рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Избирательная система в РФ

соответствующей главы, посвященной рассмотрению жалоб, связанных с

нарушением избирательных прав граждан.

Статьи 90, 239-6 ГПК РСФСР определяют десятидневный срок рассмотрения

жалобы на действия (бездействие) государственных органов, общественных

организаций и должностных лиц. В то же время Федеральный закон "Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации" сокращает сроки рассмотрения жалоб, связанных с

нарушением избирательных прав граждан в период проведения выборов. Так,

решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются

в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в

день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в

жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не

позднее чем в десятидневный срок. Более того, указанный Федеральный закон

предоставляет суду возможность рассматривать жалобу на решения

избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в

течение двух месяцев со дня ее подачи. Однако такой срок не предусмотрен ни

одной статьей ГПК РСФСР. Максимальный срок рассмотрения гражданских дел -

один месяц.

На практике применение сроков рассмотрения названных дел, несмотря на

несогласованность законов, их установивших, не вызывает особой сложности -

при рассмотрении дел суды, как правило, руководствуются Федеральным законом

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", а также соответствующими федеральными

законами о выборах.

Более сложна ситуация со сроками, которые, к сожалению, не нашли своего

отражения ни в одном федеральном законе, а их отсутствие негативно

сказывается на реализации избирательных прав граждан. Это, в частности,

сроки обращения в суд с жалобой по вопросу нарушения избирательных прав

граждан, обжалования судебных решений, исполнения судебных решений.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации" не устанавливает сроков

обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные

права граждан. Вместе с тем, в ряде случаев суды руководствуются нормами

ГПК РСФСР и Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и

решений, нарушающих права и свободы граждан", согласно которым предусмотрен

трехмесячный срок обжалования. Вряд ли правильно применять здесь аналогию

закона. В гражданское процессуальное законодательство должны быть введены

специальные процессуальные сроки, применяемые при рассмотрении данной

категории гражданских дел.

Трехмесячный срок для обращения в суд приемлем только в отношении

жалобы, поданной на решение избирательной комиссии об итогах голосования

или результатах выборов, но вряд ли приемлем, если речь идет об отказе в

регистрации кандидата. Положительное решение суда об отмене отказного

решения избирательной комиссии, принятое после подведения итогов

голосования, не может восстановить нарушенное право кандидата, поскольку

исполнение его невозможно.

Негативное значение имеет и отсутствие сокращенных сроков подготовки

мотивированного судебного решения, вступления его в законную силу, подачи

кассационной жалобы и ее рассмотрения вышестоящей судебной инстанцией.

Например, в соответствии с требованиями ГПК РСФСР кассационная жалоба на

состоявшееся решение суда может быть рассмотрена вышестоящей судебной

инстанцией не ранее чем через 10 дней с момента изготовления

мотивированного судебного решения (срок подачи кассационной жалобы - 10

дней). На изготовление такого решения ГПК РСФСР предусматривает три дня,

итого получается, что кассационная жалоба может быть рассмотрена только по

истечении 13 дней. Отсюда следует вывод, что фактически любой кандидат,

которому необоснованно отказали в регистрации, а впоследствии восстановили

по решению суда, будет находиться в неравных условиях по отношению к другим

кандидатам из-за недостатка времени на проведения предвыборной агитации.

Особое значение имеют и сроки исполнения судебных решений, принятых по

избирательным спорам. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР содержит

исчерпывающий перечень судебных решений, подлежащих немедленному

исполнению, в числе которых только одно решение, касающееся избирательного

права, - о назначении даты выборов представительных органов местного

самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (статья

210). В остальных случаях суд сам решает обращать или нет свое решение к

немедленному исполнению.

Такая недоработка в законодательстве создает определенные проблемы для

правоприменителей. Например, во Владивостоке за два дня до голосования

решением суда была отменена регистрация кандидата на должность мэра города,

но решение не было обращено к немедленному исполнению, и соответственно

территориальная избирательная комиссия не могла его исполнить.1

Возникают ситуации, при которых накануне дня голосования суд отменяет

решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,

федерального списка кандидатов и не обращает его к немедленному исполнению.

Здесь также ограничиваются возможности кандидатов добиться истины.

Все эти вопросы должны быть четко урегулированы. Более того, если суд

вынесет положительное решение, а избирательная комиссия не выполнит его, то

судебное решение передается на принудительное исполнение судебному приставу

в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в

котором также необходимо оговорить сроки исполнения с учетом скоротечности

избирательной кампании. Сейчас статья 2398 ГПК РСФСР устанавливает общий

месячный срок исполнения вступившего в законную силу решения суда,

принятого по жалобе. Вместе с тем, прошедшие избирательные кампании

показали, насколько важна оперативность принятия судебных решений и их

исполнения.

