рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Избирательная система в РФ

преобразоваться в политические партии в соответствии с названным Законом. В

тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и

местные политические общественные объединения либо трансформируются в

структурные подразделения новых политических партий, либо утратят статус

политического объединения и будут действовать как общественные объединения

на основании их уставов, которые будут применяться в части, не

противоречащей комментируемому Федеральному закону.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются

законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней

структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных

законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических

партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение

основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,

подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,

разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы

граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на

учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в

политическую партию общероссийской общественной организации,

общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения

учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета.

В случае же преобразования действующего общественного объединения в

политическую партию образование организационного комитета необязательно.

Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной

регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом

регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации

политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов

Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации

политической партии. Только после этого политическая партия может

осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае

свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает

свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный

реестр юридических лиц, аннулируется.

В целях обеспечения демократических принципов в организации и

деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их

уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и

сменяемость руководящих органов политических партий, а также

демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении

кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и

органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным,

фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть

граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть

членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а

также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на

вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в

политической партии может устанавливаться для определенных категорий

граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и

федеральными законами. Член политической партии может состоять только в

одном региональном отделении данной политической партии - по месту

постоянного или преимущественного проживания.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических

партий Законом определяется порядок формирования денежных средств и иного

имущества политической партии, а также порядок представления партией

ежегодно финансовых отчетов.

В качестве одного из видов государственной поддержки политических партий

предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по

результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов,

как это предусмотрено действующим законодательством. Такая форма

финансирования политических партий достаточно широко распространена в

мировой практике. Государственное финансирование политической партии (за

счет средств федерального бюджета) осуществляется при условии, что

выдвинутый этой партией либо избирательными блоком, в состав которого

входила партия при проведении выборов, федеральный список кандидатов на

выборах депутатов Государственной Думы или кандидат на должность Президента

Российской Федерации получил не менее 3% голосов избирателей, принявших

участие в голосовании, либо по одномандатным избирательным округам по

выборам в Государственную Думу было избрано не менее 12 кандидатов,

выдвинутых политической партией или избирательным блоком. Выделение

бюджетных средств в указанных целях предусматривается начать с 2004 года.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации

электоральных процессов, Законом установлено, что политические партии

являются единственным видом общественных объединений, которые обладают

правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы

государственной власти (эта норма вступит в силу по завершении

двухгодичного переходного периода). Одновременно определены критерии, в

соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах:

а) выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)

и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)

и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах

одномандатных избирательных округов;

в) выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она

входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской

Федерации;

г) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица

субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10

процентах субъектов Российской Федерации;

д) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты

законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации

не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

е) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы

местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской

Федерации.

В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в

выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия

подлежит ликвидации.

Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а

также основания приостановления ее деятельности.

В связи с принятием Федерального закона "О политических партиях"

предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный

закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные законы,

устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок

проведения выборов в органы государственной власти и органы местного

самоуправления.

Не принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон

должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений,

нельзя не отметить и ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе,

которые могут породить определенные проблемы на практике.

Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской

Федерации политических партий иностранных государств и структурных

подразделений указанных партий. Членами российских политических партий не

вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон

разрешает политическим партиям устанавливать и поддерживать международные

связи с политическими партиями и иными общественными объединениями

иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.

Аналогичным образом право политических партий создавать объединения и

союзы с иными общественными объединениями, в том числе вступать с ними в

избирательные блоки, плохо согласуется с запретом на создание политических

партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной

принадлежности, поскольку для общественных объединений таких ограничений не

установлено.

В течение двух лет наряду с регистрацией вновь образующихся

политических партий предстоит перерегистрация, назовем это так, уже

существующих политических общественных объединений, которые примут решение

о преобразовании в политические партии. По истечении указанного срока

общероссийское политическое общественное объединение, не преобразовавшееся

в политическую партию, утрачивает статус политического общественного

объединения и действует как общероссийская общественная организация или

общероссийское общественное движение на основании устава, который

применяется в части, не противоречащей Закону "О политических партиях".

