правового регулирования политических прав и

свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в

совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым

и административным основаниям избирательного процесса можно отнести весьма

ограниченное количество собственно нормативных принципов его организации.

Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона от 19

сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой

демократические свободные и периодические выборы в органы государственной

власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением

принадлежащей народу власти. Дополнительные определения сформулированы в

статье 3, предназначенной для юридической квалификации в целом принципов

проведения выборов, - открытость и гласность.

Состояние и уровень юридической разработки системы общенормативных

принципов организации и проведения выборов не позволяют дать их

исчерпывающую - перечневую и содержательную - характеристику. Примером

открытой юридической формулы является определение принципа альтернативности

выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие

современного избирательного права в условиях углубления и расширения

демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма

актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы

(перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов

ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к

которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения

выборов.

1.4.Обязательность выборов.

Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в

демократическом правовом государстве являлись единственным юридически

гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной

власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные

государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных

институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной

основе через избирательный процесс.

Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов

установлен в статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации", при этом основной акцент сделан, главным образом, на условиях и

процедуре назначения выборов. Региональная практика организации и

проведения выборов показала, что введение института назначения выборов не

гарантирует в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается

проблема отмены и переноса срока назначенных выборов.

Институт назначения выборов, в комплексе регулируемых им избирательных

отношений - их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть

продления или сокращения времени выполнения полномочий выборных органов

государственной власти, - является важнейшим инструментом обеспечения или,

напротив, ограничения избирательных прав граждан. Симптоматично, что эти

моменты процедуры организации выборов получили развернутую оценку в ряде

решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, в

постановлении от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности

Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года "О выборах в

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы

местного самоуправления". Правовые позиции Конституционного Суда

основывались на том, что осуществление права граждан Российской Федерации

на участие в свободных периодических выборах предполагает наличие

регулирующих выборы предписаний в конституциях (уставах) и законах

субъектов Российской Федерации, конкретно определяющих сроки полномочий

выборных органов и тем самым - периодичность выборов. Эти предписания

нормативных актов должны соответствовать предписаниям Конституции

Российской Федерации и федеральных законов, имеющим более общий характер,

например, устанавливающим максимальные предельные сроки полномочий выборных

органов субъектов Российской Федерации, без определения конкретных сроков и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.