3.7. Уголовное законодательство. Законодательство об административных

правонарушениях

Современное уголовное законодательство Российской Федерации содержит

две статьи, в которых содержатся три состава преступлений,

предусматривающих уголовную ответственность за нарушение избирательных прав

граждан. До принятия Уголовного Кодекса 1996 г., прежний Уголовный Кодекс

предусматривал ответственность по восьми составам преступлений.

В настоящее время уголовно-правовые санкции распространяются

исключительно на должностных лиц, членов избирательных комиссий, членов

инициативных групп или комиссий по проведению референдума. Вместе с тем, в

случае подделки избирательных документов, субъектами преступления следовало

бы признавать и сборщиков подписей.

Административное законодательство об ответственности за нарушения

избирательных прав претерпело существенные изменения. Вступил в силу

Федеральный закон "Об административной ответственности юридических лиц за

нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

Появилось много новых составов правонарушений в Кодексе РСФСР об

административных правонарушениях.

Если в период кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 1999

г. ответственность за нарушение избирательных прав предусматривалась только

в 13 составах правонарушений, то в период кампании по выборам Президента

Российской Федерации - уже по 24 статьям.

В новом КоАП РФ от 30.12.2001 административным правонарушениям,

посягающим на права граждан, выделена 5-я глава, в которой собраны 24

статьи, предусматривающие ответственность за нарушение избирательного

законодательства. Вместе с тем, исчез состав правонарушения,

ответственность за которое ранее наступала по статье 40-3 -

"Распространение о кандидате в депутаты или на выборную должность путем

опубликования либо иным способом ложных сведений в целях влияния на исход

выборов".

Практика проведения выборов доказала необходимость совершенствования

порядка производства по административным правонарушениям, связанным с

проведением выборов. Так, в соответствии с действующим избирательным

законодательством избирательной комиссии предоставлено право составлять

протокол об административном правонарушении, т.е. возбуждать

административное производство. Право на дальнейшее разбирательство, в том

числе прекращение производства, избирательной комиссии не предоставлено.

1Это компетенция суда. Однако правоприменительная практика избирательных

комиссий идет по пути широкого применения более серьезных "санкций" в

соответствии с избирательным законодательством, таких как вынесение

предупреждения, отмена регистрации. Применение административной

ответственности инициируется слабо. Скорее всего, это связано с тем, что

применить предупреждение или отмену регистрации более просто, чем перенести

спор в суд общей юрисдикции, когда требуется соблюдение множества процедур.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. исключил положение о сроке, в течение

которого должно быть рассмотрено дело о нарушении избирательного

законодательства. В условиях ограниченного времени проведения избирательных

кампаний такое положение не может способствовать защите прав и законных

интересов их участников.

В целом следует отметить, что в законодательстве об административных

правонарушениях наибольший акцент сделан на ответственности кандидатов,

средств массовой информации. В меньшей мере установлена ответственность

других субъектов избирательной кампании.

4. Источники избирательного права Российской Федерации

Источниками избирательного права Российской Федерации являются правовые

акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного

права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы

государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие

порядок осуществления этого права.

Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой

каждый вид источников имеет свое функциональное назначение. При этом

различные источники избирательного права имеют разную юридическую силу.

Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в

Конституции Российской Федерации.

4.1. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права.

Статьей 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим

непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные

выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя

Российской Федерации. Тем самым устанавливается иерархическое положение

выборов в системе других демократических институтов.

Конституция является основой для развития всего избирательного

законодательства. Это проявляется в различных формах.

Во-первых, Конституция определяет содержание избирательных прав граждан

Российской Федерации.

Статьей 32 Конституции Российской федерации установлено, что граждане

Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы

государственной власти и органы местного самоуправления. Не имеют права

избирать и быть избранными только граждане, признанные судом

недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору

суда.

Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы

человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в

той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, объем

возможных ограничений избирательных прав граждан установлен непосредственно

Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, в Конституции Российской Федерации проводится разграничение

компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в

сфере избирательного законодательства.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации (п. "в") установлено, что

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (а

следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской

Федерации. В ведении Российской Федерации находится также формирование

федеральных органов государственной власти (п. "г" ст. 71).

В то же время защита прав и свобод человека и гражданина находится в

совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

(п. "б" ч. 1 ст. 72). Установление общих принципов организации системы

органов государственной власти и местного самоуправления в Российской

Федерации также относится к совместному ведению Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). Это означает, что в

соответствии с федеральными законами субъекты Российской Федерации

осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой

системы, что включает и определение конкретных способов формирования

органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов

избирательного права относится к исключительному ведению субъектов

Российской Федерации. Так, субъект Российской Федерации самостоятельно

определяет избирательную систему, применяемую при выборах в законодательный

(представительный) орган государственной власти, а также самостоятельно

устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтов

в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Естественно,

что при этом должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан,

установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.1

В-третьих, Конституция Российской Федерации определяет круг федеральных

государственных органов, избираемых гражданами Российской Федерации, и

устанавливает уровень их нормативного регулирования. К числу таких органов

относятся Президент Российской Федерации и Государственная Дума

Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает основы избирательного

права при выборах Президента. Достаточно подробное регулирование основ

выборов Президента обусловлено его статусом главы государства и широким

объемом его конституционных полномочий. Конституция предусматривает, что

порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным

законом, то есть выборы Президента могут проходить только в соответствии с

федеральным законом, принятым в установленном Конституцией порядке. Такой

закон был принят 21 апреля 1995 года.