3.3. Законодательство о выборах и законодательство о СМИ и свободе

информации

В ходе выборов в Государственную Думу в 1999 г. высветилась одна из

существенных особенностей Федерального закона "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а именно:

он оказался недостаточно согласован с законодательными актами,

регулирующими свободу слова и свободу массовой информации. Как известно, в

период проведения выборов в Государственную Думу деятельность средств

массовой информации осуществляется в общем режиме, установленном

Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О

средствах массовой информации", а также некоторыми иными законодательными

актами о средствах массовой информации с учетом ряда специальных требований

и ограничений, предусмотренных в Федеральном законе "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в

Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако последние

законы содержат весьма противоречивое регулирование участия средств

массовой информации в избирательных кампаниях. Этими нормами должны

руководствоваться как руководители средств массовой информации, так и

журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании. Соответствующие

правила обязательны и для непосредственных субъектов избирательного

процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков),

являющихся в избирательной кампании партнерами СМИ. В итоге в период

выборов обостряются вопросы о пределах регулирования деятельности СМИ в

период избирательной кампании.

В тех случаях, когда избирательные комиссии, осуществляя контроль за

предвыборной агитацией, исходили из приоритета норм избирательного

законодательства над положениями законодательства о СМИ, это вызывало

естественное сопротивление СМИ и приводило к определенной дестабилизации

избирательного процесса. Зачастую ограничительное регулирование

предвыборной агитации средствами избирательного законодательства, имея в

виду достижение одних целей, на деле приводило к достижению результатов,

которые весьма сложно объяснить с точки зрения логики Конституции, да и

общепринятых норм проведения выборов в демократическом обществе. Так,

согласно Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации" (пункт 4 статьи 56), кандидат,

зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе

воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах организаций

телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 Федерального

закона (т.е. общероссийских государственных организаций телерадиовещания).

Указанная норма была введена в закон с учетом опыта парламентских выборов в

1995 г. для того, чтобы руководители так называемых "карликовых"

избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по федеральному

избирательному округу, не могли использовать бесплатное эфирное время,

предназначенное для избирательного объединения в целом, для поддержки

избирательной кампании лидера партии, зарегистрированного по одномандатному

избирательному округу. На практике же получилось, что многим известным

политикам, лидерам политических партий и движений создавались препятствия

для выступлений с изложением позиции партии, движения на каналах

общероссийских государственных телерадиокомпаний в счет бесплатного

эфирного времени.

Перед законодателем стоит задача согласовать избирательное

законодательство с законодательством о СМИ, обеспечив последовательное

соблюдение всех прав и свобод граждан в период избирательных кампаний.

Ограничения, налагаемые в соответствии с законом о выборах на ведение

агитации через СМИ зарегистрированными кандидатами, избирательными

объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные

списки кандидатов, не могут затрагивать свободы выражения мнений по

политическим вопросам в СМИ для граждан, общественных объединений. Жесткое

запретительное регулирование в данном направлении способно создать

существенные препятствия для осуществления свободы слова, свободы массовой

информации, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

3.4. Законодательство о государственной службе

В отношении использования "административного ресурса" избирательным

законодательством установлены определенные запреты. В частности:

- зарегистрированным кандидатам, замещающих согласно Федеральному

закону "Об основах государственной службы Российской Федерации"

государственные должности категории "А", запрещается использовать

преимущества своего должностного положения;

- зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной и

муниципальной службе, должны быть освобождены на время участия в выборах от

выполнения служебных обязанностей и также не вправе использовать

соответствующие преимущества;

- зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность

категории "А" или выборную муниципальную должность, вправе вести

предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных

обязанностей время.

Вместе с тем законодательством о государственной службе недостаточно

регулируется ряд весьма значимых для избирательного процесса правовых

понятий. К их числу можно отнести, например, такие как "рабочее время" и

"время отдыха", "иная служебная зависимость" (например, по отношению к

должностям категории "А"). Без нормативного уточнения этих понятий

невозможно реально ограничить использование баллотирующимися чиновниками

любых рангов своих полномочий и возможностей. В результате нарушается

принцип равенства кандидатов, являющийся базовым для всей системы

избирательных правоотношений в цивилизованном обществе.