В соответствии со статьей 96 Конституции Государственная Дума

избирается сроком на четыре года; порядок формирования другой палаты

Федерального Собрания - Совета Федерации - и порядок выборов депутатов

Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным

законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации", принятым 9 июня 1995 года2.

В-четвертых, Конституция исходит из того, что демократические принципы

избирательного права являются частью правовой системы Российской Федерации.

Особенностью Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, по

сравнению с Конституцией 1978 года является отсутствие в ней специального

раздела "Избирательная система". Прежняя Конституция России устанавливала

демократические принципы избирательного права (всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании) применительно к выборам всех

уровней. Такого рода общность правового регулирования была возможна в силу

единства в организации системы Советов. В действующей Конституции эти

принципы определены только в отношении выборов Президента Российской

Федерации.

Вместе с тем статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено,

что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры

Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Как

известно, демократические принципы избирательного права определены, в

частности, во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о

гражданских и политических правах.

В-пятых, в самой Конституции установлен общий механизм защиты

конституционных норм, определяющих избирательные права граждан.

Нормы Конституции Российской Федерации согласно статье 15 Конституции

имеют прямое действие. В силу этого при разрешении различного рода споров

по поводу избирательного права обоснованна ссылка на нормы Конституции.

Суды всех уровней обязаны принимать меры по обеспечению прямого действия

Конституции. Сейчас активно формируется практика применения судами

содержащихся в Конституции Российской Федерации норм избирательного права.

Если законами, определяющими процедуру проведения выборов в органы

государственной власти и в органы местного самоуправления, нарушается

Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

при наличии соответствующих обращений в соответствии со статьей 125

Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от

24 июня 1994 года2 "О Конституционном Суде Российской Федерации"

рассматривает эти дела и вправе признать соответствующие акты или отдельные

их положения неконституционными. Акты или их отдельные положения,

признанные неконституционными, утрачивают силу. В практике деятельности

Конституционного Суда Российской Федерации рассмотрение дел по поводу

избирательного права получило достаточное распространение.

В-шестых, Конституция определяет меру самостоятельности населения

соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления.

Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации население

соответствующих территорий самостоятельно определяет структуру органов

местного самоуправления. Тем самым создается основа для регулирования

актами органов местного самоуправления ряда вопросов, возникающих при

проведении муниципальных выборов.

4.2. Федеральные законы как источники избирательного права.

Федеральными законами регулируется проведение выборов в федеральные органы

государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии

избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов во

все органы государственной власти и органы местного самоуправления в

Российской Федерации. Последняя задача решается Федеральным законом "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", принятым Государственной Думой 5 сентября

1997 года1.

Указанный Федеральный закон имеет особое значение в системе источников

избирательного права, так как, во-первых, имеет универсальный характер,

поскольку в нем устанавливаются гарантии избирательных прав граждан, общие

для всех выборов независимо от их уровня, и его действие распространяется

также на референдумы, проводимые в Российской Федерации, а во-вторых,

конкретизирует содержание конституционного права граждан избирать и быть

избранными, формулирует гарантии его реализации применительно к различным

стадиям избирательного процесса, определяет основные понятия и термины

избирательного права, устанавливает порядок защиты избирательных прав

граждан, а также закладывает организационно-правовые основы построения

избирательной системы России как федеративного государства.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет более высокую

юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого

Федерального закона "федеральные законы, законы субъектов Российской

Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые

в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному

закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской

Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые

в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону,

применяются нормы настоящего Федерального закона".

Очевидно, что после принятия Федерального закона "Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации" принятые ранее акты федерального законодательства и

законодательств субъектов Российской Федерации должны были быть приведены в

соответствие с его положениями. В настоящее время эта работа проводится на

уровне Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов

субъектов Российской Федерации.

Среди актов федерального избирательного законодательства отметим

Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской

Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»2, в

котором установлены временные правила назначения и проведения муниципальных

выборов для тех субъектов. Российской Федерации, в которых нет

законодательной базы для выборов в органы местного самоуправления, а равно

не сформирован организационный механизм их проведения - соответствующие

избирательные комиссии.

Состав федеральных законов, являющихся источниками избирательного права, не

исчерпывается собственно избирательными законами, каковыми являются законы

о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы,

об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации, об обеспечении конституционных прав граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.