Особое качество приобретает "административный ресурс" в случаях

активного участия ведущих представителей как исполнительной, так и

законодательной власти федерального и регионального уровня в создании и

поддержке деятельности общественно-политических организаций, выступающих в

роли избирательных объединений и блоков. В то же время согласно статье 11

Федерального закона "Об основах государственной службы Российской

Федерации" государственным служащим запрещено использовать служебное

положение в интересах общественных объединений, а также использовать в

неслужебных целях средства материально-технического, финансового и

информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную

информацию.

Таким образом, для предотвращения вышеуказанных злоупотреблений

служебным положением в период избирательной кампании требуется, с одной

стороны, конкретизация положений законодательства о государственной службе,

ограничивающих подобные нарушения, а с другой более последовательное

соблюдение запретов и ограничений, имеющихся в действующем избирательном

законодательстве. Вместе с тем следует также признать, что решение ряда

вопросов связано не только с законодательным регулированием, но и с

упрочением этических начал государственной службы.

3.5. Законодательство о благотворительной деятельности, гражданское

законодательство

Статус благотворительных организаций и порядок их деятельности

определяются Федеральным законом "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях". Согласно статье 6 этого Федерального

закона благотворительной организацией является неправительственная

(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная

для реализации предусмотренных этим Федеральным законом целей путем

осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом

или отдельных категорий граждан. Очевидно, что цели создания и деятельности

указанных организаций никоим образом не связаны с подготовкой и проведением

выборов. Участие в различного рода избирательных акциях противоречит самому

назначению благотворительности.

В то же время федеральное избирательное законодательство вводит ряд

существенных ограничений на осуществление благотворительной деятельности в

период избирательной кампании организациями, учредителями, собственниками,

владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются кандидаты,

зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные

блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки кандидатов и (или)

отдельных кандидатов, доверенные лица и уполномоченные представители

избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица

зарегистрированных кандидатов. Такого рода запрет обоснован лишь в качестве

санкции за имеющееся злоупотребление правом на предвыборную агитацию, но ни

в коем случае не может служить основанием для создания препятствий в

деятельности благотворительных организаций, которая осуществлялась и до

начала избирательной кампании.

Согласно формулировке пункта 5 статьи 45 Федерального закона "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", которому на период избирательной кампании

реклама коммерческой или иной деятельности организаций, учредителями,

собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых

являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные

объединения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки

кандидатов и (или) отдельных кандидатов, доверенные лица и уполномоченные

представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные

лица зарегистрированных кандидатов, допускается только на основаниях,

предусмотренных Федеральным законом, что подразумевает ее оплату

исключительно из средств избирательного фонда. Указанные ограничения на

рекламу "коммерческой и иной деятельности" организаций, связанных с

кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, в период

выборов не должно приводить к нарушению гарантированной Конституцией

свободы экономической деятельности, порядок осуществления которой определен

в гражданском и некоторых иных отраслях законодательства (в частности,

административном, налоговом).1

3.6. Гражданское процессуальное законодательство

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину

Российской Федерации судебную защиту его прав и свобод. Указанная норма

Конституции конкретизирована в статье 63 Федерального закона "Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации", согласно которой решения и действия (бездействие)

органов государственной власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия

(бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдумов и их

должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на

участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Как показывает практика, при проведении практически любой избирательной

кампании имеют место судебные разбирательства по жалобам, поданным в связи

с нарушением избирательных прав граждан Российской Федерации. На нынешний

день порядок их рассмотрения регулируется Гражданским процессуальным

кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий

и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Однако Гражданский процессуальный кодекс принимался в то время, когда

выборы проводились на безальтернативной основе. Для граждан Российской

Федерации специально оговаривалась возможность только защиты активного

избирательного права - права избирать, в связи с чем в ГПК РСФСР была

предусмотрена и до настоящего времени действует отдельная глава 23 "Жалобы

на неправильности в списках избирателей", состоящая всего из трех

безнадежно устаревших статей. Она требует изменения или введения новой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.